«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»
«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»
«Развитие творческих способностей
в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; проявлением творческих способностей в театрализованной деятельности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя.
Авторы Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др. утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально – театрализованных игр.
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию, усвоению новой информации, и новых способов действия, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, такие занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Исследователь И.Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому искусству. При правильном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника. Дети осознают, что театр дарит радость зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении театрального искусства в жизни общества. В дошкольном возрасте ребятам доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей – умении соотносить себя с положительными и отрицательными героями.
В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж его поступки, чувства, действия.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что дети скованны при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках. Выступая перед зрителями, теряются, замыкаются, не все дети могут передать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций. Большинство детей умеют действовать с театрализованными атрибутами, но эти действия однообразны. Изучив литературу: А.Н. Брызгалова, «Театрально-игровая деятельность дошкольников», Р.Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Г.Н. Карманенко «Кукольный театр», М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», М.Б Зацепина, «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», Е.В. Мигунова, «Театральная педагогика в детском саду» разработала перспективный план работы кружка по теме: «Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».
Реализуя намеченный план совместно с родителями организовали театральную студию: приобрели наборы иллюстраций к сказкам, кукольный театр. Изготовили ширмы и разные виды театров: театр на кружках, пальчиковый, театр рукавичек, на прищепках, настольный и вязаный театры, на фланелеграфе, теневой театр. Для организации игр - драматизаций сшили костюмы к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Репка».
С целью расширения знаний о театре, формирования у воспитанников активности и проявления творчества в театрализованной деятельности, для снятия зажатости и скованности целесообразно включать в совместную деятельность имитационные игры: «Заяц», «Дождь», «Медведь», «Волк»; упражнения на развитие выразительности речи, дикции: «Гиппопатам», «Рыжая лиса»; мини-инсценировки: «Зайки серые сидят», «Как игрушки слушали звуки», «Ёлка»; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, составление сказок, рисование, дидактические игры: «Каким ты видишь лес», «Сказки - загадки», «Из какой я сказки», просмотр мультимедийных презентаций: «Театр «Тирлямы» в городе Братске», видеофильмов с записью театральных постановок актерами профессионалами игры инсценировки; игры активизирующие воображение и творчество детей: «Слушай хлопки», «Вот так позы», «Тень» «Волшебная корзинка», «Моя сказка»; игры, способствующие овладением своим телом; пластические этюды: «Муравьи», «Буратино и пьеро»; дыхательные упражнения: «Комарик», «Насос», «Тряпичная кукла; пантомимические этюды, упражнения: «Пройдись как старик с клюкой», «Покажи, как могли бы приветствовать друг друга – крокодилы, гуси, волки», «Покажи, как танцевала золушка, когда гладила платье, ловила муху».
Для развития эмоциональной сферы проводила игровые занятия, такие как: «Путешествие на планету эмоций», «Расскажи стихи руками», «Потерянная сказка» - в ходе которых дети познакомились с разными эмоциями – восторг, грусть, печаль, научились выражать эмоции с помощью голосового аппарата. На развлечениях у ребят совершенствуются умения, навыки подражания голосам персонажей, передачи мимикой, жестами характеров сказочных героев.
Чтобы дети самостоятельно организовывали спектакли, игры – драматизации, различные игровые позиции в театральную студию поместила яркие реквизиты: ширмы для кукольного театра, костюмы, грим, билеты, афиши, бинокль, кассу.
Создавая единую пространственную среду, в ходе осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, эффективно использовать разнообразные формы работы: домашние задания, привлечение к организации театральной студии, участие в драматизациях, фотовыставки, совместные просмотры спектаклей, организация концертов. Постоянное включение родителей в совместную с деятельность с детьми и педагогами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, объединять усилия для развития творческих способностей в театрализованной деятельности.
Таким образом, проведенная работа с родителями помогает взрослым организовать в домашних условиях театрализованную деятельность, развивать творческие способности, речь детей, эмоциональную сферу своих малышей.
Результатами работы с детьми стали их успехи в театрализованной деятельности, ребята раскрепощены при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках, проявляют творчество, импровизируют. Выступая перед зрителями, уже не теряются, свободно передают характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.
Литература:
Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» // Ребёнок в детском саду.2001. №2.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М., 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»»
«Развитие творческих способностей
в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»
Автор: Кашуба Ирина Михайловна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №45»
муниципального образования города Братска
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
когда он живет в мире сказок, творчества,
воображения, фантазии,
а без этого он засушенный цветок.
В.Сухомлинский
Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; проявлением творческих способностей в театрализованной деятельности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя.
Авторы Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др. утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально – театрализованных игр.
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию, усвоению новой информации, и новых способов действия, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, такие занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Исследователь И.Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому искусству. При правильном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника. Дети осознают, что театр дарит радость зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении театрального искусства в жизни общества. В дошкольном возрасте ребятам доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей – умении соотносить себя с положительными и отрицательными героями.
В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж его поступки, чувства, действия.
Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что дети скованны при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках. Выступая перед зрителями, теряются, замыкаются, не все дети могут передать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций. Большинство детей умеют действовать с театрализованными атрибутами, но эти действия однообразны. Изучив литературу: А.Н. Брызгалова, «Театрально-игровая деятельность дошкольников», Р.Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Г.Н. Карманенко «Кукольный театр», М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», М.Б Зацепина, «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», Е.В. Мигунова, «Театральная педагогика в детском саду» разработала перспективный план работы кружка по теме: «Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».
Реализуя намеченный план совместно с родителями организовали театральную студию: приобрели наборы иллюстраций к сказкам, кукольный театр. Изготовили ширмы и разные виды театров: театр на кружках, пальчиковый, театр рукавичек, на прищепках, настольный и вязаный театры, на фланелеграфе, теневой театр. Для организации игр - драматизаций сшили костюмы к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Репка».
С целью расширения знаний о театре, формирования у воспитанников активности и проявления творчества в театрализованной деятельности, для снятия зажатости и скованности целесообразно включать в совместную деятельность имитационные игры: «Заяц», «Дождь», «Медведь», «Волк»; упражнения на развитие выразительности речи, дикции: «Гиппопатам», «Рыжая лиса»; мини-инсценировки: «Зайки серые сидят», «Как игрушки слушали звуки», «Ёлка»; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, составление сказок, рисование, дидактические игры: «Каким ты видишь лес», «Сказки - загадки», «Из какой я сказки», просмотр мультимедийных презентаций: «Театр «Тирлямы» в городе Братске», видеофильмов с записью театральных постановок актерами профессионалами игры инсценировки; игры активизирующие воображение и творчество детей: «Слушай хлопки», «Вот так позы», «Тень» «Волшебная корзинка», «Моя сказка»; игры, способствующие овладением своим телом; пластические этюды: «Муравьи», «Буратино и пьеро»; дыхательные упражнения: «Комарик», «Насос», «Тряпичная кукла; пантомимические этюды, упражнения: «Пройдись как старик с клюкой», «Покажи, как могли бы приветствовать друг друга – крокодилы, гуси, волки», «Покажи, как танцевала золушка, когда гладила платье, ловила муху».
Для развития эмоциональной сферы проводила игровые занятия, такие как: «Путешествие на планету эмоций», «Расскажи стихи руками», «Потерянная сказка» - в ходе которых дети познакомились с разными эмоциями – восторг, грусть, печаль, научились выражать эмоции с помощью голосового аппарата. На развлечениях у ребят совершенствуются умения, навыки подражания голосам персонажей, передачи мимикой, жестами характеров сказочных героев.
Чтобы дети самостоятельно организовывали спектакли, игры – драматизации, различные игровые позиции в театральную студию поместила яркие реквизиты: ширмы для кукольного театра, костюмы, грим, билеты, афиши, бинокль, кассу.
Создавая единую пространственную среду, в ходе осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, эффективно использовать разнообразные формы работы: домашние задания, привлечение к организации театральной студии, участие в драматизациях, фотовыставки, совместные просмотры спектаклей, организация концертов. Постоянное включение родителей в совместную с деятельность с детьми и педагогами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, объединять усилия для развития творческих способностей в театрализованной деятельности.
Таким образом, проведенная работа с родителями помогает взрослым организовать в домашних условиях театрализованную деятельность, развивать творческие способности, речь детей, эмоциональную сферу своих малышей.
Результатами работы с детьми стали их успехи в театрализованной деятельности, ребята раскрепощены при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках, проявляют творчество, импровизируют. Выступая перед зрителями, уже не теряются, свободно передают характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.
Литература:
Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» // Ребёнок в детском саду.2001. №2.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М., 2000.