kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие творческих способностей

в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии,

 а без этого он  засушенный цветок.

В.Сухомлинский

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с  художественным образованием и воспитанием детей;  формированием эстетического вкуса;  нравственным воспитанием; развитием коммуникативных  качеств личности; проявлением творческих способностей в театрализованной деятельности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя.

Авторы Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др. утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально – театрализованных игр.

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности,  способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию, усвоению новой информации, и новых способов действия,   настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того,  такие занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка  развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему  продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. 

Исследователь И.Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому искусству. При правильном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника. Дети осознают, что театр дарит радость зрителям. В  дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении театрального искусства в жизни общества. В дошкольном возрасте ребятам доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей – умении соотносить себя с положительными и отрицательными героями.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий.  Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж его поступки, чувства, действия. 

Театрализованная деятельность  близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия.  Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало,  получая огромное эмоциональное наслаждение.

Наблюдая за детьми   своей  группы, я обратила внимание, что дети скованны при  исполнении  ролей в спектаклях, этюдах,  играх-драматизациях и инсценировках.   Выступая  перед зрителями, теряются, замыкаются,  не все дети могут передать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.  Большинство детей умеют действовать с театрализованными атрибутами, но эти действия однообразны.   Изучив литературу:    А.Н. Брызгалова, «Театрально-игровая деятельность дошкольников», Р.Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Г.Н. Карманенко «Кукольный театр», М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,  М.Б Зацепина, «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»,  Е.В. Мигунова, «Театральная педагогика в детском саду» разработала перспективный план работы кружка  по  теме: «Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

 Реализуя намеченный  план   совместно с родителями  организовали   театральную  студию: приобрели   наборы иллюстраций к сказкам, кукольный театр.  Изготовили ширмы и разные виды театров: театр на кружках, пальчиковый, театр рукавичек,  на прищепках, настольный  и вязаный театры, на фланелеграфе, теневой театр.     Для организации игр - драматизаций сшили костюмы к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Репка».

 Оформила  картотеки: «Пальчиковые игры»,  «Физкультминутки», «Игры на имитацию движений», «Психогинастика», «Этюды на имитацию выразительных движений», «Скороговорки», «Пальчиковые игры», «Мини - инсценировки», «Пословицы, поговорки», «Скороговорки», «Коммуникативные игры». 

С целью расширения знаний о театре,  формирования у воспитанников  активности  и проявления творчества в театрализованной деятельности, для снятия зажатости и скованности целесообразно включать в совместную деятельность имитационные игры: «Заяц», «Дождь», «Медведь», «Волк»;  упражнения на развитие выразительности речи, дикции: «Гиппопатам», «Рыжая лиса»; мини-инсценировки: «Зайки серые сидят», «Как игрушки слушали звуки», «Ёлка»; чтение художественной литературы,  рассматривание иллюстративного материала,  составление сказок, рисование, дидактические игры: «Каким ты видишь лес», «Сказки - загадки», «Из какой я сказки», просмотр мультимедийных презентаций: «Театр «Тирлямы» в городе Братске», видеофильмов с записью театральных постановок актерами профессионалами игры инсценировки;  игры активизирующие воображение и творчество детей: «Слушай хлопки», «Вот так позы», «Тень» «Волшебная корзинка», «Моя сказка»; игры, способствующие  овладением своим телом; пластические  этюды: «Муравьи», «Буратино и пьеро»; дыхательные  упражнения: «Комарик», «Насос», «Тряпичная кукла; пантомимические этюды, упражнения: «Пройдись как старик с клюкой», «Покажи, как могли бы приветствовать друг друга – крокодилы, гуси, волки», «Покажи, как танцевала золушка, когда гладила платье, ловила муху».

Для развития эмоциональной  сферы     проводила  игровые занятия, такие как: «Путешествие на планету эмоций», «Расскажи стихи руками», «Потерянная сказка»  -  в ходе которых   дети познакомились с разными эмоциями – восторг, грусть, печаль, научились выражать эмоции с помощью голосового аппарата. На развлечениях  у ребят   совершенствуются умения, навыки подражания голосам персонажей, передачи мимикой, жестами характеров сказочных героев.  

Чтобы дети  самостоятельно организовывали спектакли, игры – драматизации, различные игровые позиции  в театральную студию поместила яркие реквизиты: ширмы для кукольного театра, костюмы, грим, билеты, афиши, бинокль, кассу.   

 Создавая единую пространственную среду, в ходе осуществления взаимодействия с семьями воспитанников,  эффективно использовать  разнообразные формы   работы:  домашние задания, привлечение к организации театральной студии, участие в драматизациях,  фотовыставки, совместные просмотры спектаклей, организация концертов.  Постоянное включение родителей  в совместную с деятельность с детьми и педагогами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, объединять усилия   для развития творческих способностей в театрализованной деятельности. 

Таким образом, проведенная работа с родителями помогает взрослым организовать в домашних условиях театрализованную деятельность, развивать творческие способности, речь детей, эмоциональную сферу своих малышей.

Результатами работы с детьми стали их успехи  в театрализованной деятельности, ребята  раскрепощены  при  исполнении  ролей в спектаклях, этюдах,  играх-драматизациях и инсценировках, проявляют   творчество, импровизируют.  Выступая  перед зрителями, уже не теряются, свободно  передают характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.    

Литература:

  1.  Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» // Ребёнок в детском саду.2001. №2.
  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
  3. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2001.
  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М., 2000.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»»

«Развитие творческих способностей

в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста»

Автор: Кашуба Ирина Михайловна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

муниципального образования города Братска



Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии,

а без этого он засушенный цветок.

В.Сухомлинский



Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; проявлением творческих способностей в театрализованной деятельности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативы, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя.

Авторы Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др. утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Для избежания этого необходимо влияние взрослых на развитие музыкально – театрализованных игр.

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности, способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию, усвоению новой информации, и новых способов действия, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, такие занятия требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Исследователь И.Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому искусству. При правильном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника. Дети осознают, что театр дарит радость зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении театрального искусства в жизни общества. В дошкольном возрасте ребятам доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей – умении соотносить себя с положительными и отрицательными героями.

В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребёнком роли, определяющей выбор игровых действий. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж его поступки, чувства, действия.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что дети скованны при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках. Выступая перед зрителями, теряются, замыкаются, не все дети могут передать характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций. Большинство детей умеют действовать с театрализованными атрибутами, но эти действия однообразны. Изучив литературу: А.Н. Брызгалова, «Театрально-игровая деятельность дошкольников», Р.Туфкрео, М. Кудейко «Коллекция идей», Г.Н. Карманенко «Кукольный театр», М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», М.Б Зацепина, «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности», Е.В. Мигунова, «Театральная педагогика в детском саду» разработала перспективный план работы кружка по теме: «Развитие творческих способностей в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

Реализуя намеченный план совместно с родителями организовали театральную студию: приобрели наборы иллюстраций к сказкам, кукольный театр. Изготовили ширмы и разные виды театров: театр на кружках, пальчиковый, театр рукавичек, на прищепках, настольный и вязаный театры, на фланелеграфе, теневой театр. Для организации игр - драматизаций сшили костюмы к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка», «Репка».

Оформила картотеки: «Пальчиковые игры», «Физкультминутки», «Игры на имитацию движений», «Психогинастика», «Этюды на имитацию выразительных движений», «Скороговорки», «Пальчиковые игры», «Мини - инсценировки», «Пословицы, поговорки», «Скороговорки», «Коммуникативные игры».

С целью расширения знаний о театре, формирования у воспитанников активности и проявления творчества в театрализованной деятельности, для снятия зажатости и скованности целесообразно включать в совместную деятельность имитационные игры: «Заяц», «Дождь», «Медведь», «Волк»; упражнения на развитие выразительности речи, дикции: «Гиппопатам», «Рыжая лиса»; мини-инсценировки: «Зайки серые сидят», «Как игрушки слушали звуки», «Ёлка»; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, составление сказок, рисование, дидактические игры: «Каким ты видишь лес», «Сказки - загадки», «Из какой я сказки», просмотр мультимедийных презентаций: «Театр «Тирлямы» в городе Братске», видеофильмов с записью театральных постановок актерами профессионалами игры инсценировки; игры активизирующие воображение и творчество детей: «Слушай хлопки», «Вот так позы», «Тень» «Волшебная корзинка», «Моя сказка»; игры, способствующие овладением своим телом; пластические этюды: «Муравьи», «Буратино и пьеро»; дыхательные упражнения: «Комарик», «Насос», «Тряпичная кукла; пантомимические этюды, упражнения: «Пройдись как старик с клюкой», «Покажи, как могли бы приветствовать друг друга – крокодилы, гуси, волки», «Покажи, как танцевала золушка, когда гладила платье, ловила муху».

Для развития эмоциональной сферы проводила игровые занятия, такие как: «Путешествие на планету эмоций», «Расскажи стихи руками», «Потерянная сказка» - в ходе которых дети познакомились с разными эмоциями – восторг, грусть, печаль, научились выражать эмоции с помощью голосового аппарата. На развлечениях у ребят совершенствуются умения, навыки подражания голосам персонажей, передачи мимикой, жестами характеров сказочных героев.

Чтобы дети самостоятельно организовывали спектакли, игры – драматизации, различные игровые позиции в театральную студию поместила яркие реквизиты: ширмы для кукольного театра, костюмы, грим, билеты, афиши, бинокль, кассу.

Создавая единую пространственную среду, в ходе осуществления взаимодействия с семьями воспитанников, эффективно использовать разнообразные формы работы: домашние задания, привлечение к организации театральной студии, участие в драматизациях, фотовыставки, совместные просмотры спектаклей, организация концертов. Постоянное включение родителей в совместную с деятельность с детьми и педагогами позволяет создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов, объединять усилия для развития творческих способностей в театрализованной деятельности.

Таким образом, проведенная работа с родителями помогает взрослым организовать в домашних условиях театрализованную деятельность, развивать творческие способности, речь детей, эмоциональную сферу своих малышей.

Результатами работы с детьми стали их успехи в театрализованной деятельности, ребята раскрепощены при исполнении ролей в спектаклях, этюдах, играх-драматизациях и инсценировках, проявляют творчество, импровизируют. Выступая перед зрителями, уже не теряются, свободно передают характер персонажей с помощью мимики, жестов, эмоций.





Литература:

  1. Доронова Т.Н. «Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности» // Ребёнок в детском саду.2001. №2.

  2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.

  3. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2001.

  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду». М., 2000.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кашуба Ирина Михайловна

Дата: 09.04.2016

Номер свидетельства: 316903

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Консультация для воспитателей "Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста ""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_razvitiie_sloviesnogho_tvorchiestva_v_tieatra"
    ["file_id"] => string(6) "418075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495561053"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Статья «Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста  в процессе экологического воспитания»"
    ["seo_title"] => string(124) "stat-ia-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-ekologhichieskogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "307212"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458290273"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства