kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль театра, как синтеза искусств, в художественно –эстетическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, часто атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов и творческих способностей. Как помочь маленькому человеку вырасти  инициативной, коммуникабельной, раскрепощенной и творческой личностью? Этим и обусловлена  актуальность данной статьи.

  Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Богатейший кладезь представляет собой театрализованная деятельность.

Театр  — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. Это  один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяющий решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Особую значимость театральная деятельность приобретает накануне поступления детей в школу. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению –  путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Сочетая возможности нескольких видов искусств, театр обладает огромной силой воздействия  на эмоциональный мир ребенка, развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого нужно начать оснащение группы, что помогает объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Требования.

Моя театральная деятельность началась в 2007 году, когда я готовила небольшой концерт для родителей. Известно, что каждая мама приходит посмотреть на своего ребенка, поэтому я хотела привлечь как можно больше детей. Любой концерт – это динамическое выступление, в котором музыка подчеркивается действием. А действие – это и есть театр. Более того, в процессе репетиций я обратила внимание на весьма неплохие способности ребят к театральной деятельности, что для меня стало настоящим открытием. Сценическая импровизация, костюмы, движение превратило концерт в действо, а слушателя в зрителя. Возникло обоюдное желание продолжить работу в этом направлении. Но поскольку я пришла к этому действию не напрямую, а через музыку, то в результате получилась не просто театральная, а музыкальная театральная группа. А что же делать остальным? Именно тогда у меня появилась идея – подарить театр каждому ребенку, включив элементы сценической импровизации в образовательный процесс.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Опираясь на методики ведущих хормейстеров, я разработала систему по развитию вокально – хоровых навыков у детей. В нее включены музыкально – театральные игры,  игры – упражнения на развитие дыхания, памяти, песни – инсценировки, песни – шумелки, песни –хороводы, где я использую ритмопластику. Этот вид деятельности позволяет  всем детям группы, попробовать свои силы в творческой деятельности, раскрыть свой потенциал.

Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа. Занятия в нашем детском саду проводятся в музыкально – театральной студии «Калейдоскоп».  За основу я взяла программы Э.Г.Чуриловой «Арт – фантазия» и Т.С.Григорьевой «Маленький актер», которая разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей. 

Цель, задачи, принципы построения программы.

Структура программы:

 «Театральная игра»

«Ритмопластика»

«Культура и техника речи»

«Основы театральной культуры»

«Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных»

«Работа над спектаклем»

Этапы работы над спектаклем.

1 этап. Поиск сказки,   составление сценария,  подбор вокальных и хореографических номеров,  музыкальных заставок.  Поиск единомышленников  и распределение обязанностей.

2 этап.  Распределение детских ролей. Принципы.  

3 этап. Разучивание текста, песен и танцев. Использование педагогических методов и  приемов, для доступного и эффективного обучения.

4 этап. Генеральная репетиция.

Требования к педагогам. Формы взаимодействия:

- консультации «Театр как средство развития и воспитания детей», «Настольный театр оригами»;

- актерский тренинг;

- помощь в организации предметно-развивающей среды;

- индивидуальная работа;

- праздники и развлечения;

- выставка «Здравствуй, театр!».

Цель работы с родителями. Формы взаимодействия:

- анкетирование;

- консультации «Театральная семья", «Домашний пальчиковый театр»

- наглядная информация: альбом «Театр для всех» (история и виды театра), газета «Музыкальный калейдоскоп»

- посещение детских спектаклей;

- выставки (театральные куклы, сделанные руками родителей и детей)

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Результаты совместной  работы. Участие в городских и окружных фестивалях.   Вывод: таким образом, театр, как синтез искусств, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми. У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии выразительной речи, музыкальных способностей, творческая самостоятельность.  Дети стали более общительными, эмоциональными, раскрепощенными, приходят друг другу на выручку, радуются успехам сверстников. Ребята с удовольствие посещают концерты и спектакли Самарской филармонии, многие, впоследствии, обучаются в Школе искусств.

Просмотр содержимого документа
«Роль театра, как синтеза искусств, в художественно –эстетическом воспитании дошкольников »

Роль театра, как синтеза искусств,


в художественно –эстетическом воспитании дошкольников


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники десять – пятнадцать лет назад, быстрее решают логические задачи, но они значительно реже удивляются и восхищаются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Кроме того, многие дошкольники не посещают детские сады, а телевизоры и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Наше время - время стрессов, резких взлетов и ещё более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, часто атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание) и творческих способностей. Как помочь маленькому человекувырасти инициативной, коммуникабельной, раскрепощенной и творческой личностью? Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. Важной задачей является формирование у детей эстетических интересов, вкуса, потребностей,а также творческих способностей.

Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства. Синтез искусств - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека и подразумевает создание качественно нового художественного явления. Объединение искусств в новый синтетический вид происходит из-за потребности общества в более широком, всеохватывающем освоении и изображении действительности, позволяя оказывать многостороннее эмоциональное воздействие на восприятие человека. В мировой эстетике известны концепции Ф.Шеллинга, Р.Вагнера, А.Скрябина, в которых подчеркивалось, что синтез искусств предоставляет художественному творчеству новые резервы и дополнительные возможности в освоении мира, в создании качественно новых художественных ценностей.

Театр - один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности. Особую значимость театральная деятельность приобретает накануне поступления детей в школу. По данным Н.В.Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры, поможет первокласснику быстро входить в контакт, не растеряться в трудной ситуации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность под руководством воспитателей, музыкальных руководителей.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства, стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты, трудолюбия, честности. Театрализованное творчество позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире, развивать психические процессы и эмоционально-волевую сферу. А с каким нетерпением ждут дети встречи с театром! С этим словом у них связаны ощущения радости, праздника, веселья и, конечно, сказки.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого нужно начать оснащение группы, что помогает объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В каждой возрастной группе нашего детского сада оборудована музыкально – театральная зона, где представлены музыкальные инструменты, декорации, различные ширмы, фланелеграф, маски сказочных персонажей, элементы костюмов, различные виды театра: кукольный, варежковый, перчаточный, пальчиковый, настольный. Куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. Что надо сделать, чтобы радость от общения с куклами была ежедневной? Конечно же – играть в кукольный театр в детском саду! Он формирует у детей определенные умения и навыки, стимулирует детское творчество (песенное, танцевальное и игровое).Наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Их используем в образовательной и самостоятельной деятельности.

Моя театральная деятельность началась в 2007 году, когда я готовила небольшой концерт для родителей. Известно, что каждая мама приходит посмотреть на своего ребенка, поэтому я хотела привлечь как можно больше детей. Любой концерт – это динамическое выступление, в котором музыка подчеркивается действием. А действие – это и есть театр. Более того, в процессе репетиций я обратила внимание на весьма неплохие способности ребят к театральной деятельности, что для меня стало настоящим открытием. Сценическая импровизация, костюмы, движение превратило концерт в действо, а слушателя в зрителя. Возникло обоюдное желание продолжить работу в этом направлении. Но поскольку я пришла к этому действию не напрямую, а через музыку, то в результате получилась не просто театральная, а музыкальная театральная группа. А что же делать остальным? Именно тогда у меня появилась идея – подарить театр каждому ребенку, включив элементы сценической импровизации в образовательный процесс.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, пользоваться им ребенок начинает с детства. Опираясь на методики ведущих хормейстеров, я разработала систему по развитию вокально – хоровых навыков у детей. В нее включены музыкально – театральные игры, игры – упражнения на развитие дыхания, памяти, песни – инсценировки, песни – шумелки, песни –хороводы, где я использую ритмопластику. Они интересны детям и делают процесс обучения разнообразнее, ярче, вносят оживление. Кроме того, этот вид деятельности позволяет всем детям группы, попробовать свои силы в исполнительской деятельности, раскрыть свой потенциал. Даже самый «неперспективный», на первый взгляд, ребенок, имеет возможность попробовать себя на сцене, почувствовать себя настоящим артистом. А результат нашей совместной деятельности мы демонстрируем родителям в инсценировках, шутках – малютках на всех праздниках и концертах. Дети могут сделать то, что они так любят - выступить перед зрителями и получить за это их признание: улыбки, аплодисменты, крики «Браво!».

Одной из форм организации театрализованной деятельности детей в ДОУ является кружковая работа. Занятия в нашем детском саду проводятся в музыкально – театральной студии «Калейдоскоп». За основу я взяла программы Э. Г. Чуриловой «Арт – фантазия» и Т. С. Григорьевой «Маленький актер».

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- сочетание научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей.

Цель: развивать творческие способности средствами музыкально – драматического искусства


Задачи:

- знакомить с искусством театра, театральными профессиями;

- расширять представления об особенностях сценического искусства: оперы, балета, оперетты, драматического театра;

-развивать творческое воображение, музыкальность, певческий голос, эмоционально – эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать музыку в пении и движениях;

Развивать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;

- формировать правильную осанку, ощущение ритма, пространственную ориентацию, умение расслаблять мышцы тела.


Принципы театральной деятельности:

- доступность драматического материала и сценического выражения, что предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей и интересов;

- последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;

- опора на игровую деятельность детей;

- синтезирование различных видов искусства.

Структура программы состоит из следующих разделов:

«Театральная игра» — направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Раздел включает общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Они включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укрепление традиций народных праздников.

«Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, развивающие естественные психомоторные способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.


«Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией.


«Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.


«Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных» - развитие певческого диапазона, чистоты интонирования, разучивание хоровых и сольных номеров, слушание классической музыки, игра на музыкальных инструментах.


«Работа над спектаклем»

Нередко не только малыши, но и взрослые не подозревают о том, какие способности и даже таланты в них таятся. Выбор пьесы - за взрослыми, а вот постановка позволяет на равных включиться и детям. Финал совместной деятельности- спектакль, во время которого зрители могут увидеть чудо, сотворенное руками детей и педагогов. Современные дети, растущие в условиях развитого информационного пространства, требуют новых, нестандартных методов обучения и воспитания. В настоящее время постановка детских музыкальных сказок, как форма работы художественно – творческого и речевого развития детей, особенного популярна.Опыт показал: наиболее привлекательным для детей сценическим жанром является мюзикл. Это особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Зрителии слушатели испытывают на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе либретто спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружает их в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание происходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Такой спектакль требует длительной подготовки.

1 этап. Самое сложное - поиск сказки, которая бала бы интересна детям и составление сценария, в котором будут задействованы и смогут проявить себя все дети. Продумываю вокальные и хореографические номера, подбираю музыкальные заставки. Ищу единомышленников среди коллег и родителей. Распределяем обязанности: ответственные за выразительное чтение текста, за костюмы, исполнителей взрослых ролей.

2 этап. Самое ответственное -распределение ролей. Кандидаты на роли должны, по возможности, соответствовать образу своего персонажа (голос и внешность). На главные роли выбираю детей, обладающих артистическими способностями, хорошей памятью и имеющие музыкальные способности. Менее подготовленным детям даю роли попроще. Каждый ребенок должен почувствовать, что даже небольшой эпизод очень важен, что на него надеются и ему не мешало бы потрудиться.

3 этап. Разучивание текста, песен и танцев. Распределение время репетиций с каждым героем отдельно, массовых сцен, включая музыкальное оформление и хореографические номера. Выстраивание мизансцен. Репетиции необходимо превратить в радостное творчество, чтобы сложный процесс стал для него интересным занятием. Я использую различные педагогические приемы, которые делают обучение доступнее и эффективнее. Не требует специального разучивания текст, если персонажи сказки обыгрываются детьми по очереди. Они постепенно, без «натаскивания» запоминают роли всех героев, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка решается просто: любой может сыграть эту роль. У детей поддерживается интерес к сказке долгое время, если менять подходы к разучиванию: читать текст с обыгрыванием эпизодов, проводить этюды и упражнения, пантомимы.

4 этап. Генеральная репетиция проходит в костюмах, со всеми атрибутами, декорациями, чтобы дети чувствовали себя свободно и уверенно.

Чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Случается волшебство, и воспитатель может вдруг стать феей сказок, Лисой, Карлсоном и даже Бабой Ягой. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становиться стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссерские навыки, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются говорящие жесты, мимика, движения, интонациями. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

Формы взаимодействия с воспитателями:

- консультации «Театр как средство развития и воспитания детей», «Настольный театр оригами»;

- актерский тренинг;

- помощь в организации предметно-развивающей среды;

- индивидуальная работа;

- праздники и развлечения;

- выставка «Здравствуй, театр!».


Цель работы с родителями: активное вовлечение в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей, сделать их союзниками в своей работе.


Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- консультации «Театральная семья", «Домашний пальчиковый театр»

- наглядная информация: альбом «Театр для всех» (история и виды театра), газета «Музыкальный калейдоскоп»

- посещение детских спектаклей;

- выставки (театральные куклы, сделанные руками родителей и детей)

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.


Совместная работа взрослых и детей дает хорошие результаты. Наши ребята - постоянные участники окружного фестиваля детских театральных коллективов «Весенняя театралия». На суд строгого жюри и зрителей были представлены:

2007 г. - музыкальная сказка «Репка на новый лад» муз. М. Красева,

2008 г. – музыкальная сказка «Дважды – два – четыре» муз. В. Шаинского,

2009 г. –музыкально – литературная композиция «Рождественские посиделки», мюзикл «Огниво» муз. С. Горковенко, победитель в номинации «Лучшее музыкальное оформление»,

2010 г. – Фестиваль народов Поволжья, водевиль «Наши новые соседи» муз. Л. Олифировой. Победитель в номинации «Лучшее музыкальное оформление», Бойкова Елизавета – победитель в номинации «Лучшая женская роль»

2011г. – Мюзикл «О добре и зле» муз. Т. Кизим

2012 г. – Музыкальная сказка «Музыкальный магазин» Дипломом за лучшее музыкальное оформление спектакля,

2013 г. – Музыкальная сказка «Гуси – лебеди» Долгополова Лера - победитель в номинации «Лучшая женская роль».

2014 г. Музыкальная сказка «Снегурочка»

2015 г. Мюзикл «Наши добрые соседи» муз. Л.Олифировой

У воспитанников наблюдается положительная динамика в развитии выразительной речи, музыкальных способностей, творческая самостоятельность. Дети стали более общительными, эмоциональными, раскрепощенными, приходят друг другу на выручку, радуются успехам сверстников. Ребята с удовольствие посещают концерты и спектакли Самарской филармонии, многие, впоследствии, обучаются в Школе искусств.

Таким образом, театр, как синтез искусств, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в природе и взаимоотношениях другими людьми. Наши постановки способствуют проявлению самостоятельности, развивают фантазию, умение мыслить музыкальными образами. А главное, мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемый театром. Надеюсь, что театральные занятия останутся ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, педагогами и родителями.

Литература:

  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: - «Владос». – 2003.

  2. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет». Методическое пособие. –М.: ТЦ «Сфера». – 2012.

  3. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации. – М.: - ТЦ «Сфера». - 2009.

  4. Интернет сайт http://perluna-detyam.com.ua

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Кузьмина Татьяна Александровна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "статья по теме: Творческий рост учащихся в системе дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-po-tiemie-tvorchieskii-rost-uchashchikhsia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "145366"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418905196"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства