Просмотр содержимого документа
«Реализация компетентностного подхода в воспитательной деятельности»
Реализация компетентностного подхода в воспитательной деятельности.
Воспитатель:
Лошкобанова Н.П.
2017
Общество, выстраивая воспитательную систему, стремится построить процесс с ориентацией на достижение определенного идеала, то есть образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях. Этот образ представляет особой высшую цель воспитания, именно он выполняет интегрирующую функцию по отношению к самым разным составляющим воспитательного процесса.
Процесс воспитания подрастающего поколения основывается на формировании мировоззрения молодого человека как высшей характеристики структуры личности, определяющего ее направления и цели.
Это очень сложный и противоречивый процесс, в котором не последнее место занимает наш центр, воспитатели, потому что они находятся в постоянном контакте с детьми.
В качестве основной воспитательной цели в центре выбрано формирование и развитие компетентной личности ребенка, что обеспечивается созданием оптимальных условий для саморазвития и самореализации личности воспитаника – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. Для достижения основной цели и задач воспитания подобраны соответствующие средства. Средства воспитательной системы центра представляют собой комплексную технологию, включающую в себя систему интегрированных локальных воспитательных технологий (разнообразные формы воспитательной работы, воспитательные методы и приемы, воспитательные технологии). Особое внимание уделяется подготовке воспитателей, развитию их профессиональных компетенций в соответствии с основными задачами воспитательной работы. В профессиональных компетенциях воспитателя выделяются организаторские способности, способность прогнозировать социальную ситуацию и эмпатия [2, с. 14].
Воспитательная система основана на ведущих принципах воспитательного процесса, определенных «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» ФГОС нового поколения.
Компетентность личности рассматривается как способность решать широкий круг проблем, обеспечивающая адаптацию к окружающему миру и социальной системе. Компетентность личности воспитанника центра обеспечивает его готовность:
- к самоопределению в поликультурном пространстве;
- к гармоничному отношению к окружающему миру и адекватным социальным интеракциям;
- к успешному решению жизненных проблем;
- к активному созиданию;
- к сознательному выбору здорового образа жизни.
Дети должены обладать психологической, коммуникативной, социальной, культурной и экологической компетентностью. Развитие всех компетенций опирается на интегративную способность к адаптации в обществе, взаимодействию с другими людьми и построению успешной карьеры в выбранной сфере профессиональной деятельности. Использование педагогами центра, воспитателями инновационных приемов воспитания, организации и эмоционального взаимодействия с детьми обеспечит развитие многогранной и целеустремленной личности, направленную на достижение успеха.
Воспитательная работа нашего центра строится на системе традиций, воплощающих основные устремления коллектива всесторонне помочь детям в нравственном становлении личности.
Охватывая различные направления воспитательной работы, традиции приобретают статус закона, который не только связывает и упорядочивает деятельность коллектива, но и помогает эту деятельность организовать, найти в своём заведении ту изюминку, которая позволяет ему выгодно отличаться от других, и видеть перспективы развития.
Сформировавшиеся в центре традиции – это не просто набор мероприятий, а система. Взаимоотношения, складывающиеся в коллективе под влиянием традиций, характеризуются стабильностью, уважительностью, терпимостью, творчеством, а именно такие отношения и способствуют успешному развитию коллектива.
Система традиций нашего центра такова:
Традиции учебной и профессиональной направленности:
День Знаний;
Интеллектуальный марафон;
Олимпиады по предметам;
Конкурс “Ученик года”;
Фольклорный праздник “Масленица”;
Праздник “Труда и Талантов” (день рождения школы) “Встреча школьных друзей”;
Туристический поход.
Традиции общественной деятельности:
месячник “Осторожно, дети!”;
занятия с активом по развитию самоуправления;
акция “Поздравь ветерана”;
вечера встреч с ветеранами
Традиции общественно полезного труда:
дежурство по школе;
субботники по благоустройству центра;
организация дежурства в группах;
озеленение территории центра.
Наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.
Результатом реализации воспитательной системы должно стать освоение воспитанниками следующих ключевых компетенций:
Вид ведущей компетенции, формирующейся на данном этапе
Практическая реализация компетенции
Информационная компетенция
1.Умение самостоятельно искать необходимую информацию: дети самостоятельно ищут информацию необходимую для реализации классных и школьных проектов.
2.Умение обработать информацию: дети анализируют имеющиеся факты, отбирают нужное, систематизируют полученные сведения. Учатся использовать полученные сведения на практике. Готовят выступления, газеты, сценарии внеклассных мероприятий.
Ценностно-смысловая
1.Ценностные ориентиры воспитинника: занятия спортом, туристические и экскурсионные поездки, психологические тренинги помогают поддерживать хорошую физическую форму, приспосабливаться к любым условиям жизни.
2.Осознавать свою роль и предназначение: они представляют собой здоровое поколение, учатся быть патриотами;
3.Уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков: анализ, что важнее и значимее, что важно и нужно в жизни;
4.Учатся принимать решения и отвечать за последствия своих поступков
Общекультурная
1. Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.
2.Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.
3.Стремятся жить в гармонии с окружающим миром
Учебно-познавательные компетенции
1.Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.
2. Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.
3. Способны к самообразованию
4.Владение приемами действий в нестандартных ситуациях.
Коммуникативная
1.Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
2.Имеют навыки работы в команде и взаимодействия с окружающими.
3.Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Ценностно-смысловые компетенции
1. Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.
2.Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.
3.Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
4.Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.
5.При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.
.
Компетенция личностного самосовершенствования
1. Происходит физическое, духовное саморазвитие,
эмоциональная саморегуляция,
2. Учащиеся заботятся о своем здоровье
3. Формируется внутренняя культура личности и лидерские качества.
3.2.Методы формирования ключевых компетенций
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают:
метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию;
метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
метод самоконтроля;
метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.
метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
Таким образом, реализация компетентностного подхода предусматривает интеграцию процессов воспитания и обучения, что при ведущей роли педагога, будет способствовать формированию компетентной личности, способной к успешной социализации в обществе, конкурентоспособной на рынке труда, но в то же время духовной, культурной и толерантной.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.