I. Этап вызова Метод формирования интереса к предмету (притча) Постановка проблемы Бортовой журнал часть1 – Обращение к личному опыту учащихся Выдвижение гипотез Древо предсказаний | Мотивировать обучающихся к изучению темы Актуализировать знания школьников по теме «Чередование в корне слова». Формировать умение ставить цель деятельности, планировать результат и ход деятельности в соответствии с задачей урока Формировать умение выполнять задания в соответствии с задачей, формулировать речевое высказывание, аргументировать его, опираясь на личный опыт, выдвигать гипотезы | Чтение притчи учителем: Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил великий мудрец. Слава о нем и его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был человек, завидующий ему. И вот решил хитрец придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал: «Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет - живая, я сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.» Так все и случилось: завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» И тогда мудрейший ответил Задание 1: Учитель просит закончить притчу и объяснить свой выбор. Затем предлагает книжный вариант: ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ Задание 2: Учитель задает вопрос: -Как связана эта притча с нашим уроком (учащиеся отвечают) Задание 3: -Сегодня мы познакомимся с новым правилом написания слов. Каким путем мы можем это сделать? Учитель: -Как мы это будем делать и почему? Учитель: -Действительно, все в наших руках. Задание 4: На доске написаны слова: Холодной р…сой, р…сли, выр…сти, р..систый, к..сой, прик..саться, к..снуться, ок..сел, предл..жить, предл..гать - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните написание слов. -Прочитайте, что у вас получилось. Какое затруднение у вас возникло? Почему? Объясните. -Что необходимо сделать для выхода из этого затруднения? -В этих словах, ребята, чередующие гласные в корне слова. В них может писаться и А, и О. Задание 5: - Исходя из нашего затруднения и того, что мы сейчас узнали, сформулируйте тему урока. -Что будет целью урока? Учитель записывает тему и цель на доске, учащиеся – в тетради. Задание 6: -Начертите таблицу «Знаю, узнал, не понял» и заполните 1 часть по теме «Чередование звуков в словах». Объясните написанное. - Что вы знаете по этой теме Задание7: -Как вы думаете, от чего может зависеть выбор чередующей гласной в слове Учитель рисует древо предсказаний, записывая гипотезы обучающихся -Что мы сейчас с вами сделали? -Что необходимо с ней сделать? -Вот это вы и будете делать, работая со словами, формулируя правило. Как вы будете работать? Задание 8: - У вас на столе лежат листочки со словами, у каждой группы свои слова с одинаковыми корнями. В течение 10 минут: сначала индивидуально – 5 минут, потом в группе- вы отвечаете на вопрос: почему в данных словах пишется А или О в корне слова. -Что будет вашим результатом? - В каком виде может быть представлен результат? -Что обязательно должно быть в вашем ответе? | Обучающиеся слушают притчу Предлагают свои варианты, обосновывая выбор Высказывают свое мнение (на уроке все в наших руках – мы можем просто сидеть и ничего не делать, можем слушать, можем сами активно работать) Отвечают: Прочитать правило в учебнике или попытаться его самим сформулировать Ученики: - Самостоятельно формулировать правило, потому что информация, прочитанная забывается , а выведенная практическим путем остается надолго в памяти. Записывают в тетрадь слова, вставляя буквы -Мы не уверены в написании некоторых слов, потому что их проверить Узнать написание этих слов или в словаре, или познакомиться с новым правилом (Правописание чередующей гласной О –А в корне слова) Узнать, от чего зависит написание этих корней Записывают тему и цель в тетрадь. Заполняют таблицу (1 часть) Могут чередоваться согласные и гласные звуки и т. д. От ударения, от смысла и т. д. Выдвинули гипотезу Проверить её В группе, высказывая свои мнения, записывая их, анализируя все версии, аргументируя их, выбирая общее решение. Затем представим это решение остальным группам. Результатом работы будет сформулированное правило. Результат будет представлен в форме таблицы или схемы Доказательство своей точки зрения | Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы, желание открыть новые знания Регулятивные умения: формулировать цель деятельности, планировать результат и ход деятельности в соответствии с задачей урока Познавательные умения: анализировать, формулировать затруднение, ставить проблему и планировать пути её решения Предметные умения: писать грамотно слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, отличать слова с проверяемой безударной в корне слова от непроверяемой, формулировать полученные ранее знания по тем «Чередование в корне слова» |
II. Этап осмысления Поисковый метод | Учить обучающихся: формулировать правило написание чередующейся гласной в корне слова, грамотно писать слова с чередующимися гласными, составлять развернутое определение слова Выполнять задания в соответствии с задачей формулировать речевое высказывание, аргументировать его, опираясь на полученные факты. Работать в группе, договариваться , находить общее решение | Слова 1 группы: Вырасти, выросли, выращен, растет, росли, взращенный; Слова 2 группы: Прикоснуться, прикасаться, коснуться, касаться, касательная; Слова 3 группы: Предложение, предлагать, предложить, сложить, слагать, прилагательное; Через 10 минут учитель организует выступление учащихся: по 1 ученику от группы. -Пока представитель группы отвечает, что остальные делают? В итоге на доске возникает 3 схемы правил правописания чередующих корней Задание10: - Посмотрите на все схемы и сделайте общий вывод: от чего зависит, по вашему мнению, написание гласной в этих корнях? Задание11: - Откройте учебник и прочитайте правило и сравните наше правило с научной формулировкой. Сделайте вывод. -Что отличает наше правило? -Скорректируйте свою схему. Запишите слова – исключения: росток, Ростислав, Ростов, отрасль -Запомните их написание. Задание12: -Посмотрите на наши предположения в начале урока. Что мы можем теперь сделать. Задание 13: -Возвращаемся к упражнению № 1 (слова в начале урока) –прочитайте ваши варианты написанных слов, скорректируйте их написание, объясните их написание. Задание14: -Прочитайте слова, запишите их в тетрадь, вставив буквы, объясните написание. отр…стил, р..стение, р..сток, ср..слись,прик..сновение, возл..гать, возл..жение,к…сательно, к..сается -У кого возникли сложности при выполнении работы, проговорите их в парах, снимите затруднения, в случае необходимости обращайтесь к учебнику или задайте вопрос учителю. Задание 15: - Прочитайте определение , ответьте одним словом, ответ запишите в тетрадь, выделите орфограмму, объясните написание. 1.Начало будущего растения (росток) 2.Математическая операция в виде суммы двух чисел (сложение) 3.Линия, имеющая точку соприкосновения с окружностью (касательная) 4. Основная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль (предложение) Задание 16 : -Составьте своё определение к слову по теме урока. Запишите его. Обсудите свои определения в парах. | Работают сначала индивидуально, потом в группах. Конспектируем ответ, анализируем сказанное, составляем вопросы на понимание, критику или уточнение, если таковые возникают Выступая, фиксируют на доске свое правило. От буквы, стоящей за данной гласной Мы составили такое же правило, как и в учебнике В нем не указаны исключения Подтвердить или опровергнуть наши гипотезы Корректируют написанное Выполняют задание | Познавательные умения: анализировать предложенные слова, сравнивать их написание, устанавливать связь и аналогию в их написании, делать вывод , обобщать информацию, составлять схему, сравнивать схемы, сравнивать формулировки правил, подводить под общее понятие Коммуникативные умения: активно сотрудничать в группе с целью поиска информации, четко и логично высказывать свое мнение, аргументированно его доказывать, договариваться, находить общее решение, отвечать на вопросы, задавать вопросы Предметные умения: учиться грамотно писать слова с чередующейся гласной в корне, объяснять их написание, составлять развернутое определение слов по теме урока |
III. Этап рефлексии Бортовой журнал часть 2и 3 анкетирование | Учить обучающихся: сравнивать имеющие на начало урока и полученные знания, формулировать вопросы на понимание, соотносить полученный результат с целью урока, оценивать результат и процесс деятельности , формулировать свое отношение к уроку, эффективность урока | Задание17: -Заполните 2 и 3 части таблицы. Объясните написанное. -Я надеюсь, что урок был плодотворным и познавательным. Задание 18: -Прочитайте вопросы и ответьте на них, высказав свое отношение к уроку ( письменно (если есть время) или устно) Анкета Твое отношение к уроку Интересный, познавательный Нормальный, обычный Неинтересный, скучный Бесполезный, ненужный Вспомни Тему урока_______________________ Цель урока: - сформулировать правило правописания слов с чередующими гласными А –О в корне слова - правильно выполнить упражнения - запомнить тему урока Твой результат урока:----------------- Что узнал на уроке и чему научился_______.Что ты делал, чтобы прийти к этому результату____________ Оцени свою работу на уроке по пятибалльной шкале Задание: Прочитайте цель урока. Что стало вашим результатом на уроке. Сравните поставленную цель на урок и тот результат, к которому мы пришли в конце урока. Сделайте вывод. Обсуждают написанное (по желанию) | Обучающиеся говорят, что они сегодня узнали нового, какие у них есть вопросы или непонимания. Совместно ищут на них ответы. Заполняют анкету. Обсуждают написанное. | Регулятивные умения: анализировать, оценивать свою деятельность на уроке Познавательные умения: анализировать, оценивать и корректировать полученные на уроке знания, сравнивать цель и результат, делать вывод Коммуникативные умения: четко и логично высказывать свое мнение, аргументированно его доказывать, отвечать на вопросы Предметные умения: Формулируют правило правописание слов с чередующейся гласной в корне |