kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей образования сегодня является не столько передача определенного набора знаний, сколько формирование умения и желания учиться всю жизнь, способности к самосовершенствованию  и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

               Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования обучения в следующих направлениях:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом,
  • ориентация на планируемые результаты обучения,
  • усиление метапредметной образовательной функции в учебно-воспитательном процессе,
  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании,
  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций

 

Важной особенностью Стандарта нового поколения является внедрение системно- деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный  подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Важнейшей составляющей данного подхода является провозглашение результатом образования –не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход— это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Таким образом, на первое место на уроке выходит деятельность учащихся по приобретению необходимых знаний, которая является главным фактором развития личности. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно – деятельностный подход»

Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС »

«Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС» Александрова И.А.




Системно-деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС

«Расскажи- и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»



Основной задачей образования сегодня является не столько передача определенного набора знаний, сколько формирование умения и желания учиться всю жизнь, способности к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования обучения в следующих направлениях:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом,

  • ориентация на планируемые результаты обучения,

  • усиление метапредметной образовательной функции в учебно-воспитательном процессе,

  • реализация системно-деятельностного подхода в образовании,

  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,

  • реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций


Важной особенностью Стандарта нового поколения является внедрение системно- деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Важнейшей составляющей данного подхода является провозглашение результатом образования –не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Системный подход— это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, - будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Таким образом, на первое место на уроке выходит деятельность учащихся по приобретению необходимых знаний, которая является главным фактором развития личности. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно – деятельностный подход»

Функция учителя заключается не в обучении, а в создании ситуации, в которой ученик начинает сам действовать. Но для того, чтобы ученик мог работать самостоятельно, учитель должен сконструировать такую ситуацию, в которой дети обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности. Ученик превращается в субъекта, при этом возникает ситуация, в которой ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения. Условиями оптимального обучения учащихся в рамках системно-деятельностного подхода являются умения педагога проектировать учебный процесс:

  • основываясь на принципах гуманизма и демократии

  • учитывая внутрипредметные и межпредметные связей и отношений;

  • формулируя цель и задачи урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

  • создавая мотивационно-целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников;

  • организуя поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

  • организуя учебное сотрудничество детей при решении учебных задач

  • организуя самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности

  • владея способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания; осуществляя самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.


Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

  • - представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

  • - на основании построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

  • - выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты— готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты— освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Таким образом, для достижения поставленных учителем целей возникает необходимость создания собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо является оптимальной методикой для решения данной задачи. Она предполагает равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знаний, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее – РКМЧП), разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и апробированная в условиях российской школы. ТРКМЧП - это продукт коллективного разума людей, представляющих разные страны и культуры. Это еще один опыт реализации идей, о которых размышляли философы, психологи и педагоги еще со времен Сократа, и который особенно активно развивался в ХХ веке, во многом благодаря таким блестящим ученым как Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. В авторскую группу проекта входят - Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер. С 1997 г. Международный образовательный проект "РКМЧП" реализуется в России.


ТРКМЧП представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и др.



Основу технологии составляет базовая модель трех стадий учебно-познавательной деятельности "вызов-осмысление-рефлексия", позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали в процессе деятельности на уроке и после урока. Реализация учебной модели позволяет учащимся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс".

Технология представляет систему образовательных стратегий, объединяющих приемы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Образовательные стратегии задают логику урока, последовательность, различное сочетание приемов. Ученик изучает не только предмет, но и методику работы с предметом через развитие чтения и письма.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Все приемы в проекте РКМЧП обоснованы с точки зрения психологии человека, да и сама

базовая модель основ обучения и учения выстроена с учетом психологии познавательной деятельности.

Данный урок построен на основе системно - деятельностного подхода в технологии развития критического мышления через чтение и письмо и включает в себя 3 этапа: стадии вызова, осмысления и рефлексии. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность учащихся по решению практической задачи проблемного характера. Учитель создает проблемную ситуацию, его роль на уроке сводиться к роли организатора коммуникации.

Эффективность данного урока определяется ориентацией на формирование универсальных учебных действий, удовлетворенностью учащимися ходом и результатом урока (на стадии рефлексии заложена анкета). Данный урок может рассматриваться как средство развития личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Жизнь в современных условиях, требующих воспитание человека, способного сделать свой выбор, иметь и отстаивать свое мнение, понимать и принимать точку зрения другого человека, уметь общаться с людьми в условиях, требующих умения работать с перенасыщенными информацией текстами, делает школе социальный заказ именно на такого человека. Формирование социально активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектном развитии двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников коммуникативной компетентности, которая охватывает не только знание языковой системы и владение языковым материалом, но и соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения.

В результате работы на уроке учащиеся учатся формулировать собственное правило на основе практической деятельности

Тема урока:

  • Правописание чередующих корней КОС – КАС, РОС – РАСТ – РАЩ, ЛОЖ – ЛАГ

Цель:

Развивающая: формирование познавательных универсальных действий средствами технологии развития критического мышления через чтение и письмо


Обучающая: формулирование правила написания слов чередующейся гласной в корне слова,

грамотно писать слова с чередующейся в гласной в корне слова


Воспитательная: воспитание толерантного отношения к собеседнику, развитие культуры речи


Задачи:

  • учить самостоятельно формулировать правило входе практической работы

  • учить грамотно писать слова с чередующейся гласной в корне слова

  • учить видеть и формулировать затруднение, проблему

  • учить логически рассуждать

  • учить работать в группах

  • учить договариваться, находить компромисс

  • воспитывать толерантность к чужому мнению

  • развивать культуры речи

Технология:

  • Развитие критического мышления через чтение и письмо

Приемы:

    • древо предсказаний

    • бортовой журнал

    • обращение к личному опыту учащихся

    • выдвижение и проверка гипотез

    • постановка проблемы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Методы и приёмы

Формы работы

Планируемые результаты урока:

Обучающиеся должны учиться или получить возможность научиться


метапредметные

предметные

личностные

I.Стадия вызова

Метод формирования интереса к предмету

Постановка проблемы

Бортовой журнал часть1 –

Обращение к личному опыту учащихся

Выдвижение гипотез

Древо предсказаний

Фронтальная

Познавательные УУД:

Логические- анализировать слова с пропущенными , , сравнивать, обобщать информацию

Регулятивные

Формулировать цель урока, устанавливать последовательность действий по выполнению заданий, оценивать свои знания и деятельность по достижению цели урока

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с задачами общения и нормами родного языка,

формулировать собственное мнение по решению проблемы,

аргументировать свою позицию,

договариваться, находить общее решение

Формулировать правило правописания чередующейся гласной в корне слова, уметь грамотно писать слова с чередующейся гласной в корне слова


Проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, осознавать потребность в освоение темы урока

Усвоить нормы речевого общения, сохранять доброжелательное отношение к членам своей команды


II. Стадия осмысления

Словесные, гностические (поиск, исследование)

Групповая индивидуальная

III. Рефлексия

Бортовой журнал часть 2и 3

Контроль, самоконтроль (письменный, устный)-анкетирование

Групповая индивидуальная

IV.Домашнее задание

Дидактический материал

Упражнение в учебнике

Творческая работа

Индивидуальная












КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока,

приемы

Цели этапа

Деятельность

Планируемый результат деятельности

учителя

обучающихся

I. Этап вызова



Метод формирования интереса к предмету (притча)





















Постановка проблемы




























Бортовой журнал часть1 –

Обращение к личному опыту учащихся

Выдвижение гипотез


Древо предсказаний






Мотивировать обучающихся к изучению темы


Актуализировать знания школьников по теме «Чередование в корне слова».



Формировать умение ставить цель деятельности, планировать результат и ход деятельности в соответствии с задачей урока


Формировать умение выполнять задания в соответствии с задачей,

формулировать речевое высказывание, аргументировать его, опираясь на личный опыт,

выдвигать гипотезы

Чтение притчи учителем:

Эта история произошла давно-давно в старинном городке, в котором жил великий мудрец. Слава о нем и его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был человек, завидующий ему. И вот решил хитрец придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил её между ладонями и подумал:

«Спрошу-ка я мудрейшего, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая. Если он скажет - живая, я сомкну ладони и она умрет, если ответит – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.»

Так все и случилось: завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И спросил он у того: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» И тогда мудрейший ответил

Задание 1: Учитель просит закончить притчу и объяснить свой выбор. Затем предлагает книжный вариант:

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

Задание 2: Учитель задает вопрос:

-Как связана эта притча с нашим уроком (учащиеся отвечают)







Задание 3: -Сегодня мы познакомимся с новым правилом написания слов. Каким путем мы можем это сделать?



Учитель:

-Как мы это будем делать и почему?

Учитель:

-Действительно, все в наших руках.




Задание 4: На доске написаны слова:

Холодной р…сой, р…сли, выр…сти, р..систый, к..сой, прик..саться, к..снуться, ок..сел, предл..жить, предл..гать

- Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните написание слов.

-Прочитайте, что у вас получилось. Какое затруднение у вас возникло? Почему? Объясните.



-Что необходимо сделать для выхода из этого затруднения?




-В этих словах, ребята, чередующие гласные в корне слова. В них может писаться и А, и О.

Задание 5: - Исходя из нашего затруднения и того, что мы сейчас узнали, сформулируйте тему урока.

-Что будет целью урока?

Учитель записывает тему и цель на доске, учащиеся – в тетради.




Задание 6: -Начертите таблицу «Знаю, узнал, не понял» и заполните 1 часть по теме «Чередование звуков в словах». Объясните написанное.

знаю

узнал

не понял




- Что вы знаете по этой теме

Задание7:

-Как вы думаете, от чего может зависеть выбор чередующей гласной в слове

Учитель рисует древо предсказаний, записывая гипотезы обучающихся

-Что мы сейчас с вами сделали?

-Что необходимо с ней сделать?

-Вот это вы и будете делать, работая со словами, формулируя правило. Как вы будете работать?

Задание 8: - У вас на столе лежат листочки со словами, у каждой группы свои слова с одинаковыми корнями. В течение 10 минут: сначала индивидуально – 5 минут, потом в группе- вы отвечаете на вопрос: почему в данных словах пишется А или О в корне слова.



-Что будет вашим результатом?




- В каком виде может быть представлен результат?




-Что обязательно должно быть в вашем ответе?

Обучающиеся слушают притчу











Предлагают свои варианты, обосновывая выбор


Высказывают свое мнение (на уроке все в наших руках – мы можем просто сидеть и ничего не делать, можем слушать, можем сами активно работать)

Отвечают:

Прочитать правило в учебнике или попытаться его самим сформулировать

Ученики:

- Самостоятельно формулировать правило, потому что информация, прочитанная забывается , а выведенная практическим путем остается надолго в памяти.

Записывают в тетрадь слова, вставляя буквы

-Мы не уверены в написании некоторых слов, потому что их проверить

Узнать написание этих слов или в словаре, или познакомиться с новым правилом

(Правописание чередующей гласной О –А в корне слова)

Узнать, от чего зависит написание этих корней

Записывают тему и цель в тетрадь.

Заполняют таблицу (1 часть)


Могут чередоваться согласные и гласные звуки и т. д.

От ударения, от смысла и т. д.












Выдвинули гипотезу

Проверить её

В группе, высказывая свои мнения, записывая их, анализируя все версии, аргументируя их, выбирая общее решение.

Затем представим это решение остальным группам.

Результатом работы будет сформулированное правило.

Результат будет представлен в форме таблицы или схемы

Доказательство своей точки зрения

Личностные умения:

проявлять интерес к изучению темы, желание открыть новые знания


Регулятивные умения:

формулировать цель деятельности, планировать результат и ход деятельности в соответствии с задачей урока


Познавательные умения:

анализировать, формулировать затруднение, ставить проблему и планировать пути её решения


Предметные умения:

писать грамотно слова с безударной гласной в корне слова, подбирать проверочные слова, отличать слова с проверяемой безударной в корне слова от непроверяемой,


формулировать полученные ранее знания по тем «Чередование в корне слова»

II. Этап осмысления




Поисковый метод

Учить обучающихся:


формулировать правило написание чередующейся гласной в корне слова,

грамотно писать слова с чередующимися гласными, составлять развернутое определение слова


Выполнять задания в соответствии с задачей



формулировать речевое высказывание, аргументировать его, опираясь на полученные факты.


Работать в группе, договариваться , находить общее решение






Слова 1 группы:

Вырасти, выросли, выращен, растет, росли, взращенный;

Слова 2 группы:

Прикоснуться, прикасаться, коснуться, касаться, касательная;

Слова 3 группы:

Предложение, предлагать, предложить, сложить, слагать, прилагательное;

Через 10 минут учитель организует выступление учащихся: по 1 ученику от группы.

-Пока представитель группы отвечает, что остальные делают?

В итоге на доске возникает 3 схемы правил правописания чередующих корней

Задание10:

- Посмотрите на все схемы и сделайте общий вывод: от чего зависит, по вашему мнению, написание гласной в этих корнях?

Задание11:

- Откройте учебник и прочитайте правило и сравните наше правило с научной формулировкой. Сделайте вывод.

-Что отличает наше правило?

-Скорректируйте свою схему. Запишите слова – исключения:

росток, Ростислав, Ростов, отрасль

-Запомните их написание.

Задание12:

-Посмотрите на наши предположения в начале урока. Что мы можем теперь сделать.

Задание 13:

-Возвращаемся к упражнению № 1 (слова в начале урока) –прочитайте ваши варианты написанных слов, скорректируйте их написание, объясните их написание.

Задание14:

-Прочитайте слова, запишите их в тетрадь, вставив буквы, объясните написание.

отр…стил, р..стение, р..сток, ср..слись,прик..сновение, возл..гать, возл..жение,к…сательно, к..сается

-У кого возникли сложности при выполнении работы, проговорите их в парах, снимите затруднения, в случае необходимости обращайтесь к учебнику или задайте вопрос учителю.

Задание 15:

- Прочитайте определение , ответьте одним словом, ответ запишите в тетрадь, выделите орфограмму, объясните написание.

1.Начало будущего растения (росток)

2.Математическая операция в виде суммы двух чисел (сложение)

3.Линия, имеющая точку соприкосновения с окружностью (касательная)

4. Основная единица синтаксиса, выражающая законченную мысль (предложение)

Задание 16 :

-Составьте своё определение к слову по теме урока. Запишите его. Обсудите свои определения в парах.

Работают сначала индивидуально, потом в группах.

Конспектируем ответ, анализируем сказанное, составляем вопросы на понимание, критику или уточнение, если таковые возникают

Выступая, фиксируют на доске свое правило.


От буквы, стоящей за данной гласной

Мы составили такое же правило, как и в учебнике

В нем не указаны исключения




Подтвердить или опровергнуть наши гипотезы

Корректируют написанное

Выполняют задание

Познавательные умения:

анализировать предложенные слова, сравнивать их написание, устанавливать связь и аналогию в их написании, делать вывод , обобщать информацию, составлять схему, сравнивать схемы,

сравнивать формулировки правил, подводить под общее понятие



Коммуникативные умения:

активно сотрудничать в группе с целью поиска информации, четко и логично высказывать свое мнение, аргументированно его доказывать, договариваться, находить общее решение, отвечать на вопросы, задавать вопросы


Предметные умения:

учиться грамотно писать слова с чередующейся гласной в корне, объяснять их написание,

составлять развернутое определение слов по теме урока


III. Этап рефлексии


Бортовой журнал часть 2и 3









анкетирование

Учить обучающихся:

сравнивать имеющие на начало урока и полученные знания,

формулировать вопросы на понимание,

соотносить полученный результат с целью урока,

оценивать результат и процесс деятельности ,


формулировать свое отношение к уроку, эффективность урока

Задание17:

-Заполните 2 и 3 части таблицы. Объясните написанное.




-Я надеюсь, что урок был плодотворным и познавательным.

Задание 18:

-Прочитайте вопросы и ответьте на них, высказав свое отношение к уроку ( письменно (если есть время) или устно)

Анкета

Твое отношение к уроку

Интересный, познавательный

Нормальный, обычный

Неинтересный, скучный

Бесполезный, ненужный

Вспомни

Тему урока_______________________

Цель урока:

- сформулировать правило правописания слов с чередующими гласными А –О в корне слова

- правильно выполнить упражнения

- запомнить тему урока

Твой результат урока:-----------------

Что узнал на уроке и чему научился_______.Что ты делал, чтобы прийти к этому результату____________

Оцени свою работу на уроке по пятибалльной шкале


Задание:

Прочитайте цель урока. Что стало вашим результатом на уроке. Сравните поставленную цель на урок и тот результат, к которому мы пришли в конце урока. Сделайте вывод.

Обсуждают написанное (по желанию)

Обучающиеся говорят, что они сегодня узнали нового, какие у них есть вопросы или непонимания. Совместно ищут на них ответы.

Заполняют анкету. Обсуждают написанное.

Регулятивные умения:

анализировать, оценивать свою деятельность на уроке


Познавательные умения:

анализировать, оценивать и корректировать полученные на уроке знания,

сравнивать цель и результат,

делать вывод

Коммуникативные умения:

четко и логично высказывать свое мнение, аргументированно его доказывать, отвечать на вопросы

Предметные умения:

Формулируют правило правописание слов с чередующейся гласной в корне

Домашнее задание


- Если вы считаете, что все поняли на уроке, то составьте словарный диктант по теме урока.

Если у вас есть ещё сомнения или затруднения, вернитесь к правилу и сделайте упражнение 595

-Те, кто хочет заработать дополнительную оценку, могут вспомнить и записать загадки и поговорки с использованием слов по теме урока. Оформить работу творчески ( возможно оформление на компьютере)





Используемая литература


  1. материалы, размещённые на сайте НРЦРО в разделе ФГОС http://www.rcde.nov.ru/index.php?q=node/6;

  2. материалы для слушателей курсов «Актуальные проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» http://www.rcde.nov.ru/index.php?q=node/113;

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./сост. Е.С. Савинов.- М.: « Просвещение», 2011. – 342с. - Стандарты второго поколения.

  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 классы. – М.: « Просвещение», 2011. – 112с. - Стандарты второго поколения.

  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. Асмолова. - М.: « Просвещение», 2011. – 159с. - Стандарты второго поколения.

  6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: « Просвещение», 2011. – 223с – ( Работаем по новым стандартам).
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Автор: Александрова Ирина Александровна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136376

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства