Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, учителю географии необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.
Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности. Категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Школа выполняет заказ, сформулированный в ФГОС. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством: семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной; общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию; государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.
Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты: которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями* качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенное содержание в; жизненных ситуациях, в. самообразовании и профессиональной-деятельности.
В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий. Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника.
Реализация принципа практической направленности обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися:
1. личностных результатов, это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д;
2. метапредметных результатов, это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;
3. предметных результатов, они выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках предмета географии. Методическими условиями продуктивного формирования умений в процессе обучения географии выступают: компетентностно - ориентированная система практических работ для основной школы, содержание которой ориентировано на компетентностный аспект географического образования и конструктивный характер современных географических исследований; - комплекс способов организации практической деятельности школьников. Традиционно принцип практической направленности обучения географии реализуется через систему практических работ, которая может реализовываться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. Сегодня закон об образовании предоставляет право учителю корректировать систему практических работ, отражённых в вариантах программ по предмету. Это означает, что каждый учитель, исходя из своего профессионального опыта, педагогического мастерства, учитывая конкретные условия классов и даже отдельных групп обучающихся, разрабатывает свою систему этих работ, ориентированную на выполнение требований образовательного стандарта. Следует обратить внимание учителей, что в примерной программе указаны темы не только итоговых практических работ, но и работ тренировочного характера. Руководствуясь положениями нормативных документов, педагог самостоятельно определяет круг задач для организации практической деятельности школьников (см. Инструктивное письмо по выполнению практической части школьной программы по географии // География в школе. — № 5. — 2005 г.). Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении географии, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Успех в обучении умениям определяется во многом преемственностью, их развитием от урока к уроку, от одной темы к другой. Учитель должен непрерывно следить за степенью освоения умения и проводить проверку (контроль) уровня овладения школьниками теми или иными умениями.
2. Необходимо координировать работу по формированию и развитию умений школьников с учителями-предметниками.
3. Организация практической работы должна подчиняться чётко заданной цели, сформулированной на языке действий школьников. Задания для практических работ могут иметь следующие формы: кратких требований («составьте схему»; «обозначьте на контурной карте»); инструкций и планов действий («используя карты атласа и текст учебника, составьте характеристику государства по плану»); познавательных количественных и качественных задач.
4. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения: УМК, приборами (барометры, компасы, мини-метеостанции), моделями (глобусы) и инструментами (рулетка, нивелир, гномон и др.).
5. В выработке умений большое значение имеет система упражнений, сложность которых нарастает постепенно. Нарастание сложности упражнений происходит не только в течение года, но и от курса к курсу.
6. Полноценное качественное формирование географических умений школьников невозможно без их отработки в условиях реальной местности. Это условие требует организации наблюдений во время экскурсий, практических работ на местности.
7. В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (дифференцированного обучения, проектной деятельности и т. п.). 8. Использовать игровые элементы, творческие задания в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, только профессионально подготовленный в широком смысле слова педагог к реализации ФГОС по географии,только система в реализации деятельностного подхода при обучении предмету способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и знания.