Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к здоровью»
Направление
«Спортивно-оздоровительное»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 9 «Центр образования»,
г.о.Октябрьска Самарской области
Салтыкова Елена Юрьевна
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
В 2012 учебном году, принимая новых учеников в первый класс и изучив их медицинские карты, выявили, что уровень здоровья у ребят невысокий. Таким образом у нас возникла необходимость создания программы «Тропинка к здоровью » для учащихся младшего школьного возраста, которая направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Цели программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Профилактика вредных привычек.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Тропинка к здоровью»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тропинка к здоровью»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к здоровью»
Направление
«Спортивно-оздоровительное»
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 9 «Центр образования»,
г.о.Октябрьска Самарской области
Салтыкова Елена Юрьевна
2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к здоровью»
Направление «Спортивно-оздоровительное»
1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае,
поддерживать у него высокий уровень
здоровья вполне возможно».
Н. М. Амосов
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Педагогическая общественность все больше убеждается в том, что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач. Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.
В 2012 учебном году, принимая новых учеников в первый класс и изучив их медицинские карты, выявили, что уровень здоровья у ребят невысокий. Таким образом у нас возникла необходимость создания программы «Тропинка к здоровью » для учащихся младшего школьного возраста, которая направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников. Программа «Тропинка к здоровью» направлена на профилактику и коррекцию нарушений здоровья, и общее оздоровление организма, обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
В программу включили вопросы физического здоровья и духовного. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни
и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся класса.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Профилактика вредных привычек.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Данная программа строится на принципах:
- Научности;в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
- Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения; опыты; игра.
Предполагаемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Тропинка к здоровью»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Особенности организации работы.
Программа рассчитана для детей 7 – 8 лет. Срок реализации программы 1 год, занятия проводятся один раз в неделю по одному часу (34 часа).
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Для обеспечения введения ФГОС НОО и проведения занятий по внеурочной деятельности в школе созданы все необходимые условия:
-разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;
-разработан учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности;
-в 2011 году в школу поступил комплект учебно-лабораторного оборудования, наглядные пособия;
- школа обеспечена книгопечатной продукцией по УМК «Школа России»;
-в 2012 году были получены автоматизированные рабочие места обучающихся и педагога: 13 ноутбуков, интерактивная доска, медиапроектор, моноблок для учителя;
- в школе имеется 2 спортивных зала, стадион, тренажерный зал, спортивная площадка;
- в школе организовано 2-х разовое горячее питание учащихся;
- в 2012 году в медицинский кабинет поступило все необходимое оборудование для оказания первой медицинской помощи;
- в школе функционирует библиотека и медиатека, которая оборудована 15 компьютерами, телевизором, DVD –плеером, медиапроектором;
- школа работает в одну смену, перемены между уроками соответствуют санитарно-гигиеническим нормам:
- учитель прошел специальную курсовую подготовку по ФГОС НОО.
Тема 1-2. Что такое здоровье.Советы доктора Воды. (2 часа)
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 3.Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 4.Глаза – главные помощники человека. (1час)
Рассказ мед.сестры об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 5.Чтобы уши слышали. (1час)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.
Тема 6.Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ мед.сестры. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9.«Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 10.Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ мед.сестры. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 11.Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 12.Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 13.Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 14.Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 15.Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 18.Я – ученик. (1 час)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 19.Вредные привычки. (1 час)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 20.Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ мед.сестры. Правила первой помощи Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно.
Тема 21.Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 22.Спорт и здоровье человека(1 час)
Рассказ учителя. Спортивная игра. Творческая работа.
Тема 23.Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Тема 24.Загрязненная окружающая среда и человек.(1 час)
Рассказ учителя. Просмотр фильма. Творческая работа.
Тема 25.Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 26.Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 27.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным (1 час)
Рассказ учителя. Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжи сказку»
Тема 28.Почему мы болеем.(1 час)
Рассказ мед.сестры. Это интересно! Оздоровительная минутка.
Тема 29.Кто и как предохраняет нас от болезней.(1 час)
Встреча с доктором Здоровье. Повторение правил. Познавательная игра.
Тема 30-31. Народные игры.(2 часа)
Знакомство с народными играми. Разучивание игр.
Тема 32.Солнце и витамины. (1 час)
Рассказ учителя.Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода»
Тема 33-34.Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровячков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
Учебно – тематический план
№
Название раздела
Количество часов
Формирование УУД
1
Гигиена тела человека
12
Личностные:
- формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Тропинка к здоровью»
Метапредметные:
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера
Коммуникативные:
- работать в группе, учитывать мненине партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью.
2
Здоровое питание
3
Метапредиетные:
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
- слушать собеседника;
- формулировать свои затруднения.
3
Режим дня школьника
5
Регулятивные:
-адекватное восприятие предложений учителя, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество
4
Правила безопасного поведения
5
Личностные:
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- способность к самооценке.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению;
5
Спорт и здоровье
4
Личностные:
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию
6
Подвижные игры
3
Регулятивные:
- умение соотносить правильность выбора , планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Коммуникативные:
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
7
Повторение
2
Регулятивные:
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимоконтроль
Итого: 34 часа
Учебно - тематическое планирование
№
п/п
Наименование
тем курса
Всего
часов
Виды деятельности
Форма контроля
Теория 0,5 часа
Практика 0,5 час
1.
Что такое здоровьеЗнакомство с Доктором Здоровье
1
Беседа « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Разучивание пословиц и поговорок
Оздоровительная минутка. Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики».
Фронтальный опрос
2.
Дружи с водой
Советы доктора Воды
1
Беседа по стихотворению К.Чуковский «Мойдодыр».
Советы доктора Воды.
Оздоровительная минутка.
Игра «Доскажи словечко».
Конкурс «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
3.
Дружи с водой
Друзья вода и мыло
1
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах.
Оздоровительная минутка.
Игра «Наоборот».
Творческая работа.
Конкурс на самое интересное, зани-
мательн. задание
4.
Уход за глазами
Глаза-главные помощники человека
1
Беседа об органах зрения.
Правила бережного отношения к зрению.
Правила бережного отношения к зрению. Разучивание пословиц и поговорок
Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно».
Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Фронтальный опрос
5.
Уход за ушами
Чтобы уши слышали
1
Беседа.
Правила сохранения слуха.
Оздоровительная минутка. Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. «Самомассаж ушей».
Конкурс на лучшее доказательство
6.
Уход за зубами.
Почему болят зубы
1
Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Стихотворение С. Михалкова « Как у нашей Любы…» Беседа по содержанию.
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно!
Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражн.
Конкурс на лучшее инсценирование
22.
Полезен ли спорт для здоровья
1
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»
Весёлые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»
Конкурс-рассказ «Спортивная история»
23.
Как закаляться.
Если хочешь быть здоров
1
Сказка о микробах. Правила закаливания.
Оздоровительная минутка. Творческая работа. Это интересно!
Тест «Здоровый человек – это…»
24.
Как загрязнение окружающей среды влияет на здоровье людей.
1
Беседа. Признаки отравления ядовитыми веществами.
Экскурсия
Просмотр фильма
Мини выставка
25.
Как правильно вести себя на воде. Правила безопасности на воде.
1
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде.
Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Конкурс рисунков « Мы дружим с физкультурой и водой »
26.
Правда ли, что отдых и развлечения необходимы для здоровья
1
Беседа « В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»
Оздоровительная минутка.
Разучивание игр.
Игра
27.
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным
1
Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность.
Работа с пословицами..
Оздоровительная минутка.
Игра «Продолжи сказку»
Найди правильный ответ (карточки)
28.
Почему мы болеем
1
Рассказ учителя. Это интересно!
Оздоровительная минутка.
Работа в группах.
Фронтальный опрос
29.
Кто и как предохраняет нас от болезней
1
Встреча с доктором Здоровья. Повторение правил.
Оздоровительная минутка.
Коллективная работа.
Фронтальный опрос. Познавательная игра.
30.
Народные игры.
1
Беседа по теме.
Разучивание народных игр
Игры-эстафеты «Круговые салки», эстафеты со скакалками «Поезд»
Игра- конкурс
31.
Подвижные игры
Русская игра « Городки»
1
Беседа по теме.
Проведение спортивных соревнований «Веселая эстафета»
Игра-конкурс
32.
Солнце и витамины
1
Беседа «Человек и его здоровье»
Оздоровительная минутка. Выставка « Урожай нашего огорода»
Фронтальный опрос
33.
Как помочь сохранить себе здоровье
1
Встреча с докторами Здоровья. Повторение составляющих здорового образа жизни.
Игра «Хорошо - плохо». Памятка Здоровячков.
Фронтальный опрос
34.
Обобщающее занятие «Азбука здоровья».
1
Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…»
Оздоровительная минутка. Повторение правил здоровья.
Игра - конкурс
Воспитательные результаты любого из видовдеятельности школьников, в данном случае «спортивно-оздоровительного» распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов– получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Критерии оценки результатов
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Литература
Лецких А.А. “Подвижный способ обучения и его влияние на развитие учащихся” Завуч начальной школы. 2004г., №1.
Обухова Л.Ф. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов. «Вако»,2004г.
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. «Интерпрессервис»,2005г.
Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям. Классный руководитель.2005г., №6
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни. –Классный руководитель.2002г.,№5.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-М. «Просвещение»,2003г..