Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для 1- 4 классов «Тропинки к самому себе».
Исакова Л.В., учитель начальных классов.
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 30.08.2017 года, протокол № 1.
Данная программа составлена на основе программы А.С.Шитц « Тропинки к самому себе».
Программа направлена на психологическое содействие в раскрытии внутриличностного потенциала школьников в процессе социализации, формирование положительных межличностных отношений в классном коллективе.
Одной из приоритетных целей социального развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
На занятиях по программе «Тропинки к самому себе» у детей будут формироваться умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с людьми. Дети будут учиться быть независимыми, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других, учиться слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях, развивать далее основные познавательные процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Тропинки к самому себе"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
«30» августа 2017
___________________
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № 1
«31» августа 2017
Утверждена
Приказом № _____
МБОУ «Сусловская СОШ»
«31» августа 2017
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Тропинки к самому себе»
1-4 классы
Составитель
Исакова Л.В.,
учитель начальных классов
Суслово
2017
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для 1- 4 классов «Тропинки к самому себе».
Исакова Л.В., учитель начальных классов.
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 30.08.2017 года, протокол № 1.
Данная программа составлена на основе программы А.С.Шитц « Тропинки к самому себе».
Программа направлена на психологическое содействие в раскрытии внутриличностного потенциала школьников в процессе социализации, формирование положительных межличностных отношений в классном коллективе.
Одной из приоритетных целей социального развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
На занятиях по программе «Тропинки к самому себе» у детей будут формироваться умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с людьми. Дети будут учиться быть независимыми, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других, учиться слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях, развивать далее основные познавательные процессы.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинки к самому себе» социального направления разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования; в соответствии с Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденным приказом по МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
Цель программы:
создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
1.Формировать у учащихся представление о психологической природе человека.
2.Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность учащихся в своей успешности.
3.Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4.Воспитывать волю, инициативность, ответственность, эмоциональную отзывчивость и т. п.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа « Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
2 класс
В сфере личностных результатов:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа «Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
3 класс
В сфере личностных результатов:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа «Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные действия
- распознавать и контролировать свои эмоции;
- адекватно оценивать себя;
- преодолевать проблемы общения;
- выходить из конфликтной ситуации;
- анализировать свои трудности;
- концентрировать внимание;
- делать обобщения;
- строить суждения на основе наблюдений;
- видеть необычное в обычном.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
4 класс
В сфере личностных результатов:
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа «Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
В сфере метапредметных результатов:
Регулятивные универсальные учебные действия
- распознавать и контролировать свои эмоции;
- адекватно оценивать себя;
- преодолевать проблемы общения;
- выходить из конфликтной ситуации;
- анализировать свои трудности;
- концентрировать внимание;
- делать обобщения;
- строить суждения на основе наблюдений;
- видеть необычное в обычном.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 класс (33ч)
№
п/п
Темы разделов
Кол-во
часов
Формы организации деятельности
Виды деятельности
1.
Тропинка доверия
7
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика.
игровая
2.
Тропинка самопознания
5
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика, упражнения на само-актуализацию, составление «психологического портрета»
игровая
3.
Тропинка познания
12
Игры, упражнения, игры-путешествия, рисование на тему, диагностика познавательных процессов, диагности-ческие упражнения.
игровая
4.
Тропинка доброжелательного общения
9
Упражнения на формирование навыков конструктивного общения, разыгрывание проблемной ситуации, упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости.
игровая
Итого:
33
2 класс (34ч)
№
п/п
Темы разделов
Кол-во
часов
Формы организации деятельности
Виды деятельности
1.
Тропинка доверия
4
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика
игровая
2.
Тропинка доброжелательного общения
9
Упражнения на формирование навыков конструктивного общения, разыгрывание проблемной ситуации, упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости.
игровая
3.
Тропинка самопознания
10
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика, упражнения на самоактуализацию, составление «психологического портрета»
игровая
4.
Тропинка познания
11
Игры, упражнения, игры- путешествия, рисование на тему, диагностика познавательных процессов, диагностические упражнения
игровая
Итого:
34
3 класс (34ч)
№
п/п
Темы разделов
Кол-во
часов
Формы организации деятельности
Виды деятельности
1.
Тропинка доверия
4
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика
игровая
2.
Тропинка доброжелательного общения
8
Упражнения на формирование навыков конструктивного общения, разыгрывание проблемной ситуации, упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости.
игровая
3.
Тропинка самопознания
6
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика, упражнения на самоактуализацию, составление «психологического портрета»
игровая
4.
Тропинка познания
16
Игры, упражнения, игры-путешествия, рисование на тему, диагностика познавательных процессов, диагностические упражнения.
игровая
Итого:
34
4 класс (34ч)
№
п/п
Темы разделов
Кол-во.
часов
Формы организации деятельности
Виды деятельности
1.
Тропинка доверия
4
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика
игровая
2.
Тропинка доброжелательного общения
8
Упражнения на формирование навыков конструктивного общения, разыгрывание проблемной ситуации, упражнения на развитие эмоциональной отзывчивости.
игровая
3.
Тропинка самопознания
6
Психологические игры, упражнения, игры с элементами тренинга, диагностика, упражнения на самоактуализацию, составление «психологического портрета»
игровая
4.
Тропинка познания
16
Игры, упражнения, игры- путешествия, рисование на тему, диагностика познавательных процессов, диагностические упражнения.