Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс
Рабочая программа «Познай себя» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Социальное».
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.
В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном
одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля.
Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут
трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей.
В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся
произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется
привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако
высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление
хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.
Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Дети в 5 классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.
Цель программы: помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Курс занятий «Познай себя» рассчитан на 2 года обучения для учащихся 5 –х (первый год обучения) и 6-х классов (второй год обучения). Занятия проходят по 1 часу 1 раз в неделю, что составляет 34 часа в год.
Общая характеристика курса:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:
- лекция;
- фронтальная беседа;
- дискуссия;
- диспут;
- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким
образом информация лучше запоминается.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с
окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром.
Улучшатся навыки общения детей друг с другом, дети станут более доброжелательны друг к другу. Улучшится социометрический статус некоторых
учащихся. Дети на занятиях расширят навыки взаимодействия друг с другом, с
окружающим миром.
Результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
5-6 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Познай себя" 5-6 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Скороднянская средняя общеобразовательная школа»
Губкинского района Белгородской области
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Скороднянская СОШ» протокол от
_______________ 2015 г.
№ ____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МБОУ «Скороднянская СОШ»
________И.П. Воробьева
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ «Скороднянская СОШ»
_____________Н.Н. Седых Приказ от _________2015 г. № ______
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Познай себя»
Срок реализации программы 2 года
Возраст учащихся 10-12 лет
Направление «Социальное»
Составила:
Педагог дополнительного образования
Бежина Елена Алексеевна
с. Скородное, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Познай себя» разработана на основе авторской программы формирования психологического здоровья младших подростков «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой. Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и реализуется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Социальное».
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся дети в младшем подростковом возрасте, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при переходе с одной ступени образования на другую. Именно в этом возрасте идет борьба за самостоятельность в мыслях и поступках, которая приобретает для подростков особое значение.
В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном
одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля.
Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут
трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей.
В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся
произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется
привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Однако
высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление
хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.
Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Дети в 5 классе активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости.
Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.
Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него.
Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.
Предлагаемый курс психологических занятий в начале средней школы направлен на формирование и сохранение психологического здоровья школьников, т.к. способствует развитию интереса подростка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению такой атмосферы, при которой человек полноценно выполняет свои социальные функции.
Цель программы: помочь младшим подросткам адаптироваться к условиям средней школы, научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Курс занятий «Познай себя» рассчитан на 2 года обучения для учащихся 5 –х (первый год обучения) и 6-х классов (второй год обучения). Занятия проходят по 1 часу 1 раз в неделю, что составляет 34 часа в год.
Общая характеристика курса:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы со школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у подростка потребности в саморазвитии, самоизменении и личностном росте, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Основные формы проведения занятий:
- лекция;
- фронтальная беседа;
- дискуссия;
- диспут;
- просмотр кино-, видео-, телефильма, спектакля, концерта;
- продуктивные игры (коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
- психогимнастика;
- рисуночные методы;
- техники и приёмы саморегуляции;
- элементы сказкотерапии.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Полученная таким
образом информация лучше запоминается.
Занятия помогают восстановить позитивную окрашенность отношений детей с
окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром.
Улучшатся навыки общения детей друг с другом, дети станут более доброжелательны друг к другу. Улучшится социометрический статус некоторых
учащихся. Дети на занятиях расширят навыки взаимодействия друг с другом, с
окружающим миром.
Результаты освоения курса
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
5-6 класс
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями
научиться контролировать собственное агрессивное поведение
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки.
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности
адекватно воспринимать оценки учителей
уметь распознавать чувства других людей
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни
уметь формулировать собственные проблемы
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями
формулировать свое собственное мнение и позицию
учиться толерантному отношению к другому человеку
Учебный план
5 класс
№ п\п
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Раздел 1.
Введение в мир психологии.
1
1
Введение в психологию. Я-пятиклассник!
1
Раздел 2.
Я – это я.
10
2
Кто я, какой я?
2
3
Я – могу.
2
4
Я нужен!
1
5
Я мечтаю.
1
6
Я – это мои цели.
1
7
Я – это мое детство.
2
8
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
1
Раздел 3.
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.
5
9
Чувства бывают разные.
2
10
Стыдно ли бояться?
2
11
Имею ли я право сердиться и обижаться?
1
Раздел 4.
Я и мой внутренний мир.
3
12
Каждый видит мир и чувствует по-своему.
2
13
Любой внутренний мир ценен и уникален.
1
Раздел 5.
Кто в ответе за мой внутренний мир?
3
14
Трудные ситуации могут научить меня.
2
15
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
1
Раздел 6.
Я и Ты.
8
16
Я и мои друзья.
1
17
У меня есть друг.
2
18
Я и мои «колючки».
2
19
Что такое одиночество?
1
20
Я не одинок в этом мире.
2
Раздел 7.
Мы начинаем меняться.
3
21
Нужно ли человеку меняться?
2
22
Самое важное – захотеть меняться.
1
23
Письмо будущему пятикласснику.
1
Содержание программы 5 класса
Раздел 1 Введение в психологию
Введение в психологию. Я-пятиклассник.
Обсуждение правил работы на занятиях. Что такое психология. Зачем человеку занятия психологией. Я-пятиклассник. Игра «Ассоциация». Счастье – это… Рисунок счастливого человека.
Раздел 2. Я – это Я.
Кто Я, какой Я?
Что я знаю о себе? Какой Я? Какими я обладаю качествами, способностями, возможностями. Угадай, чей голосок. Те, кто… Кого загадал ведущий. Угадай, кому письмо. Нарисуй свою роль. Мой портрет в лучах солнца.
Я могу.
Понятие «Самооценка», «Самокритика». Игра «Чьи ладони». Моя ладошка. Я могу, я умею. Почему я это умею? Потерянное могу. Работа со сказкой. Как поощрить пятиклассника.
Я нужен.
Почему для человека так важно быть нужным окружающим людям? Что нужно школьнику. Кто нужен школьнику. Закончи предложение. Работа со сказкой.
Я мечтаю.
Мои мечты. Я – невидимка. Закончи предложение. Зачем люди мечтают. Сказка о мечте.
Я – это мои цели.
Мои цели. Отличие цели от мечты. План достижения цели. Превратись в животное. Заветное желание. Работа со сказкой. Ролевая игра «Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание».
Я – это мое детство.
Детство, как значимый период в жизни. Закончи предложение. Детские воспоминания. Любимая игрушка. Детская фотография. Семейные ценности. Я – помощник. Мои обязанности дома. Мама, папа, я – дружная семья.
Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.
Я сейчас, я в будущем. Роль взрослых и роль детей. Ролевая игра «Как необходимо воспитывать детей». Игра «Превратись в возраст». Я в будущем.
Раздел 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.
Чувства бывают разные.
Понятие «Чувства», «Эмоции», «Мимика». Способы адекватного самовыражения чувств. Управление своими эмоциями. Закончи предложение. Изобрази чувство. Испорченный телефон. Работа со сказкой. Тренинг «Коробка счастья».
Стыдно ли бояться?
Страхи пятиклассников. Стыдно ли бояться? Способы преодоления страхов. Отгадай чувство. Страшный персонаж. Работа со сказкой. Гнев дружи со страхом и обидой. Игра «Ожившее чувство».
Каждый имеет право на собственную точку зрения. Найди слово. Психологические примеры. Мысленная картинка. Если я камушек. Маленькая страна. Работа со сказкой.
Любой внутренний мир ценен и уникален.
Психологические примеры. Мысленная картинка. Я внутри и снаружи. Сны. Маленький принц.
Раздел 5. Кто в ответе за мой внутренний мир.
Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня...
Ответственность человека за свои чувства, мысли и поступки. Плюсы и минусы. Трудные ситуации в разном возрасте. Копилка трудных ситуаций пятиклассника. Работа со сказкой. Ответственность за свои поступки.
Проявление внутренней силы в трудной ситуации.
Любая трудная ситуация имеет обучающий эффект. Как правильно просить прощение. Объясни значение. Составление предложений. Внутренняя сила. Работа со сказкой.
Раздел 6. Я и ты.
Я и мои друзья.
Понятие «Друг». Знаки «Я», «Мы». Противопоставление себя другим. Проблемы подростковой дружбы. Человеческие качества, которые способствуют и мешают дружбе. Красивые поступки. Общая рука. Сказка «светлячок».
У меня есть друг.
Игра «Загадай друга». Качества, присущие другу. Сказка «Волшебная роща». Талисман для друга. Мечта моего друга. Сочиняем сказку про дружбу.
Я и мои «колючки».
Из пяти слов. Игра «Кто сколько запомнит». Ролевая игра «Покажи ситуацию». Мои колючки - качества, мешающие общению. Мои магнитики. Сказка «Шиповник». Хвастовство. Ссора и драка. Трудно ли быть терпеливым.
Одиночество.
Что такое одиночество и его причины. Одиночество взрослого и подростка (сходства и различия). Способы преодоления одиночества. Запиши наоборот.
Одиночество в классе. Если я окажусь одиноким… Кого я сделал одиноким. Сказка об одной одинокой рыбке и огромном синем море.
Я не одинок в этом мире.
Работа с плакатом «Позитивные качества». Сказка «И однажды утром…». Коллективный рисунок. Культура общения. Понимать и договариваться. Умные и глупые вопросы. Интервью «Значимый поступок»
Раздел 7. Мы начинаем меняться.
Нужно ли человеку меняться.
Осознание изменений, которые происходят с пятиклассниками. Мои важные изменения. Сказка про Тофа. Самое главное. Как изменился класс. Работа с плакатом. Сказка «Я иду к своей звезде». Чтобы я изменил в себе?
Самое важное - захотеть меняться.
Мотивировка к позитивному самоизменению. Будущее каждого находится в руках человека. Рюкзак пожеланий. Пожелания взрослым. Работа со сказкой «Желтый цветок».
Письмо будущему пятикласснику.
Обобщение. Письмо будущему пятикласснику.
Учебный план
6 класс
№ п\п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Раздел 1
Агрессия и ее роль в развитии человека.
11
1
Я повзрослел.
2
2
У меня появилась агрессия.
1
3
Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия?
2
4
Конструктивное реагирование на агрессию.
2
5
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.
2
6
Учимся договариваться.
2
Раздел 2
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.
11
7
Зачем человеку нужна уверенность в себе?
1
8
Источники уверенности в себе.
2
9
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
2
10
Я становлюсь увереннее.
1
11
Уверенность и самоуважение.
2
12
Уверенность и уважение к другим.
1
13
Уверенность в себе и милосердие.
1
14
Уверенность в себе и непокорность.
1
Раздел 3
Конфликты и их роль в усилении Я.
9
15
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.
2
16
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.
2
17
Конструктивное разрешение конфликтов.
2
18
Конфликт как возможность развития.
2
19
Готовность к разрешению конфликта.
1
Раздел 4
Ценности и их роль в жизни человека.
3
20
Что такое ценности?
1
21
Ценности и жизненный путь человека.
1
22
Мои ценности.
1
Содержание программы 6 класса
Раздел 1. Агрессия и ее роль в развитии человека.
Я повзрослел
Изменения во мне. Сказка «Лабиринт души». Символ моего Я. Игра «Спрячь игрушку».
У меня появилась агрессия.
Агрессия и развитие. Различия между агрессией и агрессивностью. Как научиться контролировать собственной агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Золотые мысли. Ассоциации. сказка про Рона.
Как выглядит агрессивный человек.
Как распознать агрессивного человека. Трудности агрессивного человека и причины агрессивного поведения. Игра «Покажи агрессию». Отбрось старое, чтобы измениться. Агрессивный …продавец».
Конструктивное реагирование на агрессию.
Упражнение «Моя реакция на агрессию». Если я сильный… Притча «Живот с пристежками».
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.
Часто между родителями и подростками присутствует агрессия. Основной причиной ее возникновения является непонимание между детьми и родителями. Как искать точки понимания в семье и учиться договариваться.
Учимся договариваться.
Игра «На приеме у психолога». Мои маски. Притча «Дом масок».
Раздел 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.
Зачем человеку нужна уверенность в себе.
Как обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека, для достижения успеха в различных делах и долгой жизни. Портрет. Моделирование ситуаций «В чем проблема?». Символ моей веры в себя.
Источники уверенности в себе.
Источники уверенности в себе. Копилка источников уверенности. Мои ресурсы.
Человеку очень важно, чтобы его принимали таким, какой он есть. Это способствует его развитию. Уверенному в себе человеку легче изменяться.
Какого человека мы называем неуверенным в себе?
Причины неуверенного поведения. Маски неуверенности: застенчивость и самоуверенность. Работа с рассказом. На приеме у психолога. Сказка «Маленькая волна».
Я становлюсь увереннее.
Поражение-прекрасная возможность научиться чему-то новому. Высказывания. Сказка «Молодое дерево».
Уверенность и самоуважение.
Понятие «Уважение», «самоуважение», «самопринятие». Уверенность связана с самоуважением и самопринятием. «Я горжусь». Звезда самоуважения. Игра «Волшебное зеркало». Сказка «На дне моря».
Уверенность к другим.
Действительно уверенный человек относится с уважением к другим. За что я уважаю… Качества в других людях, достойные уважения. Бывает ли так, что человека не за что уважать?
Уверенность в себе и милосердие.
Уверенный в себе человек умеет быть к другим милосердным. Понятие «Милосердие». Кто нуждается в милосердии? Качества милосердного человека. С чем бы я мог согласиться?
Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице.
Роль конфликта в жизни человека. Как научиться конструктивно разрешать конфликты. Первый шаг разрешения конфликта – умение его предвидеть. Сигналы конфликта. Конфликт – это хорошо или плохо? Стиль входа в конфликт. Как выглядит человек в конфликте?
Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.
Поведение в процессе конфликта: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. Какой способ быстрее ведет к конфликту и почему. Как проявляются способы поведения в конфликте? Конфликтные ситуации.
Конструктивное разрешение конфликтов.
Лучшее разрешение конфликта — то, при котором выигрывают оба участника.
Моделирование ситуации «Конфликт». Типичные конфликтные ситуации шестиклассников. Как выиграть обоим участникам конфликта. Как оставаться спокойным.
Конфликт как возможность развития.
Творческий подход к конфликту позволяет превратить проблемы в возможности.
Конфликт как возможность. Пробуем договориться.
Готовность к разрешению конфликта.
Иногда конфликт может быть приятным и желательным. В чем выгода? Игра «В стране вещей».
Раздел 4.Ценности и их роль в жизни человека.
Что такое ценности?
Каждый человек движется по жизни, опираясь на свои ценности. Основные ценности взрослых. Я в будущем.
Ценности и жизненный путь человека.
Ценности человека во многом определяют его жизненный путь. Связаны ли ценности с выбором профессии. Определи ценности. Какие события могут привести к переоценке его ценностей.
Мои ценности.
Каждый человек имеет право утверждать свои ценности, если это не вредит другим. Спор ценностей. Общий герб ценностей класса.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты программы распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в
защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой
социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты работы.
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в различной деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате создания благоприятных условий для успешной адаптации;
улучшение условий для развития личности и самореализации каждого ребенка;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
Список литературы
Лабиринт души. Терапевтический сказки. Под редакцией О.В. Хахлаевой, О.Е. хахаева.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). Генезис, М., 2005.