Программа внеурочной деятельности социального направления "Тропинки к самому себе" 1-2 класс
Программа внеурочной деятельности социального направления "Тропинки к самому себе" 1-2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для 1- 2 классов «Тропинки к самому себе».
Одной из приоритетных целей социального развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
На занятиях по программе «Тропинки к самому себе» у детей будут формироваться умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с людьми. Дети будут учиться быть независимыми, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других, учиться слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях, развивать далее основные познавательные процессы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления для 1- 2 классов «Тропинки к самому себе».
Сухаревская О.В., педагог-психолог.
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 28 августа 2014 года, протокол №1.
Одной из приоритетных целей социального развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
На занятиях по программе «Тропинки к самому себе» у детей будут формироваться умения устанавливать и поддерживать эмоционально-положительные личные взаимоотношения с людьми. Дети будут учиться быть независимыми, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других, учиться слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях, развивать далее основные познавательные процессы.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Тропинки к самому себе» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 и на основании модернизированной программы развивающего курса «Тропинки к самому себе», автор С.Н.Шитц.
В современной системе образования обозначилась тенденция рассматривать весь воспитательно-образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья учащихся. Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения нашей страны. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 2000-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которые были развиты у ребёнка в школьном возрасте, являются наиболее прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Цель программы:
создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
1.Формировать у учащихся представление о психологической природе человека.
2.Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность учащихся в своей успешности.
3.Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4.Воспитывать волю, инициативность, ответственность,эмоциональную отзывчивость и т. п.
2. Общая характеристика курса
Программа курса «Тропинки к самому себе» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-8 лет и построена с учетом возрастных особенностей и основных задач развития детей. Этот возраст наиболее подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других. Младшим школьникам вполне доступно элементарное развитие способности слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. В то же время младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные познавательные процессы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В структуре каждого занятия выделены основные этапы работы с учащимися:
- приветствие;
- разминка;
- рефлексия предыдущего занятия;
- основное содержание занятия;
- рефлексия занятия.
Ведущими формами организации занятий являются психогимнастические и тренинговые упражнения, ролевые игры, дискуссии, релаксация и т. п.
В обучении используются следующие методы: словесные, игровые, метод сравнения, убеждения, анализа, поисковый, репродуктивный, самонаблюдение, метод мозгового штурма и другие.
Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, осуществляется постоянная связь с жизненным опытом учащихся и с их учебной деятельностью. Это служит мотивацией и дает перспективу использования приобретенных навыков в повседневной жизни.
- сформированность познавательной мотивации учащихся и активность в учебной деятельности;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий
Формы контроля и оценки знаний учащихся
- диагностика, которая проводится после изучения основных разделов;
- решение проблемных ситуаций, когда учащимся предлагаются индивидуальные карточки с какой-либо проблемной ситуацией и они должны предложить наиболее конструктивное решение;
- сочинения, которые проводятся как в устной форме, когда учащиеся составляют свой психологический автопортрет, описывая свои личностные особенности, так и в письменной, когда учащиеся делают письменный самоанализ;
- диагностические упражнения, которые позволяют определить уровень развития основных познавательных процессов;
- наблюдение, которое проводится целенаправленно во время занятий;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия.
3. Описание места курса в плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 (раздел 3, п.3.2. План внеурочной деятельности) курс «Тропинки к самому себе» изучается в первом классе 1 час в неделю (33 учебных недели в год), общий объём учебного времени составляет 33часа в учебный год, а во втором классе 1 час в неделю (34 учебных недели в год). Общий объем учебного времени во 2 классе составляет 34 часа учебный год.
4.Описание ценностных ориентиров курса
Одной из приоритетных целей социальной направленности развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
Программа «Тропинки к самому себе» основывается на принципах
Принцип следования нравственному примеру
Следование примеру – ведущий метод социального воспитания. Пример педагога, старшего, взрослого–это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами социального развития ребенка.
Принцип диалогического общения
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания
Воспитание, направленное на социальное развитие учащихся, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их социального развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1 класс
Личностные результаты
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа « Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
1.Понятия «психология», «доверие», «общение», «жест», «мимика», «настроение», «чувства и их виды», «внимание», «память», «воображение», «мышление»;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа « Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
1.Понятия «психология», «общение», «средства общения», «эмоция», «виды эмоций», «жест», «мимика», «пантомимика», «чувства», «чувства и их виды», «характер и черты характера», «сотрудничество», «виды памяти», «виды мышления», «внимание», «память», «воображение», «мышления»;
3. Правила доброжелательного общения с людьми.
учащиеся должны уметь:
1.Организовать совместную деятельность;
2. Пользоваться разными средствами общения;
3. Распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей
4.Осознавать и выражать словами свои чувства и переживания;
5.Действовать в своей работе по правилам
6.Оказывать взаимопомощь в ходе совместной деятельности.
6. Содержание курса
1 класс
Введение (1 ч). Знакомство учащихся с предметом «психология», с содержанием первого года обучения. Знакомство с требованиями, предъявляемыми педагогом к учащимся, с детьми. Правила работы в группе.
Практическая часть. Проведение тренинга на знакомство «Паутинка».
Раздел 1. Тропинка доверия (6 ч).
Тема 1.1. Познакомимся поближе (2 ч). Знакомство детей друг с другом, с их интересами, предпочтениями, личностными качествами.
Практическая часть. Выполнение упражнений на знакомство детей друг с другом «Прошепчи имя», «Имя и движение», «Прохлопай имя», «Ласковое имя», «Вот я какой!», «Люблю-не люблю», «Ветер дует на…», «Рубка дров», «Филин и пташки».
Тема 1.2.Я доверяю тебе (3 ч). Работа в группе. Правила работы в группе. Доверительные отношения в группе. Эмоциональное напряжение у детей.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доверительных отношений в группе «Поводыри», «Щепки на реке». Выполнение упражнений на снятие эмоционального напряжения у детей «Танцы с закрытыми глазами», «Змейка» и т. д.
Тема 1.3. Диагностика адаптации и мотивации к занятиям (1 ч).
Практическая часть. Рисование на тему: «Что мне нравится в Школе эстетического воспитания». Получение обратной связи через модифицированную методику «Экскурсия».
Раздел 2. Тропинка самопознания (5 ч).
Тема 2.1. Я и моё тело (1 ч). Основные отношения «восприятие-движение».
Практическая часть. Выполнение упражнений, направленных на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, на двигательное раскрепощение через инсценировки, танцевальные упражнения. Выполнение упражнений на дыхание, на снятие мышечного напряжения: «Самолет и бабочка», «Ива и кактус», «Свеча». Разыгрывание этюдов.
Тема 2.2. Я и мой язык (2 ч).
Представление о процессе общения и его значимости в жизни каждого ребёнка. Язык жестов. Мимика, пантомимика. Другие средства общения.
Практическая часть. Выполнение упражнений, направленных на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Выполнение упражнений на понимание: «Пишем письмо маме», «Глухой телефон», «Добавь жест», «Пойми меня», «Вежливые слова» и т. д.
Тема 2.3. Я и мое настроение (2 ч). Знакомство с эмоциями человека посредством сюжетных картинок и схематическое изображение настроений. Осознание своих эмоций на основе имеющегося опыта. Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения.
Практическая часть. Выполнение упражнений на распознание эмоциональных реакций других людей по пантомимике и интонациям голоса: «Найди пиктограмму», «Узнай настроение», «Море волнуется».
Выполнение упражнений на развитие умения выражать свои эмоции, настроение художественными приемами: «Нарисуй настроение», «Танцы настроения», «Музыка настроения».
Раздел 3. Тропинка познания (12 ч).
Тема 3.1. Учимся быть внимательными (2 ч). Знакомство с понятием «внимание». Виды внимания. Роль внимания в жизни человека. Анализ причин невнимательности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие внимания: «Карлики и великаны», «Камень, солнышко, заборчик», «Камень, ножницы, бумага», «Что изменилось?», «Узнай предмет», «Запомни звуки», «Испорченный телефон», «Найди предмет» и т. д.
Тема 3.2. Тайны нашей памяти (2 ч). Знакомство с понятием «память». Виды памяти. Роль памяти в жизни человека. Знакомство с приемами запоминания.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие памяти: «Запомни и назови», «Снежный ком», «Что изменилось?», «Расскажи что запомнил» и т. д.
Тема 3.3. Страна «Вообразилия» (2 ч). Знакомство с понятием «воображение». Роль воображения в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие воображения: «Клякса», «Сочини сказку», «Нарисуй несуществующее животное», «Дорисуй», «Превращения».
Тема 3.4. Мыслим и говорим (2 ч). Представление о мыслительной деятельности, ее значении в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие умений правильно выражать свои мысли «Рассказ по картинке», «Объяснялка», «Правда и ложь», «Почему так?» и т. д.
Тема 3.5. Развиваем мышление (2 ч). Знакомство с понятием «мышление». Виды мышления. Роль мышления в жизни человека.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие мышления: «Сравни», «Что бывает таким», «Назови свойства предмета», «Веселые задачи», «Слова на букву»,
« Противоположное» и т. д.
Тема 3.6. Диагностика познавательных процессов (2 ч).
Раздел 4. Тропинка доброжелательного общения (8 ч).
Тема 4.1. Я и моя школа (1ч). Правила поведения в школе. Об уважительном и доброжелательном отношении к одноклассникам и педагогам.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доброжелательных отношений: «Расскажи о своем друге», «Портрет друга», «Пожелание по кругу», «Вежливая ромашка».
Тема 4.2. Диагностика отношений к педагогам (1 ч). Соотнесение педагогов с чувствами, которые они вызывают у учащихся через игровую форму.
Практическая часть. Рисование на тему «Я и моя школа», заполнение анкеты «Отношение к педагогам».
Тема 4.3. Я и моя семья (1 ч). Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание ребенком себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
Практическая часть. Выполнение игровых упражнений на выражение благодарности родителям: «В моей семье», «Если бы ты был волшебником», «Слова благодарности».
Тема 4.4. Диагностика эмоционального благополучия ребенка в семье (1 ч).
Практическая часть. Рисование на тему: «Моя семья»; проведение беседы с каждым ребенком.
Тема 4.5. Правила вежливого поведения (1 ч). О правилах вежливого поведения. Решение этических задач на основе имеющегося опыта.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие навыков вежливого поведения «Вежливая ромашка», «Как поступить».
Тема 4.6. Эти разные люди (1 ч). Индивидуальные особенности людей, понимание их. Внимательное, доброжелательное отношение людей друг к другу.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Поменяйтесь местами», «Вопросы», «Люблю- не люблю», «Любимые вещи», «Спина к спине».
Тема 4.7. Учимся понимать друг друга (1 ч). Интонирование речи. Мимические выражения. Пантомимика. Развитие внимания, сочувствия, внимательности к окружающим людям.
Практическая часть. Выполнение игр и упражнений на развитие умения слушать собеседника, наблюдательности и внимания к чувствам других: «Угадай настроение», «Список чувств», «Волшебные очки», «Правда и ложь».
Тема 4.8. Учимся дружить (1 ч). Доброжелательное отношение друг к другу. Умение учитывать интересы других в совместной деятельности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Объятия», «Приятные слова», разыгрывание проблемных ситуаций.
Заключительное занятие ( 1 ч).
Практическая часть. Игра-путешествие «Тропинки к самому себе».образные формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
2 класс
Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целью, задачами и содержанием курса второго года обучения. Знакомство с правилами работы в группе. Выполнение упражнений: « Паутинка»,
Практическая часть. Закрепление правил работы в группе. Знакомство детей с личностными качествами друг друга.
Выполнение упражнений на раскрытие личностных качеств обучающихся: «Это здорово!», « Вот я какой!», « Подмигиши».
Тема 1.2. База нашего доверия (1 час).
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доверительных отношений в группе и снятие эмоционального напряжения: « Слепой и поводырь», « Рубка дров», « Рыбки и сети»,
« Корабль и море».
Тема 1. 3. Диагностика мотивации к занятиям (1 час).
Практическая часть. Проведение модифицированной методики « Экскурсия», получение обратной связи. Заполнение анкеты « Мотивация к занятиям».
Раздел 2. Тропинка доброжелательного общения (9 часов).
Тема 2.1. Что такое общение? (1 час). Понятие « Общение». Представление о значимости общения в жизни детей.
Практическая часть. Проведение беседы, основанной на личном опыте детей. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Улови шепот», «Жмурки с голосом», «Кто я?».
Тема 2.2. Средства общения (2 часа). Представление о средствах общения.
Практическая часть. Выполнение упражнений на использование различных средств общения: «Письмо самому себе», «Придумай сообщение», «Тутти-фрутти».
Тема 2.3. Общение без слов (2 часа). Представление о «невербальном общении».
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие навыков невербального общения
« Через стекло», «Иностранец», «Стоп!», «Стихи без слов».
Тема 2.4. Правила доброжелательного общения (2 часа). Раскрытие правил доброжелательного общения с окружающими людьми.
Практическая часть. Упражнения на развитие навыков доброжелательного общения:
Практическая часть. Беседа на основе личного опыта детей о причинах ссор. Знакомство со способами избегания ссор в межличностном общении.
Выполнение упражнений на развитие навыков бесконфликтного общения «Цветик-семицветик», «Сказка по кругу», «Сидящий и стоящий2;
Решение проблемных ситуаций и разыгрывание этюдов».
Раздел 3. Тропинка самопознания (10 часов).
Тема 3.1. Мои эмоции(4 часа). Знакомство с понятием «эмоция», «чувство». Виды эмоций и чувств Отличие эмоций и чувств
Практическая часть. Работа с пиктограммами. Выполнение упражнений на выражение эмоций и чувств, на развитие умения распознавать эмоциональные состояния, на умение контролировать свои эмоции: «Пиктограммы», «Угадай-ка!», «Волшебный мешочек», «Рисуем пальцами».
Тема 3.2. Мой характер (5 часов). Знакомство с чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду вещам и т.д. Анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера. Понятие о положительных и отрицательных чертах характера.
Практическая часть. Выполнение упражнений на осознание своих черт характера, на формирование положительных черт характера «Какой я?», «Хвасталки», «Аплодисменты по кругу», «Ассоциация», «Волшебный магазин»; Разыгрывание этюдов на основе сюжетов из жизни детей с неопределенным концом.
Тема 3.3. Диагностика эмоционального благополучия и нравственного развития детей (1 час).
Практическая часть. Рисование на тему «Несуществующее животное».
Выполнение диагностического упражнения «Волшебная страна».
Раздел 4.Тропинка познания (10 часов).
Тема 4.1. Мое внимание (2 часа)
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие произвольного внимания. Выполнение упражнений на умение концентрировать, переключать внимание: «Бип», «Ай да я?», «Саймон сказал», «Кого не хватает», «Корректурная проба».
Тема 4.2. Моя память (2 часа).
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие зрительной, слуховой памяти: «Разведчики», «Наблюдательность», «Трудное - запомни», «Пиктограмммы», «Узнай меня».
Тема 4.3.Мое мышление(3 часа). Понятие «мышление». Представление о видах мышления. Образное, наглядно – действенное, причинное мышление.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие умения анализировать зрительный образ, делать выводы, составлять сюжетный рассказ, устанавливать причинные связи: «Назови свойства», «Что таким бывает?», «Сочини сказку», «Что было бы, если…», «Посадка на луну».
Тема 4.4. Говорим правильно(2 часа). Знакомство с правилами правильной речи.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие активной речи, активизацию мыслительной деятельности «Давай поговорим», «Отрицание», «Бесконечное предложение», «Наши друзья».
Практическая часть. Выполнение диагностических упражнений с целью исследования динамики развития познавательных процессов «Корректурная проба», «Пиктограмма», «Исключение лишнего», «Последовательный рассказ», «Объем памяти», «Графический образ».
Заключительное занятие.(1 час).
Практическая часть. Игра-путешествие «Ступеньки к себе».
7.Тематическое планирование.
1 класс
№ раздела,
темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
всего
теоретических
практических
контроль
Введение.
1
1
-
1.
Тропинка доверия.
6
1
5
2.
Тропинка самопознания.
5
2
3
3.
Тропинка познания.
12
4
8
4.
Тропинка доброжелательного общения.
8
2
6
5.
Заключительное занятие.
1
-
1
Итого
33
10
23
2 класс
№ раздела,
темы
Наименование раздела и темы
Количество часов
всего
теоретических
практических
контроль
Введение.
1
1
-
1.
Тропинка доверия.
3
-
3
2.
Тропинка доброжелательного общения
9
4
5
3.
Тропинка самопознания
10
2
8
4.
Тропинка познания
10
2
8
5.
Заключительное занятие.
1
-
1
Итого
34
9
25
На основании данного тематического планирования составлено календарно – тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе (См. Приложение).
8. Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности, осуществляемой по курсу «Тропинки к самому себе»
Список литературы для учителя.
Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А.Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2008.-247 с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В.Клюева.-Ярославль: Академия развития, 2010.-232 с.
Князева, Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева.- М.:АРКТИ,2009.-305 с.
Кореневская,В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе: методическое пособие / В.А.Кореневская. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ,2011.-69 с.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 243 с.
Немов, Р.С. Психология: в 3 книгах / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011.
Ньюкомб,Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002.- 548с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога (в 2-х книгах) /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. Издат. Центр «ВЛАДОС», 2011.
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками /Р.Смид.- М.:Генезис,2011. – 193 с.
Уроки общения для младших подростков: программа // Школьный психолог.-2009. - №3.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б.Фесюкова. – М.: АСТ,2008.- 376 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать: в 4 книгах /К. Фопель. – М.: ЦСПА «Генезис»,2007.
Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 505 с.
Список литературы для учащихся.
1.Иванова, Э.И. Расскажи мне сказку / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 2009. – 442 с.
2.Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М.: Планета детства, 2011. – 200 с.
3.Михалков, С. Веселый день / С. Михалков. – М.: Детская литература, 2011.- 183 с.
4.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б.Фесюкова. – М.: АСТ,2008.- 376 с.
5.Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988. – 573 с.