протокол №1 от 30.08.2018г. приказ №200 от 30.08.2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
курса «Мой край родной» для 7 класса
педагога дополнительного образования
Михайличенко Натальи Ивановны
первой квалификационной категории
2018-2019учебный год
с.Бараники
Планируемые результаты освоения курса «Мой край родной».
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
1.формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
2.формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Результаты успешности обучающихся могут быть представлены на выставке( в классе, в школе), на школьном сайте.
Ожидаемые результаты:
-расширение кругозора, получение первичных знаний о своем родном крае;
-обогащение личного опыта общения детей;
-ориентация на общечеловеческие ценности;
-уважительное отношение к истории и культуре родного края;
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Контроль и оценка результатов обучения.
Словесная оценкаесть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался
Формы подведения итогов:
- анкетирование на тему «Мой край родной»;
- участие в тематических проектах и праздничных мероприятиях;
- выставки творческих работ ( рисунки, поделки, макеты)
Содержание курса «Мой край родной».
Наименование и содержание раздела
Формы организации занятий
Виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Донской край в XVII веке. Вводное занятие. Донские казаки в событиях российской Смуты. Участие донских казаков в Смуте. Казаки в войске Лжедмитрия 1. Казачество в движении И. Болотникова. Казаки в тушинском лагере Лжедмитрия 2. Казаки в ополчении 1611года.Казаки в ополчении 1612г. Итоги Смутного времени и Дон. Донские казачьи вольности. Военные действия донских и запорожских казаков против Турции. Азовское осадное сидение 1637-1642гг. Политическая ситуация на Дону в середине XVII века. Персидский поход разинцев и его итоги. Крестьянская война 1670-1671гг.Последствия поражения разинцев для Войска. Старообрядцы на Дону. Быт и нравы казаков в XVII веке. Характер культуры донских казаков. Традиции военного быта казаков. Казачьи городки. Черкесск-центр войска. Религиозные традиции казаков. Донской фольклор и литература..
Познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Выставка рисунков.
Исследовательская.
Проектная.
-Составлять описание исторических памятников;
-работать с исторической картой;
- анализировать письменные исторические источники;
-давать характеристику населения донских степей, работать с учебником;
-анализировать документы, сравнивать разные точки зрения;
- высказывать собственные суждения о значительных исторических событиях ;
-составлять рассказ по тексту учебника и иллюстрациям;
-объяснять каким занятиям населения благоприятствовали природные условия края;
- связно описывать основные занятия населения;
- работать с дополнительной литературой, выполнять контрольные задания;
-преобразовывать изученную информацию в соответствии с заданием(выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение)и представлять ее в виде письменного текста.
Раздел 2. Дом. Семья. Отечество. Общий донской стаж моей семьи. Народы и этнические группы в моей семье. Значимые события в истории села, области, участниками которых были мои близкие. Мой родственник-достойный гражданин села, района, области. Мир профессий в моей семье. Фотолетопись родного края. Фотолетопись «Быт в 50-90-е гг». Фотолетопись «Школьные годы». Мой край в годы великой Отечественной войны.
Познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.
Выставка рисунков. Беседа. Экскурсия.
Исследовательская. Проектная.
-Работа с дополнительными источниками, подготовка сообщений, беседа.
Сбор и систематизация материала о своей семье, интервью, анализ документов, сопоставление данных, оформление работ, выступление перед аудиторией.
Тематический план (структура курса).
Наименование раздела
Кол-во
часов
Планируемые
результаты
Характеристика
деятельности
обучающихся
УУД
Раздел 1. Донской край в XVII веке.
Смогут быть сформированы коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности школьников;
Исследовательская.
Проектная.
Личностные
Обучающиеся могут научиться: анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; объяснять правила поведения в различных ситуациях; оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
Регулятивные
Обучающиеся могут научиться:
ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца.
Познавательные
Обучающиеся могут научиться:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные
Обучающиеся могут научиться:
-слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в селе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Раздел 2.
Дом. Семья. Отечество.
Смогут быть сформированы коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности школьников;
Исследовательская.
Проектная.
Информационно-методическое обеспечение Перечень информационно-методического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Авторы
Наименование учебных и методических пособий
Год издания
Издательство
1
Н.В.Самарина, О.Г.Витюк
История Донского края (17-19век).
2014
«Донской издательский дом»
3
А.Мовчан
Казаки
2011
«Гефест»
4
Под. ред. Небратенко Г.Г.
Сведения о казачьих общинах на Дону
2010
«Артель»
Видео- аудиаматериалы:
СD –диск «Доноведение» (фильмы ,презентации)
Оборудование
1.Персональный компьютер .
2.Проектор.
Цифровые ресурсы
1.Социальная сеть работников образования ;
2.Сайт прошколу.ру.
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : http://sc collection.edu.r
Лист корректировки рабочей программы
№ п\п
Наименование раздела и темы
Характеристика вносимых изменений в содержание рабочей программы
Причины корректировки рабочей программы
Роспись учителя, ответственного за реализацию рабочей программы
Роспись заместителя директора по учебно-воспитательной работе