kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО ОВЗ для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3 класса»


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» разработана в соответствии с примерной программой Т. М. Стручаевой, И. В. Шияновой, В.В. Стручаева «Белгородоведение в начальной школе», Белгород 2014 год и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов

- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28).

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Количество часов по программе - 1 час в неделю.

Цели и задачи программы.

Цели: формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области;

- формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае;

- изучение истории города Алексеевки и Алексеевского района; содействие в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности; способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;

- пробудить познавательный интерес к городу и его природной среде.

Задачи:

- формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

- формирование представлений о специфике города и необходимости грамотного взаимодействия человека с городом, об уникальности и неповторимости города; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;


- формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;

- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.


III. Общая характеристика учебного предмета.


Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.

Особое внимание уделяется знаниям и умениям обучающихся. В единстве со знаниями у школьников вырабатываются умения работать со всеми источниками краеведческой информации – картами, статистическими данными, экранными пособиями, краеведческими словарями и др. для этого учащиеся знакомятся со средствами обучения, с приемами работы с ними, а затем обеспечивается выполнение постепенно усложняющейся системы заданий для самостоятельной работы. Важное значение в обучении краеведения играет составление тестов, требующих односложных ответов, проверку которых можно осуществлять с помощью компьютера.





IV. Описание места учебного предмета.

На изучение по внеурочной деятельности на занятия «Мой край родной» отводится по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 34 учебные недели – 34 часа. Курс реально содержит 34 часа.

Продолжительность внеурочных занятий во втором классе составляет 40 минут.

Основной формой организации процесса обучения по внеурочной деятельности на занятиях «Мой край родной» является урок.







Количество часов по четвертям.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

10ч

34ч










Разделы

Кол-во часов

1

Наша Родина - Россия

2

2

Государственные символы.

2

3

Моя малая Родина.

4

4

Страницы истории родного края.

3

5

Символы Белгородчины.

2

6

Я и моя семья.

2

7

С любовью к родному городу.

4

8

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

9

В гармонии с природой

3

10

Уникальные природные объекты Белгородчины.

2

11

Что дает наш край стране.

4

12

Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

3


Итого:

34



V. Характеристика базовых учебных действий.

Личностностными результатами изучения данного курса являются:


• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

•осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

 

Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированности универсальных способностей обучающихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметными результатами изучения курса являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

•сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии;

•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

•владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


VI. Содержание учебного предмета.


Содержание программы

Наша Родина – Россия.

Россия - страна, в которой мы живём. Территория России, столица России, глава Российского государства, денежная единица России, народы - населяющие Россию, конституция - основной закон страны.

Государственные символы.

Что такое государственные символы? Герб России, флаг - символ государственной власти, знамя Победы, государственный гимн Российской Федерации, конституция основной закон страны, декларация о правах ребёнка.

Результатом совместной работы над историей российского флага станет буклет включающий изображение российского флага в различные периоды истории с краткими пояснениями. 

Страницы история родного края.

Первые поселенцы на территории нашего края. Коренное население Белгородской области. Первые города области.

Практические занятия: экскурсии, выставки, игра - путешествие, беседы, викторины. 

Символы Белгородчины.

Гербы Алексеевки и Белгородской области, флаги города и области, гимн города и области.

Я и моя семья.

Семейные традиции. Мои родители. Моя родословная. Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье. Семейные праздники. Семейная библиотека. Профессии моих родителей.

С любовью к родному городу.

Что я знаю о своем районе, городе?

Культурные учреждения города. Их история. Правила поведения в общественных местах.                                      

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Данная тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края и города.

Экскурсия в музей боевой славы, чтение Книги памяти.

В гармонии с природой.

Территория и географическое положение области. Растительный и животный мир; внутренние воды (реки, озера, пруды, подземные воды), их практическое значение; объекты природы своей области. Изучение местной топонимики,

Практические занятия: экскурсия на природу (общение с живой природой);

- в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

- операция "Чистый двор".

Уникальные природные объекты Белгородчины.

Ознакомление на занятиях с основными заповедными зонами Белгородчины. Красная книга Белгородского края.

Практические занятия: просмотр фильмов.

Что дает наш край стране.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством края и города, его предприятиями, их историей. Памятники истории и культуры. Мы - будущее нашего города: Кем я хочу быть?

Практические занятия: Экскурсии на предприятия.  Выставки детских достижений, фестивали «Мир моих увлечений», «Юные дарования». 

Традиции, обряды, ритуалы земли родной.

В данной теме предполагается изучение народных праздников и традиций как средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям, к труду.

Годовой    цикл    христианских    праздников Рождество, Крещение, Благовещение,  Масленица,   их  значение   в   нравственном   становлении человека. Престольные праздники (праздники города, праздники на улице).

Подведение итогов.









VII. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов

освоения программы учебного предмета.

Минимальный уровень:

Названия улиц, культурных центров, памятных мест;

Названия растений и животных своего края;

Национальные праздники, игры, одежду. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к быту, культуре, истории своей школы, города. Простейшие взаимосвязи в развитии школы, города и области, использовать эти знания для объяснения необходимости изменений в развитии своего края;

Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой.


Достаточный уровень:

Составлять рассказ о своей семье, школе, городе;

Отличать растения и животных своего края; Выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе;

Подбирать материал о традициях, исторических событиях, культурном и экологическом развитии объектов.













VIII. Календарно – тематическое планирование.

п/п

Тема

Материалы и оборудование

Количество часов

Дата

план

факт



1 четверть.





1

Наша Родина – Россия.

картинки

мультимедиа

1

02.09


2

Народы населяющие нашу страну.

мультимедиа

1

09.09


3

Государственные символы России.

картинки

мультимедиа

1

16.09


4

Выставка рисунков «Государственные символы России».

картинки,

мультимедиа

альбомы, цветные карандаши

1

23.09


5

Мой край – частица великой России.

картинки,

мультимедиа

1

30.09


6

Земля белгородская на карте России.

картинки,

мультимедиа

1

07.10


7

Алексеевский район на карте Белгородской области.

карта Белгородской области

альбомы, цветные карандаши

1

14.10


8

Экскурсия в центр города Алексеевка.

повторить правила поведения в общественных местах

1

21.10


9

Первые поселенцы нашего края.

мультимедиа, картинки

мул

1

28.10



2 четверть.





10

Истории сел нашего края. Ильинка. Хрещатое.

картинки,

мультимедиа

1

11.11


11

Экскурсия в краеведческий музей.

повторить правила поведения в музее, в общественных местах

1

18.11


12

Герб, флаг, гимн города Алексеевки и города Белгорода.

картинки, мультимедиа

1

25.11


13

Выставка рисунков «Герб, флаг города Алексеевка и города Белгорода».

картинки, мультимедиа

1

02.12


14

Мои родители. Профессии моих родителей.

картинки, мультимедиа

1

09.12


15


Мое имя. Что оно означает? Мои обязанности в семье.


1

16.12


16

Подсолнечный край.

картинки, мультимедиа

1

23.12



3 четверть.





17

Известные улицы нашего города.

картинки, мультимедиа

1

13.01


18

Кому и за что ставят памятники.


1

20.01


19

Исторические памятники нашего города.


1

27.01


20

«Великая Отечественная война»

картинки, мультимедиа

1

03.02


21

Освобождение нашего города.

картинки, мультимедиа

1

10.02


22

Дети на войне.

картинки, мультимедиа

1

17.02


23

Природа родного края.

картинки, мультимедиа

1

24.02


24

Животный мир Белгородчины.

картинки, мультимедиа

1

03.03


25

Экскурсия в городской парк.

альбомы, цветные карандаши, краски

1

10.03


26

Меловая гора.


1

17.03



4 четверть.





27

Озеро Лебяжье.

картинки, загадки, стихи, мультимедиа

1

31.03


28

Сельское хозяйство нашего района.


1

07.04


29

Промышленность нашего города.

картинки, мультимедиа

1

14.04


30

Мы - будущее нашего города.

альбомы, цветные карандаши, краски

1

21.04


31

Кем я хочу быть?

картинки, загадки

1

28.04


32

Экскурсия в краеведческий музей.


1

05.05


33

Народные праздники.

рисунки детей о родном крае

1

12.05


34

Обобщающий урок.

рисунки детей о родном крае

1

19.05




IX. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса


Наглядные пособия на занятиях «Мой край родной»:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук

Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»

Комбинированное наглядное пособие «Времена года»

Комплект таблиц демонстративных по предмету «Окружающий мир. Начальная школа»

Таблицы по предмету «Сезонные изменения в природе»

Муляжи фруктов, овощей и грибов.


Перечень методической литературы:

Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. - 464 с.: ил.

Белгород: Белгородская обл. тип., 2012.-400 с.: ил.

Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. - Белгород, 2004. – 352 с.

Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. - Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.-78 с.

Овчинников В.В. Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, были, небыли, сказы / Фото Л.Я. Гильман. - Белгород: Белгород, обл. тип., 2011. - 264 с., ил.

Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. — Белгород: Белгородская областная типография, 2010. - 472 с.

Хижняк А.А. Природные ресурсы земли Белгородской. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975. - 128 с.

А.В.Гостюшин Основы безопасности жизнедеятельности – Москва: ООО «Издательство Астрель», 2001-253с.

М.М.Малахов Рождественские праздники в школе – Волгоград: издательство «Учитель», 2005. – 95с.







































24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3 класса

Автор: Фоменко Светлана Анатольевна

Дата: 17.12.2021

Номер свидетельства: 595132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444247702"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_moia_malaia_rodina_vierkhnii_u"
    ["file_id"] => string(6) "378599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484237841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочий лист занятия кружка "Мой край родной" (введение в деятельность, тема "Я и моё имя") "
    ["seo_title"] => string(97) "rabochii-list-zaniatiia-kruzhka-moi-krai-rodnoi-vviedieniie-v-dieiatiel-nost-tiema-ia-i-moio-imia"
    ["file_id"] => string(6) "239971"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444912336"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Юный краевед»"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_kraievied"
    ["file_id"] => string(6) "376319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483816684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства