Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.
Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,
Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.
-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;
-Устава ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).
Актуальность программы
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"»
.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области
«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ с.Екатериновка
_________________С.Н. Исмагулов
Приказ № _______________
от « »_____________201
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мой край родной»
Направление: духовно-нравственное
Уровень образованияначальное общее образование
Класс: 1-3
Количество часов: 101
Составил учитель: Калабина В.В.
Год составления: 2019г
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность разработана на основе:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации"
Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,
от 18.12. 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507);
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 (с изменениями и дополнениями от 10.11.2011 №2643, от 23.06.2015 №609, от 07.06.2017 №506);
Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598);
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 №38, от 21.04.2016 №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
Письма Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);
Письма министерства образования и науки Самарской области №МО-16-09-01/535-ту от 29.05.2018 года «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»;
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край родной» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.
Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,
Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.
-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;
-Устава ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).
Актуальность программы
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа".
Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:
формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
-- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 10 лет. Для успешной реализации программы целесообразно проводить занятия с группой учащихся численностью от 15 до 25 человек.
Место курса в учебном плане
На изучение данной программы предусмотрено в 1 классе 33ч. (1 час в неделю); во 2-3 классах по 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану школы. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 40минут.
Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.
Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна более двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Учащиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций; • экскурсии в школьный музей; наблюдения; • экскурсий по селу, целевые прогулки; Словесный метод • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; Практический метод • проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности; • организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
К концу освоения курса программы обучающиеся должны:
Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг области; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.
Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Возрастет интерес к истории, краеведению.
2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;
3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты: умение применять освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.
Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);
- Участие в социальных акциях;
- Отчеты по экскурсиям, практическим работам;
- Защита проектов.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе села. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 3-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
В результате прохождения учащимися всего программного материала определяются уровни патриотической воспитанности младших школьников.
Высокий уровень–проявляет высокое чувство ответственности и уважительное отношение к своей малой родине, семье. Ярко проявляет гордость за своё Отечество. Знает историю своего края. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Знает все государственные символы России, Самарской области, Безенчукского района. Знает и приумножает природу своего края и проявляет стремление заботиться о ней. Принимает участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); участие в социальных акциях. Творчески ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам. Защищает проекты.
Средний уровень -не всегда проявляет чувство ответственности и уважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины интересуется поверхностно. Из символов России, Самарской области, Безенчукского района знает лишь некоторые. Имеет поверхностное представление о природе родного края. Принимает участие в конкурсах школьного уровня. Ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.
Низкий уровень -не проявляет чувство ответственности и неуважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины не интересуется. Сам не принимает участие в поисково-исследовательской деятельности. Не знает символов России, Самарской области, Безенчукского района. Имеет поверхностное представление о природе родного края. – Не принимает участие в конкурсах. Не ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.
Результатом освоения образовательной программы является:
Зачёт – высокий и средний уровни.
Незачёт – низкий уровень.
Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности
Оценивание внеурочной деятельностипроисходит по окончанию каждого года изучения курса. По результатам выполнения учащимися творческой работы выставляется «зачёт» и «незачёт».
Критерии оценки выполнения творческой работы.
№
Ф.И.О.
Название работы
Техника исполнения
Аккуратность
Самостоятельность
Завершенность
Зачет/незачет
1 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
2 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
3 уровень: работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
Содержание курса:
В ходе изучения курса дети учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Развивают чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.У школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика. Воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям, чувство патриотизма.
Пополняют знания об истории развития музеев города, воспитывает интерес к изучению памятников старины. У школьников развиваются умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
- с историей образования нашего села;
- с историей развития и названия улиц;
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.
- с историей возникновения и развития п.г.т. Безенчук;
- с достопримечательностями района.
- с историей возникновения и развития города Самара;
- с достопримечательностями Самары и области.
- с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.
1 КЛАСС.
Тема1. Введение (1ч)
История изучения края. Форма проведения: экскурсия в школьный музей.
Тема 2:“ Род и родословная ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(3 ч)
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)
Урок-экскурсия по улицам села Екатериновка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч)
1. Экскурсия по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания.
3. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.
Тема 7: “Мир живой природы нашего края”.(5 ч)
1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3. Климат
Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы:
Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды;
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
– операция “Чистый двор”.
Тема 8: “ Народный календарь”.(3ч)
Изучение быта и культуры наших предков ,связанный со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники.
Тема 9:“Что дает наш край стране”.(3 ч)
1. Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Тема 10:“Наш край богат талантами”.(2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)
Форма занятия: музейный урок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
5. Концерты для ветеранов войны.
Тема 12:“Красная книга родного края”.(3 ч)
Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Творческая работа-создание Красной книги района.
2 КЛАСС.
Тема 1: «Что изучает краеведение» (2 ч)
Изучение быта и культуры наших предков.
Знакомятся с понятиями «родина», «отчизна».
Тема 2: «Я и моё имя» (2 ч)
Происхождение и объяснение своих имён. Легенды и предания.
Узнать, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом
Тема 3:“Наша школа”. (5 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа.
Тема 4: «Я - мы» (4 ч)
Дать понятия «уважение» в коллективе, отношения между людьми:
*знакомы, приятельские, дружеские, товарищеские.
Каждый человек несёт ответственность за своё поведение.
Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди»
Тема 5: “Я и моя семья ”.(3 ч)
1.Обязанности младших перед старшими.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
1. Экскурсия по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Знать названия улиц. Достопримечательности села.
3. Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания.
4. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.
Тема 7:“Охранять природу – значит любить свою Родину ”.(4 ч)
1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелётные птицы».
2.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края.
3. Памятники природы района.
Тема 8 - 9: « О чём расскажет нам народный костюм?» «Обряды и обычаи»(6ч)
Путешествие в прошлое. Как были придуманы и развивались одежда и обувь, например, от лаптей до сапог.
Практическая работа.
Тема 10: «Тайны детских народных игрушек и игр»(3 ч)
Путешествие в прошлое. Что расскажут нам игрушки наших бабушек и дедушек.
Практическая работа. Изделия из глины.
Тема 11:“Суровые годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)
1. Составлять текст письма участнику ВОВ «Письмо солдату».
2. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
3. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3класс
Тема 1: « Безенчукский район – мой край родной» (5 ч)
История возникновения посёлка Безенчук. Расшифровка символов герба Безенчукского района.
История сёл Безенчукского района.
Путешествие по посёлку городского типа.
Тема 2:»Достопримечательности Безенчука» (4 ч)
Знакомство с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства им. Н.М. Тулайкова.
Знакомство с профессиями – агроном, селекционер. Уважение к работникам сельского хозяйства.
Тема 3:“Наши земляки – герои Великой Отечественной войны”. (3 ч)
Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.
События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2 . Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Тема 4: «Путешествие в глубь времени» (4 ч)
Знакомство с понятиями «история», «археология», «археологи», «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени»; учатся воспроизводить «Ленту времени». Работать с географической и исторической картами.
Тема 5: «Для войны и мирной жизни» (4 ч)
Путешествие в прошлое. Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни.
Практическая работа: «Вооружи воина».
Тема 6: «От колеса до ракеты» (4 ч )
Как были придуманы и развивались предметы, например, от глины до пластмасса.
Практическая работа «Автомобиль будущего».
Тема 7: « Источники изучения жизни народа» (3 ч)
Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Архивы – хранители истории. Что такое музей? Роль музеев в сохранении исторического и культурного наследия края.
Тема 8: « Обычаи русской старины» (3 ч)
Как в старину отмечали праздники. Обрядовая культура.
Инсценировка стихов, потешек. Заучивание колядок.
Устанавливать соответствие пословиц в русских обычаях.
Исследуем свою родословную. Знакомство с профессиями родителей.
5-7
Дом, в котором я живу
3
Реальный дом и дом моей мечты.
8-9
Моя улица
2
Знакомство с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски
10-
11
Наша школа
2
Осознать свою новую роль - «школьник». Формировать толерантные отношения к другим людям.
12-
14
Почему мое село так называется?
3
Знакомство с историей села Екатериновка
15-19
Мир живой природы родного края
5
Виртуальное путешествие в растительный и животный мир родного края.
20-22
Народный календарь
3
Изучение быта и культуры наших предков, связанный со сменой сезонов
23-25
Что дает наш край стране?
3
Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей развития.
26-27
Наш край богат талантами
2
Выставка многообразия видов народной художественной культуры
28-30
Наш край в годы Великой Отечественной войны
3
Знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
31-33
Красная книга родного края.
3
Знакомство с растениями и животными района, занесенными в Красную книгу.
Всего часов:
33
2 класс
1-2
Что изучает краеведение
2
Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».
3-4
Я и моё имя
2
Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.
5-7
«Школа – мой дом родной».
Родная школа.
3
Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.
Осознать свою роль - «школьник».
Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.
Знать права и обязанности школьника, внимательное отношение к окружающим.
8-10
«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).
3
Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Уметь определять свою роль в обществе. Формировать нравственные чувства и понятия.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны.
Анализировать своё поведение.
11-13
«Я и моя семья».
Отношения в семье.
3
Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими. Изображать на рисунке членов семьи.
Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека.
Воспитывать чувство терпимости к людям.
14-17
«Екатериновка – моя маленькая Родина».
4
Знать названия улиц, достопримечательности, историю своего села. Определять и оценивать поступки героев.
18-20
Охранять природу - значит любить свою Родину.
3
Выпуск тематических газет
«Лекарственные растения», «Перелётные птицы»
21-24
О чём расскажет нам народный костюм?
4
Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России и Поволжья.
25-28
Обряды и обычаи родного края
4
Знакомство с народными традициями и обычаями родного края.
29-31
Тайны детских народных игрушек и игр
3
Детская народная культура как наследница и хранительница культуры взрослых.
32-34
Суровые годы Великой Отечественной войны
3
Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.
Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.
Всего
34 часа
3 класс
1-5
Безенчукский район – мой край родной
5
Знать историю возникновения района. Формирование интереса к изучению истории, культуры родного края.
6-9
Что даёт наш район стране.
4
Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.
10-12
Достопримечательности
Безенчука
3
Знать достопримечательности района, историю. Определять и оценивать поступки труженников района.
13-16
Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.
4
Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.
17-20
Путешествие в глубь времени
4
Различать понятия «время», «дата», «год», «век».
21-24
Для войны и мирной жизни.
4
Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина».
25-28
От колеса до ракеты.
4
Прослеживать историческое развитие производства посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего
29-31
Источники изучения жизни народа.
3
Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
32-34
Обычаи русской старины.
3
Узнавать о русских обычаях. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях.
Итого:
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Список литературы:
Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //
Липатова. Самарских улиц имена. История Самары. – Самара, 2008.
Плешанова Л. Самара – столица губернии. – Самара, 2009.
Самарская областная универсальная научная библиотека: энциклопедия / Самар. обл. универс. науч. б-ка; сост. А. Н. Завальный. - Самара: Издательский Дом «Раритет», 2009.
Храмков. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. – Самарский университет, 2006.
Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. – Экономика, 2007..
Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с. 8. Храмков Л.В., Храмкова Н.П.
Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с. 9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А.
Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
Интернет-ресурсы:
Информация о крае фото и видео.
Из истории хозяйственного освоения края «Самарская Лука: легенды и были», «Жизнь Самарская».
История города Самара «Древности Самарского края».
«Миражи над Жигулями» Очерки истории Самарского края.