kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа  разработана  на  основе  «Примерных  программ  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.

Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,

Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;

-Устава  ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).

Актуальность программы

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"»

.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ с.Екатериновка

_________________С.Н. Исмагулов

Приказ № _______________

от « »_____________201







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности



«Мой край родной»



Направление: духовно-нравственное

Уровень образования начальное общее образование

Класс: 1-3

Количество часов: 101

Составил учитель: Калабина В.В.

Год составления: 2019г





Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность разработана на основе: 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" 

Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,  

от 18.12. 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507); 

Федерального компонента государственного  образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом  Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 (с изменениями и дополнениями от 10.11.2011 №2643, от 23.06.2015 №609, от 07.06.2017 №506); 

Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам   начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598); 

Федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 №38, от 21.04.2016  №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629); 

 Письма Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические  рекомендаций по уточнению понятия и содержания  внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности; 

 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»); 

Письма министерства образования и науки Самарской области №МО-16-09-01/535-ту от 29.05.2018 года «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных  организациях, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»;

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край родной» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.

Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,

Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;

-Устава ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).

Актуальность программы

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". 

 Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

 формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

 сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

   сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

   сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

 --    вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 10 лет. Для успешной реализации программы целесообразно проводить занятия с группой учащихся численностью от 15 до 25 человек.

 Место курса в учебном плане

На изучение данной программы  предусмотрено в 1 классе 33ч.  (1 час в неделю); во 2-3 классах по 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану школы. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 40минут.

Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.

 Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Учащиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Для реализации программы предлагаются следующие  методы: наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей; наблюдения; 
• экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.   

Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

 К концу освоения курса программы обучающиеся должны:

Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг области; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.

Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.

Ожидаемые результаты обучения:                                                                                          

 1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.                                                               

 2.    Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;                                                                                                                                   

  3.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;                                  

 4.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.                                                

 Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

  Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

 Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

 Любящий свой народ, свой край и свою Родину;  

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты:          

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         

  3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

   4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                        

5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                                               

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

 Метапредметные результаты:                                                                                                  

  1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                  

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

 5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

  6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

 - Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

- Участие в социальных акциях;

 - Отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- Защита проектов.


Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.


Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе села. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 3-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.


В результате прохождения учащимися всего программного материала определяются уровни патриотической воспитанности младших школьников.


Высокий уровень–проявляет высокое чувство ответственности и уважительное отношение к своей малой родине, семье. Ярко проявляет гордость за своё Отечество. Знает историю своего края. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Знает все государственные символы России, Самарской области, Безенчукского района. Знает и приумножает природу своего края и проявляет стремление заботиться о ней. Принимает участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); участие в социальных акциях. Творчески ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам. Защищает проекты.

Средний уровень - не всегда проявляет чувство ответственности и уважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины интересуется поверхностно. Из символов России, Самарской области, Безенчукского района знает лишь некоторые. Имеет поверхностное представление о природе родного края. Принимает участие в конкурсах школьного уровня. Ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.

Низкий уровень - не проявляет чувство ответственности и неуважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины не интересуется. Сам не принимает участие в поисково-исследовательской деятельности. Не знает символов России, Самарской области, Безенчукского района. Имеет поверхностное представление о природе родного края. – Не принимает участие в конкурсах. Не ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.

Результатом освоения образовательной программы является:

Зачёт – высокий и средний уровни.

Незачёт – низкий уровень.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Оценивание внеурочной деятельности происходит по окончанию каждого года изучения курса. По результатам выполнения учащимися творческой работы выставляется «зачёт» и «незачёт».

Критерии оценки выполнения творческой работы.


Ф.И.О.

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность

Зачет/незачет










1 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

2 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

3 уровень: работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.



Содержание курса:

 В ходе изучения курса дети учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Развивают чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. У школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика. Воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

Пополняют знания об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины. У школьников развиваются умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Курс «Мой край родной» знакомит:

- с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

- с историей образования нашего села;

- с историей развития и названия улиц;

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

- с историей возникновения и развития  п.г.т. Безенчук;

- с достопримечательностями района.

- с историей возникновения и развития  города Самара;

- с достопримечательностями Самары и области.

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

1 КЛАСС.

 Тема 1.   Введение  (1ч) 

 История изучения края. Форма проведения: экскурсия в школьный музей.

 Тема 2:“ Род и  родословная ”.(3 ч)

 - Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители. 

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо. 

Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(3 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. 

Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)

Урок-экскурсия по улицам села Екатериновка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа. 

Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч) 

1. Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания. 

3. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.  

Тема 7: “Мир живой  природы нашего края”.(5 ч)

1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края. 

 Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

 2. Памятники природы района. 

3. Климат  

Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

 Практические работы:

Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды;

Практические занятия: 

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; 

– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; 

– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

– операция “Чистый двор”. 

Тема 8: “ Народный календарь”.(3ч) 

Изучение быта и культуры наших предков ,связанный   со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники. 

Тема 9:“Что дает наш край стране”.(3 ч) 

1. Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия. 

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. 

Тема 10:“Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)

Форма занятия: музейный урок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

 4. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

 5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 12:“Красная книга родного края”.(3 ч)

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

 Творческая работа-создание Красной книги района.      

2 КЛАСС.

 Тема 1: «Что изучает краеведение» (2 ч)

Изучение быта и культуры наших предков.

Знакомятся с понятиями «родина», «отчизна».

Тема 2: «Я и моё имя» (2 ч)

Происхождение и объяснение своих имён. Легенды и предания. 

Узнать, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом

Тема 3:“Наша школа”. (5 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа. 

Тема 4: «Я - мы» (4 ч)

Дать понятия «уважение» в коллективе, отношения между людьми:

*знакомы, приятельские, дружеские, товарищеские.

Каждый человек несёт ответственность за своё поведение.

Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди»

Тема 5: “Я и моя семья ”.(3 ч)

1.Обязанности младших перед старшими.

 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. 

Знать и защищать свои права и права других людей

Тема 6: “ Екатериновка – моя маленькая Родина”.(6 ч) 

1. Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

2.  Знать названия улиц. Достопримечательности села.

3. Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания. 

4. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.

Тема 7: “Охранять природу – значит любить свою Родину ”.(4 ч)

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелётные птицы».

2.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края. 

 3. Памятники природы района. 

Тема 8 - 9: « О чём расскажет нам народный костюм?» «Обряды и обычаи»(6ч)

Путешествие в прошлое. Как были придуманы и развивались одежда и обувь, например, от лаптей до сапог.

Практическая работа.

Тема 10: «Тайны детских народных игрушек и игр»(3 ч)

Путешествие в прошлое. Что расскажут нам игрушки наших бабушек и дедушек.

Практическая работа. Изделия из глины.

Тема 11:“Суровые годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)

1. Составлять текст письма участнику ВОВ «Письмо солдату».

2.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

3.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3класс

Тема 1: « Безенчукский район – мой край родной» (5 ч)

История возникновения посёлка Безенчук. Расшифровка символов герба Безенчукского района.

История сёл Безенчукского района.

Путешествие по посёлку городского типа.

Тема 2:»Достопримечательности Безенчука» (4 ч)

Знакомство с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства им. Н.М. Тулайкова.

Знакомство с профессиями – агроном, селекционер. Уважение к работникам сельского хозяйства.

Тема 3:“Наши земляки – герои Великой Отечественной войны”. (3 ч)

  1. Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2 .  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 4: «Путешествие в глубь времени» (4 ч)

Знакомство с понятиями «история», «археология», «археологи», «дата», «год», «век», «тысячелетие».

В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени»; учатся воспроизводить «Ленту времени». Работать с географической и исторической картами.

Тема 5: «Для войны и мирной жизни» (4 ч)

Путешествие в прошлое. Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни.

Практическая работа: «Вооружи воина».

Тема 6: «От колеса до ракеты» (4 ч )

Как были придуманы и развивались предметы, например, от глины до пластмасса.

Практическая работа «Автомобиль будущего».

Тема 7: « Источники изучения жизни народа» (3 ч)

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Архивы – хранители истории. Что такое музей? Роль музеев в сохранении исторического и культурного наследия края.

Тема 8: « Обычаи русской старины» (3 ч)

Как в старину отмечали праздники. Обрядовая культура.

Инсценировка стихов, потешек. Заучивание колядок.

Устанавливать соответствие пословиц в русских обычаях.

Проекты «Русские обычаи», «Масленица», «Ивана Купала».

Тематическое  планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы деятельности

1 класс.

1

Введение

1


2-4

Род и  родословная

3

Исследуем свою родословную. Знакомство с профессиями родителей.

5-7

Дом, в котором я живу

3

Реальный дом и дом моей мечты.

8-9

Моя улица

2

Знакомство с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски

10-



11

Наша школа

2

Осознать свою новую роль - «школьник». Формировать толерантные отношения к другим людям.


12-

14

Почему мое село так называется?

3

Знакомство с историей села Екатериновка 

15-19

Мир живой природы родного края

5

Виртуальное путешествие в растительный и животный мир родного края. 


20-22

Народный календарь

3

Изучение быта и культуры наших предков, связанный   со сменой сезонов

23-25

Что дает наш край стране?

3

Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей развития. 

26-27

Наш край богат талантами

2

Выставка многообразия видов народной художественной культуры

28-30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

Знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.


31-33

Красная книга родного края.

3

 Знакомство с растениями и животными района, занесенными в Красную книгу.



Всего часов:

33


2 класс

1-2

Что изучает краеведение

2

Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

3-4

Я и моё имя

2

Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

5-7

«Школа – мой дом родной».

Родная школа.

3

Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

Осознать свою роль - «школьник».

Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.

Знать права и обязанности школьника, внимательное отношение к окружающим.

8-10

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).

3

Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Уметь определять свою роль в обществе. Формировать нравственные чувства и понятия.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны.

Анализировать своё поведение.


11-13

«Я и моя семья».

Отношения в семье.

3

Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека.

Воспитывать чувство терпимости к людям.

14-17

«Екатериновка – моя маленькая Родина».

4

Знать названия улиц, достопримечательности, историю своего села. Определять и оценивать поступки героев.

18-20

Охранять природу - значит любить свою Родину.

3

Выпуск тематических газет

«Лекарственные растения», «Перелётные птицы»

21-24

О чём расскажет нам народный костюм?

4

Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России и Поволжья.

25-28

Обряды и обычаи родного края

4

Знакомство с народными традициями и обычаями родного края.

29-31

Тайны детских народных игрушек и игр

3

Детская народная культура как наследница и хранительница культуры взрослых.

32-34

Суровые годы Великой Отечественной войны

3

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.


Всего

34 часа


3 класс

1-5

Безенчукский район – мой край родной

5

Знать историю возникновения района. Формирование интереса к изучению истории, культуры родного края.

6-9

Что даёт наш район стране.

4

Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.

10-12

Достопримечательности

Безенчука

3

Знать достопримечательности района, историю. Определять и оценивать поступки труженников района.

13-16

Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.


4

Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.


17-20

Путешествие в глубь времени

4

Различать понятия «время», «дата», «год», «век».

21-24

Для войны и мирной жизни.

4

Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина».

25-28

От колеса до ракеты.

4

Прослеживать историческое развитие производства  посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего

29-31

Источники изучения жизни народа.

3

Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

32-34

Обычаи русской старины.

3

Узнавать о русских обычаях. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях.


Итого:

34



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Список литературы:

  1. Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

  3.  Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //

  5. История сёл Безенчукского района. Безенчук 2008г

  6. Безенчукская наша земля. Фронт. Тыл. Победа. Самара: Издательский дом «Агни» 2010г

  7. Липатова. Самарских улиц имена. История Самары. – Самара, 2008.

  8. Плешанова Л. Самара – столица губернии. – Самара, 2009.

  9. Самарская областная универсальная научная библиотека: энциклопедия / Самар. обл. универс. науч. б-ка; сост. А. Н. Завальный. - Самара: Издательский Дом «Раритет», 2009.

  10. Храмков. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. – Самарский университет, 2006.

  11. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. – Экономика, 2007..

  12. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с. 8. Храмков Л.В., Храмкова Н.П.

  13. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с. 9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А.

  14. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.

Интернет-ресурсы:

  1. Информация о крае фото и видео.

  2. Из истории хозяйственного освоения края «Самарская Лука: легенды и были», «Жизнь Самарская».

  3. История города Самара «Древности Самарского края».

  4. «Миражи над Жигулями» Очерки истории Самарского края.

  5. «Археологические памятники» Самарское краеведение.

  6. Электронная библиотека «Музеи Самары», « История Самары и Самарского края» в исторических очерках , «Наш край в годы Великой Отечественной войны».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"

Автор: Калабина Валентина Васильевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программма внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_proghrammma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "438466"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510521807"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_moi_krai_rodnoi_dlia_3_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "595132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639718329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Мой край родной" "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dukhovno-nravstviennogho-napravlieniia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "229134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441627301"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_moia_malaia_rodina_vierkhnii_u"
    ["file_id"] => string(6) "378599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484237841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства