kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа  разработана  на  основе  «Примерных  программ  внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.

Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,

Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;

-Устава  ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).

Актуальность программы

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"»

.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ с.Екатериновка

_________________С.Н. Исмагулов

Приказ № _______________

от « »_____________201







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности



«Мой край родной»



Направление: духовно-нравственное

Уровень образования начальное общее образование

Класс: 1-3

Количество часов: 101

Составил учитель: Калабина В.В.

Год составления: 2019г





Пояснительная записка.

Внеурочная деятельность разработана на основе: 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации" 

Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357,  

от 18.12. 2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507); 

Федерального компонента государственного  образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом  Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089 (с изменениями и дополнениями от 10.11.2011 №2643, от 23.06.2015 №609, от 07.06.2017 №506); 

Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам   начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013 № 1015 (в редакции от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598); 

Федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказов Минобрнауки от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 №38, от 21.04.2016  №459, от 29.12.2016 №1677, от 08.06.2017 №535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629); 

 Письма Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические  рекомендаций по уточнению понятия и содержания  внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности; 

 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»); 

Письма министерства образования и науки Самарской области №МО-16-09-01/535-ту от 29.05.2018 года «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных  организациях, осуществляющих деятельность по основным общеобразовательным программам»;

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край родной» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –М.: Просвещение, 2011.

Программа курса составлена как дополнение к предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»,

Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

-Основной образовательной программы НОО ГБОУ СОШ с. Екатериновка;

-Устава ГБОУ СОШ с. Екатериновка (новая редакция).

Актуальность программы

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать и раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". 

 Цель работы по духовно-нравственному воспитанию:

 формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

 сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

   сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

   сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

 --    вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 10 лет. Для успешной реализации программы целесообразно проводить занятия с группой учащихся численностью от 15 до 25 человек.

 Место курса в учебном плане

На изучение данной программы  предусмотрено в 1 классе 33ч.  (1 час в неделю); во 2-3 классах по 34 часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану школы. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 40минут.

Особенности реализации программы: формы, методы, место проведения занятий.

 Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности. Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки). Учащиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, село и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Для реализации программы предлагаются следующие  методы: наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей; наблюдения; 
• экскурсий по селу, целевые прогулки; 
Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 
Практический метод 
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю, как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Использование краеведения помогает обучающимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у обучающихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.   

Планируемые результаты освоения программы  внеурочной деятельности

 К концу освоения курса программы обучающиеся должны:

Знать: замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места села; название главной площади села; дату основания села, района; основные улицы села, районного центра; памятные и исторические места; герб и флаг области; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах; видовое многообразие растительного и животного мира родного края.

Уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить  увиденное в рассказе, рисунке.

Ожидаемые результаты обучения:                                                                                          

 1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.                                                               

 2.    Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;                                                                                                                                   

  3.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;                                  

 4.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.                                                

 Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

  Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

 Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

 Любящий свой народ, свой край и свою Родину;  

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

 Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Личностные результаты:          

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                         

  3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                                                       

   4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                                                                                        

5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;                                                                               

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                                                                                               

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.                                                    

 Метапредметные результаты:                                                                                                  

  1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;                                                                                            

2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                  

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                  

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                

 5)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

  6) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;                               

7)   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

 8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;                                                                                               

10) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;                                                                              

11) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты: умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

 - Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

- Участие в социальных акциях;

 - Отчеты по экскурсиям, практическим работам;

- Защита проектов.


Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.


Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе села. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 3-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.


В результате прохождения учащимися всего программного материала определяются уровни патриотической воспитанности младших школьников.


Высокий уровень–проявляет высокое чувство ответственности и уважительное отношение к своей малой родине, семье. Ярко проявляет гордость за своё Отечество. Знает историю своего края. Проявляет стремление к патриотической деятельности. Знает все государственные символы России, Самарской области, Безенчукского района. Знает и приумножает природу своего края и проявляет стремление заботиться о ней. Принимает участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского); участие в социальных акциях. Творчески ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам. Защищает проекты.

Средний уровень - не всегда проявляет чувство ответственности и уважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины интересуется поверхностно. Из символов России, Самарской области, Безенчукского района знает лишь некоторые. Имеет поверхностное представление о природе родного края. Принимает участие в конкурсах школьного уровня. Ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.

Низкий уровень - не проявляет чувство ответственности и неуважительно относится к малой родине и семье. Недостаточно высокая активность при патриотической деятельности. Историей малой родины не интересуется. Сам не принимает участие в поисково-исследовательской деятельности. Не знает символов России, Самарской области, Безенчукского района. Имеет поверхностное представление о природе родного края. – Не принимает участие в конкурсах. Не ведёт отчеты по экскурсиям, практическим работам.

Результатом освоения образовательной программы является:

Зачёт – высокий и средний уровни.

Незачёт – низкий уровень.

Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности

Оценивание внеурочной деятельности происходит по окончанию каждого года изучения курса. По результатам выполнения учащимися творческой работы выставляется «зачёт» и «незачёт».

Критерии оценки выполнения творческой работы.


Ф.И.О.

Название работы

Техника исполнения

Аккуратность

Самостоятельность

Завершенность

Зачет/незачет










1 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

2 уровень: работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

3 уровень: работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.



Содержание курса:

 В ходе изучения курса дети учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Развивают чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию  с помощью рисунков. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. У школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика. Воспитывается интерес к истории создания вещей, к русским обычаям,  чувство патриотизма.

Пополняют знания об истории развития музеев города, воспитывает интерес  к изучению памятников старины. У школьников развиваются умения  работать  с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Курс «Мой край родной» знакомит:

- с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

- с историей образования нашего села;

- с историей развития и названия улиц;

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».      

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

- с русской глиняной посудой, посудой крестьянина и купца.

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего города.

- с историей возникновения и развития  п.г.т. Безенчук;

- с достопримечательностями района.

- с историей возникновения и развития  города Самара;

- с достопримечательностями Самары и области.

-  с природой нашего города, а именно с флорой и фауной.

1 КЛАСС.

 Тема 1.   Введение  (1ч) 

 История изучения края. Форма проведения: экскурсия в школьный музей.

 Тема 2:“ Род и  родословная ”.(3 ч)

 - Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители. 

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо. 

Тема 3: “Дом, в котором я живу ”.(3 ч)

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. 

Тема 4: “Моя улица”.(2 ч)

Урок-экскурсия по улицам села Екатериновка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Тема 5:“Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа. 

Тема 6: “ Почему мое село так называется? ”.(3 ч) 

1. Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

2.  Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых названий . Легенды и предания. 

3. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.  

Тема 7: “Мир живой  природы нашего края”.(5 ч)

1.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края. 

 Видовой состав растительного и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

 2. Памятники природы района. 

3. Климат  

Климатическая область расположения села; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

 Практические работы:

Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего села; анализ по данным календаря погоды;

Практические занятия: 

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; 

– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; 

– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

– операция “Чистый двор”. 

Тема 8: “ Народный календарь”.(3ч) 

Изучение быта и культуры наших предков ,связанный   со сменой сезонов. Происходит знакомство с месяцесловом (народным календарем) узнаем старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца. Составляем перечень примет погоды, знакомятся с обрядами и обычаями. Изучаем календарные праздники. 

Тема 9:“Что дает наш край стране”.(3 ч) 

1. Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия. 

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда. 

Тема 10:“Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в районный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)

Форма занятия: музейный урок,  беседа.

1.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

 4. Экскурсия к местам боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

 5. Концерты для ветеранов войны.

Тема 12:“Красная книга родного края”.(3 ч)

Обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

 Творческая работа-создание Красной книги района.      

2 КЛАСС.

 Тема 1: «Что изучает краеведение» (2 ч)

Изучение быта и культуры наших предков.

Знакомятся с понятиями «родина», «отчизна».

Тема 2: «Я и моё имя» (2 ч)

Происхождение и объяснение своих имён. Легенды и предания. 

Узнать, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом

Тема 3:“Наша школа”. (5 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, исследовательская работа. 

Тема 4: «Я - мы» (4 ч)

Дать понятия «уважение» в коллективе, отношения между людьми:

*знакомы, приятельские, дружеские, товарищеские.

Каждый человек несёт ответственность за своё поведение.

Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди»

Тема 5: “Я и моя семья ”.(3 ч)

1.Обязанности младших перед старшими.

 2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа)  с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. 

Знать и защищать свои права и права других людей

Тема 6: “ Екатериновка – моя маленькая Родина”.(6 ч) 

1. Экскурсия  по селу. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.   

2.  Знать названия улиц. Достопримечательности села.

3. Происхождение и объяснение наиболее значимых названий. Легенды и предания. 

4. Знакомство с историческими, архитектурными объектами села, памятниками.

Тема 7: “Охранять природу – значит любить свою Родину ”.(4 ч)

1. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелётные птицы».

2.Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир родного края. 

 3. Памятники природы района. 

Тема 8 - 9: « О чём расскажет нам народный костюм?» «Обряды и обычаи»(6ч)

Путешествие в прошлое. Как были придуманы и развивались одежда и обувь, например, от лаптей до сапог.

Практическая работа.

Тема 10: «Тайны детских народных игрушек и игр»(3 ч)

Путешествие в прошлое. Что расскажут нам игрушки наших бабушек и дедушек.

Практическая работа. Изделия из глины.

Тема 11:“Суровые годы Великой Отечественной войны”. (3 ч)

1. Составлять текст письма участнику ВОВ «Письмо солдату».

2.  События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

3.  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3класс

Тема 1: « Безенчукский район – мой край родной» (5 ч)

История возникновения посёлка Безенчук. Расшифровка символов герба Безенчукского района.

История сёл Безенчукского района.

Путешествие по посёлку городского типа.

Тема 2:»Достопримечательности Безенчука» (4 ч)

Знакомство с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства им. Н.М. Тулайкова.

Знакомство с профессиями – агроном, селекционер. Уважение к работникам сельского хозяйства.

Тема 3:“Наши земляки – герои Великой Отечественной войны”. (3 ч)

  1. Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2 .  Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

 3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

Тема 4: «Путешествие в глубь времени» (4 ч)

Знакомство с понятиями «история», «археология», «археологи», «дата», «год», «век», «тысячелетие».

В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени»; учатся воспроизводить «Ленту времени». Работать с географической и исторической картами.

Тема 5: «Для войны и мирной жизни» (4 ч)

Путешествие в прошлое. Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни.

Практическая работа: «Вооружи воина».

Тема 6: «От колеса до ракеты» (4 ч )

Как были придуманы и развивались предметы, например, от глины до пластмасса.

Практическая работа «Автомобиль будущего».

Тема 7: « Источники изучения жизни народа» (3 ч)

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Архивы – хранители истории. Что такое музей? Роль музеев в сохранении исторического и культурного наследия края.

Тема 8: « Обычаи русской старины» (3 ч)

Как в старину отмечали праздники. Обрядовая культура.

Инсценировка стихов, потешек. Заучивание колядок.

Устанавливать соответствие пословиц в русских обычаях.

Проекты «Русские обычаи», «Масленица», «Ивана Купала».

Тематическое  планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Формы деятельности

1 класс.

1

Введение

1


2-4

Род и  родословная

3

Исследуем свою родословную. Знакомство с профессиями родителей.

5-7

Дом, в котором я живу

3

Реальный дом и дом моей мечты.

8-9

Моя улица

2

Знакомство с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски

10-



11

Наша школа

2

Осознать свою новую роль - «школьник». Формировать толерантные отношения к другим людям.


12-

14

Почему мое село так называется?

3

Знакомство с историей села Екатериновка 

15-19

Мир живой природы родного края

5

Виртуальное путешествие в растительный и животный мир родного края. 


20-22

Народный календарь

3

Изучение быта и культуры наших предков, связанный   со сменой сезонов

23-25

Что дает наш край стране?

3

Знакомство с сельским хозяйством села, его предприятиями, их историей развития. 

26-27

Наш край богат талантами

2

Выставка многообразия видов народной художественной культуры

28-30

Наш край в годы Великой Отечественной войны

3

Знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.


31-33

Красная книга родного края.

3

 Знакомство с растениями и животными района, занесенными в Красную книгу.



Всего часов:

33


2 класс

1-2

Что изучает краеведение

2

Знакомиться с понятиями «родина», «отчизна».

3-4

Я и моё имя

2

Узнавать, что обозначают наши имена, что такое фамилия и отчество, как родители выбирают имя ребенку, что могут рассказать имена, отчества, фамилия о прошлом.

5-7

«Школа – мой дом родной».

Родная школа.

3

Узнавать историю школы из объяснения учителя, о возведении здания, о его назначении, о реконструкции в разные годы. Схематически изображать здание школы и прилегающей территории.

Осознать свою роль - «школьник».

Воспитывать чувства дружелюбия, справедливости, уважения друг к другу, самостоятельность.

Знать права и обязанности школьника, внимательное отношение к окружающим.

8-10

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу).

3

Получать информацию об общих правилах поведения. Знать и выполнять правила поведения в школе. Уметь определять свою роль в обществе. Формировать нравственные чувства и понятия.

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Научиться смотреть на себя со стороны.

Анализировать своё поведение.


11-13

«Я и моя семья».

Отношения в семье.

3

Узнавать о нравственных обязанностях младших перед старшими.  Изображать на рисунке членов семьи.

Знать и защищать свои права и права других людей, уметь определять ситуации, где нарушаются права человека.

Воспитывать чувство терпимости к людям.

14-17

«Екатериновка – моя маленькая Родина».

4

Знать названия улиц, достопримечательности, историю своего села. Определять и оценивать поступки героев.

18-20

Охранять природу - значит любить свою Родину.

3

Выпуск тематических газет

«Лекарственные растения», «Перелётные птицы»

21-24

О чём расскажет нам народный костюм?

4

Узнавать о традиционном народном костюме: праздничном и будничном. Работать с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России и Поволжья.

25-28

Обряды и обычаи родного края

4

Знакомство с народными традициями и обычаями родного края.

29-31

Тайны детских народных игрушек и игр

3

Детская народная культура как наследница и хранительница культуры взрослых.

32-34

Суровые годы Великой Отечественной войны

3

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.


Всего

34 часа


3 класс

1-5

Безенчукский район – мой край родной

5

Знать историю возникновения района. Формирование интереса к изучению истории, культуры родного края.

6-9

Что даёт наш район стране.

4

Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.

10-12

Достопримечательности

Безенчука

3

Знать достопримечательности района, историю. Определять и оценивать поступки труженников района.

13-16

Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.


4

Знакомство с историческими объектами, мемориальными досками.


17-20

Путешествие в глубь времени

4

Различать понятия «время», «дата», «год», «век».

21-24

Для войны и мирной жизни.

4

Познакомиться с орудиями труда крестьянина и доспехами воина. Анализ предметов для войны и мирной жизни. Выполнять практическую работу по теме: «Вооружи» воина».

25-28

От колеса до ракеты.

4

Прослеживать историческое развитие производства  посуды, мебели и бытовых приборов, оружия и разных видов транспорта. Придумать и нарисовать модель автомобиля будущего

29-31

Источники изучения жизни народа.

3

Классифицировать источники по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

32-34

Обычаи русской старины.

3

Узнавать о русских обычаях. Устанавливать соответствие пословиц о русских обычаях.


Итого:

34



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Список литературы:

  1. Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” – Педагогика.- 2008. - № 9 с. 9(статья).

  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

  3.  Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

  4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская //

  5. История сёл Безенчукского района. Безенчук 2008г

  6. Безенчукская наша земля. Фронт. Тыл. Победа. Самара: Издательский дом «Агни» 2010г

  7. Липатова. Самарских улиц имена. История Самары. – Самара, 2008.

  8. Плешанова Л. Самара – столица губернии. – Самара, 2009.

  9. Самарская областная универсальная научная библиотека: энциклопедия / Самар. обл. универс. науч. б-ка; сост. А. Н. Завальный. - Самара: Издательский Дом «Раритет», 2009.

  10. Храмков. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. – Самарский университет, 2006.

  11. Экономическая энциклопедия регионов России. Самарская область. – Экономика, 2007..

  12. Самарский край в судьбах России. Самара: изд-во «Самарский университет», 2006. – 317 с. 8. Храмков Л.В., Храмкова Н.П.

  13. Самарская земля в годы военного лихолетья 1941-1945гг. Самара, 2003.- 371 с. 9. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А.

  14. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.

Интернет-ресурсы:

  1. Информация о крае фото и видео.

  2. Из истории хозяйственного освоения края «Самарская Лука: легенды и были», «Жизнь Самарская».

  3. История города Самара «Древности Самарского края».

  4. «Миражи над Жигулями» Очерки истории Самарского края.

  5. «Археологические памятники» Самарское краеведение.

  6. Электронная библиотека «Музеи Самары», « История Самары и Самарского края» в исторических очерках , «Наш край в годы Великой Отечественной войны».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край родной"

Автор: Калабина Валентина Васильевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программма внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia_proghrammma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "438466"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510521807"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой край родной» для 3 класса"
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_moi_krai_rodnoi_dlia_3_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "595132"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639718329"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Мой край родной" "
    ["seo_title"] => string(104) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dukhovno-nravstviennogho-napravlieniia-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "229134"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441627301"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_moia_malaia_rodina_vierkhnii_u"
    ["file_id"] => string(6) "378599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484237841"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства