Предметные результаты: обучающиеся будут знать историю своей семьи; культурные традиции родного края; экологическую ситуацию в своем посёлке; лекарственные растения своей местности; правила поведения в природе.
Метапредметные результаты: обучающиеся будут уметь работать со справочной литературой; вести наблюдения в природе; выполнять правила поведения в природе; оформлять результаты своей деятельности.
ФГОС общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования учащихся следующим образом:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
2.Содержание тем учебного курса
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.
Тема 2:Мой край на карте Родины (6 ч)
Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Рязанской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город Шацк. Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Шацка.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Выяснить, кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Урок-экскурсия по улицам Шацка и села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (9ч)
Полезные ископаемые Шацкого района.
Речная сеть района, реки. Озера, их происхождение.
Климатическая область расположения района.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Лекарственные и комнатные растения. Животный мир. Дикие и домашние животные.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Тема 7. Знаменитые земляки
Нарышкины в Шацком крае
Род Лачиных
Шатчане – Герои ВОв
Местные поэты и писатели
Почетные граждане г Шацка
Воины-интернационалисты
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС
Основатели Желанновского краеведческого музея
Тема 8. Храмы и монастыри
Вышинский монастырь
Свято-Николо-Чернеевский монастырь
Церкви г Шацка
Что мы узнали за год? Подведение итогов.
3.Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Наименование раздела и тем
исх
кор
Тема 1: Введение
1
Краеведение- наука о родном крае.
2
Природа – наш второй дом
Тема 2: Мой край на карте Родины
3
Рязань - Родина моя. Символы Рязани– герб и флаг.
4
Рязань и монголо-татарское иго
5
Подвиг Евпатия Коловрата . Авдотья рязаночка.
6
Город (село), в котором живем.
7
Исторические корни нашего края. Легенды и предания.
8
Знакомство с символикой Шацка.
Тема 3: Я и моя семья
9
Профессии моих родителей.
10
Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
11
Моя родословная.
Тема 4: Моя улица
12
Заочная экскурсия по улицам города Шацка (села).
Тема 5: Наша школа
13
Знакомство с историей, традициями своей школы.
Тема 6: Природа нашего края
14
Полезные ископаемые .
15
Что дает наш край стране.
16
Климат. Сезонные изменения погоды.
17
Реки и озера.
18
Растительный мир родного края
19
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.