Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Мой край родной"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Мой край родной"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственного направления "Мой край родной "рассчитана на 34 учебных часа. Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Мой край родной" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Арская начальная общеобразовательная школа№3»
Программа внеурочной деятельности проектного направления
«Мой родной край!»
Составитель программы: Закирова Гульшат Камиловна
учитель татарского языка и литературы
МБОУ «АНОШ №3»
Краткая аннотация программы:
Программа по внеурочной деятельности разработана для занятий с учащимися 8 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОСТ НОО. В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя всех возрастных категорий должна быть связана с усилением внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание учащихся .
Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами школьного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь юному человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в юное сердце искорку любви к Родине.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в школе, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной край!»
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию.)
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочного занятия по Духовно - нравственному направлению «Мой родной край » призвана помочь учителю расширить знания учащихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Красногвардейского района, герои Красногвардейского района в годы Великой Отечественной войны. Программа внеурочного занятия «Мой родной край» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления во внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы: • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала; • расширить и углубить знания учащихся о родном крае; • формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ; • воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи: • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; • овладение начальными навыками исследовательской работы; • овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю; - воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи: • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей; • стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Программа предназначена для учащихся начальных классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Класс 8. Наполняемость группы – 24 человека.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 34 часа .
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского, татарского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.
Личностные и метапредметные результаты
результаты
формируемые умения
средства формирования
личностные
формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
организация на занятии
парно-групповой работы
Метапредметные результаты
регулятивные
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
познавательные
умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
коммуникативные
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Изучение истории Арского района. • Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны. • Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений. • Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться
Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться
■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
III. Содержание тематического планирования внеурочного занятия по духовно- нравственному направлению
«Мой родной край»
Раздел I. Введение (6 часов).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II.История села Красногвардейского.(11 часов)
Раздел посвящен истории родного края. История села Красногвардейского. Символика района. Известные люди родного края. Достопримечательности Красногвардейского района. Музей района.
Раздел III.Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны. (8 часов).
Раздел посвящен историческим событиям нашего государства и родного края периода Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Героизм земляков на фронтах войны. Земляки – Герои Советского Союза. Вклад красногвардейцев в победу над врагом. Книга памяти. Знакомство с Книгой Памяти Красногвардейского района и Республики Адыгея.
Раздел IV. Ратные и трудовые подвиги земляков (6 часов).
Сбор материала о земляках.
Раздел V. Итоговое занятие. (3ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие. Всего: 34 часа.
IV.Календарно-тематический план
№
Тема
Коли-чество часов
Дата проведеня за-нятия
Форма проведения
Дополнительная деятельность, содержание занятий.
Раздел I.
Введение в ИКТ (6 часов)
1
Введение.Содержание и задачи работы внеурочных занятий. Организация занятий.
1
Беседа (теория)
Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.
2-3
Работа с источниками, знакомство с сайтом Красногвардейского района.
2
Практическое занятие, групповая работа
Работа с книгами.
4
Формы и методы исследовательской работы.
1
Лекция.
Обсуждение и выбор тем исследова-ния, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы.
5-6
Исследовательский проект. Разработка исследовательских проектов.
2
Практическое занятие, групповая работа
Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.
Раздел II.
История Красногвардейского района (11 часов)
7-8
История появления села Красногвардейского.
История Красногвардейского района.
2
Лекция.
9-10
Географическое расположение. Топонимика родного края.
2
Практическое занятие, групповая работа
Коллективно-творческая работа по сбору материала.
11
Символика Красногвардейского района. Герб, гимн района.
1
Лекция, викторина.
Сбор информации для призентации. Работа в интернете.
12-14
Известные люди района.
3
Лекция, экскурсия.
Практикумы в библиотеке, работа с документами. Экскурсия в музей литературы и искусства.
15-16
Достопримечательности села.
2
Беседа (теория), экскурсия
Экскурсия по достопримечательным местам города.
17
Районный музей
1
Экскурсия.
Экскурсия в музей .
Раздел III.
Красногвардейский район в годы Великой Отечественной войны. (8 часов)
18-20
Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад.
3
Лекция.
Просмотр документальног фильма о ВОВ.
21-22
Героизм жителей района на фронтах войны.
2
Практическое занятие, групповая работа
Практикумы в библиотеке, работа с архивными документами. Экскурсия в районный архив.
23
Земляки – Герои Советского Союза.
1
Беседа (теория), экскурсия.
Экскурсия к памятникм героев Арского района.
24
Земляки – фронту.
1
Практическое занятие, групповая работа.
Сбор информации, встречи с ветеранами войны и тыла.
25
Вклад красногвардейцев в победу над врагом.
1
Практическое занятие, групповая работа.
Отчет о проделанной работе групп по III разделу. Знакомство собранной информацией.
Раздел IV
Ратные и трудовые подвиги земляков. (6 часов)
26-27
История войны на страницах районной газеты «Дружба».
2
Практическое занятие, групповая работа
Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.
28-29
Встречи с жителями сельского поселения, ветеранами войны и тружениками тыла с целью сбора материала.
2
Практическое занятие, групповая работа
Посещение семей ветеранов войны, работавших в нашей школе. Сбор информации для оформления Книги Памяти.
30
Изучение семейных архивов: фотографий, трудовых книжек, военных билетов, наградных документов и др.
1
Практическое занятие, групповая работа
Практикумы в библиотеке, работа с документами
31
Анализ и обработка информации.
1
Практическое занятие, групповая работа
Знакомство с Книгой Памяти.
Раздел V.
Итоговое занятие. (3ч.)
32
Оформление Книги Памяти « Ветераны войны, работавшие в нашей школе».
1
Практическое занятие, групповая работа
Творческая работа, оформление альбома.
33
Оформление и защита творческих работ.
1
Практическое занятие, групповая работа
Выставка работ, фотографий
34
Отчёт о работе.
1
Практическое занятие, групповая работа
Произвольная форма
V. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Компьютеры
Проектор
Экран
Карта республики Адыгея и Красногвардейского района
VI.Перечень документов, использованной литературы
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия. И. Кондратьева. 1994.
Газеты «Советская Адыгея», «Дружба»
Золотые Звезды Адыгеи, Майкоп, 1972.
Нагучев Д.Н. Отечественная история с древнейших времен и до наших дней, Майкоп, 2001.
Они ковали Победу. Воспоминания. Очерки. Статьи. Майкоп, 1972
Шебзухов М.Х. Тыл – фронту, Майкоп, 1982
1.http://yandex.ru
Литература для учителя
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей.. - М. БАЛЛАС,2008.
VII.Приложение
Итоговое - отчетное мероприятие
« Мой родной город – Арск»
Цель: воспитание любви к родному краю, городу, развитие познавательного интереса, расширение кругозора у учащихся.
(звучит отрывок песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель:
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
Уважаемы ребята! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о самом родном для нас городе - Арске, в котором мы с вами живём. А провести это мероприятие поможете вы. Вы заранее поделились по группам и должны были подготовиться по заданиям. И так, начинаем свое путешествие по Арску. И первая остановка у нас называется «История моего города». (Слайд №2)
Первая остановка. История города.
Выступление 1 группы учащихся. (Слайд №3)
Арск, административный центр Арского муниципального района Татарстана, расположен на берегу реки Казанка, в 60 км от столицы республики. В ней на данный момент проживает 20 тысяч человек. (Слайд №4)
Точная дата, с которой Арск ведет свое начало, неизвестна. Большинство источников сообщают, что Арск был основан в XIII веке ханом Батыем. В русских летописях крепость Арск впервые упоминается в 1497 году. Однако ученые полагают, что существовала она гораздо раньше – начиная с X века, и сыграла значительную роль в формировании государственности у татар. (Слайд №5)
Арские земли – древнейшие в Казанском ханстве. Когда-то именно здесь, на живописном берегу реки Казанка, размещались личные владения казанских правителей и знати. А пограничная крепость Арск, выстроенная на высоком берегу и укрепленная земляной насыпью, долгое время оставалась их верной опорой. Не устоял Арск только перед войсками Ивана Грозного, пожелавшего завоевать Казань. В 1552 году посланные царем стрельцы сожгли форпост, освобождая подъездные пути к Казани, а позже, с 1606 года, Арск стал русской крепостью. (Слайд №6)
Современный герб Арского муниципального района утвержден Решением Арского районного Совета №55 от 17 марта 2006 года и внесён в Государственный геральдический реестр Республики Татарстан под №50. Там изображено: "В зелёном поле - золотая, с тремя зубчатыми башнями и со сквозною, без порога, аркой ворот, бревенчатая крепость, сопровождаемая в кайму попеременно четырьмя видимыми сверху цветами астры в крест и столькими же золотыми колосьями без стеблей в углах". (Слайд №7)
Эта земля на протяжении веков была надёжной опорой Казанских ханов. Арская история связана с многочисленными событиями, игравшими ключевую роль в становлении государственности татарского народа. Районный центр - город Арск был основан в средневековье как пограничная крепость форпост. Крепость многие годы успешно выполняла свою функцию, оберегая мирных жителей от вражеских набегов. Образ золотой крепости, заимствованный из герба уездного города Арска, утверждённого в 18 октября 1781 года, отражает исторические особенности развития региона. Изображение крепости также подчёркивает взаимосвязь города и района.
Кайма, выполненная из хлебных колосьев и цветков астры, обозначает сельское хозяйство - основу современной экономики района. Астра олицетворяет солнце и долголетие. Серебро - символ чистоты, совершенства, благополучия, мира и взаимопонимания. Золото - символ урожая, богатства, стабильности, интеллекта и уважения. Зелёный цвет - символ природы, здоровья, жизненного роста.
Флаг Арского муниципального района представляет собой прямоугольное зелёное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее посередине жёлтое изображение бревенчатой крепости, а вдоль края — 14 жёлтых колосьев и 14 белых цветов астры попеременно. Флаг района разработан на основе герба района.
Вторая остановка. Достопримечательности моего города.
Выступление 2 группы учащихся.(Слайд №8)
Несмотря на небольшой размер город имеет большое значение, он расположен на железной дороге Казань — Ижевск, а кроме того имеет асфальтный, кирпичный, молочный комбинат, комбинат строительных материалов. ( Слайды №9-13)
Богатый на музеи край! Достопримечательностью города являются музеи: искусства, краеведческий, музей букваря и поэта — Габдуллы Тукая. Кроме этого, в Арском районе действует еще ряд музеев: музей народного писателя Мухаммета Магдиева в деревне Губурчак; музей народного писателя Баширова в деревне Янасала, музей народного писателя Гарифа Ахунова в деревне Казанбаш. (Слайды №14,15)
В Арске находится уникальный музей – совсем маленький, разместившийся в нескольких комнатах, зато единственный в своем роде, такого больше нет нигде в мире! Это музей «Алифбы», что в переводе с татарского значит «Музей букваря». И, действительно, среди экспонатов музея представлены учебники, 300 азбук на 54 языках мира. (Слайды №16-23)
Говорят, что самые красивые женщины Татарстана и самые настоящие батыры рождаются в Арске. Здесь делают невероятно красивую обувь – татарские сапожки из мягкой кожи ягненка, гостеприимные арчане угостят вас национальным блюдом «Белеш», рецепт которого бережно передается из поколения в поколение, дадут в дорогу чак-чак, самый вкусный в Татарии.
Арский район – край великолепной природы. Небольшие деревеньки, утопающие в зелени, ивы и березы, приветствующие путников ласковым шелестом листвы, журчание Казанки…. В Арске ее исток, она здесь только набирает силу, ведь ее цель – столица Татарстана. Маленький ручеек, постепенно разрастаясь, петляет среди холмов – Казанка добежит до Казани. (Слайд №24)
Третья остановка. Рекламная пауза.
Просмотр видеоролика « Отдых в городе Арске». (Слайд №25)
Четвертая остановка. Великие и знаменитые люди моего района.
Выступление 3 группы учащихся.(Слайд №26)
Неудивительно, что именно эта земля является родиной великого татарского поэта, создателя татарского литературного языка. Габдулла Тукай, «татарский Пушкин», родился в семье приходского муллы в небольшом селении Кушлауч, что располагается совсем недалеко от Арска. (Слайд №26)
Кстати, Габдулла Тукай – не единственный арчанин, сыгравший большую роль в развитии духовной жизни татарского народа. Здесь родились и татарские просветители – Габделнасыр Курсави, Шамсетдин Култаси, Шигабетдин Марджани. В Музее литературы и искусства п.г.т. Арск перед вами откроются страницы их жизни и деятельности. ( Слайд №27)
Экспозиция музея представляет материалы о 40 писателях и 20 деятелях искусства и науки, чьи судьбы связаны с краем. Среди экспонатов XVIII - XIX вв. - документы и личные вещи просветителей Г.Курсави, Ш.Марджани, Ш.Культеси, драматурга Г.Камала и поэта Г.Тукая.
Арская сторона испокон веков славилась как центр национальной культуры и как хлебообильный край. Арчане по праву гордятся своими великими просветителями, выдающимися писателями, деятелями искусства, учеными, своим трудолюбивым народом.( Слайд № 28)
Благородные дела и начинания предков продолжаются их внуками, правнуками. Поэтому мы уверены, что источники мудрости, учености, трудолюбия и традиции предков не иссякли и смотрим в будущее с надеждой.
Учитель: На этом наше мероприятие завершилась. Молодцы! Все группы очень хорошо приготовились. Знания которые вы получили сегодня, пригодятся вам. Мы заглянули лишь в крошечный миг истории нашего города. И нам предстоит узнать ещё много интересного. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.