Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 1 класс
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательская грамотность" 1 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Бекетовская средняя школа имени Б.Т.Павлова
Вешкаймского района
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР И.О. директора школы:
________ Ю.Е.Немова ________Ю.Е. Немова
№189 от 30.08.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности
По предмету (курсу): «Функциональная грамотность (читательская)»
Класс: 1
Учитель: Курапова Лариса Сергеевна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа "Функциональная грамотность (читательская)" для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, на основе УМК «Литературное чтение», разработанного Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, М.В. Головановой. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
Образовательной программы начального общего образования МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т.Павлова;
Учебного плана МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т.Павлова на 2024-2025 учебный год;
Учебного плана внеурочной деятельности 1-11 классов МОУ Бекетовская СШ им. Б.Т Павлова на 2024-2025 учебный год;
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цель:создание условий для формирования личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
6.Преодолевать эпизодичность в решении проблем приобщения к чтению.
7.Возрождать традиции семейного чтения как культурной нормы развития обучающегося.
На изучение «Читательской грамотности» в 1 классе выделяют 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недель).
Планируемые результаты
Изучение курса «Функциональная грамотность (Читательская )» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
гражданско-патриотическое воспитание:
- первоначальные представления о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- умение определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (соблюдать этические нормы);
- умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
духовно-нравственное воспитание:
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- бережное отношение к книге, соблюдения порядка на рабочем месте.
физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни, выполнение общепринятых правил, уважительное отношение друг к другу;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
- знать элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление;
- определять возможное содержание книги по её иллюстрациям;
понимать смысл заглавия произведения;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- подробно и выборочно пересказывать текст.
Содержание программы. 1 класс (33 ч.)
Раздел I. Шутки для грамотных. Шуточные произведения фольклора.(4 часа)
Экскурсия в школьную библиотеку. Элементы книги.
Делу - время, потехе – час». Стихи, рассказы, пословицы, песни. «Загадки народов России.
Раздел 2 Преданья старины глубокой (3 часа)
Фольклор – детям. Потешки, считалки, загадки. Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». Потешки, шутки и считалки. Книги- сборники «Весёлые
потешки», «Скороговорки и считалки». Художники-иллюстраторы детских книг.
Раздел 3 «Гуляй да присматривайся». Стихи, рассказы, сказки о временах года. (3 часа)
Поэзия. Стихи о временах года. Книги о Родине и родной природе детских писателей. Структура книги, справочный аппарат книги. «В. Бианки. « Кто чем поёт?». В.Бианки. «Лесной оркестр». «Синичкин календарь» Книги-сборники о животных.
Раздел 4. «Наедине со сказкой». Русские народные сказки. (4 часа)
Русская народная сказка. Мороз и заяц. Русские народные сказки. Как лиса училась летать и др.
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Сказки зарубежных писателей.
Раздел 7. «Радости и печали». Стихи и рассказы о детях» (2 часа)
Михаил Пляцковский. Урок дружбы. Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». Сутеев—автор и художник-оформитель.
Раздел 8. «Про всё на свете» Научно-познавательные тексты. (3 часа)
В.Валькова. А. Смоль. «Книжкин дом». М.Константиновский. «Почему вода
мокрая». «Почему земля магнит?» Научно-познавательные тексты.
Раздел 9 «Братья наши меньшие, хитрецы первейшие». Рассказы о животных. (2 часа)
Н. Сладков. «Азбука леса». Рассказы, сказки, миниатюры. Чтение произведений о животных из детских журналов. Книги Е.Чарушина для детей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко».
Раздел 10. «Чего важнее всего». Стихи, рассказы о семье, школе, дружбе, чести, долге». (5 часов)