kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класс по формированию читательской грамотности для обучающихся с ОВЗ "Читаю-понимаю"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности для обучающихся с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класс по формированию читательской грамотности для обучающихся с ОВЗ "Читаю-понимаю"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Пермского края‌‌

Администрация Александровского муниципального округа‌

МБОУ «СОШ п. Яйва»


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

________________________


Протокол № 1

от «31» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по методической работе

________________________


«31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор школы

__________________


Приказ № от

«31» августа 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Читаю-понимаю»

для 3 класса





Рабочая программа разработана учителем

высшей квалификационной категории

О.В. Забелиной












п. Яйва, 2023 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читаю-понимаю» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приложение к приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. № 286;

  • Федеральным государственным образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приказ МОиН РФ № 1598, утвержденный приказом МОиН РФ 19 декабря 2014 года;

  • Федеральной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения России от 24.11.2022 № 1023);

  • СанПиН организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи – СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 № 28;

  • Постановлением «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к условиям организации воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года;

  • Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Яйва»;

  • Адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 7.1.) МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2028 г.г. от 30.08.2023 г.;

  • Учебным планом МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;

  • Календарным учебным графиком МБОУ «СОШ п. Яйва» на 2023-2024 учебный год;

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

  • Авторской программой «Грамотный читатель» для 1-4 классов; под редакцией Антошина М.К.

Данная программа будет реализована в 3 классе для детей с ЗПР.

Введение ФГОС НОО третьего поколения определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. ФГОС НОО ОВЗ также определяет одним из результатов усвоения АООП НОО развитие функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Одним из системообразующих компонентов функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - это способность учащихся к осмыслению письменных текстов и их рефлексия, использование их содержания для достижения собственных жизненных целей.

Программа курса внеурочной деятельности «Читаю-понимаю» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и АООП НОО.

Программа составлена с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР, наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при формировании навыка чтения. Они долго и с большим трудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения могут допускать большое количество разнообразных ошибок (пропуски, замены, перестановки букв, ударение, чтение по догадке и др.). Обучающиеся с ЗПР часто оказываются не в состоянии самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нём незнакомых слов и выражений. Они затрудняются передать главную мысль прочитанного, установить причинно-следственные связи, самостоятельно охарактеризовать героев произведения и дать оценку их поступкам.

Цель программы внеурочной деятельности «Читаю-понимаю» - формирование у обучающихся с ОВЗ полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи:

  • овладение учащимися технологии продуктивного чтения;

  • совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к

  • чтению книг;

  • формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы

  • с текстом;

  • развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе

  • обсуждения прочитанного;

  • обеспечение усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и

  • др.;

  • воспитание любви к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к

  • природе, науке и искусству.

Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации обучающегося с ЗПР. В процессе освоения курса у обучающихся повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры.

Особое место в реализации программы отводится работе с текстом, в процессе которой обучающиеся поэтапно переводятся от умений работать с помощью учителя к самостоятельному анализу прочитанного. Склонность обучающихся с ЗПР к механическому чтению требует необходимости усиления видов деятельности учащихся над осознанностью чтения, пониманием прочитанного. Проводится работа над выборочным чтением, нахождением в предложении или тексте заданных слов, выражений, отрывков. Обучающиеся с ЗПР приучаются к целостному анализу прочитанного, поиску логических связей между частями произведения, причинно-следственных связей между событиями. Большое значение уделяется словарной работе. Происходит развитие понятийной стороны речи, расширение словаря; обучающиеся с ЗПР приучаются обращать внимание на непонятные слова, развивают привычку выяснять их значение, более тонко анализируют языковой материал. Предусматривается специальная продолжительная работа по обучению пересказу. Обучающиеся учатся излагать тексты небольшого объёма с опорой на картинный план и ключевые слова, затем на план-вопрос и позже на совместно составленный план излагаемого текста, при этом визуальная поддержка может долго служить опорой для обучающегося.

При реализации курса у обучающихся с ЗПР формируется положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; происходит достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; формируется первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; происходит овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; происходит овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач.

Ценностные ориентиры содержания курса.

1. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

2. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

3. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

4. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.

Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

5. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

6. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

7. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

8. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

9. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

10. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

11. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Формы и методы обучения.

Методы, в зависимости от источника получения знаний:

  1. Словесные (рассказ, беседа, обсуждение, работа с учебником и другой литературой, инструктаж).

  2. Наглядные (демонстрация иллюстраций, картин, фильмов, презентаций и т. д.).

  3. Практические (лабораторные и практические работы, наблюдения, опыты, эксперименты, выполнение упражнений, моделирование, деятельность в природе).

  4. Игровые (дидактические, имитационные, ролевые, театрализованные и другие виды игр).

Методы по характеру познавательной деятельности:

  1. Репродуктивные (объяснительно-наглядные).

  2. Метод проблемного изложения учебного материала.

  3. Частично-поисковый (эвристический).

  4. Исследовательский.

Логические приёмы:

  1. Сравнение.

  2. Противопоставление.

  3. Классификация.

  4. Систематизация.

  5. Определение причин и взаимосвязей.

Приёмы работы с текстом:

  1. Чтение и рисование рисунка к прочитанному.

  2. Чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении. 

  3. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос.

  4. Составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту). 

  5. Деление текста на части. 

  6. Составление словесного плана или плана в виде рисунка. 

  7. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. 

  8. Работа с заданиями и вопросами (ориентирование в них, самостоятельная работа с ними, умение выбрать необходимые для ответа источники информации).

  9. Работа с рисунками, фотографиями, таблицами (сравнение, описание).

  10. Составление справки.

  11. Запись терминов и их значений в словарик.

  12. Прогнозирование содержания.

  13. Визуализация.

  14. Работа со средствами выразительности.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсии.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно - поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

Место курса в учебном плане.

Объём учебного времени в 3 классе составляет 34 часа (1 час в неделю).

Условия реализации.

Информационные источники для учителя:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

  2. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006, № 5, 71-76.

  3. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010

Информационные источники для обучающихся:

  1. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

  2. Детская справочная литература (справочники, атласы - определители, энциклопедии) об окружающем мире(природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Печатные пособия:

  1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме).

  2. Репродукции картин и художественные фотографии (в том числе в цифровой форме).

  3. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи художественного исполнения произведений.


Cодержание курса


Раздел «Виды речевой деятельности» (8 ч.) включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения.

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст.

Раздел «Виды читательской деятельности» (60 ч.) включает в себя работу с разными видами текста.

Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:

  • восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного текста;

  • воссоздание картины жизни, представленной автором;

  • установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах;

  • понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

В разделе «Круг детского чтения» (48 ч.) реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (7 ч.) содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» (12 ч.) является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.


Результаты освоения курса


Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы «Читаю-понимаю» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы «Читаю-понимаю» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


Метапредметные результаты

В результате изучения программы «Читаю-понимаю» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания

  • для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • работа с информацией: выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


Предметные результаты

Предметные результаты освоения программы «Читаю-понимаю» отражают специфику содержания учебного курса, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  1. Отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений.

  2. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное).

  3. Читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения.

  4. Различать художественные произведения и познавательные тексты.

  5. Различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического.

  6. Понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам.

  7. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

  8. Характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту).

  9. Отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев(портрет), описание пейзажа и интерьера.

  10. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение).

  11. Осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение).

  12. Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия.

  13. Пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица.

  14. При анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов.

  15. Читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения.

  16. Составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст.

  17. Составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму.

  18. Сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения.

  19. Использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания).

  20. Выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.

  21. Использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы, включённые в федеральный перечень.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:

  • приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;

  • историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся;

  • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

  • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

  • усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;

  • достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и отражает готовность обучающихся с ОВЗ руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:

1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.

2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.

3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.

7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.

8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

Тематическое планирование


Тема урока

Количество часов

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

3 класс 34 часа

1

А. Усачёв «1 сентября»

1

0

0,5

Устный опрос, практическая работа;

2

П. Синявский «Родная песенка»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа;

3

А. Пантелеев «Главный инженер»

6

0

3

Устный опрос, практическая работа;

4

Тайская сказка «Птица-болтунья»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа;

5

Китайская сказка «Олени и пёс»

1

0

0,5

Устный опрос, практическая работа;

6

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа; 

7

Сказка «Олени и пёс»

1

0

0,5

Устный опрос, практическая работа; 

8

Занятие в компьютерном классе

1

0

0,5

Устный опрос, практическая работа;

9

Н. Сладков «Домики на ножках»

3

0

1,5

Устный опрос, практическая работа;

10

Экскурсия в библиотеку

1

0

0,5

Устный опрос, практическая работа;

11

Г. Скребицкий «Любитель песни»

3

0

1,5

Устный опрос, практическая работа;

12

Научно-познавательный текст «Тюлень»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа;

13

Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа;

14

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?»

2

0

1

Устный опрос, практическая работа;

15

Н. Носов «Заплатка»


3

0

1,5

Устный опрос, практическая работа;

16

Е. Евсеева «Каникулы».

2

0

1

Устный опрос, практическая работа. Самооценка с использованием«Оценочного
листа»;


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

17





Поурочное планирование

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Дата проведения

3 класс 34 часа

1

А. Усачёв «1 сентября»

Стихотворение А.

Усачёва «1 сентября». Готовимся к выразительному чтению стихотворения «1 сентября»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения.

Взаимная оценка


2

П. Синявский

«Родная песенка»

Стихотворение П. Синявского «Родная песенка

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа.


3

П. Синявский

«Родная песенка»

Готовимся к выразительному чтению стихотворения «Родная песенка»


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Выразительное чтение стихотворения.


4

А. Пантелеев

«Главный инженер»

Рассказ А.

Пантелеева «Главный инженер»

https://stranamasterov.ru/

Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли.


5

А. Пантелеев

«Главный инженер»

http://www.edu.ru/


Прогнозирование развития сюжета.


6

А. Пантелеев

«Главный инженер»

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»

http://www.edu.ru/


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно».


7

А. Пантелеев «Главный инженер»

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Главный инженер»

http://www.edu.ru/


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа


8

А. Пантелеев

«Главный инженер»

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

http://www.edu.ru/


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. Определение главной мысли


9

А. Пантелеев

«Главный инженер»

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа А. Пантелеева «Главный инженер»

http://www.edu.ru/


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Подготовка к пересказу.


10

Тайская сказка

«Птица-болтунья»

Тайская сказка «Птица-болтунья». Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке.


11

Тайская сказка

«Птица-болтунья»

Готовимся к выразительному чтению сказки «Птица-болтунья»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза». Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка


12

Китайская сказка «Олени и пёс»

Китайская сказка «Олени и пёс»

https://stranamasterov.ru/

Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Определение главной мысли сказки


13

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных»

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»


Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения.


14

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных»

Научно-познавательный текст «Скорость бега животных».

https://stranamasterov.ru/

Сопровождающее чтение. Игра «Марш — пауза».


15

Чтение сказки «Олени и пёс»

Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»


Готовимся к выразительному чтению сказки «Олени и пёс»


16.

Занятие в компьютерном классе

Занятие в компьютерном классе


Поиск нужной информации в сети Интернет.

Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии);

www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru


17.

Н. Сладков «Домики на ножках»

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках»

http://www.edu.ru/


Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения.


18.

Н. Сладков «Домики на ножках»

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации.


19.

Н. Сладков «Домики на ножках»

Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках»


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем одновременно». Выразительное чтение рассказа.

Взаимная оценка


20.

Экскурсия в библиотеку

Освобождение Ленинграда от блокады


Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре


21.

Скребицкий Г.

«Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа


22.

Скребицкий Г.

«Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа.


23.

Скребицкий Г.

«Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г. «Любитель песни»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8

Восстановление последовательности событий


24.

Научно-познавательный текст «Тюлень»

Научно-познавательный текст «Тюлень»


Анализ содержания научно-познавательного текста.

Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научно-познавательном тексте.


25.

Научно-познавательный текст «Тюлень»

Готовимся к чтению по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни»

http://www.edu.ru/


Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно».

Чтение по ролям отрывка из рассказа. Взаимная оценка


26.

Л. Каминский

«Падежи Юры

Серёжкина»

Рассказ Л.

Каминского «Падежи

Юры Серёжкина»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Прогнозирование дальнейшего развития событий.


27.

«Как определить падеж имени существительного?»

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?». Готовимся к постановке рассказа

Л. Каминского

«Падежи Юры

Серёжкина


Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».

Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»


28.

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?»

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?»

http://www.edu.ru/

Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».

Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»


29.

Л. Каминский

«Падежи Юры

Серёжкина»

Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?»


Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Кто дальше?».

Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина»


30.

Н. Носов «Заплатка»

Рассказ Н. Носова «Заплатка»

https://stranamasterov.ru/

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев


31.

Н. Носов «Заплатка»

Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка»

http://www.edu.ru/

Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка


32.

Н. Носов «Заплатка»

Рассказ Н. Носова «Заплатка»


Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок.


33.

Е. Евсеева «Каникулы»

Стихотворение Е. Евсеевой

«Каникулы»


Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Создание новых слов по образцу. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка


34.

Е. Евсеева «Каникулы»

Стихотворение Е. Евсеевой

«Каникулы»

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8


Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Забелина Ольга Викторовна

Дата: 25.09.2023

Номер свидетельства: 637193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства