Рабочая программа для 9-х классов "Введение в проектную деятельность".
Рабочая программа для 9-х классов "Введение в проектную деятельность".
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 9-х классов "Введение в проектную деятельность".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 31»
_____________Маликова Л.О.
Приказ № ___ от __________ г.
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы
Протокол № 1
Программа обсужденана заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Введение в проектную деятельность»
для 9 классов
Составитель программы:
Андрейченкова Елена Евгеньевна
Новокузнецк
2020 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса разработана в соответствии с требованиями и на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. От 31.12.2015);
образовательной программы МБОУ « СОШ № 31»,
Учебного плана МБОУ « СОШ № 31» на 2020-2021 учебный год,
примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника»
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на 35 ч. (35 ч. в год -1 час в неделю).
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи курса:
Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные задачи: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Также рабочая программа внеурочной деятельности разработана с учетом Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования с особенностями МОУ Рыболовской СОШ, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно - ориентированные; деятельностно - ориентированные и т.д.) вариативного развивающего образования, и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
Личностно-ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Культурно - ориентированные принципы: принцип целостной картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
«Проектная деятельность» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя
в 9 классах:
-формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
-совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
-воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Цель программы: обучить детей работе над проектами; формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решать проблемы.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из главных результатов обучения проектной деятельности является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Первый уровень результатов
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Второй уровень результатов
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности окружающего мира.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Третий уровень результатов
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, исследовательской и проектной деятельности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Результаты освоения курса
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами являются:
-наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
-понимание роли информационных процессов в современном мире;
-владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
-ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
-развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в условиях развития информационного общества;
-готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов ИКТ;
-способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
-способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
-владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
-владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
-ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися умения, специфические для данной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения в основной школе отражают:
-формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
-развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
-формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты обучения строятся на основе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных универсальных учебных действий.
Личностные результаты направлены на формирование в рамках курса, прежде всего, личностных универсальных учебных действий, связанных в основном с морально-этической ориентацией и смыслообразованием. Метапредметные результаты нацелены преимущественно на развитие регулятивных и знаково-символических универсальных учебных действий через освоение фундаментальных для информатики понятий алгоритма и информационной (знаково-символической) модели.
Предметные результаты в сфере познавательной деятельности отражают внутреннюю логику развития учебного предмета: от информационных процессов через инструмент их познания - моделирование - к алгоритмам и информационным технологиям. В этой последовательности формируется, в частности, сложное логическое действие - общий приём решения задачи.
Образовательные результаты в сфере ценностно-ориентированной деятельности отражают особенности деятельности учащихся в современной информационной цивилизации. Образовательные результаты в коммуникативной сфере направлены на реализацию коммуникативных универсальных учебных действий. Предметные образовательные результаты в сфере трудовой деятельности направлены на самоопределение учащихся в окружающей их информационной среде, на освоение средств ИКТ. Предметные образовательные результаты в сфере эстетической деятельности подчёркивают тот факт, что с помощью средств информационных технологий учащиеся могут создавать эстетически-значимые объекты. Наконец, предметные образовательные результаты в сфере охраны здоровья акцентируют внимание на особенностях непосредственной работы учащегося с компьютером.
СОДЕРЖАНИЕКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основной целью включения учащихся в проектную деятельность является формирование умения организовать свою деятельность по решению той или иной проблемы по информатике. Учащиеся должны понимать: хорошая идея сама по себе не решает проблемы, необходимо представлять себе, каков механизм реализации этой идеи, как будет выглядеть конечный продукт. Всему этому в большей мере соответствуют, так называемые, регулятивные УУД и основная цель учебного проекта - их формирование. Одновременно, выполняя проект, учащиеся учатся не только сотрудничать с партнерами, но даже в какой-то степени руководить другими людьми (если речь идет о групповых проектах). В связи с этим можно говорить о цели формирования коммуникативных УУД
Цель включения учащихся в исследовательскую деятельность - умения, которые формируются в процессе исследовательской деятельности: способы установления, описания и объяснения фактов. Наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, индуктивных рассуждений и моделей, работа с источниками. Всему этому в большей мере соответствуют познавательные УУД.
Важной целью организации исследовательской деятельности является поддержка познавательного интереса школьников, который, как известно, часто уменьшается или вовсе исчезает за время обучения в школе. С помощью организации исследовательской деятельности можно ознакомить ученика инструментарием, показывающим, что он может успешно познавать мир, и формировать убежденность в существовании сферы объективного знания, которое можно получать и обосновывать способами, выработанными культурой. Эта цель-формирование исследовательской позиции к окружающему миру более соответствует группе личностных УУД. Проектная деятельность также существенно влияет на формирование личностных качеств учащихся, воспитывая, например, чувство ответственности, формируя способность к самооценке и др. (личностные УУД). На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что любое исследование по форме можно рассматривать как проект. Однако не любой проект можно рассматривать как исследование (только если в качестве доминирующего метода используется исследовательский, при этом информационные, творческие, практические и игровые проекты отождествлять с исследованием нельзя). Проектная и учебно-исследовательская деятельности реализуются по следующим основным направлениям: исследовательское, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов. Особое значение для развития УУД в информатике имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток - автор проекта - самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Календарно-тематическое планирование
9 класс В
класс ( 35 часов, 1 час в неделю)
Номера
уроков
Наименование разделов и тем
Дата
Скорректированные сроки прохождения программы
По плану
По факту
Понятие «Учебный проект»
Что такое учебный проект.
03.09.20
Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.
08.09.20
Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы
Явление и понятие научного исследования..
22.09.20
Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.
29.09.20
Формулирование проблемы.
06.10.20
Организация исследовательской работы
13.10.20
Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
20.10.20
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования.
27.10.20
Выдвижение гипотезы исследования.
10.11.20
Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.
17.11.20
Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».
24.11.20
Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.
01.12.20
Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.
08.12.20
Правила составления плана информационного текста
15.12.20
Формулирование пунктов плана.
22.12.20
Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.
Структура проекта, типы проектов, продукт проектной деятельности,
23.02.21
Способы представления проектов,
02.03.21
Создание компьютерных презентаций проектов
09.03.21
Ресурсы
Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».
16.03.21
Работа с каталогами
Что такое каталог
23.03.21
Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).
06.04.21
Нахождение нужной книги по каталогу.
13.04.21
Работа со справочной литературой
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).
20.04.21
Составление справочника по теме проекта.
27.04.21
Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.
05.05.21
Способы первичной обработки информации
Чтение и конспект.
11.05.21
Составление денотатного графа по теме проекта.
18.05.21
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
19.05.21
Наблюдение и эксперимент
Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента.
24.05.21
Наблюдения, необходимые для работы над проектом.
Оформление результатов наблюдений (экспериментов).
25.05.21
Итого
35 часов
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.