Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы Н.В. Макаровой Информатика и ИКТ. «Программа для базового уровня (системно-информационная концепция)».-СПб.:Питер,2009.
Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и обеспечивает реализацию учебного плана общеобразовательной школы.
Программа по курсу «Информатика и ИКТ» для 9-х классов средней общеобразовательной школы рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю за счет федерального компонента ОУ.
Основной задачей программы является концепция обучения, целью которой является создание базы информационной культуры учащегося.
Целями программы являются:
формирование у обучающихся системы базовых знаний по информатике;
освоение базовой технологии работы в системной среде WINDOWS (Linux), умений работать с числовой и текстовой информацией, базами данных и другими программами;
развитие логического мышления;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
воспитание уважительного отношения к информации;
формирование навыков применения средств информационных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.
Цель воспитания – воспитывать у обучающихся интерес к вычислительной технике, новым разработкам программного обеспечения, самостоятельность, трудолюбие, прививать бережное отношение к оборудованию.
Основное содержание курса изучается по концентрическому принципу, что позволяет по мере изучения курса расширять и углублять знания по каждому из разделов в последующих классах, не теряя при этом целостности изложения всего материала.
Изменения, внесенные в программу:
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении.
Содержание курса
9 класс
Введение в операционную систему WINDOWS(Linux)(5 часов)
Классификация объектов. Подробное изучения объектов «Приложение и документ».
Основные понятия ОС.
Обработка числовой информации (20 часов)
Электронные таблицы: назначение и основные функции. Структура электронных таблиц. Ячейка: абсолютная адресации. Форматы данных: числа, формулы и текст. Ввод и редактирование данных. Сортировка данных. Форматирование и обрамление таблицы. Стандартные функции. Построение диаграмм и графиков. Табулирование и построение графиков функций. Решение уравнений. Решение экономических задач. Печать документа. Практические работы:
• Ввод и редактирование данных.
• Ввод формул, вычисления.
• Форматирование таблицы.
• Решение экономических задач.
• Построение диаграмм и графиков функций. Проектная деятельность. Решение экономических задач в электронных таблицах (5 часов)
Ввод данных в таблицу. Вычисления по формулам, нахождение минимального, максимального, среднего значений. Построение диаграмм и графиков по данным таблицы. Печать документа.
Система управления базой данных Access (15часов)
Назначение системы управления базой данных. Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработки данных, ввода данных.
Создание структуры базы данных и ее заполнение. Создание формы базы данных. Работа с записями. Критерии выборки данных. Разработка отчетов для вывода данных.
Проектная деятельность. Создание базы данных (5 часов) Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей (7 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Работа в компьютерных сетях. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сети.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6 часов)
Этапы развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Основные компоненты компьютера, их функции. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Оперативная и долговременная память. Периферийные устройства. Устройства мультимедийной обработки информации.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.
Утилиты различного назначения. Архивирование данных. Практические работы:
• Соединение блоков и устройств в компьютере. Получение информации о характеристиках компьютера.
• Работа с файлами и папками в ОС.
• Проверка и оптимизация диска.
• Архивирование файлов.
Информационные технологии в обществе (5 часа)
Этика и право при создании и использовании информации. Правовая охрана информационных ресурсов. Информационная безопасность. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Инсталляция программ.
Организация групповой работы над документом.
Практические работы:
инсталляция программ;
защита информации от компьютерных вирусов;
Обучающиеся должны знать/понимать:
• правила техники безопасности при работе на компьютере;
этапы развития вычислительной техники;
• назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и возможности базы данных.
Обучающиеся должны уметь:
• создавать, редактировать табличный документ;
форматировать и сохранять табличный документ;
• строить диаграммы и графики по табличным данным;
• решать простейшие расчетные задачи в электронных таблицах;
создавать базу данных, формы базы данных;
работать с записями;
Разрабатывать отчеты для вывода данных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕРАБОЧАЯ ШКОЛА № 43»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «информатике и ИКТ»
9 класс
(базовый уровень)
Учитель информатики 1 категории
Богатченко Тамара Александровна
Новосибирск, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учётом авторской программы Н.В. Макаровой Информатика и ИКТ. «Программа для базового уровня (системно-информационная концепция)».-СПб.:Питер,2009.
Данная программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и обеспечивает реализацию учебного плана общеобразовательной школы.
Программа по курсу «Информатика и ИКТ» для 9-х классов средней общеобразовательной школы рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю за счет федерального компонента ОУ.
Основной задачей программы является концепция обучения, целью которой является создание базы информационной культуры учащегося.
Целями программы являются:
формирование у обучающихся системы базовых знаний по информатике;
освоение базовой технологии работы в системной среде WINDOWS(Linux), умений работать с числовой и текстовой информацией, базами данных и другими программами;
развитие логического мышления;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;
воспитание уважительного отношения к информации;
формирование навыков применения средств информационных технологий при выполнении индивидуальных и коллективных проектов в учебной деятельности.
Цель воспитания – воспитывать у обучающихся интерес к вычислительной технике, новым разработкам программного обеспечения, самостоятельность, трудолюбие, прививать бережное отношение к оборудованию.
Основное содержание курса изучается по концентрическому принципу, что позволяет по мере изучения курса расширять и углублять знания по каждому из разделов в последующих классах, не теряя при этом целостности изложения всего материала.
Изменения, внесенные в программу:
В авторской программе изучение предмета ориентировано на ОС Windows. В связи с переходом общеобразовательного учреждения на ОС Linux, в рабочей программе предусмотрено изучение предмета на ее основе и ее прикладных программ, т.е. содержание некоторых тем уроков и практических работ адаптировано на используемое программное обеспечение в общеобразовательном учреждении.
Содержание курса
9 класс
Введение в операционную систему WINDOWS(Linux)(5 часов)
Классификация объектов. Подробное изучения объектов «Приложение и документ».
Основные понятия ОС.
Обработка числовой информации (20 часов) Электронные таблицы: назначение и основные функции. Структура электронных таблиц. Ячейка: абсолютная адресации. Форматы данных: числа, формулы и текст. Ввод и редактирование данных. Сортировка данных. Форматирование и обрамление таблицы. Стандартные функции. Построение диаграмм и графиков. Табулирование и построение графиков функций. Решение уравнений. Решение экономических задач. Печать документа. Практические работы: • Ввод и редактирование данных. • Ввод формул, вычисления. • Форматирование таблицы. • Решение экономических задач. • Построение диаграмм и графиков функций. Проектная деятельность. Решение экономических задач в электронных таблицах (5 часов) Ввод данных в таблицу. Вычисления по формулам, нахождение минимального, максимального, среднего значений. Построение диаграмм и графиков по данным таблицы. Печать документа.
Система управления базой данных Access (15часов)
Назначение системы управления базой данных. Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработки данных, ввода данных.
Создание структуры базы данных и ее заполнение. Создание формы базы данных. Работа с записями. Критерии выборки данных. Разработка отчетов для вывода данных.
Проектная деятельность. Создание базы данных (5 часов) Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей (7 часов)
Локальные компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети. Работа в компьютерных сетях. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сети.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (6 часов) Этапы развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Основные компоненты компьютера, их функции. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Оперативная и долговременная память. Периферийные устройства. Устройства мультимедийной обработки информации. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Утилиты различного назначения. Архивирование данных. Практические работы: • Соединение блоков и устройств в компьютере. Получение информации о характеристиках компьютера. • Работа с файлами и папками в ОС. • Проверка и оптимизация диска. • Архивирование файлов.
Информационные технологии в обществе (5 часа) Этика и право при создании и использовании информации. Правовая охрана информационных ресурсов. Информационная безопасность. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы. Инсталляция программ. Организация групповой работы над документом.
Практические работы:
инсталляция программ;
защита информации от компьютерных вирусов;
Обучающиеся должны знать/понимать: • правила техники безопасности при работе на компьютере;
этапы развития вычислительной техники; • назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и возможности базы данных.
Обучающиеся должны уметь: • создавать, редактировать табличный документ;
форматировать и сохранять табличный документ; • строить диаграммы и графики по табличным данным; • решать простейшие расчетные задачи в электронных таблицах;
создавать базу данных, формы базы данных;
работать с записями;
Разрабатывать отчеты для вывода данных.
Календарно-тематический план
9 класс (2 часа в неделю, 68 часов)
Номер
Темы
Номер
Занятия
Тема
Занятия
Кол-во
часов
цель
занятия
Требования к уровню подготовки
Вид контроля
Тип урока
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Операционная система WINDOWS (Linux)
5
1
Техника безопасности на ПК. Повторение
1
Изучение
Лекция
2
Операционная система WINDOWS
1
Изучение
Знать: системуWINDOWS
опрос
комбинированный
3
Классификация объектов.
1
Изучение
Знать: Классификацию объектов
опрос
комбинированный
4-5
Изучения объектов «Приложение и документ».
2
Изучение
Знать: «Приложение и документ»
Опрос, работа на ПК
комбинированный
5
Основные понятия ОС WINDOWS.
1
Изучение
Знать: Основные понятия ОС
опрос
комбинированный
6
Работа на ПК по заданию
5
Работа с объектами
1
Научить
Уметь: работать с объектами
работа на ПК
Применение знаний и умений
2
Обработка числовой информации
20
6-7
Электронные таблицы: назначение и основные функции. Структура электронных таблиц.
2
Изучение
Знать: назначение и основные функции. Структура электронных таблиц
Опрос, работа на ПК
комбинированный
8-9
Ячейка: абсолютная адресации. Форматы данных: числа, формулы и текст.
2
Изучение
Знать: Ячейка: абсолютная адресации. Форматы данных: числа, формулы и текст.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
10-11
Ввод и редактирование данных. Сортировка данных.
2
Изучение
Уметь: Вводить и редактировать данные. Сортировка данных.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
12-13
Форматирование и обрамление таблицы. Стандартные функции.
2
Изучение
Уметь: Форматировать и обрамлять таблицы. Стандарт. функции
Опрос, работа на ПК
комбинированный
14-15
Построение диаграмм и графиков.
2
Изучение
Уметь: Строить диаграммы и графики.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
16-25
Решение задач. Печать документа.
10
Научить
Уметь:
Решать экономические задачи. Печатать документ.
Опрос, работа на ПК
Применение знаний и умений
3
Проектная деятельность. Решение экономических задач в электронных таблицах
5
26-30
Ввод данных в таблицу. Вычисления по формулам, нахождение минимального, максимального, среднего значений. Построение диаграмм и графиков по данным таблицы. Печать документа.
5
Научить
Уметь:
Решать экономические задачи. Печатать документ
Опрос, работа на ПК
Применение знаний и умений
4
Система управления базой данных Access
15
31-33
Назначение системы управления базой данных. Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями.
3
Изучение
Знать: Назначение системы управления базой данных. Объекты базы данных.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
34-35
Инструменты системы управления базой данных для работы с записями.
2
Изучение
Знать: Инструменты системы управления базой данных для работы с записями.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
36-37
Инструменты системы управления базой данных для работы с полями, обработки данных, ввода данных.
2
Изучение
Знать:
Инструменты системы управления базой данных для работы с полями, обработки данных, ввода данных.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
38-39
Создание структуры базы данных и ее заполнение.
2
Изучение
Уметь:
Создание структуры базы данных и ее заполнение.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
40-41
Создание формы базы данных. Работа с записями.
2
Изучение
Уметь: Создание формы базы данных. Работа с записями.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
42-43
Критерии выборки данных.
2
Изучение
Знать: Критерии выборки данных.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
44-45
Разработка отчетов для вывода данных.
2
Изучение
Уметь: Разработка отчетов для вывода данных.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
5
Проектная деятельность.Создание базы данных
5
46-50
Создание базы данных
5
Научить
Уметь:
Создавать базу данных.
работа на ПК
Применение знаний и умений
6
Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей
7
51
Локальные компьютерные сети.
1
Изучение
Знать: Понятия локальной сети.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
52
Глобальные компьютерные сети.
1
Изучение
Знать: Понятия глобальной сети.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
53-54
Работа в компьютерных сетях.
2
Научить
Уметь: работать в компьютерных сетях.
Опрос, работа на ПК
Применение знаний и умений
55-56
Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.
2
Изучение
Знать: Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
57
Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сети.
1
Изучение
Знать:
Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сети.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
7
Компьютер как универсальное устройство обработки информации
6
58
Этапы развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Основные компоненты компьютера, их функции.
1
Изучение
Знать: Этапы развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Основные компоненты компьютера, их функции
Опрос, работа на ПК
комбинированный
59
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор. Оперативная и долговременная память. Периферийные устройства.
1
Изучение
Знать: Магистрально-модульный принцип построения компьютера Процессор. Оперативн. и долговременная память. Периферийные устройства
Опрос, работа на ПК
комбинированный
60
Устройства мультимедийной обработки информации. Программный принцип работы компьютера.
1
Изучение
Знать: Программный принцип работы компьютера
Опрос, работа на ПК
комбинированный
61
Программное обеспечение, его структура. Утилиты различного назначения.
1
Изучение
Знать: Программное обеспечение, его структуру. Утилиты различного назначения.
Опрос, работа на ПК
комбинированный
62-63
Архивирование данных.
2
Изучение
Уметь: работать с архивными данными
Опрос, работа на ПК
комбинированный
8
Информационные технологии в обществе
5
Опрос, работа на ПК
64-65
Этика и право при создании и использовании информации. Правовая охрана информационных ресурсов.
2
Изучение
Знать: Этику и право при создании и использовании информации.