Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.
Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитиии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Что же такое проект?
Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.
Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы
(Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс;
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. – - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,
-получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:
- «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
- Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Классификация проектов по продолжительности:
· Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.
· Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
· Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
· Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают:
-индивидуальные;
- парные;
- групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
· Практико-ориентированный проект.
Исследовательский проект.
·Информационный проект.
· Творческий проект.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- презентация – публичное предъявление результатов проекта.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различной.
В одних случаях может выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В третьих случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.
Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика.
В 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов.
Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя.
Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.
В работе с проектами мы выделили как плюсы, так и минусы.
Плюсы:
- Создают ситуацию успеха.
- Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
- Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.
- Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
- Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.
- Минусы:
- Нехватка времени на уроке.
- Пока ещё не все дети выполняют проекты.
Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга. Готхольда Эфраима Лессинга
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».