kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Образовательный стандарт нового поколения  ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнку дают не только сумму знаний, а формируют умение быть коммуникабельной личностью, умеющей добывать информацию и работать с ней, применять знания в различных ситуациях.

         Школа должна привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об УУД, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитиии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

 Что же такое проект?

         Проект – это по сути дела, просто специальное задание, план, замысел,  путь решения проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, модель, презентация и т.д.

         Что такое проектная деятельность? Это метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации; способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

         Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы

(Мы видим, что роль учителя и родителя совпадают, они должны помочь в поиске нужных источников информации, координируют весь процесс;

          В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;

- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. – - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные  навыки: навыки монологической речи;  умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;

- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;

- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.

 Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,

-получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи.

    Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:

  1. «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
  2. Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
  3. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого  на всех этапах работы над проектом.

Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

        Классификация проектов по продолжительности:

·       Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.

·       Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

·       Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

·       Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

 По количественному составу различают:

 -индивидуальные;

- парные;

- групповые проекты.

По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:

· Практико-ориентированный проект.

 Исследовательский проект

·Информационный проект.

· Творческий проект

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

 На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

  Важное правило – каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различной.

В одних  случаях может выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В третьих случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ.

Поэтому мы остановимся на тематике проектов, которые входят в программу обучения по УМК «Школа России» и являются обязательными как для учителя, так и для ученика.

 В 1 классе – 15 проектов, во 2 классе – 18 проектов, в 3 классе – 18 проектов, в 4 классе – 10 проектов.

 

Работа огромная. Осуществить такое количество проектов – нереальная нагрузка на учителя.

 Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную  активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный  подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

В работе с проектами мы выделили как плюсы, так и минусы.

Плюсы:

  1. Создают ситуацию успеха.
  2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
  3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.
  4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
  5. Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.
  6. Минусы: 
  7. Нехватка времени на уроке.
  8. Пока ещё не все дети выполняют проекты.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого поэта, философа и драматурга. Готхольда Эфраима Лессинга 

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО" »

«Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО »

«Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО »

ЧТО ТАКОЕ  ПРОЕКТ?

ЧТО ТАКОЕ

ПРОЕКТ?

Что такое проектная деятельность? Проектная деятельность – это метод, который:

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это метод, который:

  • раскрепощает ребёнка;
  • повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации;
  • способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
Роли участников проектной деятельности РОЛЬ УЧЕНИКА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ Консультирует Мотивирует Является субъектом Консультирует Мотивирует познавательной деятельности Выбирает Наблюдает  (принимает решения)  Выстраивает систему взаимоотношений с людьми

Роли участников проектной деятельности

РОЛЬ

УЧЕНИКА

РОЛЬ

УЧИТЕЛЯ

РОЛЬ

РОДИТЕЛЕЙ

  • Консультирует
  • Мотивирует
  • Является субъектом
  • Консультирует
  • Мотивирует

познавательной

деятельности

  • Выбирает
  • Наблюдает

(принимает решения)

  • Выстраивает систему

взаимоотношений

с людьми

  • Оценивает
Социальные навыки Коммуника-тивные навыки Презентацион-ные навыки Информацион-ные навыки Исследовате-льские навыки Мыслитель-ные навыки Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности Рефлексив-ные навыки Оценочные навыки

Социальные навыки

Коммуника-тивные навыки

Презентацион-ные навыки

Информацион-ные навыки

Исследовате-льские навыки

Мыслитель-ные навыки

Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности

Рефлексив-ные навыки

Оценочные навыки

Главные цели применения проектной деятельности * Развитие интереса к предмету . * Приобретение исследовательского опыта . * Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории . * Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д. * Получение дополнительных знаний по теме . * Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам) .

Главные цели применения проектной деятельности

* Развитие интереса к предмету .

* Приобретение исследовательского опыта .

* Развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории .

* Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.

* Получение дополнительных знаний по теме .

* Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам) .

Условия организации проектной деятельности «Исходи из ребёнка».  Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.  Помощь взрослого на всех этапах  проектной деятельности .

Условия организации проектной деятельности

  • «Исходи из ребёнка».
  • Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
  • Помощь взрослого на всех этапах

проектной деятельности .

Классификация проектов

Классификация проектов

Классификация проектов

Классификация проектов

Виды проектов

Виды проектов

Проект – это «Шесть П»

Проект – это «Шесть П»

- деловая игра - демонстрация продукта - инсценировка-диалог литературных героев - игра с классом - доклад - реклама - ролевая игра - спектакль - соревнование

- деловая игра

- демонстрация продукта

- инсценировка-диалог

литературных героев

- игра с классом

- доклад

- реклама

- ролевая игра

- спектакль

- соревнование

РУССКИЙ ЯЗЫК «Скороговорки». «Сказочная страничка». ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД Проект «Живая азбука». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Составляем сборник загадок». «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Скороговорки».

«Сказочная страничка».

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

Проект «Живая азбука».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

«Составляем сборник загадок».

«Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.

МАТЕМАТИКА

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Моя малая Родина». «Мой класс и моя школа». «Мои домашние питомцы». ТЕХНОЛОГИЯ «Осенний урожай». «Дикие животные». «Украшаем класс к новому году». «Чайный сервиз». «Речной флот».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Моя малая Родина».

«Мой класс и моя школа».

«Мои домашние питомцы».

ТЕХНОЛОГИЯ

«Осенний урожай».

«Дикие животные».

«Украшаем класс к новому году».

«Чайный сервиз».

«Речной флот».

РУССКИЙ ЯЗЫК «И в шутку и всерьёз». «Пишем письмо». «Рифма». «В словари – за частями речи». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «О чём может рассказать школьная библиотека». «Мой любимый детский журнал». «Мой любимый писатель сказочник». МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

РУССКИЙ ЯЗЫК

«И в шутку и всерьёз».

«Пишем письмо».

«Рифма». «В словари – за частями речи».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

«О чём может рассказать школьная библиотека».

«Мой любимый детский журнал».

«Мой любимый писатель сказочник».

МАТЕМАТИКА

«Математика вокруг нас. Узоры на посуде».

«Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Родной город». «Красная книга, или Возьмём под защиту». «Профессии». «Родословная». «Города России». «Страны мира». ТЕХНОЛОГИЯ «Праздничный стол». «Деревенский двор». «Убранство избы». «Аквариум».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Родной город».

«Красная книга, или Возьмём под защиту».

«Профессии».

«Родословная».

«Города России».

«Страны мира».

ТЕХНОЛОГИЯ

«Праздничный стол».

«Деревенский двор».

«Убранство избы».

«Аквариум».

РУССКИЙ ЯЗЫК « Рассказ о слове». «Семья слов». «Тайна имени». «Зимняя страничка». «Имена прилагательные в загадках». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Сочиняем волшебную сказку». «Как научиться читать стихи». МАТЕМАТИКА «Математические сказки». «Задачи – расчёты».

РУССКИЙ ЯЗЫК

« Рассказ о слове».

«Семья слов».

«Тайна имени».

«Зимняя страничка».

«Имена прилагательные в загадках».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

«Сочиняем волшебную сказку».

«Как научиться читать стихи».

МАТЕМАТИКА

«Математические сказки».

«Задачи – расчёты».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Богатства, отданные людям». «Разнообразие природы родного края». «Кто нас защищает». «Экономика родного края». «Музей путешествий». ТЕХНОЛОГИЯ «Детская площадка». «Океанариум». «Водный транспорт». «Готовим спектакль».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Богатства, отданные людям».

«Разнообразие природы родного края».

«Кто нас защищает».

«Экономика родного края».

«Музей путешествий».

ТЕХНОЛОГИЯ

«Детская площадка».

«Океанариум».

«Водный транспорт».

«Готовим спектакль».

РУССКИЙ ЯЗЫК «Говорите правильно». «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ «Создание календаря исторических событий». «Природа и мы». «Они защищали Родину». МАТЕМАТИКА «Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город». «Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

РУССКИЙ ЯЗЫК

«Говорите правильно».

«Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

«Создание календаря исторических событий».

«Природа и мы».

«Они защищали Родину».

МАТЕМАТИКА

«Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город».

«Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Проекты по выбору». ТЕХНОЛОГИЯ «Вагоностроительный завод». «Полезные ископаемые».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

«Проекты по выбору».

ТЕХНОЛОГИЯ

«Вагоностроительный завод».

«Полезные ископаемые».

Плюсы проектов 1 . Создают ситуацию успеха. 2 . Помогают строить новые отношения в сотрудничестве. 3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.  4. Активизировалась роль родителей .  5. Осуществляется преемственность. Дети готовы выполнению проектов в среднем звене.

Плюсы проектов

1 . Создают ситуацию успеха.

2 . Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.

3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.

4. Активизировалась роль родителей .

5. Осуществляется преемственность. Дети готовы выполнению проектов в среднем звене.

Минусы проектов 1 . Нехватка времени на уроке для защиты проекта. 2 . Не все учащиеся выполняют проекты.  3. Загруженность учителя.

Минусы проектов

1 . Нехватка времени на уроке для защиты проекта.

2 . Не все учащиеся выполняют проекты.

3. Загруженность учителя.

проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»                                                         Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»                                                      

Готхольд Эфраим Лессинг

(1729-1781)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Автор: Нечаева Светлана Михайловна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Организация внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(81) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-v-ramkakh-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "227330"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440688196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Педагогический опыт по теме: "Проектная деятельность в рамках ФГОС в начальных классах""
    ["seo_title"] => string(80) "piedaghoghichieskii_opyt_po_tiemie_proiektnaia_dieiatiel_nost_v_ramkakh_fgos_v_n"
    ["file_id"] => string(6) "354628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478099396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Использование проектной деятельности при реализации задач патриотического воспитания учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО."
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_proektnoi_deiatelnosti_pri_realizatsii_zadach_patrioticheskogo_vosp"
    ["file_id"] => string(6) "556808"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1598902595"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад  "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "105528"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402860344"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "рабочая прграмма "Проектная деятельность" "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-prghramma-proiektnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "228027"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441046388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства