Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС
Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, авторской программой по географии 5-9 класс курса ФГОС Е.М. Домогацких, рабочей программы ФГОС ООО издательства: http://www.russkoe-slovo.ru.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе.
Цели и задачи:
• ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
• сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
• формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу поло¬жено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Материал курса сгруппирован в пять разделов:
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» - сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также в разделе рассматривается вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрированных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых и самостоятельных работ учащихся под руководством учителя.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных и деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "География. Введение в географию" 5 класс ФГОС »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа с. Ружино»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
_________________________
Протокол № _________
от «______»__________20 г
Руководитель МО
_____/___________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________Е.А. Лищинская «_____»_______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ ЛГО
с. Ружино
________ О.В.Кузнецова
«______»___________20 г
_приказ №______________
Рабочая программа
по географии
для 5 класса
Составитель:
Мазур Елена Викторовна, учитель географии
20____год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения), примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, авторской программой по географии 5-9 класс курса ФГОС Е.М. Домогацких, рабочей программы ФГОС ООО издательства: http://www.russkoe-slovo.ru.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе.
Цели и задачи:
ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Материал курса сгруппирован в пять разделов:
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» - сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Также в разделе рассматривается вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрированных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых и самостоятельных работ учащихся под руководством учителя.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных и деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Система оценивания в предмете
По способу оценивания используется традиционная т.е. «отметочная» технология. Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если обучающийся:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если обучающийся:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если обучающийся:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если обучающийся:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Общая характеристика учебного предмета География.
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Всего практических работ - 19, из них оценочных – 14, контрольных работ - 2.
Используются такие формы обучения – диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Место учебного предмета в учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с учебным планом образовательной организации на учебный предмет география в 5 классе отводится 34 часа за год из расчета 1 час в неделю.
В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формированиярегулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формированиякоммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения курса «География» являются следующие умения:
осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику географии как науки;
специфики методов географических исследований.
Умение определять:
отличительные особенности географических методов исследования;
рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.Составление перечня источников географической информации, используемой на уроках.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия
Плоскость, шар, окружность Земного шара,эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности формы и размеров Земли;
свойства географической карты и плана местности;
географические следствия вращения Земли;
Умение определять:
отличительные особенности изображений земной поверхности;
направления на карте и плане;
стороны горизонта.
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Решение тестовых заданий
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия
Путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи
Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
причины и следствия географических путешествий и открытий;
маршруты путешествий
Практические работы:
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов.
Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов.
Решение тестовых заданий.
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи
Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.
Природа каждого материка уникальна.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
географические особенности природы и населения материков и океанов;
особенности взаимодействия океана и суши;
значение Мирового океана.
Умение определять:
специфику природы и населения материков;
характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Евразии.
Составление таблицы «Особенности живой природы Африки».
Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Северной Америки.
Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Южной Америки.
Обозначение на контурной карте географических объектов Австралии.
Реализация программы обеспечивается следующим учебно – методическим комплектом:
1. Е.М. Домогацких. География. Введение в географию: учебник для класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 2-е изда. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 г. – 160 с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).
2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по курсу «География. Введение в географию», 2015 г.
3. Банников С.В., Домогацких Е.М. Атлас по географии 5-6 класс, 2015 г.
4. Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс, 2015 г.
5. Домогацких Е.М. География 5-9 класс программа курса. ФГОС, 2015 г.
6. Касьянова Н.В. География. Введение в географию. 5 класс. Текущий и итоговый контроль. Контрольно – измерительные материалы ФГОС.
7. Молодцов Д.В. введение в географию 5 класс. Тетрадь – практикум к учебнику Е.М. Домогацких. ФГОС, 2015 г.
Календарно – тематическое планирование по географии 5 класс
№ урока
Раздел.
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
Дата
I. Наука география (2 часа)
1.
Что такое география.
Практическая работа № 1 «Составление схемы наук о природе»
Работать с текстом, выделять в нем главное. Составлять схему наук о природе. Приводить примеры географических объектов своей местности.
2.
Методы географических исследований.
Практическая работа №2 «Составление описания учебного кабинета географии. Составление перечня источников географической информации, используемой на уроках».
Называть методы географических исследований. Распознавать их отличие. Давать определение понятию картография. Составлять описание учебного кабинета географии. Составлять перечень источников географической информации, используемой на уроках.
II. Земля и ее изображение (5 часов)
3.
От плоской земли к земному шару.
Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о Земле. Приводить доказательства шарообразности Земли.
4.
Форма, размеры и движение Земли.
Давать определение понятиям «полюс» и «экватор». Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом. Объяснять в каких видах движения участвует Земля. Устанавливать взаимосвязь между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
5.
Глобус и карта.
Практическая работа №3 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности»
Давать определение глобусу, географической карте и аэрофотоснимку. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана, глобуса, географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам картографического изображения. Давать сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности.
6.
Ориентирование на местности.
Практическая работа №4 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».
Давать определение понятиям: ориентирование, стороны горизонта, румб, зюйдвестка. Объяснять, что такое стороны горизонта, и какие они бывают. Определять стороны горизонта с помощью компаса. На составленном плане кабинета географии выделять разными цветами те объекты, которые расположены на севере, юге, востоке, западе.
7.
Урок обобщения и контроля по теме раздела «Земля и ее изображение».
Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме раздела. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращения Земли. Работать с тестовыми заданиями по теме раздела.
III. История географических открытий (14 часов)
8.
По следам путешественников каменного века.
Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа».
Работать с текстом учебника, объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий. Обозначать на к/к географические объекты, указанные в тексте параграфа.
9.
Путешественники древности.
Работать с текстом учебника, описывать географические объекты и явления, анализировать информацию. Обозначать на к/к географические объекты, указанные в тексте параграфа. Заполнять таблицу «Путешественники и их открытия».
10.
Путешествия морских народов.
Работать с текстом учебника. Объяснять результаты выдающихся географических открытий. А также влияние путешествий на развитие географических знаний. Составлять краткую географическую характеристику территорий, описываемых в параграфе. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия».
11.
Первые европейцы на краю Азии.
Составлять описание путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа. Обозначать на к/к маршрут путешествий, географические объекты. Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия».
12.
Хождение за три моря.
Объяснять вклад русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина. На к/к наносить географические объекты, выделенные в учебнике. Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия».
13.
Морской путь в Индию.
Давать определение понятию «Эпоха великих географических открытий». Объяснять важность значения нахождения пути в Индию. Составлять описание жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации морских путешествий. Анализировать содержание параграфа, делать выводы. Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия».
14.
Открытие Америки.
Практическая работа №6 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов».
Работать по картам атласа и в к/к (определять и наносить на карту маршруты путешествий Христофора Колумба). В тетрадь выписывать географические объекты. Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия».
15.
Первое кругосветное плавание.
Практическая работа №7 «Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Фернана Магеллана, обозначение географических объектов»
Работать по картам атласа и в к/к (определять и наносить на карту маршруты путешествий Фернана Магеллана). Продолжать заполнение таблицы «Путешественники и их открытия». Анализировать информацию, составлять краткую характеристику территорий.
16
Контрольная работа по теме «Эпоха Великих географических открытий».
Выполнять письменные задания разного характера.
17.
Открытие Южного материка.
Формулировать высказывание о причинах использования названия «Неизвестная Южная Земля», работать с различными источниками информации, готовить презентации. Определять вклад Джеймса Кука в открытие материка. Составлять описание открытия Австралии и особенностей животного мира материка.
18.
Поиски Южной Земли продолжаются.
Работать по картам атласа и в к/к, заполнять таблицу. Объяснять причины невозможности достижения Антарктиды Джеймсом Куком.
19.
Русские путешественники.
Практическая работа №8 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Формулировать вывод о роли русских путешественников в исследовании Земли. Составлять описание жизни и деятельности Семена Дежнева, Витуса Беринга и Алексея Чирикова. С использованием карт атласа и текста учебника заполнять таблицу географических объектов, названных в честь русских первопроходцев на побережье и в пределах Северного Ледовитого и Тихого океанов.
20.
Вокруг света под русским флагом.
Анализировать путешествия, отвечать на проблемные вопросы.
21.
Урок обобщения и контроля знаний по теме раздела «История географических открытий».
Выполнять разноуровневые задания, решать тесты.
IV. Путешествие по плане Земля (10 часов)
22.
Мировой океан и его части.
Работать с картами атласа, записывать в тетрадь основные определения. Работать в к/к.
23.
Значение Мирового океана для природы и человека.
Практическая работа №9 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».
Работать с различными источниками географической информации. Объяснять особенности взаимодействия океана и суши. Обозначать на контурной карте материки и океаны Земли.
24.
Контрольная работа по теме «Мировой океан»
Выполнять задания разного уровня. Работать с контрольно-измерительными материалами.
25.
Путешествие по Евразии.
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Евразии».
Работать с текстом учебника и картами атласа. Обозначать на контурной карте географические объекты, выделенные в тексте.
26.
Путешествие по Африке.
Работать с текстом учебника и картами атласа. Составлять таблицу «Особенности живой природы Африки». В контурной карте обозначать географические объекты, выделенные в тексте. По политической карте мира определять самое южное, северное, западное и восточное государства материка.
27.
Путешествие по Северной Америке.
Практическая работа №11 «Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Северной Америки».
Работать с текстом учебника и картами атласа. Обозначать на контурной карте географические объекты, выделенные в тексте и крупнейшие государства Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по картам атласа и учебнику.
28.
Путешествие по Южной Америке.
Практическая работа №12 «Обозначение на контурной карте географических объектов и крупнейших государств Южной Америки».
Работать с разными источниками географических знаний. Обозначать на контурной карте географические объекты, выделенные в тексте и крупнейшие государства Южной Америки
29.
Путешествие по Австралии.
Практическая работа №13 «Обозначение на контурной карте географических объектов Австралии».
Работать с разными источниками географических знаний. Выписывать из текста учебника географические объекты. Обозначать их на контурной карте.
30.
Путешествие по Антарктиде.
Работать с текстом учебника и картами атласа. В тексте выделять главное. Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Составлять перечень научно-исследовательских станций.
31.
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Путешествие по планете Земля».
Выполнять итоговое задание по теме раздела. Сдавать географическую номенклатуру. Работать с контрольно-измерительными материалами.
V. Природа Земли (3 часа)
32.
Что такое природа.
Практическая работа №14 «Организация наблюдений за погодой».
Работать с текстом учебника. Вести фенологические наблюдения в природе.
33.
Оболочки Земли.
Работать с текстом учебника, записывать в тетрадь определения географических оболочек Земли. Составлять схему географической оболочки Земли.
34.
Урок обобщения и контроля знаний по курсу «География. Введение в географию».
Сдавать географическую номенклатуру. Выполнять письменные задания разного уровня.