№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Задачи занятий |
теория | Практ. занятия |
1 класс Курс «Воспитание умения жить вместе»- 34ч. |
1. | Учимся жить вместе | 1ч. | | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями |
2. | Кто я | 1ч. | | Осознание ребёнком своих социальных ролей |
3-6 | Как я выгляжу | 2ч. | 2ч | Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. |
7. | Расскажу о себе | 1ч. | | Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни |
8. | Моё поведение | 1ч. | | Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. |
9. | Чем богат человек | 1ч. | | Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. |
10-11. | Мои чувства | 2ч. | | Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. |
12. | Моё настроение | | 1ч. | Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. |
13 | Этика – наука о морали | 1ч. | | Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. |
14-15. | Школьный этикет | 1ч. | 1ч. | Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». |
16-17. | Зачем быть вежливым | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. |
18-19. | Сказка о вежливости | 2ч. | | Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». |
20. | Добро и зло в сказках | 1ч. | | Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. |
21. | Твои поступки и твои родители | 1ч. | | Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. |
22-23. | Обязанности ученика в школе и дома | 1ч. | 1ч. | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. |
24. | Ты и твоё здоровье | 1ч. | | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. |
25. | Праздничный этикет | 1ч. | | Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. |
26-27. | День рождение. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения». |
28-29. | Наш класс | 2ч. | | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. |
30. | Моя мама – самая лучшая. | 1ч. | | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. |
31-32. | Учимся общаться | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. |
33. | Сказка о нашей жизни. | 1ч. | | Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. |
34. | Повторительно – обобщающий урок | | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая игра. |
Теория-25 ч. Практические занятия- 9 ч. |
2 класс Курс «Воспитание умения жить вместе» -34ч. |
1-2. | Я среди людей. | 1ч. | 1ч. | Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». |
3. | Кто я и как выгляжу. | 1ч. | | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. |
4. | Я – личность | 1ч. | | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. |
5-6. | Я и мои роли. | 1ч. | 1ч. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. |
7. | Добро и зло в сказках | 1ч. | | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. |
8. | Что за прелесть эти сказки! | 1ч. | | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. |
9. | Сказка – волшебство, чудо и правда | 1ч. | | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. |
10. | Сказка ложь – да в ней намёк. | 1ч. | | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. |
11 | Кто сочиняет сказки? | 1ч. | | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? |
12. | Русские народные сказки. | 1ч. | | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. |
13. | Праздники в жизни человека. | 1ч. | | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. |
14. | Отношение к старшим | 1ч. | | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. |
15. | Отношение к учителю. | 1ч. | | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. |
16. | Плохо одному. | 1ч. | | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. |
17-18. | Речевой этикет | 1ч. | 1ч. | Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. |
19-20. | Вежливость и этикет | 1ч. | 1ч. | Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. |
21. | Товарищи и друзья | 1ч. | | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. |
22. | Удовольствие – в игре. | | 1ч. | Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. |
23. | Что в имени твоём? | 1ч. | | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. |
24. | Ты – это я | 1ч. | | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними |
25. | Другой человек. | 1ч | | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека. |
26. | Настроение другого человека | 1ч. | | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. |
27. | Моя мама | 1ч. | | Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. |
28. | Наша семья. | 1ч. | | Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. |
29. | Наш класс. | 1ч. | | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» |
30-31. | Мы договариваемся. | 1ч. | 1ч. | Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» |
32-33. | Я-ТЫ-МЫ. | 1ч. | 1ч. | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). |
34. | Повторительно – обобщающий урок | 1ч. | | Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. |
Теория – 27 ч. Практические занятия- 7 ч. |
3 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. |
1. | Мы учились жить вместе. Зачем? | 1ч. | | Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе. |
2. | Чем мы будем заниматься в этом году? | 1ч. | | Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. |
3. | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1ч. | | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. |
4-5. | Как я выгляжу. | 1ч. | 1ч. | Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. |
6-7 | Я – личность. Мои роли | 1ч. | 1ч. | Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. |
8-9 | Нравственные сказки | 2ч. | | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие. |
10 | Устав – основной закон школы. | 1ч. | | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. |
11 | Человек и его имя. | 1ч. | | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. |
12-13 | Я и мои друзья. | 1ч. | 1ч. | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра |
14-15 | Верность слову. | 2ч. | | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) |
16 | Речевой этикет | | 1ч. | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). |
17. | Умение общаться. | 1ч. | | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. |
18-19. | Этикет в общественных местах. | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». |
20. | Библиотека – хранительница знаний. | 1ч. | | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. |
21-22. | Отзывчивость и доброта. | 2ч. | | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? |
23. | Я познаю себя и других. | 1ч. | | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. |
24-25. | Формы моральной оценки и самооценки. | 2ч. | | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. |
26-27. | Культура поведения человека. | 1ч. | 1ч. | Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». |
28. | Как человек принимает решение. | 1ч. | | Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция. |
29. | Принимать решение нелегко. | 1ч. | | Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. |
30. | Ограничения и самоограничение. | 1ч. | | Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки. |
31. | Каждый выбирает по себе. | 1ч. | | Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. |
32. | Я учусь быть самостоятельным. | 1ч. | | Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. |
33. | Праздничный этикет. | 1ч. | | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. |
34. | Повторительно-обобщающий урок. | | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. |
Теория- 27 ч. Практические занятия – 7 ч. |
4 класс Курс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. |
1. | Азбука этики. Культура поведения и такт. | 1ч. | | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» |
2-3. | Культура общения. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. |
4-5 | Человек и его имя. | 2ч. | | Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. |
6-7 | Моя малая Родина. | 2ч. | | Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. |
8 | Устав – основной закон школы. | 1ч. | | Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. |
9-10. | Речевой этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. |
11 | Чувство, настроение и характер. | 1ч. | | Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. |
12-13 | Школьный этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». |
14 | Праздники в жизни человека. | 1ч. | | Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». |
15. | Цветы в жизни человека. | 1ч. | | Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. |
16-17. | Поступки человека и его характер. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. |
18. | Нравственные отношения в коллективе. | 1ч. | | Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. |
19. | Мода и школьная одежда. | | 1ч. | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе. |
20. | Приветствие и знакомства. | 1ч. | | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. |
21. | Поведение в общественных местах. | | 1ч. | Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. |
22-23. | Человек в природе и его здоровье. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. |
24-25. | Нравственное отношение в семье. | 2ч. | | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. |
26. | Я отвечаю за свои поступки. | 1ч. | | Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. |
27. | Как решить конфликт. | | 1ч. | Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. |
28. | Сильный человек. | 1ч. | | Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. |
29. | Оценка решения. | 1ч. | | Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения. |
30. | Как влиять на поведение другого человека. | 1ч. | | Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения. |
31-32. | Решительное поведение. | 2ч. | | Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. |
33. | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1ч. | | Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения. |
34. | Обобщающий урок по курсу «Воспитание самостоятельности» | 1ч. | | Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности» |
Теория – 26 ч. Практические занятия – 8ч. |
|