kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские игровые традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это,                                    прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических    и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.        В.А.Сухомлинский.

      Одним из приоритетных направлений школы  является сохранение и укрепление здоровья школьников.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.   

Федеральный   закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) 

Статья 66.  1.Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

          В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.  Хотелось бы разобраться, что же такое ЗДОРОВЬЕ?   Существует более 60-ти определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере.  Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье - это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая».  Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений (школ).

В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».                                                                   В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Данная тема актуальна, т.к. состояние школьников внушает и родителям, и педагогам вполне обоснованную тревогу.                                                               Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

                Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка.  Учитывая то, что   у  современных  детей, связи с компьютеризацией,   снизилась  двигательная активность, они  разучились  играть  в дворовые   подвижные  игры, не  умеют  организовать  активный досуг.  А  родители  не  могут  передать  свой   игровой  опыт.  Они  либо   заняты материальной стороной жизни (зачастую), а то и просто  не знают игр, так  как  сами росли в  «перестроечное время»,  когда  были  ликвидированы  все внеурочные организации.                                                                                                                   Я, по  согласованию с родителями,  решила  разработать  программу  внеурочной  деятельности  подвижные  игры,  чтобы  как то  увеличить объём двигательной активности детей, и научить  детей  организовывать  активный  досуг.

         А учитывая  национальный  состав  класса,  программу  внеурочной  деятельности  я  ещё  связала с  культурой  русского народа.                                      Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

И потому, одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни.

 Задачи моей работы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

 Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

  • увеличить объём двигательной активности детей;  
  •   сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность  в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
  •  обеспечить рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  •      активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.  

            Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более    здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские игровые традиции" »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ











«Русские игровые традиции»











Работу выполнил:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 2 р.п. Мулловка,

Мелекесский район, Ульяновская область

Кудашева Наталья Андреевна





2015 год



ВВЕДЕНИЕ

Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества. В.А.Сухомлинский.

Одним из приоритетных направлений школы является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Статья 66. 1.Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся. Хотелось бы разобраться, что же такое ЗДОРОВЬЕ? Существует более 60-ти определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье - это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая». Поэтому охрана здоровья учащихся является задачей общеобразовательных учреждений (школ).

В законе РФ «Об образовании» «…обязанность образовательного учреждения СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, гарантирующие ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ». В концепцию очередного этапа реформирования образования внесен раздел «Образование и здоровье», где сказано о необходимости ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Данная тема актуальна, т.к. состояние школьников внушает и родителям, и педагогам вполне обоснованную тревогу. Создавшуюся сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!» Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Учитывая то, что у современных детей, связи с компьютеризацией, снизилась двигательная активность, они разучились играть в дворовые подвижные игры, не умеют организовать активный досуг. А родители не могут передать свой игровой опыт. Они либо заняты материальной стороной жизни (зачастую), а то и просто не знают игр, так как сами росли в «перестроечное время», когда были ликвидированы все внеурочные организации. Я, по согласованию с родителями, решила разработать программу внеурочной деятельности подвижные игры, чтобы как то увеличить объём двигательной активности детей, и научить детей организовывать активный досуг.

А учитывая национальный состав класса, программу внеурочной деятельности я ещё связала с культурой русского народа. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

И потому, одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни.













Задачи моей работы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Благодаря использованию здоровье сберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

  • увеличить объём двигательной активности детей;

  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;

  • обеспечить рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;

  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.



















































1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.

Подвижная игра - осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми младшими школьниками считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.







Цель программы:

- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

- укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;

- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашей школе.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно программе развития образовательного учреждения.



1.2. Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Нельзя не использовать межпредметные связи в программе внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции», так как многие темы других предметов по своему содержанию достаточно тесно соприкасаются с темами данного курса.

Связь с математикой. С определёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиеся знакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, по три- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Счет предметов, сравнение предметов, устные вычислительные приемы и т.д.

Связь с литературой. В процессе игры дети знакомятся с русским народным творчеством: закличками, считалками, песнями, прибаутками, поговорками, приметами

Связь с окружающим миром. Для характеристики того или иного периода школьникам напоминают исторические события этого периода, объясняют историческую обусловленность взглядов, идей, народные традиции данного периода, народные подвижные игры данного периода. Важно познакомить учащихся с жизненными процессами организма не только в состоянии покоя, но и во время мышечной деятельности.

Связь с ОМРКСЭ. В процессе игры дети знакомятся русскими религиозными праздниками, с христианскими традициями и обрядами.

1.3. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» предназначена для учащихся 4 класса. Реализация программы осуществляется посредством двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.

Занятия проводятся в учебном кабинете, на улице, в спортивном зале после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.

Данная работа начиналась с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде:

  • подвижных игр,

  • народных хороводов

    • народных оздоровительных игр,

    • прогулок,

    • спортивно-оздоровительных часов,

    • физкультурных праздников,

    • спортивных соревнований,

    • исследовательских проектов







1.4. Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

Основные направления реализации программы:

• организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

• организация и проведение разнообразных мероприятий оздоровительного характера;

• организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;

• организация и проведение подвижных игр, активное использование спортивных площадок населённого пункта (футбольная, хоккейная коробка);

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» является частью большой программы внеурочной деятельности младших школьников «Подвижные игры русского народа», которая состоит из четырёх частей:

• 1 класс «Современные подвижные игры»: ознакомление с играми, требующими командного состава.

• 2 класс «Старинные русские народные игры»: ознакомление с играми старины, культурой и этикетом того времени.

• 3 класс «Русские народные игры и забавы»: формирование у обучающихся интеллектуальных способностей, культуры эмоций и чувств.

• 4 класс «Русские игровые традиции»: ознакомление учащихся русскими религиозными праздниками, обрядами, обычаями христиан,

формирование у учащихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена, профилактика вредных привычек.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» является формирование следующих умений:

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

• ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

• способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

• освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

• развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

• освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

2.1. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД

  • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

• планирование общей цели и пути её достижения;

• распределение функций и ролей в совместной деятельности;

• конструктивное разрешение конфликтов;

• осуществление взаимного контроля;

• оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

  1. Познавательные УУД:

• добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

• перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

• устанавливать причинно-следственные связи.

  1. Коммуникативные УУД:

• взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

• адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

• учиться выполнять различные роли в группе.

2.2.Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

• двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

• развитие физических способностей;

• освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

• развитие психических и нравственных качеств;

• повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;

• организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

• взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

• применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.



3. Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские игровые традиции» обучающиеся должны знать:

  • основы истории развития русских народных подвижных игр в России;

  • основные христианские праздники, обряды, обычаи христиан России

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;

  • возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;

  • индивидуальные способы контроля над развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

  • правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;



Должны уметь:

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

  • вести исследовательскую работу, создавать проекты

  • технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.



3.1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.

Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:

  • викторины;

  • конкурсы;

  • проекты;

  • ролевые игры;

  • выполнение заданий соревновательного характера;

  • праздники;

  • оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);

  • результативность участия в конкурсных программах и др.











4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Русские игровые традиции (34 ч.)

4 класс

темы

Название темы

Количество

часов

1

Здоровый образ жизни

1 час

2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

1 час

3

Личная гигиена

1 час

4

Профилактика травматизма

2 часа

5

Нарушение осанки

1 час

6

Проектно-исследовательская деятельность

5 часов

7

Русские игровые традиции

23 часа


Всего:

34 часа




























5. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




4 класс Русские игровые традиции (34 ч.)

Тема

Количество

часов

Теория

Практическое занятие

Дата

1

Здоровый образ жизни

Игры на командоформирование

1

1



2

Здоровье в порядке - спасибо зарядке!

Ритмическая гимнастика

«Хлоп ладошка, хлоп другая»

1


1


3

Личная гигиена

«Я и моё тело»

1

1



4

Профилактика травматизма

  • виды травм их предупреждение

  • устранение травмоопасных ситуаций;

1

1



5

Нарушение осанки

  • массаж большим массажным мячом

1

1



6

Русские народные календарные игры:

Троица

  • В кресты

  • Венок

  • Водяной


1


1


7

Троица

  • Горячее место

  • Ерыкальце

1


1


8

Русские народные календарные игры:

Покров

  • Заря-зарница

  • Кружева

  • Молчанка


1


1


9

Покров

  • Пятнашки

  • У дядюшки Трифона

1


1


10

Русские народные календарные игры:

Новый год

  • Арина

  • Бабка Ёжка


1


1


11

Новый год

  • В углы Башмачник

  • Жмурки

1


1


12

Русские народные календарные игры: Рождественский сочельник

  • Два Мороза

  • Скакалка


1


1


13

Рождественский сочельник

  • Масло

  • Орешек

  • С города долой!

1


1


14

Русские народные календарные игры:

Зимние святки

  • Бабка

  • Гуськи

  • Дедушка-рожок

1


1


15

Зимние святки

  • Краской

  • Прялица

  • Слепая курица и чулок

1


1


16

Профилактика травматизма

• причины

1


1


17

Русские народные календарные игры:

Масленица

  • В каравай

  • Взятие снежной крепости

1


1


18

Масленица

  • Водить козла

  • Горелки

  • Гори, гори ясно

1


1


19

Масленица

  • Лапти

  • Горшки

  • Крута гора

1


1


20

Проектно-исследовательская деятельность

• выбор темы проекта, выдвижение гипотезы

1

1



21

Русские народные календарные игры:

Вербная неделя

  • Верба-вербочка

  • Дед


1


1


22

Вербная неделя

  • Захарка

  • Мосток

1


1


23

Русские народные календарные игры:

Благовещенье

  • Воробей

  • Ворон

  • Голуби

1


1


24

Проектно-исследовательская деятельность

• работа над проектом

1

1



25

Благовещенье

  • «Ай да птица, что за птица!»

  • Бабочки и ласточки

  • В птицы

1


1


26

Благовещенье

  • Жаворонок

  • Коршун

  • Ласточки


1


1


27

Благовещенье

  • Огородник и воробей

  • Птички

1


1


28

Русские народные календарные игры:

Пасха

  • Игры с яйцами

  • Чье яйцо дольше покрутится?

  • Катание яиц с горки

1


1


29

Пасха

  • Бой яйцами

  • Солнышко-ведрышко


1


1


30

Проектно-исследовательская деятельность

• работа над проектом

1

1



31

Русские народные календарные игры:

Пасха

  • Береза

  • Медом или сахаром

1


1


32

Русские народные календарные игры:

Красная горка

  • В круги

  • Отгадывание


1


1


33

Проектно-исследовательская деятельность

• защита проекта

1

1



34

Русские народные календарные игры:

Успение

  • Кто с нами?

  • Огородник

1


1



Всего

34

8

26

















6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

« Русские игровые традиции»

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя­ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра­боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справед­ливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ре­бенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред­ставление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об­рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчас­тливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и де­ти. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого вы­бираешь? что выбираешь? что возьмешь? Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Такие народные игры будут актуальны и сегодня. Предложив их нынешней детворе, можно не сомневаться, что детишки проведут время с задором и пользой, оттачивая ловкость и смекалку, а также проявляя командное взаимодействие.



Тема 1. Здоровый образ жизни


Кого мы можем считать здоровым человеком? (беседа). Игры на командоформирование.

Тема 2. Здоровье в порядке - спасибо зарядке!


Ритмическая гимнастика

«Хлоп ладошка, хлоп другая» Комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Тема 3. Личная гигиена


Что такое гигиена. Правила личной гигиены.

«Я и моё тело»

Тема 4 Профилактика травматизма


Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

  • виды травм их предупреждение

  • устранение травмоопасных ситуаций;

Тема 5 Нарушение осанки


Упражнения для укрепления осанки

массаж большим массажным мячом

Тема 6. Русские игровые традиции в подвижных играх


Троица. История праздника. Традиционные ритуалы. Игры:

  • В кресты

  • Венок

  • Водяной


Тема 7. Русские игровые традиции в подвижных играх


Троица. Народные гулянья. Игры:

  • Горячее место

  • Ерыкальце

Тема 8. Русские народные календарные игры


Покров. История праздника. Традиции. Игры:

  • Заря-зарница

  • Кружева

  • Молчанка


Тема 9. Русские народные календарные игры


Покров. Традиционные ритуалы. Игры:

  • Пятнашки

  • У дядюшки Трифона

Тема 10. Русские народные календарные игры


Новый год. История праздника. Народные традиции. Игры:

  • Арина

  • Бабка Ёжка

Тема 11. Русские народные календарные игры


Новый год. Народные традиционные ритуалы.

  • В углы Башмачник

  • Жмурки

Тема 12. Русские народные календарные игры.


Рождественский сочельник. История возникновения праздника.

  • Два Мороза

  • Скакалка


Тема 13. Русские игровые традиции в подвижных играх


Рождественский сочельник. Народные традиции.

  • Масло

  • Орешек

  • С города долой!

Тема 14. Русские игровые традиции в подвижных играх


Зимние святки. История возникновения праздника. Игры:

  • Бабка

  • Гуськи

  • Дедушка-рожок

Тема15. Русские игровые традиции в подвижных играх

Зимние святки. Народные традиции. Игры:

  • Краской

  • Прялица

  • Слепая курица и чулок

Тема 16. Профилактика травматизма

Причины травматизма. Как его избежать.

Тема 17. Русские народные календарные игры

Масленица. История праздника. Игры:

  • В каравай

  • Взятие снежной крепости

Тема 18. Русские народные календарные игры

Масленица. Народные традиции. Игры:

  • Водить козла

  • Горелки

  • Гори, гори ясно

Тема 19. Русские народные календарные игры

Масленица. Народные традиции.

  • Лапти

  • Горшки

  • Крута гора

Тема 20. Проектно-исследовательская деятельности

Выбор темы проекта (Традиции моего народа, любой праздник). Выдвижение гипотезы.

Тема 21. Русские народные календарные игры


Вербная неделя. История праздника. Игры:

  • Верба-вербочка

  • Дед


Тема 22. Русские народные календарные игры


Вербная неделя. Народные приметы.

Игры:

  • Захарка

  • Мосток

Тема 23. Русские народные календарные игры

Благовещенье. История праздника.

  • Воробей

  • Ворон

  • Голуби

Тема 24. Проектно-исследовательская деятельность

Работа над проектом. Работа с информацией. Индивидуальная помощь.

Тема 25. Русские народные календарные игры

Благовещенье. История праздника

  • «Ай да птица, что за птица!»

  • Бабочки и ласточки

  • В птицы

Тема 26. Русские народные календарные игры


Благовещенье. Народные традиции. Игры:

  • Жаворонок

  • Коршун

  • Ласточки


Тема 27. Русские игровые традиции в подвижных играх

Благовещенье. Народные традиции. Игры:

  • Огородник и воробей

  • Птички

Тема 28. Русские народные календарные игры:


Пасха. История праздника. Игры:

  • Игры с яйцами

  • Чье яйцо дольше покрутится?

  • Катание яиц с горки

Тема 29. Русские народные календарные игры:


Пасха. История возникновения праздника. Игры:

  • Бой яйцами

  • Солнышко-ведрышко


Тема 30. Проектно-исследовательская деятельность


Работа над проектом. Работа с информацией. Индивидуальная помощь.

Тема 31. Русские народные календарные игры:


Пасха. Народные традиции. Игры:

  • Береза

  • Медом или сахаром

Тема 32. Русские народные календарные игры:


Красная горка. История праздника. Игры:

  • В круги

  • Отгадывание


Тема 33. Проектно-исследовательская деятельность


Защита готового проекта на школьной конференции.

Тема 34. Русские игровые традиции в подвижных играх

Успение. История праздника. Игры:

  • Кто с нами?

  • Огородник




































7. Литература

1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002г. №5.-с.54

2. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.-М.: 2004. 4. ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009. 5. Антропова, М.В., Кузнецов, Смирнов И.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002 6.Трофимова Г.В. Помоги себе сам. Минск, 2003.

7. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002

8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

9. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.

10. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.

11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

12. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школь-ников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

13. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 2007. – 134 с.

14. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

15. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

16. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

17. Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.

18. Закон РФ «Об образовании»

19. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ№ 17785 от 6 октября 2009 г. № 373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

20. Источник: http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/podvizhnye-igry-dlya-detej-na-ulice.html Блог мамы: работа + семья © mamrabota.ru

21. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

22. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство- Пресс,2004.

23. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 5































Приложение.

Описание игр

Пастух и стадо

Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

Муха

На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».

Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.



Капуста

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бабка Ёжка

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают дети и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка с печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает

У дядюшки Трифона

Играющие берутся за руки, образуя круг. Водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Салки

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге





33




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские игровые традиции"

Автор: Кудашева Наталья Андреевна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240766

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1- 2 класса «Подвижные игры народов мира.» Спортивно – оздоровительное направление "
    ["seo_title"] => string(156) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassa-podvizhnyie-ighry-narodov-mira-sportivno-ozdorovitiel-noie-napravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113449"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410252570"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Если хочешь быть здоров" для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostiieslikhochieshbytzdorovdlia2klassa"
    ["file_id"] => string(6) "257665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448371597"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект занятия  "Новогодняя сказка" для детей с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-zaniatiia-novoghodniaia-skazka-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "286951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454419443"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства