kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа способствует приобщает учащихся  к  культурному наследию народов нашей  страны, к общечеловеческим  ценностямпредшествующих поколений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России»

для 5 класса (ФГОС)





























Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России » для 5 класса составлена на основе:



-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;


- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Концепции «Духовно-нравственное воспитание», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, на основе Поручения Президента РФ от 02.08.2009г.(Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г.(ВП-П44-4632).Не противоречит федеральным законам №124 «Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях»;

-Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М., Русское слово, 2012;


-Действующего Устава МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан, учебного плана текущего учебного года.










Общая характеристика учебного предмета.


Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне»и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);

Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.


Цель:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.


Задачи:

• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.




• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.



Место предмета в учебном плане.

В соответствии базисным учебным планом на 2015-2016 уч. год, модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе по 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17,5 часов.



Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса.


Тема 1. Россия-Родина моя. Мои права и обязанности. Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Разъяснить правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.

Тема 2.Дружба, порядочность, честность. Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг.

Тема 3. Честь, достоинство, терпимость. Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда. Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких.

Тема 4. Мужество. Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом.

Способствовать развитию патриотических чувств

Перечень учебно-методического обеспечения.


А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин. «Основы религиозных культур народов России». Учебник для 5 класса общеобразовательных.- М.: «Русское слово», 2012.

Литература для учителя.


Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.


Литература для учащихся и родителей.


Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.


Справочные издания.


1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма:главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М.,2000. 1

2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002.

3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).

6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.

8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001.(Т. 1–7. М., 1996).

9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*.

11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.


Научная и научно-популярная литература.


1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.

3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.

8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.

9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.* Есть и другие издания.** Издание продолжается.

10. Христианство.

11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.

17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви.М., 1991*.

18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи.М., 1998*.

20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.

21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

22. Годри И. Лютер. М., 2000.

23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.

24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.

25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.

28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.

29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.

31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.

32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.

33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.

34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.

35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.

36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский.СПб., 2007*.

38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.

39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.

42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.

43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.

44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:

48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А.,прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев.Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.

50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.

53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.

54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа ихирурга. СПб., 2007*.

55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения.М.; Рига, 1995.

57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.

58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М.,1994.

60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.

61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.

62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева.М., 2001.

63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви.М., 1998*.

65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.

69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,

1997–1998*.

70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.

71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М.,1997*.

72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.

73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийскиеотцы V–VIII вв. Минск, 2006*.

74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.

75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700–2005. М., 2006.

76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.

77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.

78. Ислам

79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.

81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.,2002.

82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.

88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.

90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

97. Иудаизм

98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.

99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим,2002.

103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

111. Буддизм

112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.

116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.

118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону;Харьков, 2005.

122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.

123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.

124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003.



Ресурсы Интернета.



http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России

http://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России







Требования к уровню подготовки учащихся за курс

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса.


В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

У ученика будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести

диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения

сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.




















Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема

Кол-

во

часов


Основные виды

учебной

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Дата

проведения

Личностные

Метапредметные

(УДД)


Предметные






План





Факт/

примечания




1

Введение

в курс.

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«религия», «традиция»,

«традиционная религия».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Познавательное чтение.

Формирование уважения к

другим народам России;

освоение национальных

ценностей, традиций,

культуры;

формулирование основных

традиций развития

государственности и

общества.

Воспитание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и

настоящему

многонационального

народа России

Усвоение правил работы

с учебником.

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательномупроцессу;

адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности,

основы вероучения и

истории

возникновения

традиционных

религий России.

Понимать важность их

наследия для

культурного идуховного

развития

нашейстраны.

11.09


2

Православие

в Древней

Руси.

& 1

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«монастырь», «монахи»,

«поучение».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательноечтение.

Знание основ

культурного наследия

своего народа;

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Иметь представления

об основных событиях

Крещения Руси и

утверждении

христианства в нашей

стране.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности, заложенные

в «Поучении»

Владимира Мономаха:

милосердие, любовь к

ближнему,

справедливость,

правдолюбие,

честность и др.











25.09


3

Православие

в

Московской

Руси

& 2

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«автокефалия»,

«печалование»,

«нестяжатели».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательноечтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственныхчувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать основные

события истории

православия на Руси в

период монгольского

нашествия и после

него. Понимать

важность роли Церкви

и православной веры в

поддержании единства

русских земель и их

объединения вокруг

Москвы.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности,

проповедовавшиеся

митрополитом

Алексием: любовь к

ближнему,

милосердие,

справедливость,

трезвость и др.

Объяснять смысл

понятий уния и

автокефалия.

Понимать важностьдля христианина

нестяжания и

приоритета духовных

ценностей (любви к

Родине, к семье, кближнему).


09.10


4

Православие

при царях и

императорах

России.

& 3

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Патриарх всея Руси»,

«Синод», «старцы»,

«Оптинская пустынь»,

«Саровская пустынь».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Ролевая игра

«Паломничество в

Саровскую пустынь»

Ориентация в системе

моральных норм;

владение

национальными

ценностями, традициями

и культурой.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события истории

православия во

времена Российского

царства и Империи.

Иметь представление

о патриотической

позиции церкви во

время Смутного

времени.

Понимать и

принимать заветы

оптинских старцев: не

унывать, не осуждать

других, любить

ближнего.

23.10


5

От

Советской

России до

современнос

ти

& 4

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Гонения на Церковь»,

«Русская Православная Церковь Заграницей»,

«Акт о каноническом

общении». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр с обсуждением

фрагментов фильма

В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально-

критического

мышления, ориентации в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий;

выражение

гражданского патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной» культуры.иозной жизни

Знать основные

события истории

православия XX –

начала XXI в. Иметь

представление о

духовной стойкости

православных во

времена гонений (на примере епископа

Луки) и

патриотической

позиции Церкви в

годы Великой

Отечественной войны.

Понимать и

принимать ценности и

идеалы,

проповедуемые

сегодня Церковью:

социальную

справедливость,

нестяжание, добро и

др.

13.11


6

Православие

в традициях

русского

народа.

& 5

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«крестные родители»,

«восприемники»,

«именины», «отпевание»,

«Яблочный Спас».

Ролевая игра «Крестные».

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (на крестинах,

на именинах, на

отпевании)

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

формулирование

собственного мнения и

позиции.

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения Усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими».

Понимать важность в

жизни православного

человека традиций и

обрядов,

определявших его

жизнь от рождения до

смерти. Объяснять

понятие крестины и

именины, приводить

примеры пословиц и

поговорок

религиозного

характера.

Понимать тесную

связь православия и

любви к Родине для

жителя России на

протяжении многих веков.

Понимать и

принимать

православные

ценности дружбы,

верности долгу,

милосердия.

04.12


7

Дом и семья

в

православии.

& 6

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Красный угол»,

«Домострой», «мясоед»,

«Всероссийский день

семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в доме

православного

христианина, на празднике

семьи, любви и верности).

Подготовка сценария

праздника семьи, любви и

верности в классе (школе)

и его реализация.

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими». Развитие

навыков работы в группе,

поведения на массовых

мероприятиях.

Понимать значение в

жизни православного

человека традиций,

связанных с домом и

семьей.

Знание сюжета жития

Петра и Февронии.

Объяснять значение

Всероссийского дня

семьи, любви и

верности.

18.12


8

История

ислама в

России.

& 7

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулированиеопределений понятий:

«Арабский халифат»,

«Волжская Булгария»,

«Золотая Орда»,

«татарские государства»,

«верховный сеид»,

«новокрещенские

комиссии», «терпимая

религия», «медресе».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей ислама в

России с древности до

современности. Иметь

представление о

веротерпимости,

существовавший в

исламских

государствах и

терпимости русского

правительства поотношению к

мусульманам после их

вхождения в состав

России.

Объяснять смысл

понятия «медресе».

15.01


9

Ислам в

современно

й России.

& 8

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Имам», «Центральное

Духовное управление

мусульман», «Совет

муфтиев»,

«Координационный центр

мусульман Северного

Кавказа». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

В.Хотиненко

«Мусульманин»

Ориентация в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий.

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку, его культуре и

религии. Освоение

социальных норм,

правил поведения с

учетом этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующегодуховному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

Иметь представление

о современном этапе

развития

мусульманства в

нашей стране,

мусульманском

религиозном

образовании и

мусульманских

организациях.

Понимать важность в

жизни современных

российских

мусульман ценностей

милосердия, мира и

согласия, здорового

образа жизни и др. принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

27.01


10

Дом и семья

в исламе.

& 9

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«мусульманская семья»,

«честь рода». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

мусульманской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения; Осознания

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

Понимать важность

для мусульманина

ценностей семьи,

уважения к старшим,

милосердия.

Приводить примеры

почитания в

мусульманской

традиции

соответствующих

ценностей.

10.02


11

Появление и

развитие

иудаизма в

России.

& 10

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«кагал», «хедер»,

«иешива», «синагога»

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики.

Формирование

ответственного

отношения к учению.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

России с древности до

начала XX века.

Объяснять понятия

кагал, хедер и иешива.

24.02


12

Иудаизм в

СССР и

современной

России.

& 11

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Холокост», «Еврейский

антифашистский комитет», «Федерация еврейский

общин», «Конгресс

еврейских религиозных

организаций и

объединений». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

Л.Горовца «Дамский

портной»

Выражение

гражданского

патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Освоение социальных

норм, правил поведенияс учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизниобщества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

СССР и современной

России. Осознавать

масштаб трагедии

Холокоста и значение

патриотическойпозиции еврейского

народа в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важную

роль иудейской

общины в проповеди

идеалов и ценностей

милосердия, любви к

ближнему, взаимной

терпимости разных

народов и культур в

современном

российскомобществе.

09.03


13

Иудаизм в

культуре и

традициях

еврейского

народа.

& 12

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«законоучитель», «обряд

выкупа первенца».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного

поведения (в гостях у

иудейскойсемьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

ориентация в

особенностях

социальных отношений.

Осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представление

об особенностях

иудейской культуры,

связанных с

особенностями

существования

иудейских общин в

России. Понимать

важность ценностей

семьи, дома, любви к

ближнему,

взаимопомощи и

милосердия в

иудейской культуре.

06.04


14

Появление

и развитие

буддизма в

России.

& 13

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантностью,

готовностью к

сотрудничеству с людьми

иных этносов и культур.

Формулирование

определений понятий:

«гэлуг» (тибетский

буддизм), «лама», «Далай-

лама», «хурул», «дуган»,

«дацан», «хурэ».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики; Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные

с появлением

буддизма на

территории России.

Характеризовать

особенности

тибетского

буддизма.

Объяснять смысл

понятий лама,

далай-лама, хурул,

даган, дацан, хурэ.

Понимать важность

связанных с

буддизмом

ценностей

патриотизма,

пороповедовавшихс

я Агваном

Доржиевым идеалов

добра и

справедливости.









20.04


15

Буддизм в

СССР и современной

России.

& 14

1

Актуализация и

формализация знаний учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«традиционная буддийская

сангха России», «Духовное

управление буддистов

России».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

А.Неретниеце «Гадание на

бараньей лопатке»

Ориентация в

особенностях социальных отношений

и взаимодействий.

Освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватноговосприятия

«экраннойкультуры».

Знать основные

события, связанные систорией буддизма в

СССР и современной

России. Иметь

представление о

патриотической

позиции российских

буддистов в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важность

ценностей

милосердия, любви к

ближнему, которые

утверждаются

современными

российскими

буддистами в нашем

обществе.

04.05


16

Буддизм в

культуре и

традициях

народов

России.

& 15

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«белый месяц», «сор»,

«праздник тысячи

лампад», «ладья жизни»,

«цам». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

буддийской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Осознание

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представления

о буддийских

традициях народов

России, связанных с

домом и семьей.

Понимать важность

буддизма для

поддержания и

развития

национальных и

культурных традиций

народов России.

Объяснять смысл

понятия лама, цам.

18.05


17

Повторитель

но-

обобщающий

урок

(контрольная работа № 1)/

1

Проверка навыков и

знаний, составляющих

содержание курса.

Умение сопереживать

чувствам других,

совершать поступки

направленные на

помощь и обеспечение

благополучия.

Воспитание российской

гражданской

идентичности, усвоение

традиционных

ценностей российского

многонационального

народа

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и

принимать морально-

нравственные

ценности

традиционных

религий нашей страны

31.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс

Автор: Гришина Любовь Николаевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа по учебному модулю «Основы религиозных культур народов России»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaproghrammapouchiebnomumoduliuosnovyrielighioznykhkulturnarodovrossii"
    ["file_id"] => string(6) "257912"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448402241"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуля: « Основы светской этики») 4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_predmeta_osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_modulia"
    ["file_id"] => string(6) "559877"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1602566290"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_po_osnovam_pravoslavnoi_kul_tury_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "409156"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492151892"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства