kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа способствует приобщает учащихся  к  культурному наследию народов нашей  страны, к общечеловеческим  ценностямпредшествующих поколений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России»

для 5 класса (ФГОС)





























Пояснительная записка.


Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России » для 5 класса составлена на основе:



-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минобрнауки России от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;


- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Концепции «Духовно-нравственное воспитание», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, на основе Поручения Президента РФ от 02.08.2009г.(Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г.(ВП-П44-4632).Не противоречит федеральным законам №124 «Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях»;

-Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М., Русское слово, 2012;


-Действующего Устава МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан, учебного плана текущего учебного года.










Общая характеристика учебного предмета.


Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне»и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.

Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);

Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.


Цель:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.


Задачи:

• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.




• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.



Место предмета в учебном плане.

В соответствии базисным учебным планом на 2015-2016 уч. год, модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе по 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17,5 часов.



Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса.


Тема 1. Россия-Родина моя. Мои права и обязанности. Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Разъяснить правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.

Тема 2.Дружба, порядочность, честность. Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг.

Тема 3. Честь, достоинство, терпимость. Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда. Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких.

Тема 4. Мужество. Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом.

Способствовать развитию патриотических чувств

Перечень учебно-методического обеспечения.


А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин. «Основы религиозных культур народов России». Учебник для 5 класса общеобразовательных.- М.: «Русское слово», 2012.

Литература для учителя.


Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.


Литература для учащихся и родителей.


Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.


Справочные издания.


1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма:главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М.,2000. 1

2. Гаврилова Ю.Б., Емельянов В.В. Ислам: карманный словарь. СПб.,2002.

3. Еврейская энциклопедия: в 16 т. М., 1991.

4. Ислам классический: энциклопедия / под ред. К. Королева. М.,2005.

5. Ислам на территории бывшей Российской империи: энциклопедический словарь. Вып. 1–4. М., 1998–2003**. (Вып. 1–3 переизданы: М.,2006).

6. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

7. Католическая энциклопедия. Т. 1–3. М., 2001–2006**.

8. Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. Иерусалим, 1982–2001.(Т. 1–7. М., 1996).

9. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. М., 2003*.

10. Мифы народов мира: энциклопедия / под ред. С.А. Токарева: в 2 т.М., 2003*.

11. Народы и религии мира: энциклопедия / под ред. В.А.Тишкова. М.,1999*.

12. Православная энциклопедия. Т. 1–23. М., 2000–2010**.

13. Религии народов современной России. А–Я. Словарь. М., 2002*.

14. Религиоведение: энциклопедический словарь. М., 2005.

15. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. М., 1993–1995.

16. Энциклопедия для детей. Т. 6. Религии мира. Ч. 1–2. М., 2002*.


Научная и научно-популярная литература.


1. Мюллер М. От слова к вере: миф и религия. М., 2002.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.,1999*.

3. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб., 2006*.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990*.

5. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 2005*.

6. Всеобщая история религий мира. М., 2006.

7. Мень А., прот. История религий: в 7 т. М., 1991–1993*.

8. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2006*.

9. Религиозные традиции мира: в 2 т. М., 1996.* Есть и другие издания.** Издание продолжается.

10. Христианство.

11. Аввакум (Петров), прот. Житие протопопа Аввакума. М., 2001*.

12. Бегунов Ю.К. Александр Невский. М., 2003.

13. Библия, изложенная для семейного чтения. М., 2006.

14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.,2007*.

15. Богданов А.П. Русские патриархи 1589–1700 гг.: в 2 т. М., 1999.

16. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2006*.

17. Булгаков С.Н. Православие: очерки учения Православной церкви.М., 1991*.

18. Великий князь Александр Невский / сост. А.Ю. Карпов. М., 2002.

19. Вениамин (Федченков), митр. Божьи люди: мои духовные встречи.М., 1998*.

20. Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 2004*.

21. Глубоковский Н.Н. Библейский словарь. Сергиев Посад, 2007.

22. Годри И. Лютер. М., 2000.

23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.

24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.

25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.

26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.

28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.

29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.

31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.

32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.

33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.

34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.

35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.

36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.

37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский.СПб., 2007*.

38. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997*.

39. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001.

40. Карсавин Л.П. Католичество. Страсти блаженной Анжелы. Томск,1997.

41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.

42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.

43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.

44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.

45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.

47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:

48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А.,прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев.Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.

Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.

50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.

51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.

52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.

53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.

54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа ихирурга. СПб., 2007*.

55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.

56. Православные старцы Оптиной пустыни: жития, чудеса, поучения.М.; Рига, 1995.

57. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы: в 2 кн.СПб., 2000*.

58. Регельсон _______Л.Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996.

59. Рожков В.А. Очерки по истории Римско-католической церкви. М.,1994.

60. Сахаров А.Н., Назаров В.Д., Боханов А.Н. Подвижники России. М.,1999*.

61. Серафим (Роуз), архим. Православие и религия будущего. М.,1996*.

62. Серафимо-Дивеевские предания / сост. и примеч. А.Н. Стрижева.М., 2001.

63. Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. М., 2007.

64. Смирнов П., прот. История Христианской Православной Церкви.М., 1998*.

65. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон. М., 1997*.

66. Таисия (Карцова), монахиня. Русские святые. СПб., 2001.

67. Тальберг Н.Д. История Русской церкви. М., 1997*.

68. Тихон (Полянский), иером. Путешествие в историю русских монастырей. М., 2006*.

69. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / под ред. А.П.Лопухина: в 12 т. М.,

1997–1998*.

70. Федоров В.А. Русская православная церковь и государство: 1700–1917. М., 2003.

71. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / предисл. о. А. Меня. М.,1997*.

72. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х –1918 г.). М., 2002.

73. Флоровский Г.В., прот. 1) Восточные отцы IV в.; 2) Византийскиеотцы V–VIII вв. Минск, 2006*.

74. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006*.

75. Цыпин В., прот. История Русской православной церкви. 1700–2005. М., 2006.

76. Шмеман А., протопресв. Исторический путь Православия. Париж,1985*.

77. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: биогр.очерки. М., 1995.

78. Ислам

79. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. М., 2002.

80. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль Ку’ран аль-Карим: толкование Свя-щенного Корана на русском языке / пер. с араб. Казань, 2001*.

81. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М.,2002.

82. Батунский М.А. Россия и ислам: в 3 т. М., 2003.

83. Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Червонная С.М. Ислам в Евразии. М.,2000.

84. Коран / пер. и комм. И.Ю. Крачковского. М., 1990*.

85. Коран / пер. смыслов и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

86. Крымский А.Е. История мусульманства. Жуковский, 2003.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1996*.

88. Мюллер А. История ислама: в 4 т. М., 2004.

89. Очерки истории распространения исламской цивилизации: в 2 т.М., 2002.

90. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1991.

91. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991.

92. Резван Е.А. Коран и его мир. СПб., 2001.

93. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2003*.

94 Тораваль И. Исламская цивилизация. М., 2002.

95. Фаизов С.Ф. Ислам в Поволжье. VIII–XX вв.: очерк истории. М.,1999.

96. Хадисы Пророка / пер. и комм. Иман Валерии Пороховой. М., 2000*.

97. Иудаизм

98.Агада: сказки, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / пер.С.Г. Фруга. М., 2006*.

99. Айзенштадт Ш. Пророки. М., 2004.

100. Вихнович В.Л. Иудаизм. СПб., 2006.

101. Гейзель З. Еврейская традиция. Иерусалим, 2002.

102. История еврейского народа / под ред. Ш. Эттингера. М.; Иерусалим,2002.

103. Книги иудейских мудрецов. СПб., 2005.

104. Козодой Р. Еврейские праздники. М., 2001.

105. Мануйлова Ю.В. Еврейские праздники, обычаи, обряды. Ростов-на-Дону, 2001.

106. Мировоззрение талмудистов. М., 1994.

107. Мудрецы Талмуда: сборник сказаний, притч, изречений. Ростов-на-Дону, 2006*.

108. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М., 1998.

109. Телушкин Й. Еврейский мир. М.; Иерусалим, 2002*.

110. Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

111. Буддизм

112. Альбедиль М.Ф. Индия: беспредельная мудрость. М., 2003.

113. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М., 2001.

114. Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны. М., 2000.

115. Буддизм: четыре благородных истины. М., 2002*.

116. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

117. Ермакова Т.В., Островская Е.П., Рудой В.И. и др. Введение в буд-дизм. СПб., 1999.

118. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством: в 2 т. М.,2002.

119. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие. СПб., 2003.

120. Ринчендуб Б. История буддизма. СПб., 1999.

121. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность. Ростов-на-Дону;Харьков, 2005.

122. Стронг Дж. Будда: краткая биография. М., 2003.Томас Э. Будда. М., 2003.

123. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005*Улиг Г. Будда. Ростов-на-Дону, 1998.

124. Эррикер К. Буддизм. М., 2003.



Ресурсы Интернета.



http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://www.religion.historic.ru/ - история религии

http://www.foma.ru/- о православии в России

http://islam.ru/ - об исламе

http://www.threeda.ru/ - об иудаизме

http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России







Требования к уровню подготовки учащихся за курс

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса.


В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

У ученика будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Школьник получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести

диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения

сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.




















Календарно-тематическое планирование.


урока

Тема

Кол-

во

часов


Основные виды

учебной

деятельности

учащихся

Планируемые результаты

Дата

проведения

Личностные

Метапредметные

(УДД)


Предметные






План





Факт/

примечания




1

Введение

в курс.

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«религия», «традиция»,

«традиционная религия».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Познавательное чтение.

Формирование уважения к

другим народам России;

освоение национальных

ценностей, традиций,

культуры;

формулирование основных

традиций развития

государственности и

общества.

Воспитание российской

гражданской

идентичности:

патриотизма, уважения к

Отечеству, прошлому и

настоящему

многонационального

народа России

Усвоение правил работы

с учебником.

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательномупроцессу;

адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать особенности,

основы вероучения и

истории

возникновения

традиционных

религий России.

Понимать важность их

наследия для

культурного идуховного

развития

нашейстраны.

11.09


2

Православие

в Древней

Руси.

& 1

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«монастырь», «монахи»,

«поучение».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательноечтение.

Знание основ

культурного наследия

своего народа;

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Иметь представления

об основных событиях

Крещения Руси и

утверждении

христианства в нашей

стране.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности, заложенные

в «Поучении»

Владимира Мономаха:

милосердие, любовь к

ближнему,

справедливость,

правдолюбие,

честность и др.











25.09


3

Православие

в

Московской

Руси

& 2

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий

«автокефалия»,

«печалование»,

«нестяжатели».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательноечтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственныхчувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Знать основные

события истории

православия на Руси в

период монгольского

нашествия и после

него. Понимать

важность роли Церкви

и православной веры в

поддержании единства

русских земель и их

объединения вокруг

Москвы.

Понимать и

принимать идеалы и

ценности,

проповедовавшиеся

митрополитом

Алексием: любовь к

ближнему,

милосердие,

справедливость,

трезвость и др.

Объяснять смысл

понятий уния и

автокефалия.

Понимать важностьдля христианина

нестяжания и

приоритета духовных

ценностей (любви к

Родине, к семье, кближнему).


09.10


4

Православие

при царях и

императорах

России.

& 3

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Патриарх всея Руси»,

«Синод», «старцы»,

«Оптинская пустынь»,

«Саровская пустынь».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Ролевая игра

«Паломничество в

Саровскую пустынь»

Ориентация в системе

моральных норм;

владение

национальными

ценностями, традициями

и культурой.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества; создания

моделей и схем;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события истории

православия во

времена Российского

царства и Империи.

Иметь представление

о патриотической

позиции церкви во

время Смутного

времени.

Понимать и

принимать заветы

оптинских старцев: не

унывать, не осуждать

других, любить

ближнего.

23.10


5

От

Советской

России до

современнос

ти

& 4

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Гонения на Церковь»,

«Русская Православная Церковь Заграницей»,

«Акт о каноническом

общении». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр с обсуждением

фрагментов фильма

В.Хотиненко «Поп».

Развитие социально-

критического

мышления, ориентации в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий;

выражение

гражданского патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

развития науки;

освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной» культуры.иозной жизни

Знать основные

события истории

православия XX –

начала XXI в. Иметь

представление о

духовной стойкости

православных во

времена гонений (на примере епископа

Луки) и

патриотической

позиции Церкви в

годы Великой

Отечественной войны.

Понимать и

принимать ценности и

идеалы,

проповедуемые

сегодня Церковью:

социальную

справедливость,

нестяжание, добро и

др.

13.11


6

Православие

в традициях

русского

народа.

& 5

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«крестные родители»,

«восприемники»,

«именины», «отпевание»,

«Яблочный Спас».

Ролевая игра «Крестные».

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (на крестинах,

на именинах, на

отпевании)

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

формулирование

собственного мнения и

позиции.

Развитие морального

сознания, формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения Усвоение

традиционных

ценностей

многонационального

российского общества;

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими».

Понимать важность в

жизни православного

человека традиций и

обрядов,

определявших его

жизнь от рождения до

смерти. Объяснять

понятие крестины и

именины, приводить

примеры пословиц и

поговорок

религиозного

характера.

Понимать тесную

связь православия и

любви к Родине для

жителя России на

протяжении многих веков.

Понимать и

принимать

православные

ценности дружбы,

верности долгу,

милосердия.

04.12


7

Дом и семья

в

православии.

& 6

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Красный угол»,

«Домострой», «мясоед»,

«Всероссийский день

семьи, любви и верности»

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в доме

православного

христианина, на празднике

семьи, любви и верности).

Подготовка сценария

праздника семьи, любви и

верности в классе (школе)

и его реализация.

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

познавательного чтения;

освоения социальных

ролей и норм;

организации и участия в

ролевых играх;

установления причинно-

следственных связей

между соблюдением

традиций, образом жизни

и восприятием нас со

стороны «других»;

коммуникации с

«другими». Развитие

навыков работы в группе,

поведения на массовых

мероприятиях.

Понимать значение в

жизни православного

человека традиций,

связанных с домом и

семьей.

Знание сюжета жития

Петра и Февронии.

Объяснять значение

Всероссийского дня

семьи, любви и

верности.

18.12


8

История

ислама в

России.

& 7

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулированиеопределений понятий:

«Арабский халифат»,

«Волжская Булгария»,

«Золотая Орда»,

«татарские государства»,

«верховный сеид»,

«новокрещенские

комиссии», «терпимая

религия», «медресе».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей ислама в

России с древности до

современности. Иметь

представление о

веротерпимости,

существовавший в

исламских

государствах и

терпимости русского

правительства поотношению к

мусульманам после их

вхождения в состав

России.

Объяснять смысл

понятия «медресе».

15.01


9

Ислам в

современно

й России.

& 8

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Имам», «Центральное

Духовное управление

мусульман», «Совет

муфтиев»,

«Координационный центр

мусульман Северного

Кавказа». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах. Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

В.Хотиненко

«Мусульманин»

Ориентация в

особенностях

социальных отношений

и взаимодействий.

Формирование

уважительного и

доброжелательного

отношения к другому

человеку, его культуре и

религии. Освоение

социальных норм,

правил поведения с

учетом этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующегодуховному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

Иметь представление

о современном этапе

развития

мусульманства в

нашей стране,

мусульманском

религиозном

образовании и

мусульманских

организациях.

Понимать важность в

жизни современных

российских

мусульман ценностей

милосердия, мира и

согласия, здорового

образа жизни и др. принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

27.01


10

Дом и семья

в исламе.

& 9

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«мусульманская семья»,

«честь рода». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

мусульманской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения; Осознания

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

Понимать важность

для мусульманина

ценностей семьи,

уважения к старшим,

милосердия.

Приводить примеры

почитания в

мусульманской

традиции

соответствующих

ценностей.

10.02


11

Появление и

развитие

иудаизма в

России.

& 10

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантности, готовности

к сотрудничеству с

людьми иных этносов и

культур. Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«кагал», «хедер»,

«иешива», «синагога»

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики.

Формирование

ответственного

отношения к учению.

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

России с древности до

начала XX века.

Объяснять понятия

кагал, хедер и иешива.

24.02


12

Иудаизм в

СССР и

современной

России.

& 11

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«Холокост», «Еврейский

антифашистский комитет», «Федерация еврейский

общин», «Конгресс

еврейских религиозных

организаций и

объединений». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

Л.Горовца «Дамский

портной»

Выражение

гражданского

патриотизма и любви к

Родине; признание

ценности жизни во всех

ее проявлениях.

Освоение социальных

норм, правил поведенияс учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизниобщества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватного восприятия

«экранной культуры».

Знать основные

события, связанные с

историей иудаизма в

СССР и современной

России. Осознавать

масштаб трагедии

Холокоста и значение

патриотическойпозиции еврейского

народа в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важную

роль иудейской

общины в проповеди

идеалов и ценностей

милосердия, любви к

ближнему, взаимной

терпимости разных

народов и культур в

современном

российскомобществе.

09.03


13

Иудаизм в

культуре и

традициях

еврейского

народа.

& 12

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«законоучитель», «обряд

выкупа первенца».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций, требующих адекватного

поведения (в гостях у

иудейскойсемьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

ориентация в

особенностях

социальных отношений.

Осознания значения

семьи в жизни человека

и общества, принятие

ценностей семейной

жизни, уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представление

об особенностях

иудейской культуры,

связанных с

особенностями

существования

иудейских общин в

России. Понимать

важность ценностей

семьи, дома, любви к

ближнему,

взаимопомощи и

милосердия в

иудейской культуре.

06.04


14

Появление

и развитие

буддизма в

России.

& 13

1

Формирование историко-

географического образа

России;

межконфессиональной

толерантностью,

готовностью к

сотрудничеству с людьми

иных этносов и культур.

Формулирование

определений понятий:

«гэлуг» (тибетский

буддизм), «лама», «Далай-

лама», «хурул», «дуган»,

«дацан», «хурэ».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа. Познавательное чтение.

Формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному уровню

науки и общественной

практики; Развитие

морального сознания,

формирование

нравственных чувств и

нравственного

поведения

Совершенствование

навыков установления

причинно-следственных

связей между

историческими

событиями и их

отражением в

религиозной жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Знать основные

события, связанные

с появлением

буддизма на

территории России.

Характеризовать

особенности

тибетского

буддизма.

Объяснять смысл

понятий лама,

далай-лама, хурул,

даган, дацан, хурэ.

Понимать важность

связанных с

буддизмом

ценностей

патриотизма,

пороповедовавшихс

я Агваном

Доржиевым идеалов

добра и

справедливости.









20.04


15

Буддизм в

СССР и современной

России.

& 14

1

Актуализация и

формализация знаний учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«традиционная буддийская

сангха России», «Духовное

управление буддистов

России».

Извлечение информации

из различных знаковых

систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.

Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Просмотр и обсуждение

фрагментов фильма

А.Неретниеце «Гадание на

бараньей лопатке»

Ориентация в

особенностях социальных отношений

и взаимодействий.

Освоение социальных

норм, правил поведения

с учетом

этнокультурных

ценностей;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

духовному

многообразию

современного мира

Совершенствование

навыков установления причинно-следственных

связей между

историческими

событиями,

социальными явлениями

и их отражением в жизни

общества;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами;

принятия позиции

«другого».

Формирование

адекватноговосприятия

«экраннойкультуры».

Знать основные

события, связанные систорией буддизма в

СССР и современной

России. Иметь

представление о

патриотической

позиции российских

буддистов в годы

Великой

Отечественной войны.

Понимать важность

ценностей

милосердия, любви к

ближнему, которые

утверждаются

современными

российскими

буддистами в нашем

обществе.

04.05


16

Буддизм в

культуре и

традициях

народов

России.

& 15

1

Актуализация и

формализация знаний

учащихся о социальных

явлениях.

Формулирование

определений понятий:

«белый месяц», «сор»,

«праздник тысячи

лампад», «ладья жизни»,

«цам». Извлечение

информации из различных

знаковых систем.

Фиксация информации в

различных знаковых

системах.Установление причинно-

следственных связей;

объяснение явлений,

процессов, связей;

владение культурной

традицией своего народа.

Познавательное чтение.

Моделирование ситуаций,

требующих адекватного

поведения (в гостях у

буддийской семьи).

Уважительное

отношение к

культурным традициям

своей страны и народа;

умение формулировать

собственное мнение и

позицию. Осознание

значения семьи в жизни

человека и общества,

принятие ценностей

семейной жизни,

уважительное и

заботливое отношение к

членам своей семьи

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного,

изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Развитие навыков

организации и участия в

ролевых играх.

Иметь представления

о буддийских

традициях народов

России, связанных с

домом и семьей.

Понимать важность

буддизма для

поддержания и

развития

национальных и

культурных традиций

народов России.

Объяснять смысл

понятия лама, цам.

18.05


17

Повторитель

но-

обобщающий

урок

(контрольная работа № 1)/

1

Проверка навыков и

знаний, составляющих

содержание курса.

Умение сопереживать

чувствам других,

совершать поступки

направленные на

помощь и обеспечение

благополучия.

Воспитание российской

гражданской

идентичности, усвоение

традиционных

ценностей российского

многонационального

народа

Совершенствование

навыков целеполагания;

формулирования

собственной точки

зрения в сотрудничестве

с партнёрами по

образовательному

процессу; адекватного

использование

письменной и устной

речи для решения

коммуникационных

задач и отражения

собственных мыслей;

создания моделей и схем;

установления причинно-

следственных связей;

установления

родовидовых отношений;

формулирования

определений понятий;

ознакомительного, изучающего,

усваивающего и

поискового чтения;

структурирования

текстов; выделения

главного и

второстепенного;

работы с метафорами.

Понимать и

принимать морально-

нравственные

ценности

традиционных

религий нашей страны

31.05






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс

Автор: Гришина Любовь Николаевна

Дата: 12.04.2017

Номер свидетельства: 408707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Рабочая программа по учебному модулю «Основы религиозных культур народов России»"
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaiaproghrammapouchiebnomumoduliuosnovyrielighioznykhkulturnarodovrossii"
    ["file_id"] => string(6) "257912"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448402241"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Рабочая программа по Основам Православной Культуры 4 класс"
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaiaproghrammapoosnovampravoslavnoikultury4klass"
    ["file_id"] => string(6) "300004"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456652252"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-orkse-osnovy-svietskoi-etiki-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "131524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416160696"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по Основам православной культуры (4 класс)"
    ["seo_title"] => string(61) "rabochaia_proghramma_po_osnovam_pravoslavnoi_kul_tury_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "409156"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492151892"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   по основам религиозных культур и светской этике"
    ["seo_title"] => string(63) "rabochaiaprogrammapoosnovamrielighioznykhkulturisvietskoietikie"
    ["file_id"] => string(6) "333338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465328216"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства