Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур народов России".5 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России»
для 5 класса (ФГОС)
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур народов России » для 5 класса составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-Концепции «Духовно-нравственное воспитание», разработанной в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребёнка, на основе Поручения Президента РФ от 02.08.2009г.(Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства РФ от 11.08.2009г.(ВП-П44-4632).Не противоречит федеральным законам №124 «Основные гарантии…» и №125 «О свободе и совести и о религиозных объединениях»;
-Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М., Русское слово, 2012;
-Действующего Устава МБОУ «СОШ №4 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан, учебного плана текущего учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне»и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие учащимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Знания, которые получает ученик в школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.
Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Учащиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог друг с другом, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре». «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);
Сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.
Цель:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии базисным учебным планом на 2015-2016 уч. год, модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе по 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17,5 часов.
Основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса.
Тема 1. Россия-Родина моя. Мои права и обязанности. Расширить первичное представление о родном крае, о Родине. Показать значение Родины в жизни человека. Разъяснить правила общения друг с другом, формировать умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей.
Тема 2.Дружба, порядочность, честность. Выявить представления детей о дружбе, показать, каким должен быть настоящий друг.
Тема 3. Честь, достоинство, терпимость. Формировать у учащихся положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни человека. Вооружать учащихся основными трудовыми умениями и навыками самообслуживающего труда. Формировать умение и привычку проявлять заботу о своих родных и близких.
Тема 4. Мужество. Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом.
Способствовать развитию патриотических чувств
Перечень учебно-методического обеспечения.
А.Н.Сахаров, К.А. Кочегаров, Р. М. Мухаметшин. «Основы религиозных культур народов России». Учебник для 5 классаобщеобразовательных.- М.: «Русское слово», 2012.
Литература для учителя.
Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Литература для учащихся и родителей.
Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
Справочные издания.
1. Андросов В.П. Словарь индо-тибетского и российского буддизма:главные имена, основные термины, доктринальные понятия. М.,2000. 1
23. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви: в 4 т. М., 1997–1998.
24. Денисов Л.И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Сера-фима, Саровского чудотворца. М., 1998*.
25. Диомид (Дзюбан), еп. Митрополит Арсений (Мацеевич). М., 2001.
26. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М.,2001*.
27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана Затворника:в 5 т. М., 2003*.
28. Добротолюбие: избранное для мирян / сост. архим. Ювеналий. М.,2002*.
29. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: православие и русская лите-ратура ХVIII–ХХ вв. М., 2002.
30. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994*.
31. Житие и чудеса Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир-ликийского и слава его в России. М., 1994*.
32. Жития русских святых: в 2 т. М., 2003*.
33. Жуков Д.А. Аввакум Петрович // Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Рус-ские писатели ХVII века. М., 1972. Также в кн.: Жуков Д.А. Огне-пальный. Новосибирск, 1988*.
34. Журавский А.В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: год1918-й. М., 1996.
35. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. М., 2006*.
36. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М., 2000*.
37. Иисус Христос в документах истории / сост. Б.Г. Деревенский.СПб., 2007*.
41. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992*.
42. Карташов А.В. Вселенские соборы. СПб., 2002*.
43. Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М., 2000*.
44. Лебедев Л., прот. Крещение Руси. М., 2003*.
45. Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.
46. Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003.
47. История Русской Церкви: в 9 т. 12 кн. М., 1994–1999 / Т. 1–7:
48. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви; Т. 8: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917; Т. 9: Цыпин В.А.,прот. История Русской Церкви. 1917–1997; Приложение: Смолич И.К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев.Малицкий П.И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.
49. Мень А., прот. Библиологический словарь: в 3 т. М., 2002.
Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1998*.
50. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная Библейская энциклопедия. М., 2006*.
51. Новый Завет. Псалтирь. М., 2006*.
52. Перхавко В.Б., Пчелов Е.В., Сухарев Ю.В. Князья и княгини Русской земли IХ–ХVI вв. М., 2002.
53. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские: в 2 кн. М.,1993.
54. Поповский М.А. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа ихирурга. СПб., 2007*.
55. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.,1995.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.religion.historic.ru/ - история религии
http://www.foma.ru/- о православии в России
http://islam.ru/ - об исламе
http://www.threeda.ru/ - об иудаизме
http://www.buddhismofrussia.ru/ - о буддизме в России
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса.
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам в школе, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической
позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.