Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир деятельности" 2 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласована
Протокол методического совета
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
№ __ от 07.06.16
Утверждена
приказ директора
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»
№ ____ от _______
Мир деятельности
рабочая программа
внеурочной деятельности на 2016 – 2017 учебный год
для учащихся 2 - б класса
Ф.И.О. учителя (полностью): Захарова Л,Н.
Квалификационная категория: первая
Общее количество часов по учебному плану – 34 часов
По рабочей программе – 34 часов
Планируемые результаты изучения курса.
Основные требования к метапредметным результатам учащихся к концу второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; обобщение повторения; предъявление пробного учебного действия; выполнение пробного учебного действия; фиксирование своего затруднения; выявление причины своего затруднения; постановка цели; планирование действий и подбор средств; действия по плану; получение результата; применение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки под руководством учителя собственной учебной деятельности.
Знать два этапа коррекционной деятельности, адаптивную структуру первого этапа (повторение необходимого; обобщение повторения; выполнение самостоятельной работы № 1; проверка своей работы по образцу; проверка своей работы по подробному образцу и фиксация ошибок или их отсутствия; выявление причины своего затруднения; для учеников, не допустивших ошибок, переход на выполнение заданий более сложного уровня), уметь ее осуществлять, приобрести опыт самооценки под руководством учителя своей коррекционной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь определять средства для открытия нового знания.
Уметь фиксировать результат открытия нового знания, составлять эталон.
Знать алгоритм исправления ошибок, уметь его применять.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Знать простейшие культурные правила управления своим настроением, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «автора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритм анализа, уметь его применять.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.
Содержание курса
Организационно-рефлексивная линия (15 часов)
Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею. Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.
Подробный образец. Самопроверка по подробному образцу с целью выяснения места ошибки.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Постановка цели деятельности. Знакомство с простейшим способом постановки цели учебной деятельности.
Подбор способов и средств для открытия нового знания.
Результат открытия нового знания. Эталон. Знакомство с простейшим способом фиксации и формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Урок-помощник: знакомство с двумя этапами урока, общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок (7 шагов).
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения коррекционных учебных действий. Опыт самооценки собственных учебных действий на уроках разных типов.
Коммуникативная линия (4 часа)
Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и пони-
мающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного взаимодействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного взаимодействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слышать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
Познавательная линия (3 часа)
Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение. Приемы, помогающие ученику создать рабочее настроение.
Анализ объекта. Построение простейшего алгоритма анализа объекта и применение его в различных учебных и жизненных ситуациях.
Ценностная линия (6 часов)
У учащихся расширяется представление о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и
духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность и самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные – и в этом наша сила.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (2 часа).
Тематическое планирование
№ п\п
Раздел
Количество часов
1
Организационно-рефлексивная линия
15
2
Коммуникативная линия
4
3
Познавательная линия
3
4
Ценностная линия
6
5
Обобщение и систематизация знаний
4
6
Диагностика
2
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№\п
Тема
Характеристика деятельности учащихся
Кол-во часов
ауд.
в/ауд
1-2
Ц – 1,2
Ценности нашей жизни. Знание
Открывать ценность Знания как общемировой ценности, позволяющей развивать не только себя, но и мир вокруг.
Раскрывать значимость глубоких всесторонних знаний для человека и умения их применять.
Формировать умение быть любознательным в учебной деятельности на основе правильного применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
1
3
П - 1
Домашнее задание делаю самостоятельно
Раскрыть значимость самостоятельного выполнения домашнего задания.
Построить простейший алгоритм выполнения домашнего задания
Формировать мотивацию к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение применять алгоритм его выполнения и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
4
ОР - 1
Подробный образец
Формировать представление о подробном образце, выявить отличия подробного образца от образца и эталона.
Определять цель использования образца, эталона и подробного образца на разных этапах урока.
Формировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и формировать опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
5
ОР - 2
Как исправить свою ошибку
Строить алгоритм исправления ошибок.
Формировать представление об эталоне для самопроверки
Формировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
6
Ц - 3
Настроение – мой помощник в учебе
Формировать представление о чувствах ученика, помогающих ему в учебной деятельности.
Строить простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием
1
7
ОР - 3
Учусь сравнивать
Формировать умение применять алгоритм сравнения двух объектов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
8
ОР - 4
Учусь называть свое затруднение
Строить простейший алгоритм и опорный сигнал сравнения двух объектов, формировать положительный опыт их применения
1
9-10
ОР – 5,6
Как построить новое знание?
Формировать представление о структуре II шага учебной деятельности.
Формировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
1
11
К - 1
Я – автор, я – понимающий
Формировать представление об основных ролях в структуре коммуникации: автор и понимающий
Формировать умение правильно формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
12
К - 2
Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий
Формулировать простейшие правила высказывания «автором» своих суждений.
Строить простейшие правила поведения «понимающего»
Формировать умение применять правила в позициях «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
13
К - 3
Учимся дружно. Слушаю и слышу
Выявлять основные отличия понятий «слушать» и «слышать», взаимосвязь между понятиями «слушаю» − «воспринимаю», «слышу» − «понимаю».
Строить простейшие правила постановки вопросов на уточнение и понимание.
Формировать умение «слушать» и «слышать», задавать вопросы на понимание и уточнение и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
14-15
ОР – 7,8
Ставлю цель
Формировать представление о цели учебной деятельности.
Строить простейший алгоритм постановки цели учебной деятельности.
Формировать умение правильно ставить цель учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона
1
1
16
П - 2
Ключи к новым знаниям
Формировать представление о средствах, необходимых ученику для открытия нового знания. Формировать умение перечислять средства, которые используются для открытия нового знания (а позже − выбирать их) и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
17- 18
ОР – 9,10
Результат открытия нового знания. Эталон
Уточнять представление о результате учебной деятельности и строить простейший способ формулирования результата на уроке открытия нового знания.
Формировать представление об эталоне как о знаковой фиксации нового знания.
Формировать представление об использовании эталона как критерия доказательства правильности выполнения учебного задания.
Формировать умение фиксировать результат учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания и опыт самооценки этих умений на основе применения эталона.
1
1
19- 20
Ц –4,5
Личностные качества: целеустремленность
Формировать представление о целеустремленности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении.
Формировать умение проявлять целеустремленность в учебной деятельности на основе применения эталона и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
1
21
ОР–11
Как выяснить, что я не умею
Формировать представление о структуре первого шага коррекционной деятельности.
Строить алгоритм работы на первом шаге коррекционной деятельности
Формировать умение фиксировать последовательность действий на первом шаге коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
22
К - 4
Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов
Формировать представление о необходимости понимать друг друга в процессе общения.
Строить простейшие приемы понимания собеседника без слов
Формировать умение использовать приемы понимания собеседника без слов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
23
Ц - 6
Личностные качества: самостоятельность
Формировать представление о самостоятельности в учебной деятельности как личностном качестве, необходимом ученику для успеха в учении
Формировать умение проявлять самостоятельность в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
24 - 25
ОР -12,13
Учусь анализировать
Строить простейший алгоритм и опорный сигнал анализа объекта, формировать положительный опыт их применения
Формировать умение применять алгоритм анализа объекта и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона
1
1
26
П - 3
Как превратить свое неумение в умение
Формировать представление о структуре второго шага коррекционной деятельности.
Строить алгоритм работы на втором шаге коррекционной деятельности.
Формировать умение фиксировать последовательность действий на втором шаге коррекционной деятельности, умение применять построенный алгоритм и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
27
ОР - 14
Мы разные – и в этом наша сила
(Гостиная для родителей)
Формировать представление о каждом ученике класса как о личности, у которой можно научиться многим хорошим качествам.
Формировать образ «МЫ» как особенности коллектива, способного решать учебные задачи.
Формировать умение фиксировать положительные качества других и использовать их для достижения учебной задачи, опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
28
ОР - 15
Я ученик: что я уже знаю и умею
Выявлять основные отличия понятий «знание» и «умение».
Формировать представление о двух шагах коррекционной деятельности
Формировать умение фиксировать прохождение двух шагов коррекционной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
1
29 - 30
Уроки диагностики
Осуществлять самоконтроль изученных понятий и алгоритмов