Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный математик»
/Срок реализации – 1 год/
/Возраст детей – 10-12 лет/
5 класс
2014
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Юный математик» в 5 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Юный математик» для учащихся 5 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем : «Логические задачи» и «Занимательная математика». Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 5 класса. Однако в результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а так же задачи олимпиадного уровня.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 5, так и в 6, 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.
Цели:
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи:
пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
раскрытие творческих способностей ребенка;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
решение специально подобранных упражнений и задач, натравленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
специальное обучение математическому моделированию как методу решения практических задач;
работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
адаптация к переходу детей в среднее звено обучения, имеющее профильную направленность.
Содержание программы
Программа рассчитана на 35 часов, предполагает изложение и обобщение теории, решение задач, самостоятельную работу. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей : задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
ПредметныеМетапредметныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативныеЛичностныеЗнают особые случаи устного счетаМогут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач.Учитывают правила в планировании и контроле способа решенияИспользуют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературыУчитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России.
Решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;
Находят наиболее рациональные способы решения логических задачОценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценкиПроводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.Контролируют действия партнераФормирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Решают нестандартные задачи разрезаниеВыделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметахРазличают способ и результат действия.Владеют общими приемами решения задач.Умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решениюФормирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;
Решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля.Имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментамиОсуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничествеПриходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересовОвладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Знают определения основных геометрических понятийВзаимопроверка в парах. Умеют работать с текстом. умеют составлять занимательные задачи;
Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибокВладеют общим приемом решения задач.Могут участвовать в диалогеПринятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
Распознают плоские геометрические фигуры, умеют применять их свойства при решении различных задач;
Умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целиУмеют применять изученные свойства и формулыМогут аргументировать свою точку зренияРазвитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкиИзмеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие.Решать несложные практические задачи на построениеМогут проводить сравнительный анализУстанавливают связь геометрических фигур и их свойств с окружающими предметами Умеют строить монологическое контекстное высказываниеФормирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Вычисляют значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов)Могут устно прикидывать и оценивать результатыУмеют планировать пути достижения целейУмеют анализировать свойства геометрических фигурМогут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примерыФормирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
I модуль: « Логические задачи»
?
п\пИзучаемый материалкол-во часовДата1 Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. Счет у первобытных людей.12Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра « Не собьюсь»13 Приемы устного счета : умножение двузначных чисел на 11.Цифры у разных народов. Решение логической задачи.14Интересный способ умножения. Мир больших чисел.15Решение олимпиадных задач арифметическим методом .Уникурсальные кривые ( фигуры).16Возведение в квадрат чисел, оканчивающихся
на 5. Биографическая миниатюра. Пифагор.17Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек».18Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии.19Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм.110Решение олимпиадных задач ( используя действия с натуральными числами). Лабиринты.111Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть?112Возведение в квадрат трехзначных чисел, оканчивающихся на 25.
Решение олимпиадных задач различными способами.113Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность.114Прибавление четного. Знак произведения115Чередование. Решение задач игры « Кенгуру».116Разбиение на пары. Решение задач игры « Кенгуру».117Решение олимпиадных задач. Зачет.118Решение задач на компьютере1II модуль : « Занимательная математика».
?
п/пИзучаемый материалКол-во
часовДата1Простые числа. Решение олимпиадных задач ( математические ребусы) .
Игра «Буриме» с использованием чисел.
12Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра .Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу).13Старинные меры . Оригами14Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач( на делимость чисел). Логическая задача «Обманутый хозяин»15Приемы устного счета. Происхождение математических знаков.16 Решение олимпиадных задач( задачи мудрецов). Задача –сказка « Иван Царевич и Кощей Бессмертный, умевший считать только до 10».7Умножение на 155 и 175.Биографическая миниатюра . Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание .18Геометрические иллюзии. Геометрическая задача – фокус
« Продень монетку».19Умножение двузначных чисел, близких к 100. Решение олимпиадных задач ( инварианты).110Считаем устно. Решение олимпиадных задач ( бассейны, работа и прочее)111Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай».112Решение олимпиадных задач ( с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. 113Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца)114Математические ребусы. Решение олимпиадных задач.115Геометрические задачи на разрезание.116Тестовые задачи (переливание).117Логические задачи. Зачет1
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная , когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
КОНТРОЛЬ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении зачета в конце курса , математических игр, математических праздников.
Творческие работы учащихся по темам:
1. Счет у первобытных людей
2.Цифры у разных народов.
3.Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа.
4. « Пифагор и его школа»
5. Биография Архимеда.
7.П. Ферма и его теорема.
8.Биография Б. Паскаля
9. Биография Р. Декарта
10.И. Ньютон и его открытия.
11.Задачи в стихах.
ЛИТЕРАТУРА:
1. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
2. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
3. Л.М.Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
4. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
5. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
6. Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
7. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
8. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
9. «Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
10. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
11. И.В.Ященко «Приглашение на математический праздник». М., МЦНПО, 2005г.
12. А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И.Крючкова, Л.А.Литвачук. «Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах». / под ред. С.И.Шварцбурда. М.: «Провсещение», 1974 г.
13. А. Я.Котов. «Вечера занимательной арифметики»
14. Ф.Ф.Нагибин. «Математическая шкатулка». М.: УЧПЕДГИЗ, 1961 г.
15. В.Н.Русанов. Математические олимпиады младших школьников. М.: «Просвещение», 1990 г.
16. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
17. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.