Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(базовый уровень)
для 1 класса
(УМК «Перспективная начальная школа»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Программа для начальной школы 1-4 классы под редакцией Чураковой (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
2.Авторская программы внеурочной деятельности Р.Г. Чураковой, Н.А. Чураковой, , Н.М. Лавровой, С.Н.Ямшинина,О.А. Захаровой , А.Г.Паутова, В.А.Самкова, Т.М.Рагозина 1 класс.
(Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
3. Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозина (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
4. Основная образовательная программа начального общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
5. Положение о рабочей программе Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
6.Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2013-2014 учебный год.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. № 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
2. Цели изучения
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, бумагопластики, дизайна;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
В рабочей программе нет тематических отличий от авторской программы. В авторской программе не указано количество часов, отведенное на изучение целого курса, поэтому в рабочей программе распределение часовой нагрузки по темам произведена самостоятельно на основе тематического планирования, предложенного автором программы .
Рабочая программа творческого объединения «Умелые ручки» введена в рамках творческого направления внеурочной деятельности в 1 классах.
Творческое объединение «Умелые ручки.» проводится во внеурочное время, носит интегрированный характер.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки. Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения – взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника. Мастерские игротеки, изонити, бумагопластики знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» (базовый уровень) для 1 класса »
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(базовый уровень)
для 1 класса
(УМК «Перспективная начальная школа»)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Статус документа
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Программа для начальной школы 1-4 классы под редакцией Чураковой (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
2.Авторская программы внеурочной деятельности Р.Г. Чураковой, Н.А. Чураковой, , Н.М. Лавровой, С.Н.Ямшинина,О.А. Захаровой , А.Г.Паутова, В.А.Самкова, Т.М.Рагозина 1 класс.
(Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
3. Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т.М. Рогозина (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
4. Основная образовательная программа начального общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
5. Положение о рабочей программе Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
6.Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2013-2014 учебный год.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27. 06. 2011г. № 07-Р «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов ОУ Ульяновской области, реализующих программы общего образования».
2. Цели изучения
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, изонити, бумагопластики, дизайна;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
3. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
В рабочей программе нет тематических отличий от авторской программы. В авторской программе не указано количество часов, отведенное на изучение целого курса, поэтому в рабочей программе распределение часовой нагрузки по темам произведена самостоятельно на основе тематического планирования, предложенного автором программы .
Рабочая программа творческого объединения «Умелые ручки» введена в рамках творческого направления внеурочной деятельности в 1 классах.
4. Учебно-методический комплекс
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Учебно-методический комплекс учителя:
1. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.
2. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
3. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997,
4. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.,2011.
5. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. – Ярославль, 2010.
6. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.1998
Учебно-методический комплекс учащихся:
1. Орен Р. Секреты пластилина: учебное пособие. – М., 2011.
2. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.
3. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.
5. Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа
Согласно приложению к учебному плану МБОУ педагогический лицей «Направления внеурочной деятельности в 1,2 классах» творческое объединение «Умелые ручки. » введено в рамках творческого направления внеурочной деятельности и функционирует в МБОУ педагогический лицей по мере формирования группы (Приказ №239 «О комплектовании творческих объединений на 2013-2014 учебный год» от 1 сентября 2013 года). Рабочая программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю).
6.Особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса, их сочетание, формы контроля
Творческое объединение «Умелые ручки.» проводится во внеурочное время, носит интегрированный характер.
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют Город мастеров. В 1 классе организуются мастерские игротеки, лепки. Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Мастерские лепки, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования расширяют конструкторско-технологические знания и умения аудиторных (урочных) занятий, обеспечивая реализацию основной идеи стандарта второго поколения – взаимосвязи образовательного пространства, обеспечивающего развитие универсальных учебных действий младшего школьника. Мастерские игротеки, изонити, бумагопластики знакомят детей с новыми видами художественной деятельности.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Использование методов представлено в таблице.
№ п-п
Основные группы методов
Основные подгруппы методов
Отдельные методы обучения
1
Методы организации и осуществления учебно- познавательной деятельности
1.1.Перцептивные методы передачи и восприятия учебного материала
1.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)
Индуктивный, дедуктивный, аналитический анализы учебного материала
1.3. Гносеологические методы (организация и осуществление мыслительных операций)
Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог)
1.4.Методы самоуправления учебными действиями
Самостоятельная работа с книгой, само- и взаимопроверка
2.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
2.1.Методы эмоционального стимулирования
Создание ситуации успеха в обучение, поощрение в обучении, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности
2.2.Методы формирования познавательного интереса
Формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, использование занимательного материала
2.3.Методы формирования ответственности и обязательности
Формирование понимания личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль
3
Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности, социального и психологического разви-тия учащихся
3.1.Методы контроля
Повседневное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, устный контроль, письменный контроль, проверка домашних заданий
3.2.Методы самоконтроля
Методы самоконтроля, взаимопроверка работ
4
Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта
Освоение элементарных норм ведения диалога, метод взаимной проверки. Прием взаимных заданий, временная работа в группах, создание ситуаций взаимных переживаний, организация работ учащихся-консультантов
5
Методы развития психических функций, творческих способностей личностных качеств учащихся
Творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, побуждающий от проблемной ситуации диалог, создание креативного поля, перевод игровой деятельности на творческий уровень
Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общие учебные);
способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Формы подведения работы объединения отличаются публичностью. Как правило, это выставки, конкурсы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
реализовывать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,
уважительному отношению к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
планированию последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
отбору наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
самоконтролю и корректировки хода практической работы.
самоконтролю результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
оцениванию результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
чтению графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
моделировать несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбора соответствующих материалов и инструментов.
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
сравнивать различные виды конструкций и способов их сборки.
анализу конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
выполнению инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
проектированию изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:
учитывать позицию собеседника (соседа по парте).
умению договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов.
умению задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
осуществлению взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее места по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать устройство изделия, определять его назначение;
• выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
• конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
• бережно относиться к природе как источнику сырья;
• выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
• работать в коллективе.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Дата
по плану
Дата
по факту
Тема занятия
Основное содержание
УУД
1
17.09
Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами.
Содержание учебного курса. Инструменты и материалы. Правила безопасной работы с ножницами, бумагой, клеем.
Познавательные - учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами..
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность
2
24.09
Мастерская коллекции идей.
Работа с бумагой
Изготовление «Светофора»
Беседы по правилам поведения на дороге, в автобусе. Показ слайд-шоу «Бренд Ульяновской области - Колобок», «Пос. Лесной – Грибная столица», показ фрагментов мультфильмов про колокольчик, ежик, Рассказ о празднике «День матери», прослушивание песен о маме. Подбор цветной бумаги. Работа с леками, экономное расходование материала. Вырезание деталей по кругу, ломанным, закругленным линиям, последовательное приклеивание к заготовке, между деталями.
Познавательные- учащиеся научатся
Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.
Регулятивные- учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.
Личностные - самоопределение:
что уже известно, а
что нет.
3
01.10
Работа с бумагой
Изготовление «Автобуса»
4
08.10
Работа с бумагой
Изготовление «Колобок»
Коммуникативные - научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.
Познавательные - научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия
Личностные- художественно-эстетическое
оценивание.
5
15.10
Работа с бумагой
Изготовление «Гриба»
6
22.10
Работа с бумагой
Изготовление «Колокольчик»
7
12.11
Работа с бумагой
Изготовление «Ёжика»
Познавательные- учащиеся научатся
Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.
Регулятивные- учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.
8
19.11
Работа с бумагой
Изготовление открытки к Дню Матери
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные - научатся формулировать последовательность выполнения изделия;
использовать при выполнении задания иллюстративный материал.
Личностные- смыслообразование
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношений.
9
26.11
Мозаика из простых форм
10
03.12
Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм
11
10.12
Мастерская Деда Мороза
Работа с бумагой . Изготовление «Снежинки»
Беседа о проведении праздника «Новый год», об игрушках на новогодней елке, поздравлении близких, подарках, украшении дома.
Изготовление объемной снежинки, складывании и вырезании по шаблону елочки, олененка, самолета, открытки.
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность.
Познавательные- научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.
13
24.12
Аппликация. Открытка для праздника «Новый год»
14-15
14.01
21.01
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей «Олененок»
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе.
Смыслообразование:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
16
28.01
Изготовление самолета
17
04.02
Мастерская оригами
Изготовление «Зайца»
Беседа об истории появления оригами. Правила работы по информационной карте, условные знаки, сгибы, базовые формы. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”;
научатся использовать рисунок, выполнять действие по заданному алгоритму.
20
25.02
Мастерская оригами
Изготовление «шкатулки»
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе.
Познавательные -научатся различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить изученные исторические события с датами.
21
04.03
Мастерская оригами
Изготовление «Цветка»
Личностные - научатся использовать знания в учении и повседневной жизни
Познавательные - научатся определять логику выполнения оригами
Регулятивные - научатся контролировать свою деятельность.
22
11.03
Мастерская оригами
Изготовление «Собачки»
23-24-25
18.03
01.04
08.04
Мастерская лепки
Изготовление «Аквариума»
Правила безопасной работы с пластилином. Беседа об аквариуме, планетах, солнце, расположение планет в солнечной системе, чтение и просмотр фрагментов русских народных сказок.
Показ слайд-шоу и выполнение в технике «Рисуем пластилином » «Аквариума», «Солнечной системы».
Изготовление героев русских народных сказок.
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе, учитывать позицию собеседника.
Познавательные - учащиеся научатся выполнению работы по информационной карте.
26-27-28
15.04
22.04
29.04
Мастерская лепки
«Солнечная система»
Познавательные - научатся выполнять работу на основе алгоритма
Личностные- нравственно-этическое
оценивание.
Коммуникативные - научатся работать с соседом по парте и в группе, учитывать позицию собеседника.