Рабочая программа внеурочной деятельности "Я и мои способности" для 5-8 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я и мои способности" для 5-8 классов
Рабочая программа по развитию метапредметных УУД у учащихся 5-8 классов. Программа расчитана на 4 года.
Цель данной программы: сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения, и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я и мои способности" для 5-8 классов »
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Составитель: Трифонова Г.И.
Программа внеурочной деятельности «Я и мои способности»
Пояснительная записка
Цель данной программы:
сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения, и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей, учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа разработана в соответствии с Законом Россиской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).
Рабочая программа составлена на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012г.
Выбрана данная программа, так как направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает.
Информация о внесённых изменениях в программу.
Программа, взятая за основу составления данной рабочей программы, рассчитана на 34 часа, а учебный график школы предполагает 35 учебных недель. В связи с этим в программу добавлен 1 час на итоговое тестирование. Таким образом, на освоение данной рабочей программы отведено по 35 часов в 6,7,8 классах. Также согласно учебному плану МОУ Семёновской СОШ в 5 классе на данное направление внеурочной деятельности отведено 17 часов, то в программе внесены изменения для 5 класса в следующие разделы:
Наименование раздела
Количество часов
По программе
Внесённые изменения
Что такое интеллект
2
1
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид
7
3
Выделение существенных признаков понятий
5
2
Функциональные отношения между понятиями
2
1
Сравнение понятий
10
5
Классификация понятий
3
1
Логические и творческие задачи
5
3
Тестирование
1
1
ИТОГО:
35
17
Время освоения программы:
5 класс 17 часов в год (по 0,5 часа);
6 класс - 35 часов в год (по 1 часу в неделю);
7 класс - 35 часов в год (по 1 часу в неделю);
8 класс - 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
Сроки реализации программы: 2015 -2019 учебные годы.
Продолжительность освоения программы: 4 года.
Общая характеристика внеурочной деятельности:
Технологии обучения:
Проблемное обучение, дифференцированное обучение, игровое обучение, технология критического мышления, ИКТ-технологии. Методы обучения:
Данный курс построен на системе упражнений и заданий, предполагающих формирование способов умственных действий на основе работы с понятиями соответствующего предмета.
Формы обучения: занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
учебная игра;
развивающая игра;
тематические задания по подгруппам;
практическое занятие;
беседа;
викторина;
участие в акциях.
Формы контроля:
диагностическое тестирование;
диагностический тренинг;
итоговое тестирование.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование раздела
Из них
5
класс
6 класс
7 класс
8 класс
1
Что такое интеллект
1
2
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид
3
3
Выделение существенных признаков понятий
2
2
4
Функциональные отношения между понятиями
1
5
Сравнение понятий
5
1
6
Классификация понятий
1
1
7
Объяснение значения слов
6
8
Творчество
4
2
9
Воображение
3
10
Конструирование на плоскости и в пространстве
5
11
Оценка явлений и событий с разных точек зрения
2
6
12
Постановка и разрешение проблем
5
13
Метод решения изобретательских задач
12
14
Чтение как способ получения информации
3
15
Приёмы работы с текстами
16
Недостатки традиционного чтения
2
17
Дифференциальный алгоритм чтения
5
18
Способы обработки полученной информации
5
19
Способы представления информации в различных видах
7
20
Работа с устным текстом
6
21
Библиографический поиск
3
22
Справочная литература
4
23
Логические и творческие задачи
3
4
15
24
Тестирование
1
2
Итого:
17
35
35
35
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)
№ п/п
Наименование раздела, тема занятия
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Человек и его интеллект
1
0,5
0,5
2
Диагностическое тестирование
3
Обобщение и ограничение понятий
3
0,5
2,5
4
Выделение существенных признаков
1
0,5
0,5
5
Обобщение понятий при построении определений
1
1
6
Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое
1
0,5
0,5
7
Сравнение понятий. Установление сходства и различий
Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия
1
0,5
0,5
9
Изобретательское творчество
2
0,5
1,5
10
Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий
2
0,5
1,5
11
Решение задач методом разрешения противоречий
1
1
12
Творчество и фантастика
2
0,5
1,5
13
Метод решения творческих задач
2
2
14
Методы решения творческих задач:
Преобразование свойств
1
1
15
Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов
1
1
16
Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат
2
0,5
1,5
17
Методы решения творческих задач: морфологический ящик
2
0,5
1,5
18
Методы решения творческих задач
2
2
19
Итоговый контроль
1
1
20
Обобщающий урок
1
1
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)
№ п/п
Наименование раздела, тема занятия
Всего
часов
Из них
теория
практика
1
Что мы знаем о чтении
2
1
1
2
Чтение как способ получения информации
1
0,5
0,5
3
Выявление навыков традиционного чтения
1
1
4
Компьютерный практикум
1
1
5
Интегральный алгоритм чтения
2
0,5
1,5
6
Дифференциальный алгоритм чтения
1
1
7
Изучающее чтение
2
0,5
1,5
8
Понимание смыслового содержание текста
2
0,5
1,5
9
Приёмы работы с текстом
1
1
10
Учимся задавать и отвечать на вопросы
2
0,5
1,5
11
Поисково-смотровое чтение
2
0,5
1,5
12
Конспектирование при чтении
2
0,5
1,5
13
Учимся готовить сообщение
1
1
14
Учимся вести диалог
2
0,5
1,5
15
Компьютерный практикум
5
0,5
4,5
16
Библиографический поиск. Каталог
2
0,5
1,5
17
Справочник. Работа со справочной литературой
2
0,5
1,5
18
Компьютерный практикум
3
0,5
2,5
19
Итоговое занятие
1
1
Содержание программы первого года обучения
5 КЛАСС
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект.Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
1 итоговый контроль
6 КЛАСС
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
7 КЛАСС
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Творчество.
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Метод решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
8 КЛАСС
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения
Разделы программы
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
Что такое интеллект
Учащиеся знают:
- понятие интеллекта, творчества;
- значение развития интеллекта;
- различные виды интеллекта.
Учащиеся умеют:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;
Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н. К. Винокурова. – М.: АСТ-Пресс, 1999
5000 игр и головоломок для школьников/Н. К. Винокурова. – М.:ООО "Издательство АСТ", 2001.
Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы/ Н. В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедиапроектор
Средства телекоммуникации
Экран навесной
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты
Универсальные учебные действия
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Познавательные общеучебные действия
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
выделение познавательной цели;
выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
устанавливать причинно-следственные связи;
устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли полно и точно;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
целеполагание;
волевая саморегуляция;
прогнозирование уровня усвоения;
оценка;
коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка;
самоопределение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Я и мои способности» 5 класс
№
п/п
Тема
Содержание
Количество часов
Дата
план
факт
1
Развиваем логическое мышление.
Понятие интеллекта. Творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика развития
1
2 -3
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
2
4
Обобщение и ограничение понятий
Обобщение понятий и формулирование определений. Тренинг внимания. Практические задания и развивающие игры.
1
5-6
Выделение существенных признаков
Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков.Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания и развивающие игры.
2
7
Отношения между понятиями: рядоположность, часть-целое
Функциональные отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Практические задания.
1
8-9
Сравнение понятий. Установление сходства и различий.
Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Практические задания и развивающие игры..
2
10-11
Сравнение понятий. Отношения противоположности.
Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношения противоположности. Практические задания и развивающие игры.
2
12
Классификация понятий
Сравнение понятий. Аналогия
1
13
Установление причинно-следственных связей.
Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями причины и следствия. установление причинно-следственных связей. Практические задания и развивающие игры.
1
14 -15
Логические задачи
Установление связей между понятиями. Практические задания и развивающие игры.
2
16
Логические задачи
Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания и развивающие игры
1
17
Итоговое тестирование
1
Календарно – тематическое планирование занятий «Я и мои способности»
6 класс
№п/п
Темя занятия
Кол-во час
Содержание занятия
Сроки
план
факт
1
Учимся мыслить творчески.
1
Диагностическое тестирование
2
Выделение существенных признаков понятий.
1
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
3
Сравнение понятий
1
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы.
4-5
Выделение существенных признаков
2
Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
6-7
Объяснение значения слов.
2
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Практические задания и развивающие игры.
8-9
Смысловые словосочетания
2
Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
10-11
Синонимы, антонимы
2
12-13
Творчество. Методы решения творческих задач
2
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.
14-15
Метод контрольных вопросов
2
16-17
Оценка явлений, событий с разных точек зрения
2
18-19
Воображение
2
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
20
Компьютерный практикум
1
Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения.
21-22
Конструирование на плоскости
2
23-24
Конструирование в пространстве
2
Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
25-26
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
2
Постановка и разрешение проблем. Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы.
Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
27
Разрешение проблемных ситуаций
1
28
Метод разрешения противоречий
1
29
Постановка и разрешение проблем.
30
Итоговое тестирование
1
31
Решение творческих задач
4
Практические задания и развивающие игры.
32
Решение творческих задач
Практические задания и развивающие игры.
33
Решение творческих задач
Практические задания и развивающие игры.
34
Решение творческих задач
Практические задания и развивающие игры.
35
Подведём итоги
Календарно – тематическое планирование занятий «Я и мои способности»
7 класс
№п/п
Темя занятия
Кол-во час
Содержание занятия
Сроки
план
факт
1-2
Творчество.
2
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
3-4
Поиск закономерностей
2
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
5-6
Логические цепочки
2
7-8
Логические цепочки. Причинно–следственные связи.
2
9-10
Как решать изобретательские задачи.
2
11-12
Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности
2
Развитие воображения. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
13-14
Воображение.
2
15
Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия
1
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
16-17
Изобретательское творчество
2
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая, символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях, применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
18-19
Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий
2
20-21
Решение задач методом разрешения противоречий.
2
22-23
Творчество и фантастика
2
24-25
Метод решения творческих задач
2
26
Методы решения творческих задач:
Преобразование свойств
1
27
Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов
1
28-29
Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат
2
30-31
Методы решения творческих задач: морфологический ящик
2
32-33
Методы решения творческих задач
2
34
Итоговый контроль
1
35
Обобщающий урок
1
Календарно – тематическое планирование занятий «Я и мои способности»
8 класс
№ п/п
Наименование раздела, тема занятия
Всего
часов
Содержание темы
Календарные сроки
план
факт
1-2
Что мы знаем о чтении
2
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
3
Чтение как способ получения информации
1
4
Приёмы работы с текстами.
1
Выявление навыков традиционного чтения. Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры.
5
Компьютерный практикум
1
6-7
Интегральный алгоритм чтения
2
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
8
Дифференциальный алгоритм чтения
1
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
9-10
Изучающее чтение
2
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
11-12
Понимание смыслового содержание текста
2
13
Приёмы работы с текстом
1
14-15
Учимся задавать и отвечать на вопросы
2
16-17
Поисково-смотровое чтение
2
18-19
Конспектирование при чтении
2
20
Учимся готовить сообщение
1
21-22
Учимся вести диалог
2
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
23
Компьютерный практикум. Виды информации.
5
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
24
Компьютерный практикум. Преобразование информации из одного вида в другой.
25
Компьютерный практикум. Преобразование информации из одного вида в другой.
26
Компьютерный практикум. Графические методы.
27
Компьютерный практикум. Диаграммы и их виды.
28-29
Библиографический поиск. Каталог
2
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
30-31
Справочник. Работа со справочной литературой
2
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум