kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Моя первая клумба» 2 – 3 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя первая клумба» для 2-3 классов.

 Огромную  важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития творческих способностей детей.  Тесное общение с природой является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку, к развитию творческого потенциала. Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение, поможет проявить фантазию, понять важные законы творчества, проникнуть в тайны природы, стремление создавать прекрасное своими руками. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.   Целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Моя первая клумба» 2 – 3 классы »

Управление образования администрации Мариинского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сусловская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено Согласовано Утверждена

На заседании МО на педагогическом совете приказом №_____

Протокол № ___ МБОУ «Сусловская СОШ» МБОУ «Сусловская СОШ»

«___» ________2014г. протокол № _______ «___» ___________ 2014г.

«___» ____________ 2014г.








Рабочая программа

внеурочной деятельности

социального направления

«Моя первая клумба»

2 – 3 классы







Составитель

Исакова Л.В., учитель начальных классов















Суслово

2014

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя первая клумба» для 2-3 классов.

Исакова Л.В., учитель начальных классов.

Программа согласованна на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 28 августа 2014 года, протокол № 1.

Данная программа составлена на основе программы «Моя первая клумба» Улановой С.В.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития творческих способностей детей. Тесное общение с природой является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку, к развитию творческого потенциала. Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение, поможет проявить фантазию, понять важные законы творчества, проникнуть в тайны природы, стремление создавать прекрасное своими руками. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
































I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя первая клумба» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 и на основании авторской программой Уланова С. В. «Моя первая клумба».

Целью прохождения настоящего курса является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства.

В ходе её достижения решаются задачи:

- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;

- овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное.

II. Общая характеристика курса «Моя первая клумба»

Программа предназначена для организации разнообразной внеурочной деятельности, ориентирована на эмоционально – нравственное, творческое и интеллектуальное развитие ребёнка.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.

Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала.

Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы - вот предназначение предмета «Моя первая клумба».

Украсить цветами открытку, сумочку, изготовить прекрасный букет, создать макет детского городка и украсить его цветущим садом. Интересно придумать и соорудить детский дворик с клумбами разных форм, дорожками, причудливыми аллеями. А можно создать мир сказки, например, «Садик для феи», «Королевство цветов».

Дети научатся не только ухаживать за растениями, но и выращивать их, различать сорта цветов, их разновидности.

В России существует многовековая традиция: украшать жилища, строения не только резьбой, коваными балконами, витиеватой изгородью, но и великолепными цветниками. Такую традицию русские заимствовали у европейских государств.

Сад считался защитником дома, его добрым духом.

Цветы – это взрыв красоты, фантазии, чувств. Ребёнок, не умеющий говорить, обязательно тянется ручкой к цветку.

А взрослый обязательно скажет: «Рвать нельзя, он живой!»

Так ребёнок постигает красоту окружающего мира. А потом очень важно не только научить беречь всё прекрасное, созданное природой и человеком , но и научить самому создавать красоту. Человек, вырастивший цветок, никогда уже не причинит вреда живому. Создавая клумбы, цветники, дети на опыте смогут понять, что каждый цветок уникален, неповторим, как, впрочем, и все живые организмы.

Общение с растениями непременно оставят неизгладимое впечатление на духовный мир ребёнка, его интеллектуальное развитие, творческое воображение.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы духовного развития личности, творческих способностей детей.

Главной целью прохождения курса по социальному направлению «Моя первая клумба», является создание условий для развития и применения творческого потенциала в области цветоводства. Освоение знаний о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря

В ходе её достижения решаются задачи о воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, результаты своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное


III.Описание места курса в плане

В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 раздел 3, п.3.2. План внеурочной деятельности) курс «Моя первая клумба» изучается во 2-3 классах по 1 часу в неделю, по 34 часа в год, в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 34 часа в учебный год во 2-3 классах.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования. Это:

- гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;

- создание условий для самореализации;

- интеграция личности в национальную культуру;

- учёт разнообразия творческих подходов, способствование реализации права учащихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Программа предполагает систему занятий для каждого класса, педагогические средства, обозначены виды деятельности, спрогнозирован результат и уровень полученных знаний, умений и навыков.


V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

2 класс.

Личностные результаты УУД: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Моя первая клумба» является формирование УУД:

Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.

Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.

Коммуникативные: донести свою позицию до других; умение работать в парах, в группах, в коллективе; слушать и понимать речь других.

Предметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.

3класс.

Личные результаты УУД: умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.

Метапредметными результатами является формирование УУД:

Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.

Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.

Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.

Предметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности учащихся.

● Практическое изучение строения растений

● Конструирование из разных материалов

● Рисование с натуры и по воображению

● Лепка по воображению

● Игровые программы

● Творческие конкурсы. (Рисование, лепка, сочинение стихотворений,

песенок, сказок).

● Эксперимент

● Исследование объекта

● Наблюдения

● Проектная деятельность

● Коллективные разработки

● Экскурсии

● Встречи с садоводами

● Игровые программы (литературно – музыкальные)

● Организации круглых столов, диспутов

● Репортажи, интервью


VI. Содержание программы

2 класс (34 часа)

В гости к цветам (5 часов)

Цветы со всего света (просмотр слайдов)

Экскурсии: «Растения осенью», «Цветочки в лукошке» (сбор растений для гербария), экскурсия – исследование «Загадки природы», экскурсия в ботанический сад (заочное путешествие)

Загадочный мир цветов (6 часов)

«История создания чуда» (просмотр слайдов). Лекция «Содружество людей и природы». Правила сбора и сушки растений. Составление гербария (4-5 объектов). Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии». Очевидное - невероятное (необычное в жизни растений). Мои наблюдения. Интересные факты.

Знатоки природы (6 часов)

Цветы и листья. «Где цветы? Где листья?». Особенности цветения растений (просмотр слайдов). Музыкально – эстетический праздник «Цветочный хоровод». Презентация детских находок «Комнатное чудо» (аппликации, фото, поделки из разных материалов). Цветочные загадки (клуб знатоков природы). Изготовление информационно – иллюстративной книжки – раскладушки. Практическая работа «Чей цветочек? Чей листочек?» (сбор моделей цветковых растений)

Мы цветоводы (8 часов)

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями. Правила эксплуатации инвентаря. Правила безопасности при работе с почвой, водой. КВН «Живая акварель». Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки. (Бригадный метод). Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Интеллектуально- познавательная игра «Мой сад». Посадка комнатных растений черенками. Уход за молодыми растениями.

Наши проекты (9 часов)

Изготовление макета «Мой сад» из разных материалов (индивидуально – творческая работа). Коллективная работа «Наш цветник». Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке. Посев семян садовых цветов. Правила посева и ухода за ростками ( по группам). Проект декоративного оформления клумбы (макет или рисунок). Уход за ростками (рыхление, подвязки, подкормки, опрыскивание). Декоративное ограждение из цветных камешек. Практическая работа на участке. Выставка выращенных растений «Мисс лепесток». Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения»


3 класс 34 часа

Зелёная лужайка (10 часов)

Сбор растений для гербария. Выступление агитбригад «Защити цветок». Игра – викторина «Лужайка». Интеллектуальная игра «Зелёный патруль». Санитарно – гигиенические правила при работе на садовом участке. Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации. Уход за растениями на школьном участке. Подготовка растений к зиме. «Праздник цветов» (музыкально – литературный праздник).

Экскурсии: весенняя экскурсия на природу, экскурсия в городскую оранжерею.

Мы – дизайнеры (11 часов)

Из истории возникновения клумб. Выращивание декоративных растений. Презентации. Изготовление макета клумбы из разных материалов (групповая работа). Макет клумбы по индивидуальному проекту. Интеллектуально – творческая игра «Цветик – семицветик». Сказка и реальность (просмотр слайдов). Самое удивительное в мире растений (просмотр слайдов). Правила формирования клумб. Клумбы. Дизайн клумб. Простые и сложные клумбы. Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.

Среда обитания (5 часов)

Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов. Свет и тень. Среда обитания. Друзья и соперники. Просто соседи. На земле, в воде. По законам жизни.

Наш участок (3 часа)

Какая почва в саду. Практическое исследование. Исследование дневного освещения участка «Когда солнце, когда тень?» Как украсить наш участок? Макет оформления участка.



Расти, цветок! (5 часов)

Проверка семян на всхожесть. Посев семян. Правила ухода за растениями. Санитарно – гигиенические правила при работе на школьном участке. Высадка ростков в грунт «Здравствуй, цветок!» Бригадный метод. Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.

VII. Тематическое планирование

2 класс 34 часа


раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

экскурсии и др.

Контрольные


Раздел 1. «В гости к цветам»

5 ч




1.1.

Экскурсия «Растения осенью»



1


1.2.

Экскурсия и сбор растений для гербария «Цветочки в лукошке»



1


1.3.

Экскурсия – исследование «Загадки природы».


1



1.4.

Экскурсия в ботанический сад. (Заочное путешествие).


1



1.5.

Цветы со всего света. (Просмотр слайдов , энциклопедий, книг).


1





5

3

2



Раздел 2. «Загадочный мир цветов». (7 часов).





2.1.

«История создания чуда». Просмотр фильма.


1



2.2.

Лекция «Содружество людей и природы»


1



2.3.

Правила сбора и сушки растений.


1



2.4.

Составление гербарий (4-5 объектов).



1


2.5.

Составление цветочных композиций из сухих растений «Цветочные фантазии».



1


2.6.

Очевидное -невероятное.(Необычное из жизни растений).


1



2.7.

Мои наблюдения. Интересные факты.


1





7

5

2



Раздел 3. «Знатоки природы. (6 часов).





3.1.

Цветы и листья. «Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений. (Просмотр фильма)


1




3.2.

Музыкально-эстетический праздник «Цветочный хоровод».


1



3.3.

Презентация детских находок. «Комнатное чудо». (Фото, аппликации, поделки).


1



3.4.

Цветочные загадки. Клуб знатоков природы.


1



3.5.

Изготовление информационно-иллюстративной книжки-раскладушки.



1


3.6.

Практическая работа «Чей цветочек, чей листочек?» (Сбор моделей цветковых растений из частей).



1




6

4

2



Раздел 4. « Мы цветоводы» (8 часов).





4.1.

Практикум. Инвентарь для ухода за комнатными растениями.



1


4.2.

Правило безопасности при работе с водой и землёй.


1



4.3.

КВН «Живая акварель».



1


4.4.

Правила посадки комнатного растения. Способы пересадки комнатных растений. (Бригадный метод).



1


4.5.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»



1


4.6.

Интеллектуально – познавательная игра «Мой сад».



1


4.7.

Посадка комнатных растений черенками.



1


4.8.

Уход за молодыми растениями.



1




8

1

7



Раздел 5. «Наши проекты» (часов).





5.1.

Изготовления макета «Мой сад» из разных материалов. Индивидуально – творческая работа.



1


5.2.

Наш цветник. Коллективкная работа. Макет.



1


5.3.

Весенние заботы. Подготовка почвы к посадке.

Посев семян садовых цветов. Правила посева и

Ухода за ростками.

По группам.



1


5.4.

Проект декоративного оформления клумбы.



1


5.5.

Уход за ростками. Рыхление, подвязки, подкормки.



1


5.6.

Декоративное ограждение из цветных камушек. Практическая работа на участке.



1


5.7.

Выставка выращенных растений «Мисс лепесток».



1


5.8.

Презентация «Своими руками». Фотоотчёт «Наши достижения».



1




8

0

8


Всего

34

13

21



3 класс 34 часа

раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические

экскурсии и др.

Контрольные


Раздел 1. «Зелёная лужайка»

10ч




1.1.

Экскурсия на природу.



1


1.2.

Сбор растений для гербария.



1


1.3.

Выступление агитбригад «Защити цветок».



1


1.4.

Игра – викторина «Лужайка»


1



1.5.

Интеллектуальная игра «Зелёный патруль».


1



1.6.

Санитарно-гигиенические правила при работе на садовом участке.



1



1.7.

Садовый и клумбовый инвентарь. Правила эксплуатации.




1


1.8.

Уход за растениями на школьном участке.

Подготовка растений к зиме.




1


1.9.

«Праздник цветов» Музыкально– литературный праздник.


1



1.10.

Экскурсия в городскую оранжерею. Заочное путешествие.


1




10

5

5



Раздел 2 «Мы – дизайнеры» (11 часов).






2.1.

Из истории возникновения клумб.


1



2.2.

Выращивание декоративных растений. Презентация.


1



2.3.

Изготовление макета клумбы из разных материалов

(групповая работа).




1


2.4.

Макет клумбы по индивидуальному проекту.




1


2.5.

Интеллектуально-практическая игра «Цветик - семицветик».







1


2.6.

Сказка и реальность Просмотр слайдов


1



2.7.

Просмотр слайдов «Самое удивительное в мире растений».



1



2.8.

Дизайнерское оформление участка. Просмотр слайдов.




1


2.9.

Изготовление информационно-иллюстративной книжки-раскладушки.



1


2.10.

Клумбы. Дизайн клумб. Простые клумбы.

(Презентация).


1



2.11.

Проектная деятельность. Макет по индивидуальному проекту.




1




11

5

6



Раздел 3. Среда обитания. (5 часов)





3.1.

Как климатические условия оказывают влияние на растения. Просмотр слайдов.


1



3.2.

Свет и тень. Среда обитания.


1



3.3.

Друзья и соперники. Просто соседи. Среда

обитания.


1



3.4.

На земле, в воде. Среда обитания.



1



3.5.

«По законам жизни». Среда обитания.


1





5

5

0



Раздел 4. «Наш участок» (3 часа)





4.1.

Какая почва в саду. Практическое исследование.



1


4.2.

«Когда солнце, когда тень?» Исследование дневного освещения участка.




1


4.3.

Как украсить наш участок? Макет оформления.



1




3

0

3



Раздел 5 «Расти цветок» (5 часов).





5.1.

Проверим семена на всхожесть.




1


5.2.

Посев семян. Бригадный метод



1


5.3.

Правила ухода за посевами. Бригадный метод.




1


5.4.

«Здравствуй, цветок!»

Санитарно-гигиенические правила при работе на пришкольном участке. Высадка ростков в грунт.

Бригадный метод.



1


5.5.

Выпуск «Зелёной газеты». Фотоотчёт.



1




5

0

5


Всего

34

15

19



На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе внеурочной деятельности Моя первая клумба (см. Приложение к рабочей программе).

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для реализации цели и задач обучения по данной программе используются:

- комплекты наглядных пособий;

- комплект садового инвентаря;

-технические средства обучения: DVD-плеер, телевизор, компьютеры,

Видеопроектор;

- коллекция гербарий садовых и полевых растений

Список литературы для учителя:

1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html - свободный

3. Бофорт М., Николас Д., Гловер Д. Клумбы в вашем саду. [Текст]: Бофорт М., Николас Д., Гловер Д.// Клумбы в вашем саду. – М: Мир книг.-2009. 4. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь -

справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.

5. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы развития цивилизации. [Текст]: Кузеванов В.Я //Труды Томского государственного университета Томск.- 2010.- с. 218 -220.

6. Кузеванов В.Я. Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат. [Текст]: Кузеванов В.Я.// Ландшафтная архитектура и дизайн – 2010.- № 2 .- с. 7 – 11.

7. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.

8. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.

9. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И. // Цветоводство для всех.-Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.

10. Хессайон Д.Г. Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями. [Текст]: Хессайон Д.Г.// Всё о клумбовых растениях. Исчерпывающее руководство по выбору и уходу за клумбовыми растениями.- М: - Кладезь – Букс.- 2009.

Список литературы для учащихся:

Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008 2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт- Петербург Стройиздат.-2003.

3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р.

Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Исакова Людмила Владимировна

Дата: 20.09.2014

Номер свидетельства: 114009


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства