Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ".
Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ".
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития творческих способностей обучающихся младших классов И.Н. Ходневой «Весёлые нотки» - М, «Просвещение» 1988 г.
Программа реализована в соответствии с основной образовательной программой НОО МОУ « Макарьевской средней общеобразовательной школы».
Актуальность выбора определена следующим фактором:
Пение является весьма действенным методом художественного и эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности вокального кружка " ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ". »
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлые нотки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития творческих способностей обучающихся младших классов И.Н. Ходневой «Весёлые нотки» - М, «Просвещение» 1988 г.
Программа реализована в соответствии с основной образовательной программой НОО МОУ « Макарьевской средней общеобразовательной школы».
Актуальность выбора определена следующим фактором:
Пение является весьма действенным методом художественного и эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие обучающихся.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
4.В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы внеурочной деятельности, воспитательного результата положены методики, предложенные Ходневой И. Н.
Цель данной внеурочной деятельности: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Основные задачи внеурочной деятельности:
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
-развитие и укрепление интереса детей к музыке, хоровому искусству,
-развитие музыкальных и творческих способностей детей,
-воспитание и развитие вокально-хоровых навыков (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование),
-развитие общеэстетического кругозора и обогащение внутреннего мира ребёнка,
- образно - эмоциональное восприятие окружающего мира через хоровое пение.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемой внеурочной деятельности является именно развитие творческих способностей.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия: обучающиеся 1-4 классов
Особенности набора детей: свободный
Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
наглядно-слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
речевые упражнения;
распевание;
пение вокализов;
работа над произведением;
анализ занятия;
задание на дом.
Содержание программы внеурочной деятельности
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата.Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности
Тема IV. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
42. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема V. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся научатся:
Петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для ветеранов войны и труда, в конкурсах и фестивалях песни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Петь короткие фразы на одном дыхании; в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен; петь легким звуком, без напряжения; на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное
звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Планируемые результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
Календарно – тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Основные виды деятельности
Корректировка
Пение как вид музыкальной деятельности.
1-4
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
4
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные:использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале.
Коммуникативные:адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
5-8
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
4
9-12
Строение голосового аппарата.
4
13-16
Правила охраны детского голоса.
4
17-20
Вокально-певческая установка.
4
Формирование детского голоса.
21-24
Звукообразование.
4
Регулятивные:преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
25-28
Певческое дыхание.
4
29-32
Дикция и артикуляция.
4
33-36
Речевые игры и упражнения.
4
37-40
Вокальные упражнения.
4
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
41-44
Народная песня.
4
Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
45-48
Произведениями русских композиторов- классиков.
4
49-52
Произведения современных отечественных композиторов.
4
53-56
Сольное пение.
4
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры
57-62
Путь к успеху.
6
Регулятивные: формировать и удерживать музы кальную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
63-68
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
6
Учебно – методическое обеспечение
1. Программа развития творческих способностей обучающихся младших классов И.Н. Ходневой «Весёлые нотки» - М, «Просвещение»
1988 г.
2.Стумева Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., «Прометей», 1992 г.
3.Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 1983 г.
4.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 1972 г.
5.Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Развитие детского голоса (материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961 / Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1963 г.
6.Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 1950 г.
7.Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 1981 г.
8.Брылина В.Л. Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками. Киев. 1985 г.
9.Горюнова А.П. О развитии музыкальной культуры подростка. Новосибирск. 1969 г.
10.Понылко К.М. Воспитание вокальных навыков у детей школьного возраста. Свердловск, 1965 г.
11.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Методическое пособие. Л., «Музыка», 1972 г.
12.Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977 г.
13.Добровольская Н.Н. Распевания в школьном хоре, 1-8 кл. М., «Музыка», 1969 г.
14.Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение». 1965 г.
15.Комиссаров О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов.