РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивная мастерская «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивная мастерская «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивная мастерская предназначена для обучающихся 5 классов (1год обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать умственную и физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы спортивно-творческого развития и воспитания обучающихся.
Цель курса: раскрытие физического умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности обучающихся, обеспечение содержательного нравственно-здорового досуга.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам настольного тенниса;
• Подготовка квалифицированных спортсменов;
• Обучение техники и тактики игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к настольному теннису как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Выработка умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• Развитие стремления к самостоятельности;
• Развитие физических способностей: быстроты, координации,силы, ловкости, выносливости, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Курс будет реализован в 2014/2015 учебном году.
По окончании курса обучающиеся будут знать основы теории и практики настольного тенниса, уметь производить расчеты на несколько ходов вперед, моделировать комбинации игры, овладеют элементарными навыками игры в настольный теннис.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивная мастерская «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС» »
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО
на заседании методической Школы воспитательной работы
Протокол №___
от «_____»_____________2014 г.
Руководитель мШВР
_____________ О.В. Визер
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
______________ В.А. Коробец
«_____»_______________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,
_______________ В.А. Ткач
«_____»________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивная мастерская
«НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
для обучающихся 5-х классов
на 2014/2015 учебный год
Составил:
учитель внеурочной деятельности
Овкаджиев Евгений Оппаевич,
высшей квалификационной категории
Надым
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивная мастерская предназначена для обучающихся 5 классов (1год обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, желающих развивать свой двигательный потенциал, повышать умственную и физическую работоспособность, формировать социальные компетентности, разнообразить свой досуг.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы спортивно-творческого развития и воспитания обучающихся.
Цель курса: раскрытие физического умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности обучающихся, обеспечение содержательного нравственно-здорового досуга.
Задачи:
Обучающие:
• Обучение основам настольного тенниса;
• Подготовка квалифицированных спортсменов;
• Обучение техники и тактики игры.
Воспитательные:
• Воспитание отношения к настольному теннису как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
• Выработка умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
• Развитие стремления к самостоятельности;
• Развитие физических способностей: быстроты, координации ,силы, ловкости, выносливости, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
• Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Курс будет реализован в 2014/2015 учебном году.
По окончании курса обучающиеся будут знать основы теории и практики настольного тенниса, уметь производить расчеты на несколько ходов вперед, моделировать комбинации игры, овладеют элементарными навыками игры в настольный теннис.
При реализации программы используется безотметочная система оценки знаний, индивидуальные результаты обучающихся фиксируются по результатам турниров по настольному теннису. Лучшим теннисистам вручаются медали, грамоты и дипломы.
II.Общая характеристика курса
Программой курса по настольному теннису предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и вне учебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
С целью стимулирования здорового образа жизни обеспечивается создание установки на добросовестное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельности обучающихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Оценивание – безотметочное.
Программа обучений рассчитана:
-для группы начальной подготовки (ГНП) - три года обучения в общей сложности 105 часов.
В основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно – технической подготовке, научные и методические разработки по настольному теннису отечественных и зарубежных тренеров и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки высококвалифицированных спортсменов.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно – тренировочной работы на разных ее этапах, отбору и комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических и психо – физиологических качеств и от специальных способностей занимающихся.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся;
- воспитание волевых, смелых, инициативных, высоко дисциплинированных молодых спортсменов;
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной подготовке, овладение теоретическими знаниями и навыками по организации и проведению занятий и соревнований, в учебно – тренировочных группах и группах спортивного совершенствования – выполнение нормативных требований по присвоению спортивных разрядов Всероссийской единой спортивной классификации в соответствии с требованиями Программы по годам обучения, успешное выступления в соревнованиях различного уровня.
Программа является основным документом при организации и проведении занятий внеурочной деятельности по настольному теннису.
Особенности организации занятий, календаря спортивно массовых мероприятий, наличие материально - технической базы, тренажеров и специальных устройств могут вносить коррективы в рекомендуемую Программу.
Настольный теннис, популярный и широко распространённый в мире спорт. В отличии от большинства игр он не требует сложной организации мест занятии и дорогостоящего инвентаря. Играть в настольный теннис может любой желающий и, что очень важно в психологическом отношении, в него могут играть как здоровые люди, так и люди, имеющие серьёзные отклонения в состоянии здоровья, и даже инвалиды.
Для оздоровительных занятий игрой пригодны небольшие помещения с дневным и искусственным освещением, открытые площадки во дворах, парках, детских садах и школах. Простой доступный для большинства людей инвентарь делает игру массовым и увлекательным времяпровождением, развлечением для детей и здоровым досугом для взрослых.
Настольный теннис включает как техническую, так и физическую и психологическую подготовку обучающихся. Приёмы используемые в настольном теннисе, крайне разнообразны; выбор конкретного варианта выполнения удара зависит от множества факторов, начиная от свойств инвентаря и заканчивая особенностями предыдущего удара соперника. Удар, ожидание, анализ ситуации, принятие решения и новый удар – это те этапы, которые постоянно повторяются во время игры у стола. Так во время мощных завершающих ударов мяч достигает скорости 140 км/ч, тогда как при защите подрезкой скорость мяча едва ли выше 25км/ч. Скорость движения кисти игровой руки при завершающем ударе может доходить до 60-70км/ч. Вращение мяча может доходить до 170-ти оборотов в секунду, то есть больше чем 10000 оборотов в минуту. Время контакта мяча и ракетки во время удара приблизительно равно 1/1000 секунды. Настольный теннис состоит из сложных и не всегда однозначных последовательностей движений/открытых кинематических цепей/,поэтому лишь в 40% случаев можно применять заранее отработанные схемы двигательной активности. Для сравнения, в гребле автоматически выполняется до 95% движений.
Настольный теннис относится к группе видов спорта, которые активизируют сердечно-сосудистую систему. При этом нагрузка, ложащаяся на игрока во время соревнований, действительно велика. По данным исследований японских учёных, при игре в настольный теннис расходуется больше энергии, чем, например, при игре в баскетбол. Поэтому одним из важнейших критериев в настольном теннисе является физическая выносливость спортсмена. Во время длительной нагрузки в организме человека действуют в основном аэробные / то есть, связанные с потреблением кислорода/ обменные процессы, тогда как роль анаэробных процессов / важных при кратковременной « взрывной » нагрузке /, незначительна, поэтому для теннисистов очень важным является показатель максимального потребления кислорода, т. е.максимально возможного количества кислорода, усваиваемого за определённое время организмом.
В процессе реализации программы курса следует опираться на
- методические принципы:
* развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;
* активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
* доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- дидактические принципы:
* психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
* минимакса – обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
* целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
* вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
* творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «настольный теннис» ориентирована на реализацию спортивно-оздоровительного и практического направления внеурочной деятельности.
Программа одногодичного курса для обучающихся 5 классов составлена из расчета 35 учебных часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия составляет 45 минут.
В учебное объединение принимаются все желающие. Группа формируется до 15 человек.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В процессе реализации программы обеспечивается формирование различных ценностей:
- формируются установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развиваются коммуникативные навыки: сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать собеседника и вести диалог; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
- воспитываются самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- идет развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формируются физическая потребность в тренировках и участие в соревнованиях.
V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По окончанию курса внеурочной деятельности обучающиеся должны получить результаты
Личностные результаты:
• развитие любознательности и сообразительности;
• развитие целеустремленности, внимательности;
• развитие наглядно-образного мышления и логики;
• повышение мотивации к изучению и потребности игры в настольный теннис;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
• знание и применение основных моральных норм поведения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и детьми.
Метапредметные результаты:
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
• освоение начальных форм рефлексии;
• формирование умения понимать причины успеха /неуспеха и способности действовать даже в условиях неуспеха;
• формирование умений договариваться, готовность слушать собеседника;
• способность к самооценке на основе критерия успешности;
Предметные результаты
К концу года обучающиеся
будут знать: историю развития настольного тенниса в стране и за рубежом, правила игры, судейство и организация соревнований, теорию и тактику игры в настольный теннис, тактику и стратегию игры.
будут уметь: правильно держать ракетку, стоять, передвигаться, выполнять правильно технические элементы: накаты справа и слева, подачи с различными вращениями, топ – спин справа и слева, срезки, подрезки, запилы, подставки, перекруты, топс- удары, свечи, удары по свечам, технично играть в настольный теннис на высоком уровне.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема
Кол-во часов
аудиторных
внеаудиторных
1.
Теоретическая подготовка
2
-
2.
Физическая подготовка
-
3
3.
Способы перемещения
-
2
4.
Атакующие удары
-
15
5.
Защитные и промежуточные удары
-
10
6.
Нормативы и соревнования
-
3
ИТОГО:
2
35
35
Содержание программы
обучения группы начальной подготовки (ГНП) 5класса
Теоретическая подготовка
- Развитие физической культуры и спорта в РФ в наши дни.
- Пути развития спорта в стране
- Техника настольного тенниса
- Выполнение ударов по элементам в различных направлениях, различных по высоте приема мяча, по зонам, из которых выполняются удары.
- Различия в выполнении ударов по подрезке, накату, топ-спину.
- Особенности промежуточной игры – умение начинать атаку из «кача»
- Прием подач. Способы распознавания подач с различным вращением.
- Способы соединениях с выполнением ударов. Разновидности одношажного и двухшажного способов передвижений.
- Прыжки, выпады. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую при передвижениях.
- Тренировка в домашних условиях: упражнение для развития специальных физических качеств, имитация ударов, имитация передвижений.
- Тренировка и совершенствование подач.
- Правила техники безопасности.
- Личная гигиена. Режим дня. Сон. Питание – калорийность и витаминизация. Значение средств закаливания организма.
2. Практическая подготовка
2.1 Общая физическая подготовка.
Для общего развития применяются средства и упражнения из легкой атлетики и гимнастики.
Комплекс базовых упражнений с мячом и ракеткой для чувства теннисного мяча.
Особое внимание уделяется развитию скоростной и скоростно – силовой выносливости, быстроты передвижений, игровой выносливости.
Спортивные игры – баскетбол, футбол, теннис, волейбол.
Широкое использование тренажеров и технических приспособлений для развития мышц ног и туловища.
- многократное повторение ударного движения на разных скоростях (сначала – медленное, затем – ускоренное) без мяча, с мячом у стенки;
- игра на столе с тренером (партнером) одним видом удара (только справа или только слева), а затем сочетание ударов справа и слева;
Свободная игра ударами на столе.
После освоения занимающимися игры на столе ударами из различных точек применяются следующие упражнения:
- упражнения с придачей мячу вращения: удары по мячу левой и правой стороной ракетки после его отскока от пола, удары по мячу левой и правой стороной ракетки без отскока от пола, удары по мячу левой и правой стороной ракетки на половинке стола, приставленной к стене, удары по мячу левой и правой стороной ракетки при игре с тренером (партнером), тренажером;
- имитация ударов накатом, подрезкой у зеркала без ракетки, с ракеткой, на простейших тренировочных тренажерах;
- имитация передвижений влево – вправо- вперед – назад с выполнением ударных действий – одиночные передвижения и удары, серийные передвижения и удары;
- имитация передвижений в игровой стойке со сменой зон (передвижения влево – вправо, вперед – назад, по «треугольнику» - вперед – вправо – назад, вперед – влево – назад);
- имитация ударов с замером времени – удары справа, слева и их сочетание;
- игра на столе с тренером (партнером, тренажером – роботом по направлениям на большее количество попаданий в серии – игра одним (двумя) ударом из одной точки в одном, двух, трех направлениях; игра одним видом удара из двух, трех точек в одном (в разных) направлении);
- выполнение подач разными ударами;
- игра накатом – различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра срезкой и подрезкой – различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра срезкой и подрезкой – различные варианты по длине полета мяча, по направлениям полета мяча, сочетание накатов справа и слева;
- игра на счет разученными ударами;
- игра со всего стола с коротких и длинных мячей;
- групповые игры: «Круговая», «Дворник», «Один против всех», «Круговая с тренером» и другие.
Задачи начальной подготовки теннисистов
Научить детей основам техники тенниса, особенно технике подач мяча, ударам и вращениям, срезкам, подрезкам, скидкам, подставкам, и правилам игры в настольный теннис.
Укрепить здоровье, развивать общую физическую подготовленность и качества, такие как координация, быстрота реагирования и скорость передвижений.
Обучить детей пониманию того, что теннис – индивидуальная игра, и поэтому они должны научиться подчинять свои индивидуальные интересы и действия на поле интересам и действиям группы игроков и команды в целом, сохранив при этом любые проявления индивидуальности детей.
Обучить детей пониманию того, что успех в настольном теннисе невозможен без систематических тренировок. Научить их тренироваться, правильно выполнять все упражнения.
Учет индивидуальных особенностей детей
Необходимо учитывать, что в одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Есть и спортивный возраст, который определяется уровнем тренированности, эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями.
И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все факты необходимо учитывать при планировании тренировочных нагрузок. Состав, объем и интенсивность этих нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности юных теннисистов. Лучшие качества каждого теннисиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться прежде всего.
В группах начальной подготовки в конце учебного года проводятся соревнование – тестирование по физической подготовке и упражнениям с мячом и ракеткой согласно контрольных нормативов, приведенных в программе.
2.2 Контроль подготовки
Качество подготовки учащихся находится под постоянным контролем тренера – преподавателя.
Ниже приводятся контрольные нормативы по физической и технической подготовке, позволяющие вести наблюдения за усвояемостью программы.
2.3 Требования по подготовке
1. Ответить на вопросы по теории настольного тенниса (пройденный материал).
2. Принять участие во внутри школьных соревнованиях.
3. Принять участие в 2-3-х соревнованиях вне спортивной школы, сыграть не менее 20 встреч, не менее 60 контрольных встреч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема
Кол-во часов
1.
Теоретическая подготовка
2
1.1
История развития настольного тенниса в России
1
1.2
Правила игры и судейство в настольном теннисе
1
2.
Физическая подготовка
3
2.1
Бег, передвижения боком, спиной вперёд, повороты
1
2.2
Ускорения, остановки, прыжки, рывки, кроссы
1
2.3
Комбинации из освоенных элементов
1
3.
Способы перемещения
2
3.2
Основная стойка
-
3.1
Бесшажный, без переноса и с переносом ОЦТ тела
1
3.2
Шагами, прыжками, рывками,
-
3.3
Оношажный, двухшажный, переступанием, скрестный
1
3.4
Выпадами, вперед, в сторону, назад
-
3.5
С двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на другую
4.
Атакующие удары
15
4.1
Откидки справа, слева. Толчок справа и слева.
-
4.2
Подача толчком справа и слева по прямой и по диагонали без вращения
-
4.3
Подача накатом короткая и длинная
1
4.4
Накат справа и слева по прямой и по диагонали
6
4.5
Топ- спин с верхним и с боковым вращением
5
4.6
Контрнакат, контр-топспин с верхним вращением
-1
4.7
Удар накатом по свече по опускающему мячу
1
4.8
Удар накатом по свече по восходящему мячу
1
4.9
Топ-спин удар
-
5.
Защитные и промежуточные удары
10
5.1
Подача с нижним вращением с права и с лева
1
5.2
Срезка справа и с лева по всему столу
1
5.3
Подрезка справа и слева
1
5.4
Запилы с права и с лева
-2
5.5
Блок-удар, толчок
-1
5.6
Укороченные и длинные удары справа и с лева
-1
5.7
Подставка справа и слева
3
6.
Нормативы и соревнования
3
6.1
По технической и физической подготовке
1
6.2
Участие в официальных соревнованиях
1
6.3
Участие в турнирах и товарищеских встречах
1
ИТОГО:
35
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
По окончанию реализации программы внеурочной деятельности «Настольный теннис» должны быть достигнуты обучающимися личностные, метапредметные и предметные результаты (раздел 5 настоящего положения).
Планируются следующие достижения обучающимися:
- на первом уровне – освоение основ игры в настольный теннис, приобретение социального опыта (общение с одноклассниками, другими сверстниками, взрослыми);
- на втором уровне – приобретение соревновательного опыта, умений разрешать конфликтные ситуации, формирование лидерских качеств, социальных позиций быть победителем и побежденным;
- на третьем уровне – формирование ценностных ориентиров приобщения к здоровому образу жизни, организации своего и товарищей содержательного нравственно-здорового досуга, выработка потребности в спортивных тренировках и участие в соревнованиях.
Система отслеживания достижения результатов – системное наблюдение индивидуальных достижений.
Система оценивания – безотметочное обучение с использованием системы словесной мотивации и поощрения.
Подведение итогов реализации образовательной программы – активное участие на занятиях, позитивные результаты в теннисных турнирах в школе, участие в соревнованиях по теннису на районном уровне.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список источников информации:
Список рекомендуемой литературы для учителя
Настольный теннис «Вчера.Сегодня.Завтра.»
Автор Ю.П.Байгулов
Физкультура и спорт г.Москва 2010г.
Видеоматериал: уроки игры в настольный теннис. «Агма» г. Москва
Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. Автор: профессор Радивой Худец. г.Москва 2010г.
- учителю –теннисные столы, робот-тренажер, ракетки, мячи, часы или секундомер для хронометража, компьютер, проектор, интерактивная доска, лазерная указка, сканер, принтер, ксерокс для подготовки раздаточного материала;