kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех технических  специальностей колледжа.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная дисциплина  относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии »

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»

04/1 РП 08-3.4

ОГСЭ.01














РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

для всех технических специальностей колледжа

















Белово

2013

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) для всех специальностей


Организация-разработчик: ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»

Разработчик:

Власова С.Н., преподаватель ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»;

Старцева А.Н., преподаватель ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию в Кемеровской области.

Протокол заседания Экспертного совета №__ от «____»________20__ г.


Одобрено

на заседании ПЦК

социально-экономических дисциплин и базисной подготовки

протокол №

председатель ПЦК

М. И. Сюбаева

«____»________________201__г.

Утверждаю

Зам. директора по УПР

______________З.С. Калачук


от «____»____________201__г.




Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины

Протокол № __ « _ »__________201__г.

Зам директора по НМР

Т.П. Салтымакова



СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех технических специальностей колледжа.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:


Подготовка к семинарским занятиям

24


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Содержание учебного материала

2


Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.

  1. Представления о философии как специфической области знания.

  2. Соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

2

1

Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.

Содержание учебного материала

30


Тема 1.1. Философия античного мира.

  1. Основные представители философской мысли, рассмотрение их идей, определившие направление культуры в целом.

  2. Социальные условия возникновения, существования и развития философии античности и ее школ.

  3. Космоцентризм.

Семинарское занятие по теме: Философия античного мира

Самостоятельная работа обучающихся

        1. Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.10-30

        2. Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С.34-49

        3. Использование Интернет-ресурсов


2



4



2

2

Тема 1.2. Философия Средних веков


  1. Формирование философской теоретической мысли средневековья.

  2. Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.

  3. Основные этапы средневековой философии.

Семинарское занятие по теме: Философия Средних веков



2




3

Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения.


  1. Основные особенности гуманистической философии эпохи Возрождения.

  2. Знакомство с философскими воззрениями основных представителей этого периода.

Семинарское занятие по теме: Философия эпохи Возрождения




2




3

Тема 1.4. Философия эпохи Нового времени.

Семинарское занятие по теме: Философия эпохи Нового времени.



2


3

Тема 1.5. Немецкая классическая философия.


Общая характеристика философского периода.

Рассматриваются основные философские идеи И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Национальная школа в философии.

Семинарское занятие по теме: Немецкая классическая философия

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником Волкогонова О.Д.Основы философии. С. 185-208

  2. Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С. 63-66

  3. Использование Интернет-ресурсов

2


4



2




3

Тема 1.6. Философия новейшего времени.

  1. Изложение основ классического психоанализа как метода работы с бессознательным.

  2. Фрейдистское понимание сущности человека, культуры и механизма возникновения неврозов. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма. Учение об архетипах и «коллективном бессознательном» К-Г. Юнга.

  3. Новые направления в философии: экзистециализм, фрейдизм, прагматизм. Общая характеристика экзистенциальной философии.

Семинарское занятие по теме: Философия новейшего времени








2






3

Тема 1.7.Философская мысль в России.

  1. Наиболее выдающиеся представители философской мысли в России и основные идеи, которые появляются в нашей стране, смысл и значение русской философии.

  2. Россия как объект философии и как всемирно-культурный субъект. Н.Ф.Федоров и его философия "общего дела".

Семинарское занятие по теме: Философская мысль в России.






2



3

Тема 1.8. Особенности мировой философии.

  1. Философские идеи развития.

  2. Идея развития и ее исторические изменения.

  3. Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность.

  4. Общая характеристика мировой философии

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.10-67

  2. Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии с. 34-93



2






2





2

Раздел 2. Человек – проблемы сознания и познания.

Содержание учебного материала


20



Тема 2.1. Человек как главная философская проблема.

  1. Человек и его место в мире как предмет философского осмысления.

  2. Проблема происхождения человека; человек как продукт социальной и культурной эволюции

Семинарское занятие по теме: Человек как главная философская проблема



2

3

Тема 2.2. Человек как биосоциальное существо


  1. Понятие «человек». Человек и природа.

  2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.Представления о современном человеке.

  3. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело.

  4. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе.

Семинарское занятие по теме: Человек как биосоциальное существо

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.69-125

  2. Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С. 138-153

  3. Работа с Интернет-ресурсами






2



2

2






3

Тема 2.3.Сущность человеческой деятельности.

  1. Философские аспекты социально-психологических проблем жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.

Семинарское занятие по теме: Сущность человеческой деятельности





2

3

Тема 2.4. Статус личности в обществе.

1. Личность: проблемы свободы и ответственности.

  1. Общество как саморазвивающаяся система.

  2. Нравственные и этические ценности и их роль в человеческой жизни.

2

2

Тема 2.5. Самопознание.

  1. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

  2. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.


2

2

Тема 2.6. Проблема сознания в философии.

  1. Возникновение и сущность человеческого сознания, структура сознания.

  2. Интуиция и воображение.

  3. Мышление, память, воля, эмоции. Сознание и общество.

  4. Сознание как субъективная духовная реальность.

Семинарское занятие по теме: Проблема сознания в философии





2


3

Тема 2.7. Теория познания.

  1. Учение о познании.

  2. Познание как проблема философии.

  3. Индивидуальная познавательная деятельность.

  4. Познание в системе культуры.

2

2

Тема 2.8. Научное познание.

  1. Формы познания.

  2. Этапы и уровни научного познания

2

2

Раздел 3. Духовная жизнь человека

Содержание учебного материала



14



Тема 3.1. Духовный мир человека.

  1. Смысл человеческого бытия.

  2. Метафизика человеческого бытия.

  3. Представление об истине и смысле жизни.

Семинарское занятие по теме: Духовный мир человека

2

3

Тема 3.2. Философия и научная картина мира.

  1. Роль научной рациональности в современном обществе.

  2. Наука как особый тип познания, деятельности и социальной организации.

  3. Единство и разнообразие научных знаний: естественные технические, социально-гуманитарные.

2

2

Тема 3.3. Философия и религия.

  1. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.

  2. Свобода совести.

  3. Межконфессиональные различия.

  4. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.

Семинарское занятие по теме: Философия и религия

2

3

Тема 3.4. Философия и искусство.

  1. Сравнительный анализ искусства и религии, а также морали и права как форм и продуктов коллективной духовной деятельности человечества.

  2. Знакомство с аксиологической проблематикой, с понятиями «ценность», «система ценностных ориентаций личности», а также с понятиями «добро» и «зло», «счастье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».

  3. Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.191-202

  2. Работа с учебником Волкогонова О.Д. Основы философии. С.449-453

  3. Работа с Интернет-ресурсами

Семинарское занятие по теме: Философия и искусство


2










4

2

3

Раздел 4. Социальная жизнь

Содержание учебного материала

6



Тема 4.1. Философия и история.

  1. Логика истории и ее смысл.

  2. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс,прогресс,цикл,забегание,отставание,отклонение,тупиковые варианты).

  3. Проблема типологизации исторического процесса.

Семинарское занятие по теме: Философия и история

2

3

Тема 4.2. Философия и культура.

  1. Понятие культуры в философии.

  2. Социальная обусловленность культуры.

  3. Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности.

Семинарское занятие по теме: Философия и культура

2

3

Тема 4.3.Философия и глобальные проблемы современности.

  1. Человечество пред лицом глобальных проблем.

  2. Роль географической среды в жизни человека и общества.

  3. Критический анализ географического детерминизма и геополитики.

  4. Суть экологической проблемы как одной из глобальных проблем человечества.

  5. Народонаселение и основные демографические проблемы.

  6. Экономическое основание демографической политики.

2

2


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы философии»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- интерактивная доска

- экран и мультимедиапроектор

- телевизор и DVD

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебное пособие /О.Д. Волкогонова,Н.М.Сидорова. – М.:И.Д. «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009.- 480 с.

  2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д.Губин. – М.: ТОН, 2007. – 391 с

  3. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А.Сычев.- М.6 Альфа-М: ИНФРА-М,2010.-368 с.


Интернет - источники:

  1. http: www.philosophy.ru Философский портал

  2. wikipedia.org/wiki/Портал:Философия

  3. http://www.nauki-online.ru/filosofija

  4. http://sites.google.com/site/viktorovcharenko/filosofia

  5. http://filosofij.ucoz.ru/index/russkaja_filosofija



  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:


ориентироваться в наиболее общих философских

проблемах бытия, познания, ценностей, свободы

и смысла жизни как основе формирования

культуры гражданина и будущего специалиста;




Контрольная работа

Знания:


основные категории и понятия философии;

Контрольная работа

- роль философии в жизни человека и общества

Контрольная работа

- основы философского учения о бытии

Контрольная работа

- сущность процесса познания

Контрольная работа

- основы научной, философской и религиозной картин мира

Контрольная работа

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

Контрольная работа

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.


Контрольная работа



Разработчик С.Н.Власова

Стр. 13 из 13

Версия 1

20.06.2013



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии

Автор: Власова Светлана Николаевна

Дата: 16.03.2015

Номер свидетельства: 187363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС "
    ["seo_title"] => string(83) "proghramma-uchiebnogho-kursa-obshchiestvoznaniie-5-klass-k-umk-a-i-kravchienko-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "133878"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-tietrad-po-distsiplinie-filosofiia-dlia-spietsial-nostiei-spo"
    ["file_id"] => string(6) "110872"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406719000"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Программа профильного обучения 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(44) "proghramma-profil-nogho-obuchieniia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "206543"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430211015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства