Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех технических специальностей колледжа.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии »
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «Беловский политехнический техникум»
04/1 РП 08-3.4
ОГСЭ.01
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
для всех технических специальностей колледжа
Белово
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) для всех специальностей
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию в Кемеровской области.
Протокол заседания Экспертного совета №__ от «____»________20__ г.
Одобрено
на заседании ПЦК
социально-экономических дисциплин и базисной подготовки
протокол №
председатель ПЦК
М. И. Сюбаева
«____»________________201__г.
Утверждаю
Зам. директора по УПР
______________З.С. Калачук
от «____»____________201__г.
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета техникума и рекомендована в качестве рабочей программы учебной дисциплины
Протокол № __ « _ »__________201__г.
Зам директора по НМР
Т.П. Салтымакова
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, для всех технических специальностей колледжа.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Даннаядисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
34
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
Подготовка к семинарским занятиям
24
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Содержание учебного материала
2
Введение. Философия, её смысл, функции и роль в обществе.
Представления о философии как специфической области знания.
Соотношение духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
2
1
Раздел 1. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени.
Содержание учебного материала
30
Тема 1.1. Философия античного мира.
Основные представители философской мысли, рассмотрение их идей, определившие направление культуры в целом.
Социальные условия возникновения, существования и развития философии античности и ее школ.
Космоцентризм.
Семинарское занятие по теме: Философия античного мира
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.10-30
Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С.34-49
Использование Интернет-ресурсов
2
4
2
2
Тема 1.2. Философия Средних веков
Формирование философской теоретической мысли средневековья.
Теоцентризм – системообразующий принцип философии Средневековья.
Основные этапы средневековой философии.
Семинарское занятие по теме: Философия Средних веков
2
3
Тема 1.3. Философия эпохи Возрождения.
Основные особенности гуманистической философии эпохи Возрождения.
Знакомство с философскими воззрениями основных представителей этого периода.
Семинарское занятие по теме: Философия эпохи Возрождения
2
3
Тема 1.4. Философия эпохи Нового времени.
Семинарское занятие по теме: Философия эпохи Нового времени.
2
3
Тема 1.5. Немецкая классическая философия.
Общая характеристика философского периода.
Рассматриваются основные философские идеи И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Национальная школа в философии.
Семинарское занятие по теме: Немецкая классическая философия
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником Волкогонова О.Д.Основы философии. С. 185-208
Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С. 63-66
Использование Интернет-ресурсов
2
4
2
3
Тема 1.6. Философия новейшего времени.
Изложение основ классического психоанализа как метода работы с бессознательным.
Фрейдистское понимание сущности человека, культуры и механизма возникновения неврозов. «Гуманистический психоанализ» Э.Фромма. Учение об архетипах и «коллективном бессознательном» К-Г. Юнга.
Новые направления в философии: экзистециализм, фрейдизм, прагматизм. Общая характеристика экзистенциальной философии.
Семинарское занятие по теме: Философия новейшего времени
2
3
Тема 1.7.Философская мысль в России.
Наиболее выдающиеся представители философской мысли в России и основные идеи, которые появляются в нашей стране, смысл и значение русской философии.
Россия как объект философии и как всемирно-культурный субъект. Н.Ф.Федоров и его философия "общего дела".
Семинарское занятие по теме: Философская мысль в России.
2
3
Тема 1.8. Особенности мировой философии.
Философские идеи развития.
Идея развития и ее исторические изменения.
Хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность.
Общая характеристика мировой философии
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.10-67
Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии с. 34-93
2
2
2
Раздел 2. Человек – проблемы сознания и познания.
Содержание учебного материала
20
Тема 2.1. Человек как главная философская проблема.
Человек и его место в мире как предмет философского осмысления.
Проблема происхождения человека; человек как продукт социальной и культурной эволюции
Семинарское занятие по теме: Человек как главная философская проблема
2
3
Тема 2.2. Человек как биосоциальное существо
Понятие «человек». Человек и природа.
Биосоциальная (дуальная) природа человека.Представления о современном человеке.
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело.
Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и природе.
Семинарское занятие по теме: Человек как биосоциальное существо
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.69-125
Работа с учебником Сычев,А.А. Основы философии. С. 138-153
Работа с Интернет-ресурсами
2
2
2
3
Тема 2.3.Сущность человеческой деятельности.
Философские аспекты социально-психологических проблем жизни в современном обществе: социальные потребности, конформизм, манипулирование, проблемы взаимопонимания, эффекты стереотипизации, особенности поведения толпы.
Семинарское занятие по теме: Сущность человеческой деятельности
2
3
Тема 2.4. Статус личности в обществе.
1. Личность: проблемы свободы и ответственности.
Общество как саморазвивающаяся система.
Нравственные и этические ценности и их роль в человеческой жизни.
2
2
Тема 2.5. Самопознание.
Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.
Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
2
2
Тема 2.6. Проблема сознания в философии.
Возникновение и сущность человеческого сознания, структура сознания.
Интуиция и воображение.
Мышление, память, воля, эмоции. Сознание и общество.
Сознание как субъективная духовная реальность.
Семинарское занятие по теме: Проблема сознания в философии
2
3
Тема 2.7. Теория познания.
Учение о познании.
Познание как проблема философии.
Индивидуальная познавательная деятельность.
Познание в системе культуры.
2
2
Тема 2.8. Научное познание.
Формы познания.
Этапы и уровни научного познания
2
2
Раздел 3. Духовная жизнь человека
Содержание учебного материала
14
Тема 3.1. Духовный мир человека.
Смысл человеческого бытия.
Метафизика человеческого бытия.
Представление об истине и смысле жизни.
Семинарское занятие по теме: Духовный мир человека
2
3
Тема 3.2. Философия и научная картина мира.
Роль научной рациональности в современном обществе.
Наука как особый тип познания, деятельности и социальной организации.
Единство и разнообразие научных знаний: естественные технические, социально-гуманитарные.
2
2
Тема 3.3. Философия и религия.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.
Свобода совести.
Межконфессиональные различия.
Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Семинарское занятие по теме: Философия и религия
2
3
Тема 3.4. Философия и искусство.
Сравнительный анализ искусства и религии, а также морали и права как форм и продуктов коллективной духовной деятельности человечества.
Знакомство с аксиологической проблематикой, с понятиями «ценность», «система ценностных ориентаций личности», а также с понятиями «добро» и «зло», «счастье», «жизнь», «смерть», «смысл жизни».
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебником Губин В.Д. Основы философии: с.191-202
Работа с учебником Волкогонова О.Д. Основы философии. С.449-453
Работа с Интернет-ресурсами
Семинарское занятие по теме: Философия и искусство
2
4
2
3
Раздел 4. Социальная жизнь
Содержание учебного материала
6
Тема 4.1. Философия и история.
Логика истории и ее смысл.
Вариативность конкретных исторических процессов (регресс,прогресс,цикл,забегание,отставание,отклонение,тупиковые варианты).
Проблема типологизации исторического процесса.
Семинарское занятие по теме: Философия и история
2
3
Тема 4.2. Философия и культура.
Понятие культуры в философии.
Социальная обусловленность культуры.
Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности.
Семинарское занятие по теме: Философия и культура
2
3
Тема 4.3.Философия и глобальные проблемы современности.
Человечество пред лицом глобальных проблем.
Роль географической среды в жизни человека и общества.
Критический анализ географического детерминизма и геополитики.
Суть экологической проблемы как одной из глобальных проблем человечества.
Народонаселение и основные демографические проблемы.
Экономическое основание демографической политики.
2
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы философии»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- интерактивная доска
- экран и мультимедиапроектор
- телевизор и DVD
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Волкогонова О.Д. Основы философии: учебное пособие /О.Д. Волкогонова,Н.М.Сидорова. – М.:И.Д. «ФОРУМ»: ИНФРА-М,2009.- 480 с.
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие / В.Д.Губин. – М.: ТОН, 2007. – 391 с
Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие / А.А.Сычев.- М.6 Альфа-М: ИНФРА-М,2010.-368 с.
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских
проблемах бытия, познания, ценностей, свободы
и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
Контрольная работа
Знания:
основные категории и понятия философии;
Контрольная работа
- роль философии в жизни человека и общества
Контрольная работа
- основы философского учения о бытии
Контрольная работа
- сущность процесса познания
Контрольная работа
- основы научной, философской и религиозной картин мира
Контрольная работа
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды
Контрольная работа
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}