Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Иркутской области
«Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. Директора по УР
_________Шпак М.Е
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Для специальностей:
г. Бодайбо
2014 г
Соласовано:
Методист техникума: ________Высотина О.А
Председатель П(Ц)К _________Гнатюк В.Г
Автор: Гнатюк М.В – преподаватель ГБОУ СПО ИО
«Бодайбинский горный техникум».
Аннотация:
Рабочая тетрадь адресована студентам ГБОУ СПО ИО «Бодайбинский горный техникум»
в соответствии с учебной программой по специальности: для специальностей: «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Открытые горные работы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Маркшейдерское дело»
Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке. Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым нужно дать определение. Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, должны быть изучены. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.
Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».
Тема: «Философия, ее смысл, функции и роль в философии»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Философия - ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Натурфилософия – _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бытие – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Миф – _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Пользуясь материалом главы, постарайтесь ответить на вопрос: всегда ли
существовала философия?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. Изложите собственный взгляд на происхождение философии. Можно ли считать, что
философия родилась вместе с человеком? Какую роль в процессе ее самопознания
западной философии сыграла встреча с Востоком?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Сопоставьте миф и философскую идею. Что между ними общего? В чем различие?
Приведите пример, когда философская идея родилась в процессе преодоления мифа.
Каковы особенности дофилософских картин мира?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Попытайтесь объяснить значение слова «Логос». Покажите, как оно появилось,
почему стало многозначным, как его использовали философы в постижении и
истолковании мира.
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Продумайте для себя, какой смысл вкладывал Платон в эти слова «Занимайтесь
философией и более молодых людей побуждайте к этому». Готовы ли вы
последовать совету древнегреческого мудреца? Зачем нужны философы? Какую
роль играют они в жизни человечества?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Вспомните, что в тексте главы говорилось о специфике философии. Отличается ли
она от науки? Не является ли сама наукой? Как родилось слово «метафизика»?
Можно ли окончательно решить ту или иную философскую проблему?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
7. Какую роль, на ваш взгляд, играет философия в современном мире? Для ответа на
этот вопрос привлеките материал главы, в котором говорится о положительной
оценке философии, ее огромной роли в современной культуре. Попробуйте изложить
и собственные соображения по этому поводу. В чем величие и трагизм философии?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Рефлексия:______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:_______________
Тема: «Философия, ее смысл, функции и роль в обществе»
Индивидуальные цели:_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Мировоззрение – _________________________________________________________
Человек – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Духовный опыт – __________________________________________
Знание – __________________________________________________________________
Концепция – ______________________________________________________________
Диалектика – ____________________________________________________________
__________________________________________________________
Метод – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Попытайтесь, воспользовавшись материалом главы, ответить на вопрос: нужно ли
людям связное, целостное воззрение на мир? Если да, то зачем человеку необходимо
мировоззрение? Каков в связи с этим статус философии?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
2. .Существует ли общая логика философского процесса? Если существует, то в чем
она обнаруживается? Не накапливают ли люди со временем больше заблуждений,
нежели истин?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Вспомните, о каких вариантах истолкования философии говорилось в тексте главы.
Чем отличается, по Платону, обыкновенный человек от философа? Почему философ
все подвергает сомнению? Какие советы способен дать философ?
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. Расскажите, как философия связана с конкретными науками? Дайте пример того, что
философ использует данные точных наук для своей рефлексии (размышления).
Приведите факты, свидетельствующие о том, что философ строит свою концепцию,
далеко не всегда считаясь с конкретным научным знанием своей эпохи.
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Ответьте на вопрос : пользуется ли философия признанием в современном мире?
Доводы «за»: философия существует как самостоятельная гуманитарная дисциплина,
ее изучают в техникумах, гимназиях, вузах, люди уважают мудрость, многие
философские положения пользуются всеобщим признанием.
Доводы «против»: многие ученые, работающие в области физики, химии, биологии,
полагают, что они сами по себе «философы». Иначе говоря, они пытаются обойтись
без философии. Иногда говорят, что в эпоху информатики надо развивать не
философию, а информационные связи. Толкуют о том, что философия не дает
окончательных ответов, а это плохо…
Объясните, почему некоторые научные исследования опасны? Можно ли остановить
человеческую мысль? Почему нельзя выжечь ген – хранитель информации о смерти?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рефлексия:___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:___________
Тема: «Постклассическая философия II пол. XIXв. – нач. XXв»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий:
Материя – ________________________________________________________________
Сознание – ________________________________________________
Мышление – ______________________________________________________________
Онтология – _____________________________________________________________
Прагматизм – ___________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Поразмышляйте над словами Гегеля: «Всякая философия есть постижение
«абсолютного». Что имел в виду Гегель? Какое понятие является для него главным?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) писал: «Вся философия не
имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в
особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими
средствами он может вернее всего его достигнуть?»
Какой подход использовал Фихте при формулировании основного вопроса
философии? Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас возражения?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Предположим, что объявлен конкурс на лучшую формулировку основного вопроса
философии. Предложите свои варианты. Попробуйте обнаружить то смысловое
поле, на котором можно отыскать основной вопрос философии: судьба человека,
любовь, жизнь, бессмертие, познание, вечность природы, нравственность, сущность
бытия.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. А. Шопенгауэр писал: «Едва бы люди стали философствовать, если бы не было
смерти».
Может быть, конечность человеческого существования и есть основной вопрос
философии? А каково ваше мнение? Есть ли у вас возражения против мысли
Шопенгауэра? Может быть, бренность человеческого существования рождает
чувство тревоги, которое и заставляет человека задуматься над жизнью, ее
смыслом? Не с этого ли начинается всякая философская рефлексия (размышление)?
А коли так, то, может быть, проблемы смерти и бессмертия и являются основным
вопросом философии?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Вспомните, как современные открытия в физике заставляют заново осмыслить
соотношение бытия и сознания. Почему понятие материи становится иным, когда
происходят важные открытия в физике? Отчего мы вкладываем в понятие материи
самый обобщенный смысл? Какие задачи стоят сейчас перед материалистами и
идеалистами?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Рефлексия:___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Оценка:_______
Преподаватель:__________
Тема: «Философия средних веков»
Индивидуальные цели:______________________________________________
________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий:
Дао – ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Даосизм – _________________________________________________________________
Жэнь – _____________________________________________________________________
Ли – _______________________________________________________________________
Буддизм –_________________________________________________
Медитация – _____________________________________________________________
Космос – __________________________________________________________________
Атом – ____________________________________________________________________
Индукция – _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Риторика – _______________________________________________________________
Схоластика – ____________________________________________________________
Откровение - _____________________________________________
Гуманизм – _______________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Вспомните, о каких великих философах Древнего Китая вы узнали из текста
главы? Каковы их основные философские идеи? Почему Конфуций уделял
значительное внимание проблемам нравственности? Что такое даосизм? В какой
мере оправдан принцип «недеяния», который исповедовали китайские мудрецы?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Попробуйте изложить основные идеи Будды, как вы их поняли и запомнили.
Посмотрите соответствующую часть текста и проверьте себя. Какие «четыре
благородные истины» утверждал Будда? Как можно, согласно буддизму, избавить
себя от страданий? Что такое медитация?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Попытайтесь вспомнить основные идеи философов милетской школы. Кто такой
Фалес и почему его идеи дали толчок развитию европейской философской мысли?
Кому принадлежит идея о происхождении человека от животных? Кто из античных
философов утверждал мысль о бессмертии души?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Попробуйте, опираясь на изученный материал, изложить эволюцию античной
философии. Кто такой Гераклит? Чем примечательна философия Демокрита? Что
вы знаете о судьбе Сократа? Почему Платона можно считать великим философом?
В чем Аристотель видел смысл систематизации науки? Кто такие стоики?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Постарайтесь составить общую характеристику средневековья, пользуясь
материалом учебника по истории. Почему философы той эпохи были
религиозными мыслителями? Что побудило Августина Блаженного утверждать
приоритет веры над разумом? Какие причины привели к рождению современного
философского направления неотомизма?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Докажите, что историки культуры правомерно называют эпоху, последовавшую за
средними веками, Возрождением. Что такое гуманизм? Почему Данте можно
считать гуманистом? Как проявился гуманизм в творчестве философов эпохи
Возрождения?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:______________
Тема: «Философия Нового времени»
Индивидуальные цели:________________________________
__________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Рациональность – _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прогресс – ________________________________________________
Монархия – _______________________________________________________________
Деспотия – _______________________________________________
Антропология – _________________________________________________________
Дух – ______________________________________________________________________
Душа – ___________________________________________________
Диалектика – ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Что такое рациональность?
Вспомните происхождение этого слова. Назовите слова, которые близки к нему.
Поищите синонимы к слову «рациональный».
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Почему Новое время философия начала сближаться с наукой? Какие причины
содействовали этому сближению? Как это отразилось на содержании философии?
Приведите примеры, которые свидетельствуют о том, что многие философы
Нового времени были одновременно и учеными.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Почему, начиная с XVIII в., в философии обозначился глубинный и обостренный
интерес к человеку? Назовите философов, которые размышляли о человеке.
Вспомните основные сюжеты и темы, которые обсуждали эти мыслители.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Определите свое отношение к философии романтизма. Как вы относитесь к тому,
что в эпоху романтизма сложился культ человеческого воображения? Вспомните
другие особенности романтической философии.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка:_______
Преподаватель:_____________
Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Бытие – __________________________________________________________________
__________________________________________________________
Сущее – ___________________________________________________________________
__________________________________________________________
Экзистенциализм – ______________________________________________________
Экзистенция – ___________________________________________________________
Экзистенциалы – ________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Вспомните материал данной главы и ответьте на вопросы: что такое бытие?
Тождественны ли понятия «бытие» и «сущее»? Что означает само слово «бытие»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Подумайте, как соотносятся понятие «бытие» и «ничто» Что такое «ничто»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое человеческое бытие? Как понимать слово «экзистенция»? Почему оно
появилось?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Постарайтесь провести различие между тем, как, по мнению М. Хайдеггера, можно
прорваться к человеческому бытию, и тем, какой путь к этой цели предлагает К.
Ясперс.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сформулируйте ваше отношение к проблеме самоубийства. Согласны ли вы с
трактовкой ее Камю? Можно ли признать вопрос о жизни и смерти
фундаментальным вопросом философии? Можете ли вы принять точку зрения
французского философа о полезности бунта против обыденного существования?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Вспомните по тексту главы: в чем достоинства экзистенциальной философии?
Почему мы размышляем об идеале человеческого существования? Какое место
занимает сегодня экзистенциалистское мышление?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:_____
Преподаватель:_____________
Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»
Индивидуальные цели:_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Жизнь – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Смерть – _________________________________________________________________
Эвдемонизм – ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эпикурейство, эпикуреизм – ___________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Генотип – ________________________________________________________________
Совесть – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Назовите понятия, которые помогают осмыслить ценность жизни. Какой ряд слов
противостоит им?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Можно ли считать жизнь универсальной ценностью? Как люди разных эпох
относились к бессмертию?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Почему люди вырабатывают различные образы и символы смерти? Зачем это надо
людям? Какие варианты символического бессмертия вы знаете?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Почему проблема смысла жизни занимает такое значительное место в философии?
Попробуйте сформулировать различные ответы на вопрос: в чем смысл жизни? В
чем вы видите смысл своей жизни?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Что вы думаете о человеческой природе? Действительно ли человек по натуре в
основном агрессор и убийца? Вспомните, что по этому поводу говорится в главе.
Можете ли вы привести из литературы и жизни примеры человеческой
жертвенности?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Осмысляя содержание главы, попробуйте ответить на такой вопрос: почему
бессмертие далеко не всегда благо? Как бы вы могли распорядиться собственной
жизнью, если бы она не была столь скоротечной?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:_____
Преподаватель:_____________
Тема: «Сознание, мышление, язык»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Система средств: учебник под ред. Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Сознание – ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Разум – ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мышление – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бессознательное – _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Коллективное бессознательное – _____________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Архетип – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Чем инстинкт отличается от разума? Вспомните, почему инстинкт – это
естественное влечение. Приведите примеры, показывающие, что в инстинкте
заложена конкретная программа, которую существо преодолеть не в состоянии.
Чем деятельность человека отличается от деятельности животного? Паук ткет
паутину, но не строит запруды. Пчела создает соты, не имея никакого
предварительного идеального проекта того, как должен выглядеть готовый улей.
Покажите, что разум человека позволяет ему преодолеть видовую ограниченность.
Вспомните, что говорится в тексте главы о свободной деятельности, которая
противостоит инстинкту.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Волк преследует зайца. Он прикидывает, где может оказаться трусишка, убегая от
него, рассчитывает траекторию своего преследования и, сокращая расстояние,
настигает жертву. Как, по-вашему, волк способен мыслить? Откуда у волка такая
мудрая расчетливость? Растения и животные тоже обладают разумом? Приведите
доводы «за» и «против».
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Почему сознание появилось у человека не в готовом виде, а формировалось
постепенно? Означает ли это, что в ходе последующей эволюции сознание
человека станет еще более совершенным? Что такое сознание вообще?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Чем отличается сознание от мышления? Что дает основание характеризовать
мышление как процесс? Почему у многих народов не было в языке общих
понятий? О чем это говорит?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Что такое бессознательное? Когда в истории философии оно было открыто? Кто из
философов исследовал бессознательное? Вспомните, что в тексте главы говорится
об индивидуальном и коллективном бессознательном. В чем их различие?
Приведите примеры архетипов, пользуясь ссылками на сказки, мифы и т.д.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Что позволяет рассматривать сознание как планетарный феномен? Как сознание
обеспечивает единство психики? Почему важен психический опыт ребенка,
полученный до рождения? Можно ли, ссылаясь на бессознательное
новорожденного ребенка, объяснить многообразие мифов?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Вспомните, что в тексте главы говорится о сознании как благословенном даре
человека. Если оно служит опорой человека, то почему философы нередко
критически оценивают его, анализируют парадоксы сознания? Можно ли
представить человека и человечество в целом лишенными сознания?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Оценка:_____
Преподаватель:_______________
Тема: «Что такое знание?»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Онтология – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Познание – ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Истина – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Картина мира – _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Агностицизм – ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психика – _________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Что такое онтология? Чем она отличается от других областей философского
знания? Почему Б. Рассел считал, что целью философии является познание?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Что такое познание? Почему некоторые философы признавали доопытное знание?
В чем состоит критика Дж. Локком врожденных идей? Чем продиктована
потребность в критике познавательных способностей человека?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое «идолы сознания»? Кто пытался проанализировать «искажения ума»?
Попробуйте привести собственные примеры, которые доказывают существование
«призраков сознания». Составьте таблицу, которая отражает типологию «идолов
сознания». Попробуйте дать свои названия каждому типу.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Как бы вы могли определить истину? Правда ли, что истина одна, или существуют
разные истины? Что такое агностицизм? Согласны ли вы с доводами агностиков.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Может ли наука познать все на свете? А философия? Аргументируйте свои ответы.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Древнегреческий философ Аркесилай (ок. 315 – ок. 240 до н.э.) говорил: «Ничего
на свете нельзя понять, даже того, что оставил для познания Сократ». Как вы
понимаете данное суждение? Почему философ ссылается на Сократа? Хочет ли он
подчеркнуть мысль об ограниченности познания?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Разум помогает открывать истины. Но он же и мешает этому. Приведите примеры,
которые иллюстрируют оба суждения.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:_____
Преподаватель:_____________
Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»
Индивидуальные цели:_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Биосфера – _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Свобода – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Творчество – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Страсть – ________________________________________________________________
Счастье – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Как вы понимаете смысловую подвижность понятия свободы?
Определите, в каких приведенных далее высказываниях понятие «свобода»
выступает как: а) политическая, б) нравственная, в) философская категория.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).
«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне).
«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на
свободе» (Дейс, американский деятель рабочего движения).
А у вас хватило бы мужества на такое предпочтение?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Какие стихи и высказывания о любви наиболее созвучны вашему восприятию
этого чувства?
Я знаю; век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днем увижусь я.
(А.С. Пушкин)
Я пью за круг моих подруг,
Служу им дни и ночи я….
Одну люблю и с ней делю
Постель, и хмель, и прочее,
А много ль дней мы будем с ней,
Об этом не пророчу я…
(Р. Бернс, шотландский поэт XVIII в.)
Всегда таинственный и новый,
Я тебе послушней с каждым днем.
Но любовь твоя, о друг суровый,
Испытание железом и огнем.
Запрещаешь петь и улыбаться,
А молиться запретил давно.
Только мне с тобой не расставаться,
Остальное все равно!
(А. Ахматова)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Чем отличается оценка смерти в культурах, в которых осознается уникальность
личности, от ее оценки в культурах, в которых слабо развито самоощущение
индивидуального существования?
В чем заключается основное различие концепций посмертного бытия,
содержащихся в западных и восточных культурах?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рефлексия:______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:_____
Преподаватель:_____________
Тема: «Философия античного мира»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Космогония – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Теогония – ________________________________________________________________
Натурфилософия – _____________________________________________________
Энтелехия – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пантеизм – ______________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Древний царь Соломон Мудрый говорил: «Муравьи народ не сильный, но летом
заготавливают пищу; горные мыши – народ слабый, но ставят дома на скале; у
саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но
бывает в царских чертогах».
Подумайте над этой фразой. Какое представление о природе оно выражает? Как
оценивает природу мудрый царь? Кажутся ли вам его замечания меткими?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Перескажите космогонический миф, который вам понравился. Материал для
знакомства можно найти в книге «Мифы народов мира». Обратите внимание на
такие вопросы: что говорится в мифе о хаосе? Как описан в нем порядок? Какое
место в творении мира занимает человек?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. В чем отличие натурфилософии от мифологии? Выберите правильный ответ из
следующего перечня их основных различий. Философия пользуется
доказательствами, которые в мифе необязательны. Она более критична. В мифе
есть изложение, но нет сомнений. Философы пытаются определить место человека
в природе, а не просто обозначить его присутствие в Космосе. В мифе силы
природы персонифицированы, а в философии безличны.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Вот стихи персидского и таджикского поэта Омара Хайяма (ок. 1048 – ок. 1123):
Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг недоступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим.
Как вы поняли основную мысль поэта? Согласны ли вы с тем, что наш разум не в
состоянии постичь тайны мира?
Действительно ли мир не имеет ни конца, ни начала? Посильно ли это представить
человеческому разуму? Можно ли согласиться с суждением поэта? Умопостигаема
ли беспредельность мира?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5 В одном из своих стихотворений В. Шекспир написал:
Ведь природу улучшают
Тем, что самой природой дано.
Искусство также детище природы.
Когда мы к ветви дикой прививаем
Початок нежный, чтобы род улучшить,
Над естеством наш разум торжествует,
Но с помощью того же естества.
Какой философский смысл заключен в этих строчках?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6 Что такое экологическая этика? Могли бы вы сформулировать собственные
правила такой этики?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:____
Преподаватель:____________
Тема: «Философия и история»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д. Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Доистория – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Фатализм – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цикл – _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Способ производства – _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Попробуйте порассуждать на тему: «Чему учит людей прошлое?» Постарайтесь
привести примеры, которые, на ваш взгляд, показывают, как важно помнить, что
уже происходило в истории и несет в себе некие уроки. Почему во многих странах
зафиксирован «бум родословной»? Помните ли вы своих умерших родственников?
Что вы знаете о них? Откуда взялось слово «манкурт»? Что оно означает?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Каковы истоки истории, ее цель? Вспомните, что по этому поводу говорится в
тексте главы. Когда обнаружились начатки исторического мышления? Был ли
«золотой век»? Как вы представляете себе доисторию? С какого времени вы
воспринимаете человеческую историю? Что вы знаете из прошлого человечества?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Существует ли логика истории? Что направляет нашу судьбу? Как вы
представляете себе смысл мифа об Эдипе? Как он сказывается на прогнозах?
Нужно ли составлять прогнозы? Как свести до минимума опасность
нежелательных предсказаний? Можно ли верить предсказаниям Нострадамуса?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Что такое «фаустовская культура»? Были ли у человечества другие возможности
для развития, кроме технической цивилизации? Есть ли перспектива создать
другую цивилизацию? Как бы вы могли представить общество будущего?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Почему многие мыслители считают, что революция опасна? Неизбежны ли
революции? Возможен ли иной, нереволюционный путь развития мировой
истории? Как русские философы представляли себе будущее России?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Как, по вашему мнению, развивается история – линейно, последовательно или по
спирали? А, может быть, она все время возвращается на «круги своя»? Что такое
циклическое развитие? Кто из философов пытался создать концепцию
циклического развития истории? Чем прогрессистская концепция Маркса
отличается от концепции Белла или Тоффлера?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Что такое прогресс? Возможен ли он в истории? Становятся ли люди лучше?
Меняется ли в хорошую сторону человеческая жизнь? Каковы доводы
«антипрогрессистов»? Что такое апокалипсис?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:______________________________________________
__________________________________________________________
Оценка:____
Преподаватель:____________
Тема: «Философия и искусство»
Индивидуальные цели:______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Искусство – ______________________________________________________________
__________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Прекрасное – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эстетика – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Образ – ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мораль – __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Красота – ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Этика – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Наука – ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Какую роль играет культура в жизни человека и общества? Что такое духовность?
Из чего складывается духовная жизнь человека? Отвечая на эти вопросы,
подумайте, может ли человечество утратить какой-нибудь из компонентов
духовной культуры? К каким последствиям это может привести?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Попытайтесь сформулировать ваше представление о красоте. Назовите памятники,
которые вы считаете красивыми. Вспомните, какие разновидности человеческой
деятельности относятся к искусству. В чем специфика художественного
творчества? Назовите художественные образы, которые произвели на вас сильное
впечатление.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое добро? Почему в мире существует зло? Можно ли создать мир, в
котором совсем не будет зла? Почему этику называют практической философией?
Что такое ценность? Постройте иерархию ваших собственных ценностей,
воспользовавшись следующим примером:
Свобода
Любовь
Мудрость
Добро
Вера
Познание
Власть
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Правда ли, что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».
Зло наказуемо
Я взял чужую ручку, а потом у меня ее украли.
Я переписал чужую контрольную и получил двойку за четверть.
Зло ненаказуемо
Я подобрал чужой бумажник, но никто так и не спохватился.
Я пользовался чужими конспектами, но все равно получил «отлично».
Разберите эти ответы. Было бы желательно построить обсуждение этого задания с
таким расчетом, чтобы учащиеся пришли к выводу: зло наказывается, прежде
всего, внутренним регулятором поведения – совестью, муки которой имеют
решающее значение для нравственного человека. Все остальные наказания
вненравственны.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Подумайте, можно ли обойтись без этики, ориентируясь только на мораль. Можно
ли заставить человека быть нравственным? Что такое золотое правило
нравственности? Почему оно пользуется признанием у людей? Как вы поняли
различие между нормативной и не нормативной этикой? Приведите пример, когда
различные этические требования кажутся несовместимыми, а надо принимать
решение.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной? Возможен ли мир,
где насилие устранено? Как складывалась этика ненасилия?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Расскажите, какую роль в современном мире играет наука. Попробуйте
пофантазировать на тему: как может выглядеть мир, в котором отсутствует наука?
Когда появилась наука? Как возникла в людях тяга к познанию? Почему XX в.
называют веком знаний?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:________________
Тема: «Философия и религия»
Индивидуальные цели:__________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Религия – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Язычество – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________-
Аллах – ____________________________________________________________________
Атеизм – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Бог – _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Будда – ____________________________________________________________________
Обряд – ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Культ – ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Что такое философия религии? Что такое теология? В чем различие философии и
теологии? Вспомните, что по этому поводу говорится в главе, когда ставится
вопрос: зачем философствовать о том, что открывается человеку через веру и
чувства?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Что такое религия? Почему в каждой религии есть Бог? Чем объяснить
многобожие? Что вы узнали из содержания раздела о язычестве: каковы
происхождение слова и основные признаки этого явления? Можно ли однозначно
оценить язычество? Может ли язычество возрождаться?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое буддизм и когда он возник? Каковы основные черты этой религии?
Почему ее называют «атеистической» религией? Насколько интересен для вас
путь преодоления страдания, о котором говорил Будда? Что такое дхарма?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Когда родилось христианство? Кто такой мессия? Попробуйте изложить учение о
Троице и его смысл. Что такое религиозный опыт? Чем религия отличается от
философии? Какие разновидности христианства вам известны и как они
сложились?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Что такое ислам и когда он возник? Мухаммад – это Бог или пророк? Каковы
«пять столпов ислама»? Что вам известно о судьбе ислама в современном мире?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Каковы светские и религиозные версии происхождения религии? Какую роль
играет религия в культуре? Почему слово «культура» связано со словом «культ»?
Какие функции религия выполняет в обществе? Что такое религиозное
возрождение?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:_____________
Тема: «Философия и глобальные проблемы современности»
Индивидуальные цели:____________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Научно – техническая революция – __________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Глобальные проблемы – ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Утопия – _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Антиутопия – ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Что такое ускорение прогресса? Расскажите, что вы знаете о научно-технической
революции и ее социальных последствиях, Каковы прототипы научно-технической
революции? Что такое информационные технологии?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Когда был создан Римский клуб? Охарактеризуйте ваше понимание глобальных
проблем. Когда и почему они были осознаны? Какие проблемы мы относим к
глобальным? Каковы пути решения глобальных проблем?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое «концепция устойчивого развития»? Кому принадлежит мысль о
«глобальной деревне»? Кто из современных философов полагает, что в
современном мире станет заметным «конфликт цивилизаций»?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Проведите различие между утопией и антиутопией. Какие антиутопии вы знаете?
Какие прогнозы на будущее вам знакомы? Как можно предвидеть будущее?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе XXI век.
Каким он, по вашему мнению, будет и почему? Может ли случиться нечто
непредсказуемое, о чем не догадываются прогнозисты?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:___________________________________________
________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:______________
Тема: «Философия и история»
Индивидуальные цели:__________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Общество –_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Деятельность – _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Социальность – __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Пассионарность – _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Модернизация – __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Революция социальная – ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Эволюция социальная – _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Какие качества человека позволили ему создать общество? Что такое социальные
отношения? Попытайтесь охарактеризовать те социальные связи:
а) в которых вы в настоящее время находитесь и б) в которых вам предстоит
вступить по окончании школы. Что такое социальность? Попробуйте описать
какой-нибудь пример асоциального поведения.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Что такое общество? Вспомните, что в тексте главы говорится о том, какие силы
побуждают человека действовать сообща? Может ли одиночка выжить на
необитаемом острове? Что такое «робинзонада» и в чем слабость данной теории?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое общественный договор? Когда возникли договорные теории
происхождения общества? В чем слабость такой концепции? Какие факторы
влияют на развитие общества? Можно ли признать, что какие-то из них способны
привести к серьезным изменениям в обществе, а какие-то нет? Верно ли мнение,
будто воздействие каких-то из этих факторов проходит для общества незаметно
или все-таки все факторы следует учитывать в общественной жизни, ее
обустройстве, организации?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Что такое социальные интересы, как они проявляются в жизни общества? Как
появились классы и почему не получила признание в социальной теории
концепция классовой борьбы?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Пифагор писал: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы, нежели законы: нравы
суть первые законы». Как вы считаете, почему нравы играют приоритетную роль в
жизни общества? Почему в обществе, где царит преступность, законы вряд ли
могут полностью оздоровить жизнь?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Учащемуся предлагается вообразить себя Робинзоном. Вовсе не обязательно
следовать сюжетной канве романа, Герой Дефо начал с сооружения жилища, с
собирания плодов. С чего начнете свою версию робинзонады вы, это зависит от
вашей собственной фантазии. Наверное, вы можете начать, к примеру, с какого-
нибудь приручения Пятницы. Подумайте, что может за этим последовать, Как
могут в дальнейшем развиваться ваши с ним социальные отношения. Какие
социальные качества будут при этом реализовываться?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
7. Прочитаем строки, написанные Марком Аврелием: «Делай то, что от тебя требует
в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь
доволен движением вперед хотя бы на один шаг – не считай это маловажным. Кто
может изменить образ мысли людей? А без такого изменения, что может быть,
кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»
Что в тексте главы соотносится с высказыванием философа-правителя? Как Марк
Аврелий оценивал идеальное государство Платона? Почему мудрец высказался
против революции как радикального и одномоментного сдвига в жизни общества?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:________________
Тема: «Философия и культура»
Индивидуальные цели:__________________________________
_____________________________________________________________________________
Норма времени: 20 мин.
Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.
Задание: раскрыть смысл философских понятий.
Культура – _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Символ – __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Структура – _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
.Ценность – ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Трансценденция – _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Цивилизация – ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ответить на вопросы и выполнить задания:
1. Почему культура существует во множестве вариантов? Как сложились разные
культуры? Почему люди создают особый образ жизни и особые традиции?
Вспомните, какие описания разных культур даны в тексте главы. Попробуйте
привести собственные примеры, которые свидетельствуют о том, что культуры
отличаются друг от друга.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2. Кому принадлежит определение «Культура – это вторая природа»? Каков смысл
этой формулы? Можно ли считать это определение безупречным? Какие признаки
культуры названы в тексте главы?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Что такое ценность? В чем, на ваш взгляд, причина того, что каждая культура
имеет собственные ценности и выстраивает их в особой иерархии? Почему
культура выражает тяготение к возвышенному, неземному? Как отличить
творческую деятельность от нетворческой деятельности?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура? Вспомните,
какие теории цивилизации излагались в главе и кому они принадлежали?
Почему знаковые системы являются языками культуры? Какова природа символов?
Почему с помощью символов можно раскрыть специфику той или иной культуры?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Что такое массовая культура? Когда она возникла? Что означает выражение
«восстание масс»? Какие отрицательные черты вы могли отметить в массовой
культуре, какая новая дисциплина изучает многообразие культур?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рефлексия:_____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оценка:______
Преподаватель:______________