kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Аннотация:

Рабочая тетрадь адресована студентам ГБОУ СПО ИО «Бодайбинский горный техникум»

в соответствии с учебной программой по специальности: для специальностей: «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Открытые горные работы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Маркшейдерское дело»

Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке. Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым нужно дать определение. Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, должны быть изучены. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.

Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация:

Рабочая тетрадь адресована студентам ГБОУ СПО ИО «Бодайбинский горный техникум»

в соответствии с учебной программой по специальности: для специальностей: «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Открытые горные работы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Маркшейдерское дело»

Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке. Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым нужно дать определение. Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, должны быть изучены. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.

Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО »

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Бодайбинский горный техникум»



Утверждаю:

Зам. Директора по УР

_________Шпак М.Е





РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



Для специальностей:

  • «Техническая эксплуатация обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

  • «Открытые горные работы»

  • « Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)»

  • «Маркшейдерское дело»















г. Бодайбо

2014 г







Соласовано:

Методист техникума: ________Высотина О.А

Председатель П(Ц)К _________Гнатюк В.Г







Автор: Гнатюк М.В – преподаватель ГБОУ СПО ИО

«Бодайбинский горный техникум».









































Аннотация:

Рабочая тетрадь адресована студентам ГБОУ СПО ИО «Бодайбинский горный техникум»

в соответствии с учебной программой по специальности: для специальностей: «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования», «Открытые горные работы», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Маркшейдерское дело»

Рабочая тетрадь включает основные понятия, задания и вопросы, поможет организовать самостоятельную работу студентов. Задания носят актуальный, практико-ориентированный характер.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цель рабочей тетради стать опорным, вспомогательным материалом и оказать реальную помощь при подготовке домашнего задания и работе на уроке. Компактность рабочей тетради поможет правильно и последовательно уточнить смысл философских понятий. В каждой представленной теме даны основные понятия, которым нужно дать определение. Данная рабочая тетрадь поможет правильно осуществить проверку и оценку качества знаний. Обязательный минимум содержания дисциплины позволяет четко определить круг вопросов, должны быть изучены. Требования к уровню подготовки выпускника дают конкретные представления о том, что именно должны знать студенты, какие умения у них должны быть сформулированы, чтобы представить в той или иной форме полученные знания. Все представленные основные понятия, вопросы и задания могут быть использованы как исходный материал при проверке знаний по изучаемой теме. Данные материалы помогут правильно осуществить проверку и оценку качества знаний.

Рабочая тетрадь адресована студентам, окажет помощь в изучении и повторении тем по предмету «Основы философии».



















Тема: «Философия, ее смысл, функции и роль в философии»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Философия - ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Натурфилософия – _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бытие – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Миф – _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Пользуясь материалом главы, постарайтесь ответить на вопрос: всегда ли

существовала философия?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Изложите собственный взгляд на происхождение философии. Можно ли считать, что

философия родилась вместе с человеком? Какую роль в процессе ее самопознания

западной философии сыграла встреча с Востоком?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Сопоставьте миф и философскую идею. Что между ними общего? В чем различие?

Приведите пример, когда философская идея родилась в процессе преодоления мифа.

Каковы особенности дофилософских картин мира?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Попытайтесь объяснить значение слова «Логос». Покажите, как оно появилось,

почему стало многозначным, как его использовали философы в постижении и

истолковании мира.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Продумайте для себя, какой смысл вкладывал Платон в эти слова «Занимайтесь

философией и более молодых людей побуждайте к этому». Готовы ли вы

последовать совету древнегреческого мудреца? Зачем нужны философы? Какую

роль играют они в жизни человечества?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Вспомните, что в тексте главы говорилось о специфике философии. Отличается ли

она от науки? Не является ли сама наукой? Как родилось слово «метафизика»?

Можно ли окончательно решить ту или иную философскую проблему?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Какую роль, на ваш взгляд, играет философия в современном мире? Для ответа на

этот вопрос привлеките материал главы, в котором говорится о положительной

оценке философии, ее огромной роли в современной культуре. Попробуйте изложить

и собственные соображения по этому поводу. В чем величие и трагизм философии?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Рефлексия:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:_______________





Тема: «Философия, ее смысл, функции и роль в обществе»

Индивидуальные цели:_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Мировоззрение – _________________________________________________________

Человек – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Духовный опыт – __________________________________________

Знание – __________________________________________________________________

Концепция – ______________________________________________________________

Диалектика – ____________________________________________________________

__________________________________________________________

Метод – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Попытайтесь, воспользовавшись материалом главы, ответить на вопрос: нужно ли

людям связное, целостное воззрение на мир? Если да, то зачем человеку необходимо

мировоззрение? Каков в связи с этим статус философии?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. .Существует ли общая логика философского процесса? Если существует, то в чем

она обнаруживается? Не накапливают ли люди со временем больше заблуждений,

нежели истин?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Вспомните, о каких вариантах истолкования философии говорилось в тексте главы.

Чем отличается, по Платону, обыкновенный человек от философа? Почему философ

все подвергает сомнению? Какие советы способен дать философ?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Расскажите, как философия связана с конкретными науками? Дайте пример того, что

философ использует данные точных наук для своей рефлексии (размышления).

Приведите факты, свидетельствующие о том, что философ строит свою концепцию,

далеко не всегда считаясь с конкретным научным знанием своей эпохи.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Ответьте на вопрос: пользуется ли философия признанием в современном мире?

Доводы «за»: философия существует как самостоятельная гуманитарная дисциплина,

ее изучают в техникумах, гимназиях, вузах, люди уважают мудрость, многие

философские положения пользуются всеобщим признанием.

Доводы «против»: многие ученые, работающие в области физики, химии, биологии,

полагают, что они сами по себе «философы». Иначе говоря, они пытаются обойтись

без философии. Иногда говорят, что в эпоху информатики надо развивать не

философию, а информационные связи. Толкуют о том, что философия не дает

окончательных ответов, а это плохо…

Объясните, почему некоторые научные исследования опасны? Можно ли остановить

человеческую мысль? Почему нельзя выжечь ген – хранитель информации о смерти?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рефлексия:___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:___________



Тема: «Постклассическая философия II пол. XIXв. – нач. XXв»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий:

Материя – ________________________________________________________________

Сознание – ________________________________________________

Мышление – ______________________________________________________________

Онтология – _____________________________________________________________

Прагматизм – ___________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Поразмышляйте над словами Гегеля: «Всякая философия есть постижение

«абсолютного». Что имел в виду Гегель? Какое понятие является для него главным?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) писал: «Вся философия не

имеет в виду никакой цели, как только ответ на поставленные вопросы, и в

особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими

средствами он может вернее всего его достигнуть?»

Какой подход использовал Фихте при формулировании основного вопроса

философии? Согласны ли вы с ним? Есть ли у вас возражения?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Предположим, что объявлен конкурс на лучшую формулировку основного вопроса

философии. Предложите свои варианты. Попробуйте обнаружить то смысловое

поле, на котором можно отыскать основной вопрос философии: судьба человека,

любовь, жизнь, бессмертие, познание, вечность природы, нравственность, сущность

бытия.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. А. Шопенгауэр писал: «Едва бы люди стали философствовать, если бы не было

смерти».

Может быть, конечность человеческого существования и есть основной вопрос

философии? А каково ваше мнение? Есть ли у вас возражения против мысли

Шопенгауэра? Может быть, бренность человеческого существования рождает

чувство тревоги, которое и заставляет человека задуматься над жизнью, ее

смыслом? Не с этого ли начинается всякая философская рефлексия (размышление)?

А коли так, то, может быть, проблемы смерти и бессмертия и являются основным

вопросом философии?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Вспомните, как современные открытия в физике заставляют заново осмыслить

соотношение бытия и сознания. Почему понятие материи становится иным, когда

происходят важные открытия в физике? Отчего мы вкладываем в понятие материи

самый обобщенный смысл? Какие задачи стоят сейчас перед материалистами и

идеалистами?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Рефлексия:___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка:_______

Преподаватель:__________





Тема: «Философия средних веков»

Индивидуальные цели:______________________________________________

________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий:

Дао – ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Даосизм – _________________________________________________________________

Жэнь – _____________________________________________________________________

Ли – _______________________________________________________________________

Буддизм –_________________________________________________

Медитация – _____________________________________________________________

Космос – __________________________________________________________________

Атом – ____________________________________________________________________

Индукция – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Риторика – _______________________________________________________________

Схоластика – ____________________________________________________________

Откровение - _____________________________________________

Гуманизм – _______________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Вспомните, о каких великих философах Древнего Китая вы узнали из текста

главы? Каковы их основные философские идеи? Почему Конфуций уделял

значительное внимание проблемам нравственности? Что такое даосизм? В какой

мере оправдан принцип «недеяния», который исповедовали китайские мудрецы?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Попробуйте изложить основные идеи Будды, как вы их поняли и запомнили.

Посмотрите соответствующую часть текста и проверьте себя. Какие «четыре

благородные истины» утверждал Будда? Как можно, согласно буддизму, избавить

себя от страданий? Что такое медитация?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Попытайтесь вспомнить основные идеи философов милетской школы. Кто такой

Фалес и почему его идеи дали толчок развитию европейской философской мысли?

Кому принадлежит идея о происхождении человека от животных? Кто из античных

философов утверждал мысль о бессмертии души?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Попробуйте, опираясь на изученный материал, изложить эволюцию античной

философии. Кто такой Гераклит? Чем примечательна философия Демокрита? Что

вы знаете о судьбе Сократа? Почему Платона можно считать великим философом?

В чем Аристотель видел смысл систематизации науки? Кто такие стоики?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Постарайтесь составить общую характеристику средневековья, пользуясь

материалом учебника по истории. Почему философы той эпохи были

религиозными мыслителями? Что побудило Августина Блаженного утверждать

приоритет веры над разумом? Какие причины привели к рождению современного

философского направления неотомизма?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Докажите, что историки культуры правомерно называют эпоху, последовавшую за

средними веками, Возрождением. Что такое гуманизм? Почему Данте можно

считать гуманистом? Как проявился гуманизм в творчестве философов эпохи

Возрождения?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:______________



Тема: «Философия Нового времени»

Индивидуальные цели:________________________________

__________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Рациональность – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Прогресс – ________________________________________________

Монархия – _______________________________________________________________

Деспотия – _______________________________________________

Антропология – _________________________________________________________

Дух – ______________________________________________________________________

Душа – ___________________________________________________

Диалектика – ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое рациональность?

Вспомните происхождение этого слова. Назовите слова, которые близки к нему.

Поищите синонимы к слову «рациональный».

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Почему Новое время философия начала сближаться с наукой? Какие причины

содействовали этому сближению? Как это отразилось на содержании философии?

Приведите примеры, которые свидетельствуют о том, что многие философы

Нового времени были одновременно и учеными.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Почему, начиная с XVIII в., в философии обозначился глубинный и обостренный

интерес к человеку? Назовите философов, которые размышляли о человеке.

Вспомните основные сюжеты и темы, которые обсуждали эти мыслители.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Определите свое отношение к философии романтизма. Как вы относитесь к тому,

что в эпоху романтизма сложился культ человеческого воображения? Вспомните

другие особенности романтической философии.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка:_______

Преподаватель:_____________

Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Бытие – __________________________________________________________________

__________________________________________________________

Сущее – ___________________________________________________________________

__________________________________________________________

Экзистенциализм – ______________________________________________________

Экзистенция – ___________________________________________________________

Экзистенциалы – ________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Вспомните материал данной главы и ответьте на вопросы: что такое бытие?

Тождественны ли понятия «бытие» и «сущее»? Что означает само слово «бытие»?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Подумайте, как соотносятся понятие «бытие» и «ничто» Что такое «ничто»?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое человеческое бытие? Как понимать слово «экзистенция»? Почему оно

появилось?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Постарайтесь провести различие между тем, как, по мнению М. Хайдеггера, можно

прорваться к человеческому бытию, и тем, какой путь к этой цели предлагает К.

Ясперс.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Сформулируйте ваше отношение к проблеме самоубийства. Согласны ли вы с

трактовкой ее Камю? Можно ли признать вопрос о жизни и смерти

фундаментальным вопросом философии? Можете ли вы принять точку зрения

французского философа о полезности бунта против обыденного существования?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Вспомните по тексту главы: в чем достоинства экзистенциальной философии?

Почему мы размышляем об идеале человеческого существования? Какое место

занимает сегодня экзистенциалистское мышление?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________



Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»

Индивидуальные цели:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Жизнь – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Смерть – _________________________________________________________________

Эвдемонизм – ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эпикурейство, эпикуреизм – ___________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Генотип – ________________________________________________________________

Совесть – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Назовите понятия, которые помогают осмыслить ценность жизни. Какой ряд слов

противостоит им?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Можно ли считать жизнь универсальной ценностью? Как люди разных эпох

относились к бессмертию?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Почему люди вырабатывают различные образы и символы смерти? Зачем это надо

людям? Какие варианты символического бессмертия вы знаете?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Почему проблема смысла жизни занимает такое значительное место в философии?

Попробуйте сформулировать различные ответы на вопрос: в чем смысл жизни? В

чем вы видите смысл своей жизни?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Что вы думаете о человеческой природе? Действительно ли человек по натуре в

основном агрессор и убийца? Вспомните, что по этому поводу говорится в главе.

Можете ли вы привести из литературы и жизни примеры человеческой

жертвенности?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Осмысляя содержание главы, попробуйте ответить на такой вопрос: почему

бессмертие далеко не всегда благо? Как бы вы могли распорядиться собственной

жизнью, если бы она не была столь скоротечной?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________









Тема: «Сознание, мышление, язык»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Система средств: учебник под ред. Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Сознание – ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Разум – ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мышление – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бессознательное – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Коллективное бессознательное – _____________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Архетип – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Чем инстинкт отличается от разума? Вспомните, почему инстинкт – это

естественное влечение. Приведите примеры, показывающие, что в инстинкте

заложена конкретная программа, которую существо преодолеть не в состоянии.

Чем деятельность человека отличается от деятельности животного? Паук ткет

паутину, но не строит запруды. Пчела создает соты, не имея никакого

предварительного идеального проекта того, как должен выглядеть готовый улей.

Покажите, что разум человека позволяет ему преодолеть видовую ограниченность.

Вспомните, что говорится в тексте главы о свободной деятельности, которая

противостоит инстинкту.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Волк преследует зайца. Он прикидывает, где может оказаться трусишка, убегая от

него, рассчитывает траекторию своего преследования и, сокращая расстояние,

настигает жертву. Как, по-вашему, волк способен мыслить? Откуда у волка такая

мудрая расчетливость? Растения и животные тоже обладают разумом? Приведите

доводы «за» и «против».

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Почему сознание появилось у человека не в готовом виде, а формировалось

постепенно? Означает ли это, что в ходе последующей эволюции сознание

человека станет еще более совершенным? Что такое сознание вообще?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Чем отличается сознание от мышления? Что дает основание характеризовать

мышление как процесс? Почему у многих народов не было в языке общих

понятий? О чем это говорит?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Что такое бессознательное? Когда в истории философии оно было открыто? Кто из

философов исследовал бессознательное? Вспомните, что в тексте главы говорится

об индивидуальном и коллективном бессознательном. В чем их различие?

Приведите примеры архетипов, пользуясь ссылками на сказки, мифы и т.д.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Что позволяет рассматривать сознание как планетарный феномен? Как сознание

обеспечивает единство психики? Почему важен психический опыт ребенка,

полученный до рождения? Можно ли, ссылаясь на бессознательное

новорожденного ребенка, объяснить многообразие мифов?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Вспомните, что в тексте главы говорится о сознании как благословенном даре

человека. Если оно служит опорой человека, то почему философы нередко

критически оценивают его, анализируют парадоксы сознания? Можно ли

представить человека и человечество в целом лишенными сознания?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_______________



Тема: «Что такое знание?»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Онтология – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Познание – ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Истина – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Картина мира – _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Агностицизм – ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Психика – _________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое онтология? Чем она отличается от других областей философского

знания? Почему Б. Рассел считал, что целью философии является познание?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Что такое познание? Почему некоторые философы признавали доопытное знание?

В чем состоит критика Дж. Локком врожденных идей? Чем продиктована

потребность в критике познавательных способностей человека?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое «идолы сознания»? Кто пытался проанализировать «искажения ума»?

Попробуйте привести собственные примеры, которые доказывают существование

«призраков сознания». Составьте таблицу, которая отражает типологию «идолов

сознания». Попробуйте дать свои названия каждому типу.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Как бы вы могли определить истину? Правда ли, что истина одна, или существуют

разные истины? Что такое агностицизм? Согласны ли вы с доводами агностиков.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Может ли наука познать все на свете? А философия? Аргументируйте свои ответы.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Древнегреческий философ Аркесилай (ок. 315 – ок. 240 до н.э.) говорил: «Ничего

на свете нельзя понять, даже того, что оставил для познания Сократ». Как вы

понимаете данное суждение? Почему философ ссылается на Сократа? Хочет ли он

подчеркнуть мысль об ограниченности познания?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Разум помогает открывать истины. Но он же и мешает этому. Приведите примеры,

которые иллюстрируют оба суждения.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________

Тема: «Основополагающие категории человеческого бытия»

Индивидуальные цели:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Биосфера – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Свобода – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Творчество – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Страсть – ________________________________________________________________

Счастье – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Как вы понимаете смысловую подвижность понятия свободы?

Определите, в каких приведенных далее высказываниях понятие «свобода»

выступает как: а) политическая, б) нравственная, в) философская категория.

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

«Свобода – это новая религия, религия современности» (Гейне).

«Я предпочитаю быть свободным душой в тюрьме, чем льстецом и трусом на

свободе» (Дейс, американский деятель рабочего движения).

А у вас хватило бы мужества на такое предпочтение?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Какие стихи и высказывания о любви наиболее созвучны вашему восприятию

этого чувства?

Я знаю; век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с Вами днем увижусь я.

(А.С. Пушкин)

Я пью за круг моих подруг,

Служу им дни и ночи я….

Одну люблю и с ней делю

Постель, и хмель, и прочее,

А много ль дней мы будем с ней,

Об этом не пророчу я…

(Р. Бернс, шотландский поэт XVIII в.)

Всегда таинственный и новый,

Я тебе послушней с каждым днем.

Но любовь твоя, о друг суровый,

Испытание железом и огнем.

Запрещаешь петь и улыбаться,

А молиться запретил давно.

Только мне с тобой не расставаться,

Остальное все равно!

(А. Ахматова)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Чем отличается оценка смерти в культурах, в которых осознается уникальность

личности, от ее оценки в культурах, в которых слабо развито самоощущение

индивидуального существования?

В чем заключается основное различие концепций посмертного бытия,

содержащихся в западных и восточных культурах?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Рефлексия:______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:_____

Преподаватель:_____________



Тема: «Философия античного мира»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Космогония – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Теогония – ________________________________________________________________

Натурфилософия – _____________________________________________________

Энтелехия – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пантеизм – ______________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Древний царь Соломон Мудрый говорил: «Муравьи народ не сильный, но летом

заготавливают пищу; горные мыши – народ слабый, но ставят дома на скале; у

саранчи нет царя, но выступает она вся стройно; паук лапками цепляется, но

бывает в царских чертогах».

Подумайте над этой фразой. Какое представление о природе оно выражает? Как

оценивает природу мудрый царь? Кажутся ли вам его замечания меткими?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Перескажите космогонический миф, который вам понравился. Материал для

знакомства можно найти в книге «Мифы народов мира». Обратите внимание на

такие вопросы: что говорится в мифе о хаосе? Как описан в нем порядок? Какое

место в творении мира занимает человек?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. В чем отличие натурфилософии от мифологии? Выберите правильный ответ из

следующего перечня их основных различий. Философия пользуется

доказательствами, которые в мифе необязательны. Она более критична. В мифе

есть изложение, но нет сомнений. Философы пытаются определить место человека

в природе, а не просто обозначить его присутствие в Космосе. В мифе силы

природы персонифицированы, а в философии безличны.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Вот стихи персидского и таджикского поэта Омара Хайяма (ок. 1048 – ок. 1123):

Круг небес ослепляет нас блеском своим.

Ни конца, ни начала его мы не зрим.

Этот круг недоступен для логики нашей,

Меркой разума нашего неизмерим.

Как вы поняли основную мысль поэта? Согласны ли вы с тем, что наш разум не в

состоянии постичь тайны мира?

Действительно ли мир не имеет ни конца, ни начала? Посильно ли это представить

человеческому разуму? Можно ли согласиться с суждением поэта? Умопостигаема

ли беспредельность мира?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5 В одном из своих стихотворений В. Шекспир написал:

Ведь природу улучшают

Тем, что самой природой дано.

Искусство также детище природы.

Когда мы к ветви дикой прививаем

Початок нежный, чтобы род улучшить,

Над естеством наш разум торжествует,

Но с помощью того же естества.

Какой философский смысл заключен в этих строчках?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6 Что такое экологическая этика? Могли бы вы сформулировать собственные

правила такой этики?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:____

Преподаватель:____________



Тема: «Философия и история»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д. Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Доистория – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фатализм – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цикл – _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Способ производства – _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Попробуйте порассуждать на тему: «Чему учит людей прошлое?» Постарайтесь

привести примеры, которые, на ваш взгляд, показывают, как важно помнить, что

уже происходило в истории и несет в себе некие уроки. Почему во многих странах

зафиксирован «бум родословной»? Помните ли вы своих умерших родственников?

Что вы знаете о них? Откуда взялось слово «манкурт»? Что оно означает?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Каковы истоки истории, ее цель? Вспомните, что по этому поводу говорится в

тексте главы. Когда обнаружились начатки исторического мышления? Был ли

«золотой век»? Как вы представляете себе доисторию? С какого времени вы

воспринимаете человеческую историю? Что вы знаете из прошлого человечества?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Существует ли логика истории? Что направляет нашу судьбу? Как вы

представляете себе смысл мифа об Эдипе? Как он сказывается на прогнозах?

Нужно ли составлять прогнозы? Как свести до минимума опасность

нежелательных предсказаний? Можно ли верить предсказаниям Нострадамуса?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Что такое «фаустовская культура»? Были ли у человечества другие возможности

для развития, кроме технической цивилизации? Есть ли перспектива создать

другую цивилизацию? Как бы вы могли представить общество будущего?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Почему многие мыслители считают, что революция опасна? Неизбежны ли

революции? Возможен ли иной, нереволюционный путь развития мировой

истории? Как русские философы представляли себе будущее России?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Как, по вашему мнению, развивается история – линейно, последовательно или по

спирали? А, может быть, она все время возвращается на «круги своя»? Что такое

циклическое развитие? Кто из философов пытался создать концепцию

циклического развития истории? Чем прогрессистская концепция Маркса

отличается от концепции Белла или Тоффлера?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Что такое прогресс? Возможен ли он в истории? Становятся ли люди лучше?

Меняется ли в хорошую сторону человеческая жизнь? Каковы доводы

«антипрогрессистов»? Что такое апокалипсис?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:______________________________________________

__________________________________________________________

Оценка:____

Преподаватель:____________



Тема: «Философия и искусство»

Индивидуальные цели:______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Искусство – ______________________________________________________________

__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Прекрасное – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эстетика – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Образ – ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Мораль – __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Красота – ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Этика – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Наука – ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Какую роль играет культура в жизни человека и общества? Что такое духовность?

Из чего складывается духовная жизнь человека? Отвечая на эти вопросы,

подумайте, может ли человечество утратить какой-нибудь из компонентов

духовной культуры? К каким последствиям это может привести?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Попытайтесь сформулировать ваше представление о красоте. Назовите памятники,

которые вы считаете красивыми. Вспомните, какие разновидности человеческой

деятельности относятся к искусству. В чем специфика художественного

творчества? Назовите художественные образы, которые произвели на вас сильное

впечатление.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое добро? Почему в мире существует зло? Можно ли создать мир, в

котором совсем не будет зла? Почему этику называют практической философией?

Что такое ценность? Постройте иерархию ваших собственных ценностей,

воспользовавшись следующим примером:

Свобода

Любовь

Мудрость

Добро

Вера

Познание

Власть

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Правда ли, что зло наказуемо? Приведите примеры «за» и «против».

Зло наказуемо

Я взял чужую ручку, а потом у меня ее украли.

Я переписал чужую контрольную и получил двойку за четверть.

Зло ненаказуемо

Я подобрал чужой бумажник, но никто так и не спохватился.

Я пользовался чужими конспектами, но все равно получил «отлично».

Разберите эти ответы. Было бы желательно построить обсуждение этого задания с

таким расчетом, чтобы учащиеся пришли к выводу: зло наказывается, прежде

всего, внутренним регулятором поведения – совестью, муки которой имеют

решающее значение для нравственного человека. Все остальные наказания

вненравственны.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Подумайте, можно ли обойтись без этики, ориентируясь только на мораль. Можно

ли заставить человека быть нравственным? Что такое золотое правило

нравственности? Почему оно пользуется признанием у людей? Как вы поняли

различие между нормативной и не нормативной этикой? Приведите пример, когда

различные этические требования кажутся несовместимыми, а надо принимать

решение.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Что такое этика ненасилия? Может ли она быть продуктивной? Возможен ли мир,

где насилие устранено? Как складывалась этика ненасилия?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Расскажите, какую роль в современном мире играет наука. Попробуйте

пофантазировать на тему: как может выглядеть мир, в котором отсутствует наука?

Когда появилась наука? Как возникла в людях тяга к познанию? Почему XX в.

называют веком знаний?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:________________



Тема: «Философия и религия»

Индивидуальные цели:__________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Религия – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Язычество – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________-

Аллах – ____________________________________________________________________

Атеизм – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Бог – _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Будда – ____________________________________________________________________

Обряд – ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Культ – ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое философия религии? Что такое теология? В чем различие философии и

теологии? Вспомните, что по этому поводу говорится в главе, когда ставится

вопрос: зачем философствовать о том, что открывается человеку через веру и

чувства?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Что такое религия? Почему в каждой религии есть Бог? Чем объяснить

многобожие? Что вы узнали из содержания раздела о язычестве: каковы

происхождение слова и основные признаки этого явления? Можно ли однозначно

оценить язычество? Может ли язычество возрождаться?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое буддизм и когда он возник? Каковы основные черты этой религии?

Почему ее называют «атеистической» религией? Насколько интересен для вас

путь преодоления страдания, о котором говорил Будда? Что такое дхарма?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Когда родилось христианство? Кто такой мессия? Попробуйте изложить учение о

Троице и его смысл. Что такое религиозный опыт? Чем религия отличается от

философии? Какие разновидности христианства вам известны и как они

сложились?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Что такое ислам и когда он возник? Мухаммад – это Бог или пророк? Каковы

«пять столпов ислама»? Что вам известно о судьбе ислама в современном мире?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Каковы светские и религиозные версии происхождения религии? Какую роль

играет религия в культуре? Почему слово «культура» связано со словом «культ»?

Какие функции религия выполняет в обществе? Что такое религиозное

возрождение?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:_____________



Тема: «Философия и глобальные проблемы современности»

Индивидуальные цели:____________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Научно – техническая революция – __________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Глобальные проблемы – ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Утопия – _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Антиутопия – ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Что такое ускорение прогресса? Расскажите, что вы знаете о научно-технической

революции и ее социальных последствиях, Каковы прототипы научно-технической

революции? Что такое информационные технологии?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Когда был создан Римский клуб? Охарактеризуйте ваше понимание глобальных

проблем. Когда и почему они были осознаны? Какие проблемы мы относим к

глобальным? Каковы пути решения глобальных проблем?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое «концепция устойчивого развития»? Кому принадлежит мысль о

«глобальной деревне»? Кто из современных философов полагает, что в

современном мире станет заметным «конфликт цивилизаций»?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Проведите различие между утопией и антиутопией. Какие антиутопии вы знаете?

Какие прогнозы на будущее вам знакомы? Как можно предвидеть будущее?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Что такое «гуманистическая революция»? Попробуйте представить себе XXI век.

Каким он, по вашему мнению, будет и почему? Может ли случиться нечто

непредсказуемое, о чем не догадываются прогнозисты?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:___________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:______________



Тема: «Философия и история»

Индивидуальные цели:__________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Общество –_______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Деятельность – _________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Социальность – __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Пассионарность – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Модернизация – __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Революция социальная – ________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Эволюция социальная – _________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Какие качества человека позволили ему создать общество? Что такое социальные

отношения? Попытайтесь охарактеризовать те социальные связи:

а) в которых вы в настоящее время находитесь и б) в которых вам предстоит

вступить по окончании школы. Что такое социальность? Попробуйте описать

какой-нибудь пример асоциального поведения.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Что такое общество? Вспомните, что в тексте главы говорится о том, какие силы

побуждают человека действовать сообща? Может ли одиночка выжить на

необитаемом острове? Что такое «робинзонада» и в чем слабость данной теории?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое общественный договор? Когда возникли договорные теории

происхождения общества? В чем слабость такой концепции? Какие факторы

влияют на развитие общества? Можно ли признать, что какие-то из них способны

привести к серьезным изменениям в обществе, а какие-то нет? Верно ли мнение,

будто воздействие каких-то из этих факторов проходит для общества незаметно

или все-таки все факторы следует учитывать в общественной жизни, ее

обустройстве, организации?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Что такое социальные интересы, как они проявляются в жизни общества? Как

появились классы и почему не получила признание в социальной теории

концепция классовой борьбы?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Пифагор писал: «Народы! Старайтесь иметь добрые нравы, нежели законы: нравы

суть первые законы». Как вы считаете, почему нравы играют приоритетную роль в

жизни общества? Почему в обществе, где царит преступность, законы вряд ли

могут полностью оздоровить жизнь?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

6. Учащемуся предлагается вообразить себя Робинзоном. Вовсе не обязательно

следовать сюжетной канве романа, Герой Дефо начал с сооружения жилища, с

собирания плодов. С чего начнете свою версию робинзонады вы, это зависит от

вашей собственной фантазии. Наверное, вы можете начать, к примеру, с какого-

нибудь приручения Пятницы. Подумайте, что может за этим последовать, Как

могут в дальнейшем развиваться ваши с ним социальные отношения. Какие

социальные качества будут при этом реализовываться?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Прочитаем строки, написанные Марком Аврелием: «Делай то, что от тебя требует

в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь

доволен движением вперед хотя бы на один шаг – не считай это маловажным. Кто

может изменить образ мысли людей? А без такого изменения, что может быть,

кроме рабства, стенаний и лицемерного повиновения?»

Что в тексте главы соотносится с высказыванием философа-правителя? Как Марк

Аврелий оценивал идеальное государство Платона? Почему мудрец высказался

против революции как радикального и одномоментного сдвига в жизни общества?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:________________



Тема: «Философия и культура»

Индивидуальные цели:__________________________________

_____________________________________________________________________________

Норма времени: 20 мин.

Система средств: учебник под ред. В.Д.Губина.

Задание: раскрыть смысл философских понятий.

Культура – _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Символ – __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Структура – _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

.Ценность – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Трансценденция – _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Цивилизация – ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Ответить на вопросы и выполнить задания:

1. Почему культура существует во множестве вариантов? Как сложились разные

культуры? Почему люди создают особый образ жизни и особые традиции?

Вспомните, какие описания разных культур даны в тексте главы. Попробуйте

привести собственные примеры, которые свидетельствуют о том, что культуры

отличаются друг от друга.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. Кому принадлежит определение «Культура – это вторая природа»? Каков смысл

этой формулы? Можно ли считать это определение безупречным? Какие признаки

культуры названы в тексте главы?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3. Что такое ценность? В чем, на ваш взгляд, причина того, что каждая культура

имеет собственные ценности и выстраивает их в особой иерархии? Почему

культура выражает тяготение к возвышенному, неземному? Как отличить

творческую деятельность от нетворческой деятельности?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Что такое цивилизация? Чем различаются цивилизация и культура? Вспомните,

какие теории цивилизации излагались в главе и кому они принадлежали?

Почему знаковые системы являются языками культуры? Какова природа символов?

Почему с помощью символов можно раскрыть специфику той или иной культуры?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Что такое массовая культура? Когда она возникла? Что означает выражение

«восстание масс»? Какие отрицательные черты вы могли отметить в массовой

культуре, какая новая дисциплина изучает многообразие культур?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рефлексия:_____________________________________________

_____________________________________________________________________________

Оценка:______

Преподаватель:______________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь по дисциплине "Философия" для специальностей СПО

Автор: Гнатюк Марина Владимировна

Дата: 30.07.2014

Номер свидетельства: 110872

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства