Программа профильного обучения 10 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по английскому языку.
Программа предназначена для учащихся 10 классов с изучением английского языка на профильном уровне.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений и учебным планом МБУ СОШ № 74 на изучение английского языка в 10 классе отводится 6 часов в неделю (204 часа в год).
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 420 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе полного среднего образования из расчета 6 учебных часов в неделю в 10- 11 классах профильный уровень
Изучения иностранного языка представляет собой расширение и углубление базового уровня с учетом профильной ориентации школьника
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык входит в образовательную область «Филология». Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникаций требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «Иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке, могут быть сведения из разных областей знаний, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью ( с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
К завершению обучения в старшей школе на профильном уровне планируется достижение учащимися минимального уровня общеевропейского уровня (В1) подготовки по английскому языку.
На старшей ступени обучения предусматривается развитие учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу; ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте; обобщать информацию, выделять ее из различных источников.
Специфика завершающего этапа обучения английскому языку в 10 -11 классах состоит в том,что на данном этапе осуществляется систематизация и обобщение языкового материала,усвоенного ранее, расширения продуктивной и рецептивных лексических и грамматических навыков в процессе обильного чтения и аудирования аутентичных текстов, развитие умений рассуждения, аргументации по поводу прочитанного или прослушанного, обмена мнениями по широкому кругу обсуждаемых вопросов в пределах тем и ситуаций общения, предусмотренных в УМК, умений делать презентации, обобщающие результаты проектной деятельности, выступать с сообщениями, небольшими докладами на уроках и на школьных конференциях. Происходит дальнейшее развитие умений письменной речи, которая выступает на данном этапе как важнейшая цель обучения. Письменные задания направлены на овладение основными типами речи: описание, повествование, рассуждение в виде сообщений, докладов, эссе, личного письма.
Особенностью данного этапа является повышение роли самостоятельной работы учащихся, связанной с поиском информации в различных источниках, в том числе и Интернете в процессе выполнения проектных заданий, подготовки сообщений. Большое внимание уделяется формированию умений анализа словарных дефиниций в одноязычных словарях, которым авторы УМК рекомендуют отдавать предпочтение.
Также, как и в VII-IX классах на завершающем этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к ЕГЭ, которая органично вплетена в канву учебников, рабочих тетрадей, книг для чтения и звуковых пособий.
Изучение английского языка на основе данного УМК в X-XI классах предполагает овладение учащимися уровнем В2 «Пороговый продвинутый». Безусловно, часть школьников может не достичь этого уровня по всем видам речевой деятельности, однако, к этому нужно стремиться, а содержание УМК и технология обучения создают все условия для достижения этой цели.
X класс ( девятый год обучения)
Учащимся предлагаются следующие учебные ситуации:
1. Изобразительное искусство (Man the Creator).
Человек – творец прекрасного; известные художники прошлого: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дега, Ренуар, Айвазовский, Иванов, Саврасов, Левитан, Серебрякова и др.; материалы для создания художественных произведений; классическое и современное искусство; что мы видим на живописных полотнах; наиболее популярные жанры живописи; основные характеристики живописных произведений; достоинства произведений живописи; искусство фотографии; влияние искусства на человека.
2.Основные мировые религии, верования, предрассудки ( Man the Believer).
Ведущие мировые религии-христианство, ислам, иудаизм, буддизм; ведущие ветви христианства: религия в Китае; конфуцианство; религиозные символы, праздники, обряды; места поклонения верующих; священные книги; священные здания; языческие верования древнего человека; древнегреческие и древнеримские легенды; мифы древних народов Севера; суеверия людей; во что мы не верим; атеистические мировоззрения людей.
3.Экологические проблемы современности (Man the Child of Nature).
Основные экологические проблемы современности; влияние человека на состояние окружающей среды; состояние природных ресурсов в наше время; энергетические проблемы в мире; нехватка воды; изменения климата в исторической перспективе; техногенные катастрофы; лесные пожары; международные организации по защите растительного и животного мира, по решению экологических проблем; природные катаклизмы- извержения вулканов, ураганы, цунами, торнадо, штормы, сходы снежных лавин, землетрясения; возможные пути решения экологических проблем.
4.Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья (Man the Seeker of Happiness).
Человек в поисках счастья; оптимисты и пессимисты; счастье в понимании различных сообществ; проблема выбора: альтернативные решения, создание счастья собственными руками для других и для себя; семья и счастье; достаток и счастье; любимое дело и счастье; дружба и любовь в жизни человека; философия счастья у разных людей.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Цели обучения английскому языку
Изучение английского языка в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
- Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).
- Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного филологического профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, а также увеличение обьема знаний за счет информации профильно-ориентированного характера.
- (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы.
- Социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка.
- Компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств:
- Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и
специальных учебных умений, ознакомление с доступными
учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков
и культур, в том числе с использованием новых информационных
технологий;
На старшей ступени обучения предусматривается развитие учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретения знаний: использовать двуязычные и одноязычные (толковые) словари и другую справочную литературу; ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте; обобщать информацию, выделять ее из различных источников.
Основная цель курса — дальнейшее развитие коммуникативной компетентности учащихся на уровне, позволяющем успешно решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях англоязычного общения, включая учебные ситуации и ситуации связанные с будущей трудовой деятельностью.
В качестве сопутствующей цели авторы выделяют развитие универсальных / ключевых компетентностей, таких, как:
- умение учиться самостоятельно;
- умение исследовать и критически осмысливать явления действительности, в том числе языковые;
- умение организовывать и осуществлять коммуникацию;
- умение проектировать собственную деятельность, то есть анализировать ситуацию, принимать решения, осуществлять задуманное, представлять и оценивать результаты, корректировать деятельность в зависимости от результата
Российское образование всегда рассматривало учебный процесс в школе как одно из основных мест, где происходит воспитание, то есть формирование системы ценностей и норм поведения у учащихся. Следуя этой традиции, авторы УМК определяют еще одну важную цель — формирование у учащихся гуманистических ценностей и норм поведения, таких, как:
- ценность образования в современном обществе;
- демократические ценности: уважение к личности, ценность культурного разнообразия, участие каждого в принятии решений и коллективной деятельности, разнообразие мнений и т. д.;
- активная жизненная и гражданская позиция;
- уважение к собственной культуре и к культурам других народов;
- бережное отношение к окружающей среде;
- семейные ценности;
- здоровый образ жизни как норма поведения.
Курс также способствует первичному профессиональному самоопределению учащихся.