Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС
Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986).
Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14.05.2014 г. №1172/ 01 – 10 «Об использовании учебников».
Рабочая программа составлена с учетом:
примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 42 с. – (Стандарты второго поколения);
программы курса «Обществознание» 5-6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 24 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программа ориентирована на УМК:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
- воспитания общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- развития личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
- формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладения учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения этого предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовнонравственной культуры народов России».
Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса Обществознание 5 класс к УМК А.И. Кравченко ФГОС »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Конституции РФ;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и реализации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986).
Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Письмо Департамента образования Ярославской области от 14.05.2014 г. №1172/ 01 – 10 «Об использовании учебников».
Рабочая программа составлена с учетом:
примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 42 с. – (Стандарты второго поколения);
программы курса «Обществознание» 5-6 классы / авт.-сост. С.В. Агафонов. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 24 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Программа ориентирована на УМК:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. – 216 с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Рабочая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Календарно-тематическое планирование рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:
воспитания общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развития личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формирования у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладения учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формирования у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения этого предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
Изучение «Обществознания» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир» и «Основы духовнонравственной культуры народов России».
Требования ФГОС к результатам обучения обществознанию:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Основное содержание учебного предмета (5-9 классы)
Раздел I Человек в социальном измерении 18 ч.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Раздел II Ближайшее социальное окружение не менее 9 ч
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Раздел III Общество — большой «дом» человечества не менее 12 ч.
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
Раздел IV Общество, в котором мы живём не менее 15 ч.
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества.
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
Раздел V Регулирование поведения людей в обществе не менее 16 ч.
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность.
Раздел VI Основы российского законодательства не менее 11ч.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
Раздел VII Мир экономики не менее 12 ч.
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
Раздел VIII Человек в экономических отношениях не менее 6 ч.
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
Раздел IX Мир социальных отношений не менее 8 ч.
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Раздел X Политическая жизнь общества 16 ч.
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
Раздел XI Культурно-информационная среда общественной жизни не менее 8 ч.
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
Раздел XII Человек в обновляющемся обществе не менее 3 ч.
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
Основное содержание учебного предмета 5 класс
Раздел I Человек в социальном измерении 18 ч.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Раздел II Ближайшее социальное окружение не менее 9 ч
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
Название раздела
Количество часов
Количество часов
Количество часов
По примерной программе
По авторской
программе
По
рабочей
программе
Введение в предмет
-
1
1
Человек в социальном измерении
18
19
20
Ближайшее социальное окружение
Не менее 9 ч.
10
11
Итоговое повторение
-
1
2
В рабочей программе увеличено количество часов на преподавание блоков за счет резерва.
Тематическое планирование
Название темы
Кол-во
часов
Характеристика деятельности обучающихся
УУД
Планируемые
предметные результаты
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Введение в предмет
1
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.
Фиксация информации в различных знаковых системах.
Усвоить. назначение школьного предмета обществознание.
Объяснять
с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и
от школьного предмета «обществознание».
Представлять в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание
.
Объяснять, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Человек в социальном измерении
20
Характеризовать и подтверждать примерами биологическое и социальное в природе человека.
Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.
Оценивать с позиций норм морали собственные поступки и отношение людей с ограниченными возможностями.
Определять и характеризовать примерами сущностные характеристика деятельности.
Объяснять роль мотивов в деятельности человека.
Приводить примеры основных видов деятельности.
Описывать способы познания природы, человека, общества и конкретизировать их примерами.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности».
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей.
Оценивать собственный социальный статус и социальные роли с привлечением полученных знаний.
Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека.
Сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.
Оценивать с нравственных позиций свое отношение к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам.
Показывать на конкретных примерах особенности становления личности.
Описывать гендер как «социальный пол».
Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека.
Приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек.
Характеризовать и подтверждать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности и разных национальностей.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиций толерантности.
Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Объяснять смысл понятия «гражданство».
Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни.
Выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.
Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни.
Характеризовать основные этапы социализации.
Конкретизировать примерами культурные нормы и ценности.
Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией.
Характеризовать
и
конкретизировать
конкретными примерами биологическое и социальное
в природе человека.
Определять
социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.
Оценивать
с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей
с ограниченными возможностями.
Оценивать
себя и отличать истинное знание от ложного.
Составлять
перечень своих положительных и отрицательных черт характера.
Объяснять
свой выбор.
Написать
несколько предложений о том , что мешает вести себя хорошо, а что помогает.
Описывать
отрочество как особую пору жизни.
Отвечать
на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке?
Оценивать
собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности.
Ориентироваться
в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывать свой ответ на вопрос «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе».
Анализировать
, используя схему «Структура деятельности», вид своей деятельности по выбору.
Вырабатывать на примере характеристики своих ежедневных действий модель обучения в школе
Составлять
по алгоритму план по возвышению и расширению своих потребностей.
Прогнозировать,
что может дать хорошее образование человеку и обществу.
На основе работы
с текстом учебника, соотносить
себя, своих родителей
с соответствующей возрастной группой.
Представлять
варианты решения вопроса: «С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек».
Назвать права человека, работая
с отрывками Конституции РФ, которые он получает
от рождения.
Корректировать
собственное поведение
в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Планировать
общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Раскрывать
на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Раскрывать
на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.
Анализировать
имеющиеся данные на основе работы
с текстом (о Суворове).
Объединиться
в небольшие группы и обойти
окрестные дома и улицы. Определить,
что
в них приспособлено для инвалидов, а что нет.
Обосновывать
свой ответ.
Согласны ли вы
с высказыванием «Отрицательный результат (деятельности) тоже результат».
Объяснять
как человек познает мир и самого себя.
Выписать,
работая в парах с текстом учебника , права и обязанности и ответственность человека в обществе.
Раскрывать
на конкретных примерах значение
самостоятельности как показателя взрослости.
Подготовить
коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение
в обществе», «Женщины
в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе».
Подготовить
сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов».
Подготовить презентацию о культуре древних народов.
Сравнивать
свойства человека и животных.
Принимать
участие
в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше».
Привести
пример, на основе беседы с родителями или другими взрослыми, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации.
задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер и исполнитель).
Планировать
пути достижения целей ,анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек.
Проводить
опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.
Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,
проводя опрос родственников или знакомых долгожителей,
выяснив у них в чем секрет долголетия.
Формулировать характеристики природы человека
с т.з. современных общественных наук.
Определять проблему урока и понятия, выделять главное.
Характеризовать основные этапы и факторы социализации
личности.
Выделить
в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов
в деятельности
Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Обучение навыкам формулирования понятий.
Определить
от чего зависит положение человека
в обществе.
Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний.
Сравнить и сопоставить на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода.
Определять правильность действия
на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связаны
с природными различиями и гендерной социализацией.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.
Корректировать собственное поведение
в соответствии
с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Воспитать культуру здорового и безопасного образа жизни.
Ближай-шее социаль-ное окружение
11
Характеризовать семью и семейные отношения.
Приводить примеры семейных традиций и обычаев.
Конкретизировать примерами роль семьи в жизни человека и общества.
Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей.
Характеризовать свои роли в семье.
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов.
Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из педагогически адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Описывать поведение человека в различных малых группах.
Приводить примеры межличностных отношений.
Оценивать собственные отношения с другими людьми, в том числе и для корректировки собственного поведения.
Строить
классификацию, выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи.
Формировать
потребность в участии
в общественной жизни,
в благотворительных акциях.
Формировать
готовность и способность
к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников.
Формировать позитивную моральную самооценку и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении.
Овладевать
основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
Оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники»?
Планировать
пути решения проблемы, обозначенной в уроке: «В чем причина конфликтов между родителями и детьми», используя схему приведенную в учебнике
Преобразовывать
практическую задачу в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»
Структурировать
тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе».
Оценивать
собственное отношение
с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения.
Управлять
собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов.
Осуществлять
взаимный контроль и оказывать
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.
Формулировать
собственное мнение и позицию, координировать её
с позицией партнеров
в сотрудничестве при выработке общего решения вопроса: «Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?»
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя родословное древо своей семьи.
Планировать
общие способы работы в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа.
Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?»
Возрастные периоды жизни человека. Возможности и ограничения возраста.
§11, вопросы и задания,
стр. 83-84
13.
Особенности подросткового возраста.
Трудности взросления.
Пр.раб. №5
§ 12, вопросы и задания,
стр. 91-92
14.
Что такое гендер?
Гендер как «социальный пол». Гендерные роли.
§13, вопросы и задания,
стр. 97-98
15.
Различия
в поведении мальчиков и девочек.
§14, вопросы и задания,
стр. 103-104
16-17.
Национальная принадлежность.
Этнический фактор в государственном развитии. Национальная принадлежность. Национальные различия: как научиться их уважать.
§15, вопросы и задания,
стр. 112
18.
Юные граждане России.
§16, вопросы и задания,
стр. 118-119
19.
Здоровый образ жизни.
Слагаемые здорового образа жизни.
Пр.раб.№ 6 «Слагаемые ЗОЖ»
§17, вопросы и задания,
стр. 125-126
20.
Безопасность жизни.
Пагубные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения
§18, вопросы и задания,
стр. 132-133.
Повторить
стр. 134-135.
21.
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу I «Человек в социальном измерении».
22.
Самые близкие люди.
§19, вопросы и задания,
стр. 144
23.
Семейные отношения.
Роли в семье. Семейные конфликты: причины и пути их разрешения.
§20, вопросы и задания,
стр. 151-152
24.
Семейные ценности и традиции
Пр.раб. №7 «Традиции моей семьи»
§21, вопросы и задания,
стр. 159-160
25.
Забота и воспитание
в семье.
§22, вопросы и задания,
стр. 166-167
26.
Государственная поддержка семьи.
§23, вопросы и задания,
стр. 172-173.
27.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита прав и интересов детей. Государственная поддержка семьи.
§24, вопросы и задания,
стр. 179-180
28.
Человек в малой группе.
Межличностные отношения.
§25, вопросы и задания,
стр. 186
29.
Общение.
Общение со сверстниками.
Пр.раб. №8 «Плюсы и минусы опосредованного общения»
§26, вопросы и задания,
Стр192-193
30-31
Межличностные конфликты
Почему возникают межличностные конфликты.
Пр.раб. №9 «Плюсы и минусы конфликтов»
§27, вопросы и задания,
стр. 199
32
Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу II «Ближайшее социальное окружение».
33-34
Итоговое повторение
Планируемые результаты изучения предмета «Обществознание»
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками
умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям , патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Планируемые результаты изучения учебного курса Обществознание в 5 классе
Раздел I Человек в социальном измерении
Выпускник научится (базовый уровень):
1) использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;
2) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
3) сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;
4) выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
5) характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
6) описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
7) давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
8) демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться: (повышенный уровень)
1) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
2) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;
3) описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Раздел II Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится :
1) характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;
2) характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;
3) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
4) исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
1) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Агафонов С.В. Программы курса обществознания. 5-6 класс (ФГОС), Русское слово, М., 2012
Мультимедиа:
Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс, Русское слово, М., 2012
Дополнительная литература:
Вильчек В.М. Алгоритмы истории, АСТ., М., 2004 г.
Загладин Н.В., Семененко И.С. Отечественная культура XX-начала XXI века, Русское слово, М., 2005
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
Примерные темы исследовательских и проектных работ для учащихся 5 класса
Женщина (мужчина) в Древнем мире: образ жизни, манера одеваться, положение в обществе.
Влияние самооценки на положение ученика в классном коллективе.
Как государство помогает семье.
На планете взрослых людей.
История параолимпийских игр.
Права ребёнка в Конституции РФ.
Проектные:
Социальный портрет моего сверстника.
Знай свои права (пособие для подростка).
Здоровый образ жизни.
Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
Мой город — город для всех.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Свободное время школьника.
Роль семьи в моей жизни (родословное дерево)
Мой дедушка (бабушка) участник Великой Отечественной войны.
Мой психологический портрет.
Моё доброе дело.
Мой семейный альбом.
Хорошо учиться - это значит?
Проектные и исследовательские работы создаются учащимися под руководством учителя не более двух раз в год по любой выбранной им теме из первой и второй глав.
Система оценки достижения планируемых результатов
1. Стартовая диагностика.
Проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний и уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты, приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Корзина идей», таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать».
2. Тематические контрольные работы по классам.
3. Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
4. Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
5. Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита реферата или исследовательской работы.
6. Контрольно-обобщающие уроки проводятся в виде решения задач, решения кроссвордов.
Итоговая оценка.
В 5 классах итоговая оценка по обществознанию выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках учащихся, тематических контрольных работ, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итоговой контрольной работы.
1. Оценка проектной и исследовательской деятельности.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-ознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных ействий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.