Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Пояснительная записка
Мы живем в информационном обществе, в котором приоритетным направлением становится приобретение знаний и умение работать с информацией. В связи с этим ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация связана с формированием умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Важной и актуальной проблемой становится формирование информационной культуры личности. Как важно ученику уметь не просто прочитать информацию, но и понять, оценить и применить ее в жизненной ситуации. Для этого разработаны способы получения знаний – универсальные учебные действия, отраженные в ФГОС. Следовательно, точкой роста качества не только образования, но и воспитания в начальной школе должно стать формирование умений самостоятельно работать с разнообразными источниками информации в традиционном и в электронном виде, направленные на готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного развития первоклассников на первом ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Моя малая родина»
Составила: Курченкова Ю.А.,
учитель начальных классов
2014 – 2015 уч.год
Пояснительная записка
Мы живем в информационном обществе, в котором приоритетным направлением становится приобретение знаний и умение работать с информацией. В связи с этим ключевой идеей развития современной системы образования во всем мире стала идея «обучения в течение всей жизни» (непрерывного образования). Ее реализация связана с формированием умений учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Важной и актуальной проблемой становится формирование информационной культуры личности. Как важно ученику уметь не просто прочитать информацию, но и понять, оценить и применить ее в жизненной ситуации. Для этого разработаны способы получения знаний – универсальные учебные действия, отраженные в ФГОС. Следовательно, точкой роста качества не только образования, но и воспитания в начальной школе должно стать формирование умений самостоятельно работать с разнообразными источниками информации в традиционном и в электронном виде, направленные на готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Для успешности общекультурного, личностного и познавательного развития первоклассников на первом ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за место, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества. Актуальность краеведения в вопросах воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой. На современном этапе в России значительно активизировались ментальные процессы. Объектом пристального внимания, изучения и исследования являются уникальность, своеобразие, самобытность каждого региона (края) [5, 24].
Учитывая актуальность проблем формирования духовно-нравственного развития детей и обучения способам деятельности в реальной жизни для решения практических задач, определены цели, задачи.
Цели:
воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания обучающихся, пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям г. Вязьмы, воспитание любви к природе родной земли;
формирование способов деятельности информационного самообеспечения во внеурочной деятельности
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
I. Обучающие:
формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;
сравнивать, сопоставлять события и факты;
расширять и углублять знания, полученные на уроках чтения, музыки, ИЗО, окружающего мира;
формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;
научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;
учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России
осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;
изучать и практически использовать технологии подготовки и познавательной работы.
II. Развивающие:
развивать аналитическое мышление, устную речь;
формировать умения работы с различными источниками;
формировать умение излагать свои мысли.
III. Воспитательные:
воспитывать интерес к жизни родного города через самостоятельное нахождение нужной краеведческой информации;
воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей района;
создать коллектив единомышленников – юных краеведов.
Принципы реализации программы:
принцип наглядности;
принцип связи теории с практикой;
принцип научности;
учет возрастных особенностей;
принцип результативности;
принцип актуальности;
принцип межпредметности.
Для того чтобы ребенок мог проникнуться чувствами любви к малой родине, недостаточно только рассказывать об этом. Важным представляется сформировать у обучающегося систему поиска краеведческой информации, и умения работать с доступными видами краеведческих документов для обучающихся. Содержание занятий кружка «Моя малая родина» направлено на изучение истории, природы и культурного наследия города Вязьмы через формирование информационной культуры обучающегося. Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго поколения.
Структура курса
По способу разработки данная программа относится к адаптивной, т.е. имеет локальное (местное) значение.
Тематическое планирование составлено на основе программ Евладовой Е.Б Работа со школьниками в краеведческом музее и Гендиной Н.И. учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности»
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу обучения.
В результате изучения «Моя малая родина» обучающийся должен:
знать /понимать
свою взаимосвязь с окружающим микромиром;
связь с наследием края; значимости этого наследия для предыдущих поколений; для современных жителей, для России и лично для него: «Я – мой город – моя область – мое Отечество - мир»;
многогранности наследия;
уметь
приобретать УУД на занятиях краеведения, способствующие переносу УУД на другие учебные курсы (ИЗО, литература, окружающий мир и др.) и внеурочную деятельность;
видеть и извлекать из объекта информацию, оценивать его;
- организации самостоятельной учебной деятельности;
- оценки результатов своей деятельности и своих способностей.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Личностными результатамиизучения курса внеурочной деятельности «Моя малая родина» являются:
приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию;
основ гражданской идентичности;
ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Метапредметным результатом изучения программы внеурочной деятельности «Моя малая родина» является сформированность у детей не только универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих основу умения учиться, метапредметных понятий, но сформированность сознания о необходимости уметь работать с различной краеведческой информацией.
Регулятивные УУД:
рассказывает о правилах действия в игре;
осуществляет действия в новом материале под руководством учителя, по заданному образцу или заданному плану;
различает разные способы выполнения действия;
выполняет элементарные алгоритмы;
видит ошибку и исправляет ее самостоятельно. Сравнивает результат действия с образцом и исправляет найденную ошибку
сравнивает свои цели действий с другими;
обсуждает под руководством учителя успех или неудачу своих действий.
Познавательные УУД:
ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы детей и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Характерные для занятий формы организации внеучебной деятельности:групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии. Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, игра, работа с краеведческими документами, встречи, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения краеведению является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу
Специфические для программы формы контроля освоения обучающимися содержания:
текущий контроль (тест, устный опрос);
промежуточный контроль (результаты творческих работ демонстрируются 1 раз в триместр на родительских собраниях);
итоговый контроль (краеведческая игра «Ключ от города»)
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Изучение краеведения в начальной школе представляет собой первый этап системы патриотического воспитания обучающихся. Материал курса «Моя малая родина» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
история;
природа;
культурное наследие.
В классе ребенок знакомится с историческим прошлым г. Вязьмы и современной жизнью города. Одной из самых главных достопримечательностей города является его природа. Эта тема представлена изучением флоры и фауны, экологических проблем. Раздел «культурное наследие» включает изучение памятников и памятных мест города, литературного творчества наших земляков.
Учебно-тематический план курса
№ п\п
Кол-во
часов
Тема 1.«Встреча с краеведением»
1.
Введение. Что изучает краеведение. Основное понятие «малая родина».
1
2.
Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации
1
3.
Информационно-библиотечный центр – источник краеведческой информации
1
Тема 2. «Моя школа»
4.
Родная школа (экскурсия)
1
5.
Экскурсия около школы
1
6.
Памятные места около школы
1
7.
Конкурс рисунков «Моя школа»
1
Тема 3. История города
8.
Мой город. История
1
9.
Символы города, области
1
10.
Археологические раскопки
1
11.
Улицы родного города.
1
12.
История названий улиц города
1
13.
История названий улиц города
1
14
Экскурсия по улицам города.
1
15
Главные достопримечательности города.
1
16.
Главные достопримечательности города.
1
17.
Главные достопримечательности города.
1
18.
Предприятия.
1
Тема 4. Мой город
19.
Понятие слова «город»
1
20.
Архитектура города
1
21.
Памятники и памятные места
1
22.
Парки и скверы города
1
23.
Птицы в городе
1
24.
Город, в котором я живу
Тема 5. Природа г. Вязьмы
25.
Лесная школа. Растения
1
26.
Лесная школа. Животные
1
27.
Лесная школа. Лекарственные растения
1
28.
Лесная школа. Охрана леса
1
Тема 6. Встреча с краеведческой книгой
29
«Мой
любимый уголок в городе»
1
30.
Главное богатство города – его жители.
1
31.
Встречи с известными людьми
города. Герои войны.
1
32.
Литературное творчество города.
1
33.
Конкурс чтецов «Мой город».
1
34.
Ключ от города. Итоговая краеведческая игра
1
Содержание разделов и тем.
Тема
Количество занятий
Содержание кружка «Моя малая родина»
Содержание занятий по развитию информационной культуры
Формирование УДД
Формы работы
1.Встреча с краеведением
3
Значение понятия «малая родина». Проблемы подлинности и достоверности краеведческих документов. Знакомство с краеведческими документами в информационно-библиотечном центре, в школьном музее
Знакомство с источниками изучения истории г. Заводоуковска. Тематический поиск краеведческой информации.
Формирование понятий «краеведческий документ», «информация», «словарь», «энциклопедия», «электронный краеведческий документ»
Осуществлять расширенный поиск краеведческой информации с использованием ресурсов ИБЦ, Интернета
Экскурсии в школьный краеведческий музей, информационно-библиотечный центр, виртуальная экскурсия по сайту г. Заводоуковска
2.Моя школа
4
Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений). Знакомство с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, её учителями
Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (спортивная площадка парк, памятник, мемориальная доска и др.).
Роль компьютера в жизни отдельного школьника; информированность школьника.
Источник краеведческой информации – воспоминания людей
Визуальная информация
Осуществлять поиск краеведческой информации с использованием ресурсов сайта школы
Создавать самостоятельно знаковую систему. Фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков
Обзор сайта школы;
встреча с учителями школы
Конкурс рисунков о школе
3.История города
11
История заселения г. Вязьмы. Археологические памятники. Могильники, курганы, стоянки. Самостоятельное посещение краеведческого музея.
Улицы моего города.
Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном краеведческом факте.
Выполнение фактографического запроса на сайте Заводоуковска
Осуществлять поиск краеведческой информации с использованием ресурсов Интернета, пиктограмм.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
Игра «Юный археолог».
Самостоятельное посещение краеведческого музея.
Работа с картой города.
Уличное лото
Дом на вяземскойземле. Понятие «дом»: дом – жилище. Знакомство с жизнью и бытом вязьмичей в 18-19вв. Знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства. Моделирование избы
Технология подготовки устных рассказов
Фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Мультимедийная презентация, рисунки «Русская печка в доме моих предков», составление и защита рассказа по рисунку;
моделирование крестьянской избы.
Традиционные ремесла. Знакомство с традиционными ремёслами: прядение, вязание, вышивание, плетение корзин и других поделок из дерева, изготовление горшков
Виды информации по способу восприятия органами чувств (аудиальная, визуальная, тактильная)
Учиться высказывать свое предположение (версию);
способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнера
Экскурсия в краеведческий музей.
Изготовление и роспись доступных по возрасту поделок.
4.Мой город
6
Знакомство с городом, как средой обитания. Взаимосвязь города и человека. Обогащение современного понятия «город» историко-культурным и историческим содержанием. Архитектура современного города. Памятники культуры. Основы этики горожанина
Тематический поиск информации и алгоритм его выполнения. Источники тематического поиска: сайт города Заводоуковска; книжные выставки и тематические полки в библиотеке
Задавать вопросы;
Уметь работать по предложенному плану
уметь в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни
Подготовка выставки «Вязьма сегодня».
5.Природа г. Вязьмы
4
Флора. Фауна. Экология района
Представление о краеведческом документе как материальном носителе краеведческой информации. Понятия о первичных и вторичных документах
Осуществлять: расширенный поиск краеведческой информации с использованием ресурсов ИБЦ;
синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
Виртуальные экскурсии; работа с текстами разных жанров
6.Встреча с краеведческой книгой
6
Знакомство с творчеством вязьмичей. Рукописные книги о Вязьме.
Текст как объект аналитико-синтетической переработки
Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных сказок и стихов; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию;
Определять тему и главную мысль текста, находить в тексте незнакомые слова, определять их значения различными способами.
Строить речевое высказывание в устной форме
Чтение и обсуждение сказок и стихов.
Создание иллюстраций к сказкам
Литература:
1. Большая Тюменская энциклопедия. В 3-х т. – Тюмень, 2009.- 479 с.
2. Внеурочная деятельность // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- 2 –е изд. – М.: 2011. – С.2—22.
3. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – М.: РШБА, 2008. – Гл. 3. Раздел 3.2.1. Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-го класса. – С. 88-99.
4. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина и др. – М.: РШБА, 2008. – Гл. 4. Раздел 4.4.Выбор методов, форм и средств обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста на основе их психофизических характеристик. – С. 88-99.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительсмтва РФ от 05.10.2010 № 795 // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.
6. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // М.: Просвещение, 2011. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).
7. Громова, О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках: учеб.-практическое пособие / О.К. Громова. – М.: Профессия, 2009. – 205 с.
8. Гусева, Л. Улицы нашего города: библиотекари на уроках истории в 35 классах / Л. Гусева, Г. Мун // Библиотека в школе. – 2001- № 21. – С.6.
9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 23 с. – (Стандарты второго поколения).
10..Ермачкова, Е.П. Летопись земли Заводоуковской / Е.П. Ермачкова. – Заводоуковск, 2006с. – 439 с.
11. Ермачкова, Е.П. Первенцы сельской школы (1861-1917 гг.) / Е.П. Ермачкова. – Заводоуковск, 2003. – 64 с.: ил.
13. Иванов, П. В. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. — М., 1993. — Т.1.- С. 475—476.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
15. Краеведение: пособие для учителя / А.В. Даринский и др. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
16. Матушка: мой первый журнал по русской истории для чтения взрослым и детям. Вып 1 / гл. ред. И. Мазилина. – М.: ООО «Печатные традиции», 2008. – 36 с.,ил.
17. Матушка: мой первый журнал по русской истории для чтения взрослым и детям. Вып 2 / гл. ред. И. Мазилина. – М.: ООО «Печатные традиции», 2008. – 36 с.,ил
18. Примерные программы научно-познавательного направления //Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М., 2011.- С.47-92.
19. Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-метод. пособие / Под ред. Н.М. Ланковой; руководитель направления Е.Б. Евладова. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 224 с.
21 .Хлебный, целебный. Лесной: Заводоуковский район. История. События. Люди / сост. В.М. Калин. – Екатеринбург: Средне-Урал.- кн. изд-во, 2004. – 440с.:ил.
Наглядные пособия:
Исторические, географические карты, глобус
Предметы, представляющие быт семьи. Ее хозяйства, повседневной и праздничной жизни
3. Технические средства обучения:
- компьютер;
- медиапроектор;
- видеомагнитофон;
- фото-и видеокамера;
4. Учебно-практическое оборудование
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.