kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая прграмма по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для изучения родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прграмма по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"»

Пояснительная записка

«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.

Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого

вырастает большое». А.Е.Ферсман


Рабочая программа составлена на основе:

Закона Российской Федерации «Об образовании»№271 от 29.12.2012г.;

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г.

Краеведение – одно из важных направлений при воспитании личности ученика.

Необходимость развития знаний, умений, интересов учеников в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания ребят о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа.

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю. Поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связано экология, умение вести себя в природе, поэтому в программе предусмотрено изучение и этой темы.

Школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося. Именно в формах, методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности развития у школьников познавательных способностей. Содержание краеведческого материала способствует пониманию причинно-следственных связей в природных явлениях и экономических процессах. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся.

Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего села. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы своего края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся обучающиеся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.

Данная краеведческая работа активизирует мыслительные процессы детей, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.

Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания и развития детей через активное познание родного края

Задачи: Образовательные задачи:

  • сформировать знания о природных особенностях своей местности;

  • научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы;

  • углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять;

  • вовлечь детей в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы, истории и культуры своего края, её преобразованию и охране.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности и коммуникативные умения обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала;

  • способствовать воспитанию природно - и культурноохранного, экологического сознания.          

  • развивать познавательную активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

  • развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

  • укреплять здоровье детей на занятиях в условиях природной среды;

Воспитательные задачи:

  • формировать гражданскую позицию, чувства патриотизма, любви к родине.

  • воспитывать чувства товарищества и личной ответственности.

  • воспитывать личность гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее природу, историю, культуру, национальные традиции;

  • сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта.

Формы и режим проведения занятий

Содержание внеурочных занятий предполагает разнообразные виды деятельности школьников: рассказ, беседа, игра, доклады, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

А также использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, исследование территории, географическое описание, наблюдение, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности, игры и видеофильмы по географии, экологии, краеведению. Исследование природы родного края подразумевает работу в музее, архиве с целью накопления материала,проведение экскурсий, походов на реку Алатырь с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, растительности.

Содержание и структура программы:

Количество часов в неделю – 0,5.Всего- 17 часов.

Личностные результаты:

Личностными результатами освоения программы являются:

—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы разными методами;

—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, и т. д.);

—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметными результатами являются:

—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей данного школьного возраста: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),

составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, графиков, рисунков и т. д.;

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

—в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

—в трудовой сфере — владение навыками посадки деревьев, подготовка костра и т. д. ;

—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового

образа жизни, о технике безопасности при экскурсии и походе, способах и средствах передвижения на местности пешком, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в походе и на экскурсии, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими

людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, духовно-нравственной воспитанности социально-коммуникативных компетенций.

Ожидаемый результат:

1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.

2. Создание альбома «Моя Малая Родина», в котором будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учеников.

3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Моя малая Родина» направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.






























Календарно- тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Деятельность учеников/

Практические занятия

Дата проведения


пл

факт


1.

Введение в краеведение.


Беседа о значении краеведения




2.

Азбука краеведения .


Краеведческие должности: юный историк-краевед; краевед-летописец; краевед фотограф, метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог.




3

Методы изучения природы. Работа в полевых условиях

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение




4

Знакомство с географическими приборами и инструментами

Практикум: Наблюдение, измерение, сравнение




5

Определение сторон горизонта разными способами.

Практическое занятие: Определение сторон горизонта разными способами.




6

Ведение дневника краеведческих наблюдений.


Практические занятия

Ведение дневника наблюдений и впечатлений.




7.

Лесная кладовая.

Рисунки,схемы,таблицы.




8.

Оформление памятки юному туристу «Не теряй ориентир!»

Работа с компьютером: буклет.




9.

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Работа с картой Мордовии,анализ карты.




10.

Топонимика населенных пунктов Мордовии.

Заполнение таблицы.




11.

Из истории названия города Ардатов.

Презентация.




12.

Рельеф своей местности.

Беседа.




13.

Исчезнувшие деревни Ардатовского района.

Беседа со старожилами.





14.

Народные промыслы мордовского края.Занятия местных жителей в настоящее время.

Составление презентации.




15.

Культурное наследие Мордовии.

Составление презентации.




16.

Культурное наследие Ардатовского района.

Составление презентации.




17

Викторина«Знаешь ли ты свою малую Родину?»

Ответы на вопросы викторины.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая прграмма по внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Автор: Китайкина Наталья Ивановна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства