Рабочая программа по краеведению «Моя малая Родина» для учащихся 8-х классов (внеурочная деятельность).
Рабочая программа по краеведению «Моя малая Родина» для учащихся 8-х классов (внеурочная деятельность).
Рабочая программа по краеведению дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Программа курса рассчитана на учащихся 8-х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов –“Экология и география ХМАО-Югры», город Нефтеюганск, Нефтеюганский район, природа, окружающая школьников.
В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение пяти разделов: «Введение», «Родословная», « План и карта», «История населенного пункта», «Участники Великой Отечественной войны-жители нашего округа», «Природа родного края». На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами
Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа составлена по краеведению составлена на основе программы интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» ,Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007 г./, авторской программы Масалимовой Ирины Сергеевны, обобщения многолетней систематической работы по краеведению, проводимой в школе № 7 города Давлеканово Республики Башкортостан ; учителя географии МОУ «СОШ № 1» города Саранска Бедновой Марины Алексеевны/.
Включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.
Предисловие.
Изучение истории родной земли, ее трудовых, боевых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у учащихся патриотизма, чувства любви к большой и малой Родине.
Общая характеристика учебного предмета:
Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное наследие города Нефтеюганска, ХМАО-Югры; природные, климатические условия и т.д.
Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др. Несмотря на многообразие видов краеведения, чаще всего его понимают как географическое (природоведческое), в задачу которого входит комплексное физико- и экономико-географическое познание территории "родного края" в рамках определенной хозяйственно-административной единицы . Географическое краеведческое исследование должно проводиться по плану комплексного географического описания территории. Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Таким образом, в основу содержания учебной программы положено изучение географической среды региона ХМАО-Югра для жизни и деятельности человека и общества.
Должно знать, что любишь,
а понимание настоящего
невозможно без знания прошлого. Н. М. Карамзин
Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.
Пояснительная записка.
Статус программы.
Рабочая программа по краеведению дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Программа курса рассчитана на учащихся 8-х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение самых близких школьникам объектов –“Экология и география ХМАО-Югры» , город Нефтеюганск, Нефтеюганский район , природа, окружающая школьников.
В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение пяти разделов: «Введение», «Родословная», « План и карта», «История населенного пункта», «Участники Великой Отечественной войны-жители нашего округа», «Природа родного края».. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами
Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:
· Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
· в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
0бразовательная программа по краеведению является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Всё вышесказанное, а также введение регионального компонента в учебный план, обусловило создание программы по краеведению «Мы родом из Сольвычегодска».
Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 8 класса, включает 6 блоков:
Введение.
Родословная.
План и карта.
История города Нефтеюганска, Нефтеюганского района, ХМАО-Югры.
Участники Великой Отечественной войны- жители округа, города Нефтеюганска.
Природа родного края:
-Литосфера.
-Гидросфера.
-Атмосфера.
- Природные комплексы.
Особое место в программе отводится изучению истории Великой Отечественной войны, через рассказы и воспоминания родственников, земляков, что делает восприятие событий тех лет близкими и понятными детям.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- гуманизм
- доступность
- креативность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход.
Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего города. Программа по краеведению даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением. В этих целях предусмотрены экскурсии и работа в музеях города - всего 8 часов. Музейная педагогика занимает достойное место в краеведческой образовательной программе. Занятия юных краеведов также проводятся в лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме: викторины, конкурсы, мини - сочинения.
Познавательная деятельность:
1. Творческие работы: сообщения, сочинения, презентации, рисунки и т.д.
Речевая деятельность и работа с информацией:
1.Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
2.Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
3.Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
4.Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
Образовательным результатом программы будет:
· устойчивый интерес к истории своей Родины;
· знания по истории и культуре родного края;
· умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
· способность творчески мыслить и рассуждать;
· способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
2. Основная часть.
Статус программы.
Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.
Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура программы.
В настоящее время заметно возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. В условиях сложного процесса обновления страны возрождение традиций и духа краеведческого движения позволяет сохранить нравственные критерии российской духовности, патриотизма. Краеведение всегда несет в себе любовь к родному краю - малой Родине, - содействует процессу упрочения общества. Краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было еще и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях.
Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятелньости(изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.
Цели программы.
Главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.
Изучение краеведения в 8 классах общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. Формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории ХМАО-Югры, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
2. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
3. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
4. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить с историей и современной жизнью своего родного города; изучать историю Великой Отечественной войны, через «живую историю» - судьбы земляков, прошедших военное лихолетье.
2. Расширить кругозор учащихся, развивать эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы, приобщать к творческой деятельности.
4. Создать условия для формирования интеллектуальных и практических умений.
5. Изучить историю своего края: ХМАО-Югры, города Нефтеюганска.
6. Углубление и систематизация знаний о своей семье;
7. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
8. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;
9. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
10. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
11. Воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю, городу; способствовать укреплению семейных связей: изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы; совместное решение задач, стоящих перед жителями нашего города (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
12. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; активизировать участие детей в мероприятиях, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне; формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной нефтеюганской земле.
Вопросы изучения родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовнонравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа области и района, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции.
Природно- географическое краеведение помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра». Природа края рассматривается как часть природы более крупной территории - области, природной зоны, страны. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов. Природно-географическоекраеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них навыки природоохранной деятельности. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания учащихся картины героического прошлого. Участвуя в историко- краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат. Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве.
Для реализации данной цели необходимо:
• освоение знаний о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; об особенностях природных характеристик и влиянии деятельности человека на состояние природы ХМАО-Югры, организации рационального природопользования в регионе;
• овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам природы; составлять план местности; применять географические знания.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате обучения по программе учащиеся должны: Знать /понимать, уметь
• Традиционные и новые методы географических исследований своей местности;
• Географические явления и процессы, характерные для природы ХМАО-Югры
• Компоненты природы, взаимосвязи между ними, их изменения в результате хозяйственной деятельности человека;
• Специфику географического положения объектов природы ХМАО-Югры
• Минералы и полезные ископаемые, характерные для территории ХМАО-Югры
• Охраняемые природные объекты на территории ХМАО-Югры
• Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности;
• Меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
. Традиции, обычаи, достопримечательности родного края
Историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
Историю своей семьи;
Замечательных людей своего населенного пункта;
Природу родного края, животный, растительный мир;
Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Описывать основные этапы развития населенного пункта;
Систематизировать знания о своей семье;
Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться ей для выполнения творческих заданий;
Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
Содержание программы.
Введение. Традиции, обычаи, достопримечательности родного края (9 часов )
Древние поселения. Выбор места поселения. Типы поселений в нашем крае. Народы ХМАО-Югры. Традиционные жилища, влияние природных условий на их облик, размещение, материалы изготовления. Отношение людей к природе. Влияние природы на развитие хозяйства, традиции, обычай и быт людей. Экология ХМАО-Югры.
«Родословная» .
Семья, родословная; генеалогическое древо семьи, составление генеалогического древа (создание презентации, выставки работ и др.); семейные реликвии, создание малого семейного архива; знаменитые предки; семейные праздники и традиции; обобщающее занятие (создание истории своей семьи).
План и карта.
Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории .
Определение направлений и расстояний на местности, плане и географической карте. Способы ориентирования на местности. План местности, его чтение и составление. Чтение топографического плана местности.
Практические работы:
1. Ориентирование в черте города (поселка, села).
2. Составление плана местности.
3. Решение практических задач по топографическому плану .
4. Составление и описание географического маршрута в районе проживания школьников.
Практическая работа.
1. Чтение физической карты ХМАО-Югры. Приборы и учебные материалы: Атлас ХМАО –Югры, контурная карта, линейка, карандаши. Структура работы:
• Определение местоположения географических объектов по карте, их описание по карте, составление характеристики легенды карты.
• Определение географических координат городов и населенных пунктов ХМАО-Югры , расстояний между городами и положения городов по отношению друг к другу.
• Нанесение на контурную карту ХМАО-Югры географических объектов и явлений.
История населенного пункта.
Физико - географическое положение, границы поселения и их изменение; история города, (происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте; верования и религии, история храма; производства и промыслы; история развития сельского хозяйства; история создания и развития школы; обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, встречи с интересными людьми; экскурсии.
Участники Великой Отечественной войны-жители нашего округа.
Великая Отечественная война, жители ХМАО-Югры, воевавшие на фронтах ВОВ, дети войны (война глазами детей; дети – узники концлагерей; судьбы детей в послевоенные года; встречи с людьми, чье детство прошло в годы войны); экскурсия к монументу, памятнику; обобщающий урок (моя семья в годы войны; экскурсия в музей и т.п.).
Природа родного края.
Географическое положение, особенности рельефа; растительный мир, растения леса, растения луга; растения и животные водоемов; лекарственные растения; культурные растения нашего региона; животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу; грибы; экскурсии.
Литосфера .
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. Изучить геологическую карту области и сделать вывод о размещении геологических отложений. Объяснить происхождение полезных ископаемых Тюменской области. Нанести их условными знаками на контурную карту. Выяснить использование в хозяйстве.
Рассмотреть коллекцию горных пород , полезных ископаемых.
Выяснить, как образовались основные формы поверхности своей местности; дать хозяйственную оценку рельефа области. Выяснить зависимость между рельефом местности и направлением дорог, расположением населенных пунктов, размещением сельскохозяйственных угодий. Выявить зависимость между влажностью почв и особенностями рельефа.
Минеральные ресурсы. Характерные черты рельефа ХМАО-Югры. Природные и антропогенные формы рельефа. Объекты рационального использования минеральных ресурсов. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Воздействие хозяйственной деятельности людей на земную поверхность, ее последствия.
Практические работы:
1. Изучение горных пород своей местности.
Структура работы: анализ коллекций горных пород, характерных для своей местности, разделение их по типам в коллекции;
2. Описание горных пород коллекции (состав, цвет, блеск, твердость и т. д.);
2. Описание форм рельефа своей местности.
- Описание внешнего вида (морфологии) естественных и антропогенных форм рельефа;
- Определение по карте ХМАО –Югры самой высокой точки региона, относительных высот района проживания школьников;
- Описание по карте ХМАО-Югры географического положения орографических объектов в районе проживания школьников
Гидросфера .
Воды. Назвать реки, источники, находящиеся вблизи своей школы, в своем районе. Составить характеристику небольшого участка реки и ее долины. Выяснить, каковы источники питания и особенности годового режима рек в своей местности. Выяснить, какие типы озер имеются в области.
Выяснить, как используются воды в хозяйстве своей местности. Подземные воды, их использование и охрана. Особенности гидрографической сети р.ОБЬ и её притоки. Озера ХМАО- Югры. Экологические проблемы рек, озер. Использование водных ресурсов . Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние водоемов ХМАО- Югры, их охрана.
Практические работы:
1. Описание водных объектов ( реки, озера, в районе проживания школьников).
2. Описание географического положения реки Обь (по плану).
3. Характеристика речной системы р. ОБЬ (по плану).
4. Нанесение на контурную карту ХМАО –Югры основных водных объектов края.
Атмосфера .
Климат. Вести систематическое наблюдение за погодой. На основе имеющихся в школе материалов наблюдений за погодой вычертить графики изменения температуры воздуха, давления и влажности воздуха и розу ветров (по месяцам). Используя ежедневные наблюдения за погодой, знание местных признаков ее изменения и сведения о погоде, передаваемые по радио, сделать прогноз. Характеристика основных метеоэлементов ХМАО-Югры . Сезоны года. Опасные климатические явления и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения. Влияние хозяйственной деятельности человека на климат нашего края.
Практическая работа:
1. Организация наблюдений за погодой своей местности.
Анализ полученных данных и данных климатической карты.
2. Построение графика суточной температуры воздуха, определение суточной амплитуды температур.
3. Построение и анализ годового графика температуры воздуха в г. Нефтеюганске (в районе проживания школьников), определение годовой амплитуды температур.
4. Построение розы ветров своей местности.
5. Выделение и описание преобладающих типов погоды за период наблюдения.
Природные комплексы .
Растительность. Описать природную растительность в пределах своего города. Какого типа леса произрастают в Тюменской области? Какие виды деревьев образуют верхний ярус леса, какие виды кустарников находятся в подлеске. Чем образован наземный покров леса? Какие луга есть в своей местности? Какие растения для них наиболее характерны? Выявить типы растительности, распространенные в своей местности. Рассмотреть культурные пласты земли своей местности, какими видами составлены парковые насаждения, какими растениями проводится озеленение улиц. Определить, какие особенности данных растений делают их наиболее пригодными для озеленения улиц.
Выяснить, как используются в хозяйстве леса, луга и болота своего района, какие экологические проблемы характерны для ближайшего окружения города. Какие мероприятия проводятся по улучшению лесов, парков? Какие меры принимаются по охране растительности?
Животный мир. Выяснить, какие дикие животные водятся в области, в районе.
Какие меры принимаются по охране животных? Какие созданы заповедники, заказники и национальные парки на территории своей округа?
Принять участие в мероприятиях по охране зверей и птиц. Записать основные правила охоты и рыбной ловли, установленные для округа (основные сроки охоты). Перечислить виды зверей и птиц, на которых охота запрещена. Указать запрещенные снасти и сроки рыбной ловли.
Выявить влияние животных на ландшафт.
Охрана природы. Выявить, какие охраняемые природные объекты имеются в округе.
Выявить, какие мероприятия проводятся сельскими организациями, лесными хозяйствами по более рациональному использованию сельскохозяйственных земель, а также лесов, болот и водных пространств.
Выяснить, как в округе реализуется Закон об охране природы. Принять участие в реализации этого закона .
Особенности животного мира ХМАО-Югры. Адаптация животных к природным условиям региона. Рыбные запасы и рыборазведение. Использование и охрана животного мира. Растительность ХМАО, редкие растения Югры. Естественные и антропогенные леса. Приспособление растительности к особенностям климатических условий нашего края. Основные типы почв на территории, условия их образования. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования.
Сохранение растительного и животного мира ХМАО-Югры. Заповедники, заказники и уникальные природные объекты. Что изучает экология. Влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на природу округа. Современное состояние природной среды региона. Понятие об экологической обстановке и антропогенном воздействии. Основные виды загрязнений природной среды нашего края, источники загрязнений.
Соблюдение правил поведения человека в природе и мер по борьбе с различными видами и формами загрязнения окружающей среды. Изучение и прогнозирование стихийных явлений. Определение мер защиты от стихийных природных явлений на территории ХМАО.
Практическая работа:
1. Описание типичных растительных сообществ своей местности.
1. Выделение типичных растительных сообществ.
2. Описание составляющих их растений и условий их обитания.
Практические работы:
1. Описание населенного пункта (города, поселка и т.д.) проживания школьников.
Приборы и учебные материалы: план населенного пункта, дневник наблюдений, компас, гербарий, коллекция минералов, карандаш, фотографии населенного пункта.
• Проведения самостоятельной работы по поиску географической информации о своей местности из различных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Список используемой литературы.
Хрисанф Лопарёв «Самарово». Г.Тюмень, 1997 год. Хроника, воспоминания и материалы о его прошлом.
В.М.Морозов, С.Г. Пархимович, А.Т. Шашков. «Очерки истории, коды». «ВОЛОТ», г.Екатеринбург, 1995 год.
История ХМАО с древности до наших дней. НПМП «ВОЛОТ» , г.Екатеринбург, 1999 год.
География ХМАО, 8-9 классы, М., ЭКОПОС, 2000 год.
Василий Сондыков. «Я эту землю знаю с детства…» книга воспоминаний. М.. 2004 год.
Очерки истории Югры. НПМП «ВОЛОТ», г.Екатеринбург, 2000 год.
«Окно в Югру». Атлас-путеводитель, 1980-2005 г. Рекламно-издательский центр «ЗёбраЁ, 2005 год.
Современная литература Югры. Хрестоматия для учащихся, ХМАО, 2008 год.
В.И.Азаров, Г.К.Иванов. Редкие животные Тюменской области. Г.Свердловск, 1981 год.
Природа Тюменского Севера. Г.Свердловск, 1991 год.
Древесные растения Тюменской области, ХМАО, 2005 год.
В.К.Белобородов, Т.В.Пуртова, Учёные – краеведы Югры. Г.Тюмень, 1997 год.
Экология ХМАО.г.Тюмень, 1997 год.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по краеведению «Моя малая Родина»
№п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Коррекция
Введение. 9 часов.
1.
Краеведение. Краеведы Тюменской области.
2.
Древние поселения ХМАО-Югры. Выбор места поселения.
3.
Типы поселений в нашем крае.
4.
Народы ХМАО-Югры: ханты, манси.
5.
Отношение народов ханты-манси к окружающей природе, рациональное использование .
6.
Праздники народов ханты-манси.
7.
Национальные традиции, культура, быт хантов и манси. Экскурсия в музей.
8.
Родословная. Я и моё имя. Именины. Что означает моё имя, отчество, фамилия.
9.
История возникновения городов. Экскурсия в музей.
10.
Практическое занятие по теме «География рода». О семейном архиве.