Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Моя малая Родина»»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
«Утверждаю»
Директор МАОУСОШ№22
Приказ от___________№____
_____________ А.А.Ананьев
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу_внеурочной деятельности«Моя малая Родина»__
Уровень образования: начальное общее, 2 б класс__________
Количество часов: 34 часа
Учитель: Агальцова Е. В.
Программа разработана на основе
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
(Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373);
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «…Охранять природу – значит охранять Родину…». Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям своего города Таганрога, знающего и любящего свой город: его традиции, памятники природы, истории и культуры, воспитанию любви к природе.
Задачи:
Обучающие задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края;
формирование представлений о различных сторонах жизни своего города, края и его населения;
ознакомление с историей и современной жизнью города Таганрога;
Воспитательные задачи:
создать условия для формирования общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
содействие гармоничному развитию личности школьника;
совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
гуманное отношение к окружающей среде;
воспитание патриотизма, любви к родному краю;
создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.
Развивающие задачи:
способствовать развитию личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе, интереса учащихся к изучению малой родины;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего города, реализацию культуротворческой инициативы.
Общая характеристика программы
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Программа способствует:
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
Особенности программы.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия
экскурсии
опыты, наблюдения
исследовательская деятельность
презентации
самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Широко используются местные ресурсы: школьный краеведческий музей, Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник, музей «Домик Чехова», музей «Лава Чеховых», музей И.Д.Василенко, музей «Градостроительства и быт г.Таганрога», музей А.А.Дурова, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть свой город, как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению своего города через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования, экскурсии.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Духовно-нравственное направление по внеурочной деятельности во втором классе представлено кружком «Моя малая Родина».
По Базисному учебному плану на кружок «Моя малая Родина» предусмотрено 1 час в неделю (34 часа в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Ростовской области, г. Таганрога;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11) любовь к родной школе, своему городу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13) умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы.
1. История моей семьи (7 часов)
Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная. Семьи бывают разные. Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края. Традиции семьи. Мой дом, мои соседи, друзья. Выставка семейных поделок.
Практические работы:
Творческий проект « Составление древа семьи».
Экскурсии:
- «Я поведу тебя в музей» ( обзорная экскурсия-знакомство с историей музея и дворца Н.Д.Алфераки.).
- Урок-экскурсия « Таганрог- город Воинской Славы» Историко-краеведческий музей.
2. История моего города Таганрога. (23 часов) Традиции народов, живущих в Таганроге. Символика: герб, флаг, гимн города. Наш город в разные времена года.
Экскурсии:
- Экологическая экскурсия «Зелёные лёгкие Таганрога». Наш город в разные времена года.
- Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки). Урок-экскурсия «Таганрог и таганрожцы. Исторический альманах о людях удивительной судьбы- уроженцах Таганрога.»
- «С Дедом Морозом по музею» ( игровая экскурсия по музею «Дворец Алфераки»)
- Урок-экскурсия в музее «Домик Чехова» «Учимся читать и понимать А.П.Чехова»
Интерактивная лекция «Город о Чехове память хранящий» ( о Таганроге- родине А.П.Чехове)
Игровой урок в мемориальном классе Литературного музея А.П.Чехова «Приключенческая география»
Экскурсия «Масленица-праздник проводов зимы» Музей «Лавка Чеховых»
Практическая работа.
Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской области.
История моего края. ( 5 часов) Символика: герб, флаг, гимн города, Ростовской области. Ростовская область на карте мира, на карте Российской Федерации. Границы, пограничные территории. Ростов-на-Дону– столица нашей области. Официальные символы.
Викторина “Край, в котором я живу”
Календарно – тематическое планирование на 2015 -2016 учебный год.
Личностные. Формировать нравственно-эмоциональной отзывчивости на основе восприятия чувств других людей. Ознакомить с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием
Регулятивные. Формировать умение действовать по плану, способность ставить цель и достигать ее выполнение.
Познавательные. Осмысление понятий, связанных с темой«Семья». Осознание своей роли в семье.
Коммуникативные. Знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье. Развивать желания познавать и сохранять семейные, родовые традиции
2
Творческий проект
«Составление древа семьи».
1
11.09
3
Семьи бывают разные.
1
18.09
4.
Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.
1
5.09
Личностные.
Формировать умение воспринимать красоту природы родного города на основе целостного восприятия окружающего мира.
Регулятивные.
Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.
Познавательные.
Развивать познавательную инициативу, расширять кругозор по экологии и биологии.
Интерактивная лекция «Город о Чехове память хранящий» ( о Таганроге- родине А.П.Чехове)
1
11.03
26-28
Историко-краеведческий музей (Дворец Алфераки). Урок-экскурсия «Таганрог и таганрожцы. Исторический альманах о людях удивительной судьбы- уроженцах Таганрога.»
3
18.03
01.04
08.04
Личностные: формирование чувства гордости за свою «малую» родину, уважение к культуре предков. Осознание культурной принадлежности родному краю.
Регулятивные: формировать способность к организации своей деятельности, ставить цель и следовать ей в познавательной деятельности.
Познавательные: развитие познавательных мотивов, интересов и любознательности, ориентации в возможностях информационного поиска.
Коммуникативные: учить осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение получать необходимые сведения от товарища.
29
Ростовская область на карте мира, на карте Российской Федерации.
Практическая работа.
Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ростовской области.
1
15.04
Контурные карты,
презентация с помощью ИКТ,
карты Российской Федерации,
Ростовской области,
символы России
Личностные: формирование нравственно-эстетических норм: чувства патриотизма, бережного отношения к прошлому.
Регулятивные.Формировать основы оптимистического восприятия мира, развивать желания познавать и сохранять историю родного города.