kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности, направленная на формирование у детей с ОВЗ любви к Родине через любовь к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина - Верхний Уфалей" (для обучающихся с ОВЗ VII вида, 1 класс)»











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Моя малая Родина – Верхний Уфалей»























Составила

Учитель начальных классов

Монина О.В.






























Оглавление


Введение

3

1. Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина – Верхний Уфалей»

5

1.1 Пояснительная записка

5

1.2 Учебно – тематический план

11

1.3 Содержание программы

13

Заключение

16

Библиографический список

17















































Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.



Введение

Моя малая Родина…у каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё. Ведь любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывать её у детей необходимо с раннего возраста.

О важном приобщении к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь, поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуру поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов, что даёт возможность осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Чувство Родины оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.

В 2016-2017 году я набрала первый класс - обучающихся с ОВЗ VII вида. У детей, в силу психологических особенностей, а также по причинам того, что трое из семи обучающихся не посещали ДОУ, и их родители ведут асоциальный образ жизни (а ведь свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, к природе родного края  детям изначально передают именно родители), у детей отсутствуют знания о родном крае.

В связи с вышеизложенным, я решила восстановить пробел в знаниях путем введения курса «Моя малая Родина – Верхний Уфалей». Я считаю, что каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках. Встречи с природой возбуждают фантазию ребенка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества. Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Начав работать в данном направлении, я поставила перед собой задачу: отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему - природа, мир животных, труд людей, улица, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. И, прежде чем начать работу по формированию любви к родному краю, я поняла, что мне самой необходимо его хорошо знать. Для этого пришлось много читать, общаться со знающими людьми, наблюдать за природными явлениями и многое другое.

Особое место в формировании любви к своей малой Родине я отвожу экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном городе, обогащают знания о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей. В программе нашего класса предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение - ознакомление с трудом взрослых, с объектами ближнего окружения, также большое место отведено знакомству детей с природой и родным городом.

Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края. Родной край - это часть нашей Родины. Каждому человеку необходимо знать родную природу.



  1. Программа внеурочной деятельности

«Моя малая Родина – Верхний Уфалей»

1.1.Пояснительная записка

Возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края все чаще отмечается в настоящее время. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости возникают путем воздействия на человека с самого раннего возраста. Ощущение родного края, земли, на которой он родился, дает начало любви к Родине у ребенка.

Воспитанники начинают сознавать, что любовь к Родине приходит к человеку не сразу. Вначале идет познание своей малой родины, ее судьбы, ее духовных и материальных сокровищ.

Познание своего края - краеведческая работа несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческая деятельность ориентирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на воспитание гражданственности, любви к окружающему миру, Отечеству, семье. Здесь закладываются основы познавательного интереса и изучение города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать; активно формирует интерес к духовному и культурному наследию предков, помогая уяснить неразрывность, единство истории конкретной семьи, региона с историей страны. Исходя из этого, была разработана программа «Моя Родина - Верхний Уфалей».

Реализация программы поможет научить детей любить своих близких, свои родные места, учить бережному отношению ко всему, что окружает их и гордиться своим городом, людьми живущими рядом с ними. Ведь в большой стране у каждого человека есть любимый маленький уголок – деревня, город, улица, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких родных уголков и состоит наша большая Родина. Будущее маленькой и большой Родины за новыми поколениями. Программа является углубленной по сравнению с базовым школьным курсом «Краеведение», где предусмотрено более глубокое изучение родного города Верхний Уфалей.

Разработанная программа направлена на формирование у детей системы знаний о родном городе; воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города Верхнего Уфалея.

Новизна и актуальность программы заключается в углубленном изучении истории основания, достопримечательностей города, его культуры, промышленности, природных богатств и т.д. Таким образом, она направлена на всестороннее изучение воспитанниками под руководством педагога природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Программа способствует решению важнейшей задачи образования – воспитанию патриота и гражданина своей страны, вводит растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь.

Цель программы:

Сформировать систему знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), осветить историю города Верхнего Уфалея и Челябинской области, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу.

Задачи:

  1. Создать условия для приобретения знаний по истории возникновения города Верхнего Уфалея, о его экономическом и политическом статусе, его культуре и географических особенностях. Их актуализация и систематизация.

  2. Способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма – бережного отношения к памятникам истории, культуры, к окружающей среде; рациональному использованию местных природных ресурсов.

  3. Создание условий для развития способности к саморазвитию (путем совершенствования умений и навыков работы с картой, дополнительной литературой), к осмысленному присвоению положительных навыков социального поведения, творчеству.

Данные цели и задачи достигаются путем реализации программы «Моя малая Родина – Верхний Уфалей».

Срок реализации программы 1 год.

Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.

Учебный год начинается с диагностики знаний детей о городе, на основе которых строится учебная программа. Содержание программы несет профориентационную направленность – дети знакомятся с наиболее востребованными профессиями города, с действующими предприятиями, организациями, образовательными учреждениями.

Основными методами деятельности служат практические, поисково-творческие работы. Способами работы являются индивидуальная и групповые виды деятельности.

Основные формы занятий:

- чтение художественных и научно-познавательных текстов, рассказы педагога, встречи с интересными людьми, участниками военных действий;

- экскурсии, беседы, сочинения, конкурсные программы (конкурсы чтецов, певцов, конкурсы рисунков); КВН, викторины;

- просмотры кино-, видеофильмов; создание презентаций; фотовыставки; совместные встречи детей с участием родителей;

Занятия краеведением, общение с природой, со стариной расширяют кругозор и способствуют накоплению знаний, умений и навыков. Экскурсии способствует духовно-нравственному воспитанию.

Режим занятий

Программа рассчитана на 33 часа. Периодичность занятий - 1 раз в неделю.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Для определения уровня усвоения материала проводятся следующие мероприятия:

Выставки рисунков, конкурсы и выставки сочинений, стихов, фотовыставки.

Конкурсы чтецов, певцов.

Создание презентаций.

Итоговые занятия предполагаются проводиться в форме олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, исследовательских проектов.

Наблюдение в процессе работы воспитанников.

Источниками информации особенно в исследовательских работах воспитанников могут служить печатные издания, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы.

Для определения теоретических знаний индивидуальные, групповые задания: карточки-задания, загадки, ребусы, кроссворды, игры «Путешествие по Верхнему Уфалею», «Путешествие по улицам родного города».


Планируемые результаты освоения учебного материала

Личностными результатами изучения курса «Моя малая Родина-Верхний Уфалей» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в процессе наблюдения, рассуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения;

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие и простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение на основе коллективного обсуждения заданий.

Познавательные

  • ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в справочной литературе;

  • находить необходимую информацию, используя разнообразные источники;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, в проектах, в небольших исследовательских работах;

  • слушать и понимать речь других.

Предметными результатами изучения курса «Моя малая Родина-Верхний Уфалей» является формирование следующих знаний и умений:

  • объяснять, что такое  Краеведение , что оно изучает;

  • называть государственные символы Челябинской области, символы Верхнего Уфалея;

  • ориентироваться на карте Челябинской области, называть 2-3 соседних региона, 2-3 национальности, населяющих наш край;

  • называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и произведения 1-2 уфалейских писателей;

  • рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;

  • охранять природу родного микрорайона;

  • наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Челябинской области, Верхнего Уфалея;

  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

















1.2 Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема

Общее

кол-во

часов

Кол-во часов

Теория

Практика


«Моя Родина».




1.

«Верхний Уфалей – моя малая Родина».

1

1


2.

История основания города Верхний Уфалей

1

1


3.

О чем расскажет герб города?

1

1


4.

Население города.

1

1


5.

Городской Краеведческий музей.

1


1

6.

Мой Уфалей. Выставка рисунков и фотографий «Люблю тебя, мой Уфалей!»

1


1

7.

Города и села – соседи Верхнего Уфалея

1

1


8.

Таинственный мир театра. Театр «Вымысел»

1


1

9.

Уфалейцы – первые жители города.

1

1


10.

Памятники Верхнего Уфалея.

1


1


Мастера и умельцы.




11.

«Будни и праздники Верхнего Уфалея».

1


1

12.

Город металлургов

1


1

13.

«Где родился, там и пригодился»

1


1

14.

Уфалей - спортивный

1

1


15.

«Многонациональная семья города»

1


1

16.

Искусство плетения на коклюшках

1


1


Сказы и легенды.




17.

«Уральские сказы» П.П. Бажов.

1


1

18.

«Горы, овеянные легендами»

1

1


19.

Жемчужина Челябинской области – озеро Иткуль.Шайтан-камень.

1

1



Природа края.




20.

Животный и растительный мир окрестностей города.

1

1


21.

Волчья гора

1


1

22.

Река Уфалейка

1

1


23.

Памятники уральской природы.

1

1


24.

«Богатство недр Верхнего Уфалея».

1

1



Мой город.




25.

Родные улицы мои.

1

1


26.

«Каким мы видим город в будущем».

1


1

27.

«Моя школа…»

1

1


28.

Предприятия и учреждения города

1


1


Золотые имена Уфалея.




29.

«Почётные граждане Верхнего Уфалея».

1

1


30.

Уфалей в годы Великой Отечественной войны

1

1


31.

Он повторил подвиг А.Матросова.

1


1

32.

Уфалейские писатели – С.Поляков, А.Зевакин, Е.Пантелеева

1


1

33.

Итоговое занятие.

1


1


Итого:

33

17

16











1.3 Содержание программы

«Моя Родина»

1. «Верхний Уфалей – моя Родина». Введение в программу. Правила работы на занятиях. Техника пожарной безопасности. Правила дорожного движения. Верхний Уфалей на карте области, страны, мира.

2 . История основания города Верхнего Уфалея. Исторические моменты зарождения города. День города.

3. О чем расскажет герб города? Кто создал герб города. Флаг города Верхнего Уфалея. Выставка рисунков «Герб города».

4. Население города. Численность населения. Национальный состав. Занятость.

5. Городской Краеведческий музей. История основания музея.

Практика: Экскурсия в музей.

6. Мой Уфалей. Правила работы на занятиях, техника пожарной безопасности, правила дорожного движения.

Практика: Выставка рисунков и фотографий города «Люблю тебя, мой Уфалей!»

7. Города и села-соседи Верхнего Уфалея. Города Челябинской области, их особенности.

8. Таинственный мир театра. Театр «Вымысел». История основания. Репертуар. Актеры театра.

Практика: посещение театра «Вымысел».

9. Верхнеуфалейцы – первые жители города. «Они строили Уфалей…»

10. Памятники Верхнего Уфалея

Урок-путешествие по основным памятникам города.

.

Мастера и умельцы

11. «Будни и праздники Верхнего Уфалея».

Практика: Посещение в музее фотовыставки уфалейских фотографов.

12. Город металлургов.

Практика: Экскурсия на градообразующее предприятие ОАО «Уфалейникель»

13. «Где родился, там и пригодился». Интеллектуальная игра «Где родился, там и пригодился».

14. Уфалей спортивный. Спортивные сооружения города (ФОК, Стадион МБУ «СОЦ «Никельщик», ДЮСШ). Виды спорта в городе.

15. «Многонациональная семья города». Многонациональный город Верхний Уфалей. Традиции и обычаи людей разных национальностей.

Посещение татарского центра «Мирас».

16. Искусство плетения на коклюшках.

Практика: Экскурсия в ГДК. Мастер плетения на коклюшках – А.Нагаева.


Сказы и легенды

17. «Уральские сказы» П.П. Бажов. Биография писателя, его творчество.

Практика: Посещение библиотеки Центра досуга. Прослушивание и просмотр сказов П. П. Бажова.

18. «Горы, овеянные легендами». Предания о возникновении Уральских гор.

19. Жемчужина Челябинской области - озеро Иткуль. Шайтан-камень. Легенды об озере Иткуль, о Шайтан-камне.


Природа края

20. Животный и растительный мир окрестностей города. Животные, обитающие в окрестностях города Верхнего Уфалея, их жизнь и повадки. Растительный мир родного края.

21. Волчья гора. Легенды и предания.

Практика: Подъем на Волчью гору..

22. Река Уфалейка - главная река Верхнего Уфалея..

23. Памятники Уральской природы. Геологические, гидрологические, геоморфологические, ботанические памятники природы Челябинской области.

24. «Богатство недр Верхнего Уфалея». Полезные ископаемые. Встреча с главным геологом ОАО «Уфалейникель».


Мой город

25. Родные улицы мои. Районы города.

26. «Каким мы видим город в будущем». Настоящая жизнь города и будущее.

Практика: Выставка рисунков «Уфалей через 50 лет».

27. «Моя школа…». История основания родной школы. Школьная жизнь. Конкурс рисунков «Моя школа».

28. Предприятия и учреждения города.

Практика: Экскурсия на ООО « Уфалейский хлебзавод».


Золотые имена Верхнего Уфалея

29. «Почетные граждане Верхнего Уфалея». История возникновения звания «Почётный гражданин города Верхнего Уфалея».Встреча с почетным гражданином города – В. Калистратовым.

30. Уфалей в годы Великой Отечественной войны. Роль Верхнего Уфалея в годы Великой Отечественной войны. Госпитали. Встреча с ветеранов ВОВ – бывшим работником ОАО «Уфалейникель».

31 . Он повторил подвиг А.Матросова. - В..Белобородов.

Практика. Возложение цветов к памятнику В.Белобородова.

32. Уфалейские писатели – С.Поляков, А.Зевакин, Е.Пантелеева

Практика: Поход в библиотеку им. Туркина

33. Итоговое занятие. Выставка рисунков. Конкурс стихотворений уфалейских поэтов о городе, его окрестностях.

Заключение

Воспитание чувства патриотизма у младших школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт К. Симонов в стихотворении «Родина» писал: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Разработанная мной программа «Моя малая Родина – Верхний Уфалей» направлена на: формирование у детей системы знаний о родном городе; воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города Верхнего Уфалея.

Методические рекомендации по разработке программы, раскрывают ее организационно-содержательные элементы. Программа предназначена для учителей начальной школы, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Надеюсь, что «Моя малая Родина – Верхний Уфалей» будет востребована детьми, коллегами, будет доработана, дополнена и реализована мной во 2- 4 классах.














Библиографический список

    1. Гуткина, Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе [Текст] / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр ««Педагогический поиск», 2001

    2. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Кондрыкинская - М.: Сфера, 2011. - 244 с.

    3. Мамаев С. Сохранить завещано//Памятники природы Челябинской области: [Сборник/Сост.А.П.Моисеев, М.Е.Николаева] .-Челябинск: Юж.-Урал. кн.изд-во, 1987.-с.6-9.

    4. Мамаев С. Сохранить завещано//Памятники природы Челябинской области: [Сборник/Сост.А.П.Моисеев, М.Е.Николаева] .-Челябинск: Юж.-Урал. кн.изд-во, 1987.-с.6-9.

    5. Разнообразие и охрана растительного мира//Урал и экология: Учебное пособие/Ред. Черняев А.М., Урванцев Б.А. - Екатеринбург, 2000.-С.67-74.-(Природа Урала. Вып.5)

    6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Монина Ольга Валерьевна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378599

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства