Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс
Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс
Рабочая программа курса «Решение текстовых задач» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документам. Решения текстовых задач - это деятельность, сложная для учащихся. Данная программа составлена для работы с учащимися девятых классов, которые желают овладеть эффективными способами решения текстовых задач на «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара водой», «смеси и сплавы» и т. д. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям учащихся. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. Работая над материалом курса, учащиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс »
Управление образования администрации Мариинского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №_____
«_____»______________ 2014
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
Протокол №____________
«_____»_______________ 2014
Утверждена
приказом
МБОУ «Сусловская СОШ»
№______
«_____» ______________ 2014
Рабочая программа
курса
«Текстовые задачи: сложности и пути их решения»
9 класс
Составитель
Степанова Е.Н., учитель математики
Суслово
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение текстовых задач» разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089;
федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312;
Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013 №160;
учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 №115.
Решения текстовых задач - это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов самостоятельная и часто труднодостижимая для учащихся задача.
Данная программа составлена для работы с учащимися девятых классов, которые желают овладеть эффективными способами решения текстовых задач на «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара водой», «смеси и сплавы» и т. д.
Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям учащихся. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. Работая над материалом курса, учащиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.
Цель курса:
развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
формирование полного представления о решении текстовых задач;
определение уровня способности учащихся и их готовности в дальнейшем профильному обучению в школе и вузе;
воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.
Задачи курса:
систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
развивать и укреплять межпредметные связи;
научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
Место курса в учебном плане
Согласно учебного плана МБОУ «Сусловская СОШ» из компонента образовательного учреждения на изучение курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» в 9 классе отводится 17 часа (0,5 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Курс призван помочь учащимся в овладении навыком решения задач арифметическим и алгебраическим способами: с помощью уравнений и систем уравнений, повысить уровень общей математической культуры, оценить свой потенциал для дальнейшего обучения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать:
основные методы и приемы решения текстовой задачи; классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения;
уметь:
определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы; применять полученные математические знания в решении жизненных задач; использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание курса
1. Введение в спецкурс. Текстовые задачи и техника их решения. (1 ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.
2. Задачи на движение. (3 ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и ее значение для составления математической модели.
3. Задачи на совместную работу. (3 ч)
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составление математической модели.
4. Задачи на проценты. (3ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
5. Задачи на сплавы и смеси. (3 ч)
Формула зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объема сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и ее значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
6. Задачи на прогрессии. (3 ч)
Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
7. Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
9 класс
№
раздела/
темы
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии и др.
Контрольные
1
Введение в спецкурс. Текстовые задачи и техника их решения
1ч
0,5
0,5
-
2
Задачи на движение
3ч
0,5
2,5
-
3
Задачи на совместную работу
3ч.
0,5
2,5
-
4
Задачи на проценты
3ч.
0,5
2,5
-
5
Задачи на сплавы и смеси
3ч.
0,5
2,5
-
6
Задачи на прогрессии
3ч.
0,5
2,5
-
7
Итоговое занятие
1ч
-
1
-
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Содержание учебного материала
Количество
часов
Сроки
I. Введение в спецкурс
1
1
Текстовые задачи и техника их решения.
1
II. Задачи на движение
3
2
Движение по течению и против течения.
1
3
Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.
1
4
Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
1
III. Задачи на совместную работу
3
5
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.
1
6
Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу
1
7
Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели
1
IV. Задачи на проценты
3
8-9
Формулы процентов и сложных процентов
2
10
Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
1
V. Задачи на сплавы и смеси
3
11-12
Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы
2
13
Решение задачи с помощью графика.
1
VI. Задачи на прогрессии
3
14-15
Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий
2
16
Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
1
17
Итоговое занятие
1
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Выполнение практической части рабочей программы курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» в 9 классе обеспечена учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к общеобразовательному учреждению в части минимума оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010 №986)
При работе по учебному предмету главную роль играют средства обучения:
1. Наглядные пособия: - модели геометрических фигур.
2. Григорьева, Г.И. Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения. Алгебра. 9 класс [Текст].: /Сост. Г.И. Григорьева.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007
3. Макарычев, Ю.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9
4. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе [Текст]: / Л В. Кузнецова, С Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Т.В.. Колесникова, Л О. Рослова. - М: Просвещение, 2013.
5. Трошин,В.В. Занимательные дидактические материалы по математике [Текст].: Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт.- сост. В.В.Трошин-М.:Глобус, 2008.-298с.
6. Трошин,В.В. Занимательные дидактические материалы по математике [Текст].: Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт.- сост. В.В.Трошин-М.:Глобус, 2008.-298с.
6. Средства ИКТ (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://school-collection.edu.ru).
2. Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://fcior.edu.ru)