kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса  «Решение текстовых задач» разработана в соответствии с  правовыми и   нормативными документам. Решения текстовых задач - это деятельность, сложная для учащихся. Данная программа составлена для работы с учащимися девятых классов, которые желают овладеть эффективными способами решения текстовых задач на  «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара  водой», «смеси и сплавы» и т. д. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям учащихся. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. Работая над материалом курса, учащиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс »


Управление образования администрации Мариинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусловская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_____

«_____»______________ 2014

Согласовано

на педагогическом совете

МБОУ «Сусловская СОШ»

Протокол №____________

«_____»_______________ 2014

Утверждена

приказом

МБОУ «Сусловская СОШ»

№______

«_____» ______________ 2014















Рабочая программа

курса

«Текстовые задачи: сложности и пути их решения»

9 класс





Составитель

Степанова Е.Н., учитель математики













Суслово

2014



Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Решение текстовых задач» разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 №1089;

  • федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312;

  • Положения о рабочей программе учебных предметов (курсов) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 30.08.2013 №160;

  • учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусловская средняя общеобразовательная школа», утвержденного приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 23.06.2014 №115.


Решения текстовых задач - это деятельность, сложная для учащихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов ­самостоятельная и часто труднодостижимая для учащихся задача.

Данная программа составлена для работы с учащимися девятых классов, которые желают овладеть эффективными способами решения текстовых задач на  «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара водой», «смеси и сплавы» и т. д.

Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям учащихся. Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. Работая над материалом курса, учащиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.


Цель курса:

  • развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;

  • формирование полного представления о решении текстовых задач;

  • определение уровня способности учащихся и их готовности в дальнейшем профильному обучению в школе и вузе;

  • воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира.

Задачи курса:

  • систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;

  • познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;

  • развивать и укреплять межпредметные связи;

  • научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.


Место курса в учебном плане

Согласно учебного плана МБОУ «Сусловская СОШ» из компонента образовательного учреждения на изучение курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» в 9 классе отводится 17 часа (0,5 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся


Курс призван помочь учащимся в овладении навыком решения задач арифметическим и алгебраическим способами: с помощью уравнений и систем уравнений, повысить уровень общей математической культуры, оценить свой потенциал для дальнейшего обучения.


В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

основные методы и приемы решения текстовой задачи; классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения;

уметь:

определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы; применять полученные математические знания в решении жизненных задач; использовать дополнительную математическую литературу.


Содержание курса


1. Введение в спецкурс. Текстовые задачи и техника их решения. (1 ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

2. Задачи на движение. (3 ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.

Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и ее значение для составления математической модели.

3. Задачи на совместную работу. (3 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составление математической модели.

4. Задачи на проценты. (3ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.


5. Задачи на сплавы и смеси. (3 ч)

Формула зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объема сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и ее значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.

6. Задачи на прогрессии. (3 ч)

Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.

7. Итоговое занятие (1 час)


Тематическое планирование

9 класс


раздела/

темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические

Практические, экскурсии и др.

Контрольные

1

Введение в спецкурс. Текстовые задачи и техника их решения

0,5

0,5

-

2

Задачи на движение

0,5

2,5

-

3

Задачи на совместную работу

3ч.

0,5

2,5

-

4

Задачи на проценты

3ч.

0,5

2,5

-

5

Задачи на сплавы и смеси

3ч.

0,5

2,5

-

6

Задачи на прогрессии

3ч.

0,5

2,5

-

7

Итоговое занятие

-

1

-























Календарно-тематическое планирование

№п/п



Содержание учебного материала

Количество

часов

Сроки


I. Введение в спецкурс

1


1

Текстовые задачи и техника их решения.

1



II. Задачи на движение

3


2

Движение по течению и против течения.

1


3

Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.

1


4

Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.

1



III. Задачи на совместную работу

3


5

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения.

1


6

Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу

1


7

Составление таблицы данных задачи на работу и ее значение для составления математической модели

1



IV. Задачи на проценты

3


8-9

Формулы процентов и сложных процентов

2


10

Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.


1



V. Задачи на сплавы и смеси

3


11-12

Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы

2


13

Решение задачи с помощью графика.

1



VI. Задачи на прогрессии

3


14-15

Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий

2


16

Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.

1


17

Итоговое занятие

1




 

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса


Выполнение практической части рабочей программы курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» в 9 классе обеспечена учебным оборудованием в соответствии с федеральными требованиями к общеобразовательному учреждению в части минимума оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства образования и науки России от 04.10.2010 №986)

При работе по учебному предмету главную роль играют средства обучения:

1. Наглядные пособия: - модели геометрических фигур.

2. Комплект геометрических инструментов: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.

3. Мультимедийное учебное пособие:

-Уроки алгебры Кирилла и Мифодия 7-8, 9 классы;

-Уроки геометрии Кирилла и Мифодия 7-8, 9 классы.

4. Таблицы: комплект таблиц 7-9 класс.

Технические средства обучения: компьютер с выходом в интернет, телевизор, нэтбук.

5. Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебно – методический комплект

1. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация [Текст]: Под редакцией Ф.Ф. Лысенко - Ростов-на­-Дону.: Легион, 2011.

2. Григорьева, Г.И. Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения. Алгебра. 9 класс [Текст].: /Сост. Г.И. Григорьева.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007

3. Макарычев, Ю.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9

классы [Текст]:/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. - М.:Мнемозина,

2009.-31с.

4. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе [Текст]: / Л В. Кузнецова, С Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Т.В.. Колесникова, Л О. Рослова. - М: Просвещение, 2013.

5. Трошин,В.В. Занимательные дидактические материалы по математике [Текст].: Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт.- сост. В.В.Трошин-М.:Глобус, 2008.-298с.

6. Трошин,В.В. Занимательные дидактические материалы по математике [Текст].: Сборник заданий. Выпуск 1/ Авт.- сост. В.В.Трошин-М.:Глобус, 2008.-298с.

6. Средства ИКТ (цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://school-collection.edu.ru).

2. Ресурсы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] (http://fcior.edu.ru)























6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс

Автор: Степанова Евгения Николаевна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121662

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа «Математика» 5 класс "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161671"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422266477"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172405"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816389"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по математике. 2 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-2-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "121575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413996838"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Планета знаний" "
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-3-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "127227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415283395"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства