Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний")
Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний")
1. Цели и задачи:
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственномстандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
2.Нормативные документы на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;
Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».
3.Сведения о программе:
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы М.И.Башмакова, М.Г.Нефедова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ. Астрель, 2011 г) в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной программой ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы "Планета знаний".
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию обучащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по математике.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены
6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 140 часов в год (из расчёта 4 часа в неделю).
В том числе
Контрольных работ- 9
практических работ-1
проектов – 1
тестов -5
В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.
7. Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск—
задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной
литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания
—предоставляют возможность
учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные
предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт
востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон
—задания ориентированы на развитие у
детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на
формирование умения правильно использовать знания в нестандартной
ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения,
преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания
—направлены на развитие у учащихся
познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить
собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные
жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен
удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре
—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение
работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию
регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает
возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его
с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
.В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов
обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего
8. Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
¾проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
¾развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
¾дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
¾игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
¾здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
9. Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-письменная самостоятельная работа;
-тесты;
-контрольная работа;
-проверочная работа
-комплексная контрольная работа
Промежуточный контроль:
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в
Приложении 2 к рабочей программе.
10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)
К концу 2класса учащиеся
научатся -
знать:
– названия разрядов (единицы, десятки, сотни); переместительное и сочетательное свойства сложения;
– названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
– табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
– названия числовых выражений (произведение, частное);
– правило перестановки множителей в произведении;
– порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
– названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
– названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);
уметь:
– считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
– устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
– письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
– проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
– выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
– вычислять значения числового выражения, содержащего 3–4 действия (без скобок);
– сравнивать значения числовых выражений;
– решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление.
получат возможность знать:
– названия компонентов действий умножения (множители) и деления (делимое, делитель);
– правило округления чисел, полученных в результате измерения;
– признаки делимости на 2 и на 5;
– названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);
– изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
– отдельные свойства прямоугольного треугольника;
получат возможность научиться:
– складывать и вычитать сотни;
– вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
– округлять данные, полученные путем измерения;
– решать текстовые задачи в 2–3 действия на сложение и вычитание;
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
– различать прямой, острый и тупой углы;
– упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
– определять время по часам.
11. Информация об учебнике
Программа обеспечена учебником для 2 класса:
1.М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика 2 класс, учебник в 2 ч. – М., АСТ, Астрель,2011г.
2. М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика 2класс, рабочие тетради №1, 2, - М., АСТ, Астрель.2014г
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике для 2 класса ("Планета знаний") »
1.Пояснительная записка
1. Цели и задачи:
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в Федеральном государственномстандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные задачи:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие задачи:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные задачи:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
2.Нормативные документы на основании которых разработана программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ от 09 марта 2004 года №1312)
приказ МО РФ от 31.04.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
Письмо управления образования и науки Липецкой области от 06.05.2014г ЮТ № 1281 «Об обеспечении учебниками»;
Приказ ОУ от 31.08.2012 г № 175 «Об утверждении основной общеобразовательной программы НОО»;
Приказ ОУ от 28.08.2014г. № 162 « Об утверждении документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в 2014-2015 учебном году» (в том числе изменений в образовательной программе НОО, учебного плана, календарного учебного графика);
Приказ ОУ от 29.08.2014 г. № 163 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), индивидуального обучения (на дому), реализующих ФГОС»;
Приказ ОУ от 29.08.2014г. № 164 «Об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, программ внеурочной деятельности и дошкольного образования».
3.Сведения о программе:
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы М.И.Башмакова, М.Г.Нефедова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 2 класс, - М, АСТ. Астрель, 2011 г) в соответствии с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной программой ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методической системы "Планета знаний".
4. Обоснование выбора программы
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного
пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию обучащихся. Программа соответствует стандарту начального общего образования, рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, ориентирована на усвоение обязательного минимума образования по математике.
5. Информация о внесенных изменениях
Изменения в примерную программу не внесены
6. Информация о количестве часов, на которые рассчитана рабочая программа.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ N 70 г.Липецка Рабочая программа рассчитана на 140 часов в год (из расчёта 4 часа в неделю).
В том числе
Контрольных работ- 9
практических работ-1
проектов – 1
тестов -5
В приложении 1 к рабочей программе «Календарно – тематический план» конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; основные виды учебной деятельности учащихся.
7. Формы организации образовательного процесса
Эффективная учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях, способствующих формированию универсальных учебных действий.
-Информационный поиск—
задания требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной литературе, словарям, интернету, развивают потребность в поиске и проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со справочной
литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
-Дифференцированные задания
—предоставляют возможность
учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные
предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт
востребованности для их выполнения метапредметных умений.
-Интеллектуальный марафон
—задания ориентированы на развитие у
детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на
формирование умения правильно использовать знания в нестандартной
ситуации. Задания ставят перед учащимися задачу поиска средств решения,
преобразования материала, конструирование нового способа действий.
-Творческие задания
—направлены на развитие у учащихся
познавательных интересов, воображения, на выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность учащимся предложить
собственное оригинальное решение предметных задач или задач на различные
жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен
удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их.
-Работа в паре
—задания ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение
работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию
регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает
возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его
с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.
Дети обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
-Проекты
.В учебниках на специальных разворотах представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов
обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащего
8. Технологии обучения
На уроках используются стандартные педагогические технологии:
¾проблемное обучение (развитие познавательной активности, творческой самостоятельности);
¾развивающее обучение (развитие личности и её способностей)
¾дифференцированное обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей);
¾игровое обучение (обеспечение личностно-деятельного характера
усвоения знаний, умений, игровые методы вовлечения в творческую деятельность);
¾здоровьесберегающие технологии (проведение физкультминуток)
- проектная деятельность (совместная учебно-познавательная деятельность или творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общественного результата.)
9. Виды и формы контроля
Для контроля и учета достижений учащихся используются следующие формы
Текущий контроль
-устный опрос;
-письменная самостоятельная работа;
-тесты;
-контрольная работа;
-проверочная работа
-комплексная контрольная работа
Промежуточный контроль:
Промежуточная аттестация учащихся по итогам учебного года проводится в соответствии с локальным актом учреждения.
Оценочные и методические материалы по предмету представлены в
Приложении 2 к рабочей программе.
10. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени)
К концу 2класса учащиеся
научатся -
знать:
– названия разрядов (единицы, десятки, сотни); переместительное и сочетательное свойства сложения;
– названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
– табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
– названия числовых выражений (произведение, частное);
– правило перестановки множителей в произведении;
– порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
– названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
– названия единиц измерения времени (час, минута, секунда);
уметь:
– считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
– устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
– письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
– проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
– выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
– вычислять значения числового выражения, содержащего 3–4 действия (без скобок);
– сравнивать значения числовых выражений;
– решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление.
получат возможность знать:
– названия компонентов действий умножения (множители) и деления (делимое, делитель);
– правило округления чисел, полученных в результате измерения;
– признаки делимости на 2 и на 5;
– названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);
– изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
– отдельные свойства прямоугольного треугольника;
получат возможность научиться:
– складывать и вычитать сотни;
– вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
– округлять данные, полученные путем измерения;
– решать текстовые задачи в 2–3 действия на сложение и вычитание;
– вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
– различать прямой, острый и тупой углы;
– упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
– определять время по часам.
11. Информация об учебнике
Программа обеспечена учебником для 2 класса:
1.М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика 2 класс, учебник в 2 ч. – М., АСТ, Астрель,2011г.
2. М. И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика 2класс, рабочие тетради №1, 2, - М., АСТ, Астрель.2014г
2.Общая характеристика предмета
Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.
При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.
В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).
Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.
Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.
Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».
Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.
Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.
Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебным планом МБОУ СОШ № 70, примерными программами начального общего образования на изучение математики во 2 классе отводится 140 часов (4 раза в неделю, 35 учебных недель)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения).
6.Содержание учебного предмета, курса
Числа и величины
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени
Арифметические действия
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
Резерв
Структура курса.
1.Что мы знаем о числах (16).
Контрольная работа – 1
Тест - 1
2. Сложение и вычитание до 20 (19).
Контрольная работа – 1
3. Наглядная геометрия (11).
Контрольная работа – 1
Практическая работа – 1
4. Вычисления в пределах 100 (20).
Контрольная работа – 1
Тест - 1
5.Знакомимся с новыми действиями (14).
Контрольная работа – 1
6.Измерение величин (11).
Контрольная работа – 1
Проект - 1
7.Учимся умножать и делить (25).
Контрольная работа – 1
8.Действия с выражениями (16).
Проверочная работа – 1
Промежуточная аттестация - 1
9.Резерв - 8
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Отдельный кабинет со столами и стульями для 28 человек.
Доска магнитная
Компьютерная техника:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Акустическая система
SMART оборудование
Литература для учителя:
Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. Учебник. В 2 ч. – М.: АСТ, Астрель, 2011г.
Т. В. Шклярова. Справочник для учащихся начальной школы.
Интернет ресурсы:
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа http://school-collection.edu.ru/.
2. Я иду на урок в начальной школе . режим доступа - http://www.festival.1september.ru/
3.Сайт «Планета знаний» Режим доступа - http://planetaznaniy.astrel.ru/ («Школа России» - Режим доступа -http://school-russia.prosv.ru/ , «Школа 2100». Режим доступа - http://www.school2100.ru/
4.Образовательный портал. Режим доступа - http://www.uroki.ru/
шкафы для хранения счетного и демонстрационного материала;
справочники, энциклопедии.
Электронно-программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы);
DVD-диски с дидактическими играми по математике;
презентации по математике.
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор,
компьютер с учебным программным обеспечением;
магнитная доска;
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Приложение 1
9.Система контрольно-измерительных материалов
Приложение 2
Приложение 1
№
урока
Дата
(по плану)
Дата
(фак
тич.)
Наименование раздела
Тема урока
Кол-во
часов
Требования к уровню подготовки обучающихся
Виды учебной деятельности
Что мы знаем о числах
16
1
Рисуем цифры
1
Повторение: названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры; обозначение цифрами чисел; состав однозначных чисел
Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток.
Сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи. Читать, записывать и сравнивать двузначные числа.
Решать задачи на нахождение суммы, остатка, увеличения/уменьшения на несколько единиц.
Формулировать вопрос задачи в соответствии с условием.
Обсуждать роль знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке. Сравнивать цифры, которые использовали разные народы.
Придумывать знаки для обозначения одного предмета (единицы), десяти предметов (десятка); сравнивать разные обозначения. Расшифровывать числа, записанные с помощью пиктограмм, и шифровать числа.
Решать логические задачи, составлять анаграммы,
Распределять работу при выполнении заданий в паре, объединять полученные результаты.
Пользоваться справочником на форзаце учебника.
2
Вычисляем в пределах десятка.
1
3
Собираем группы
1
Повторение: названия круглых чисел, чтение, запись. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами
4
Записываем числа
1
Повторение: однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел
Повторение: круглые числа.
Знакомство с записью цифрами нескольких сотен.
5
Считаем десятками и сотнями
1
6
Сравниваем числа
1
Повторение: названия двузначных чисел, последовательность, расположение на числовом луче
Повторение: способы сравнения чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство»
7
Вычисляем в пределах десятка
Устный счёт
1
Повторение: приемы вычислений с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, с помощью перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел
Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток.
Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь).
Устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии.
Оценивать свои умения вычислять в пределах 10.
Восстанавливать пропущенные цифры в равенствах и неравенствах.
Устанавливать закономерность в чередовании чисел и продолжать ряд чисел.
Моделировать условие задачи на числовом луче.
Ориентироваться в таблице, восстанавливать условие задачи по табличным данным, заполнять пропуски.
Комбинировать числа для получения заданной суммы
8
Прибавляем и вычитаем однозначное число
1
. Повторение: сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел без перехода через десяток
9
Считаем до 100
1
Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
10
Решение простых задач.
Задачи принцессы Турандот.
1
Повторение: использование схем при решении задач; формирование умения составлять краткую запись условия задачи
Решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь).
Дополнять краткую запись условия числовыми данными.
Выполнять устные вычисления в пределах 100 без перехода через десяток.
Читать схемы, иллюстрирующие отношение данных как частей к целому.
Рассуждать при дополнении схемы числовыми данными.
Придумывать задачи в соответствии с заданной схемой, табличными данными, решением по действиям, алгоритмом вычислений.
Комбинировать числа для получения заданной суммы.
Сотрудничать при выполнении заданий в паре
11
Придумываем задачи
1
Формирование умений восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку
12
Входная контрольная работа
1
Проверить знания обучающихся
13
Работа над ошибками
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
14
Семь раз отмерь
1
Повторение: длина, площадь, объём.
Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб»
Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника в единичных отрезках. Определять площадь геометрических фигур в единичных квадратах.
Определять объём геометрических фигур в единичных кубиках.
Ориентироваться в рисунке-схеме.
Соотносить длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах)
15
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Записывать числа цифрами.
Складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд.
Сравнивать числа и результаты вычислений.
Решать задачи в 1-2 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы (рабочая тетрадь).
Выбирать правильный ответ из предложенных.
Определять свои интересы и выбирать задания из вариативной части (расшифровывать слова; участвовать в учебных играх, устанавливая очередность действий, соблюдая правила общения при работе в парах; решать комбинаторные и логические задачи; устанавливать закономерность и выполнять вычисления по аналогии).
Применять умения в нестандартной ситуации (выполнять вычисления, заданные с помощью схем, рисунков, цепочек)
16
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Сложение и вычитание до 20
19
17
Почему 20?
1
Повторение: сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Складывать и вычитать числа в пределах 20 c переходом через десяток: 1) с опорой на таблицу сложения; 2) с опорой на состав числа 12; 3) дополняя одно из слагаемых до десятка.
Складывать числа рациональным способом, группируя слагаемые.
Решать задачи в 2-3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение суммы и остатка (рабочая тетрадь).
Составлять краткую запись условия задачи.
Соотносить модели (рисунки, геометрические фигуры) с числами, демонстрировать на моделях состав чисел.
Моделировать условие задачи с помощью схемы (рабочая тетрадь).
Придумывать задачи в соответствии со схемой, формулировать условие задачи.
Ориентироваться в таблице сложения.
Комбинировать несколько слагаемых для получения заданной суммы, предлагать разные варианты.
Распределять роли и очередность действий при работе в паре
18
Волшебная таблица
1
Повторение: использование таблицы сложения при вычислениях.
Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения
19
Двенадцать месяцев
1
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12
20
В сумме XV
1
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15
21
От года до полутора
1
Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18
22
С девяткой работать легко
1
Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9
Складывать и вычитать числа в пределах 20, ориентируясь на запоминание, наглядность, свойства чисел, свойства арифметических действий.
Восстанавливать пропущенные числа в равенствах.
Решать задачи в 2–3 действия на нахождение суммы, остатка, слагаемого (рабочая тетрадь).
Наблюдать за свойствами чисел при сложении, делать выводы (если одно слагаемое увеличить/уменьшить на 1, то и сумма увеличится/уменьшится на 1; при сложении соседних чисел получается нечётное число). Использовать результаты наблюдений при сложении чисел.
Рассуждать при анализе условия текстовых задач.
Комбинировать данные при решении нестандартных задач, предлагать разные варианты. Находить разные способы заплатить требуемую сумму при покупке.
Ориентироваться в календаре (дни недели, даты, рабочие и выходные дни).
Ориентироваться в рисунках, схемах.
Выбирать маршрут на рисунке-схеме, определять его длину, сравнивать разные маршруты.
Оценивать свои умения складывать числа с переходом через десяток. Организовывать взаимопроверку при отработке вычислений
23
Вокруг дюжины
1
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13
24
Считаем глазами
1
Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20
25
Две недели
1
Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 14. Формирование временных представлений
26
Кругом 16
1
Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 16
27
Между 16 и 18
1
Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18
28
От 16 до 20
1
Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20
29
Работаем с календарем
1
Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20
30
Решаем задачи
1
Формирование умения составлять краткую запись к задаче
Выбирать вспомогательные средства при решении текстовой задачи (краткая запись, составление схемы).
Рассуждать при выборе ключевых слов при составлении краткой записи. Обсуждать с товарищем достоинства и недостатки самостоятельно составленной краткой записи условия задачи
31-32
Повторение, обобщение изученного
2
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Складывать и вычитать числа с переходом через десяток разными способами. Сравнивать результаты вычислений.
Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение суммы и остатка.
Выбирать правильный ответ из предложенных. Находить неверные ответы.
Выбирать задания из вариативной части: обозначать числа символами; разбивать прямоугольник на части в соответствии с заданным условием; решать комбинаторные и логические задачи; участвовать в учебных играх
33
Контрольная работа
по теме «Сложение и вычитание до 20»
1
Проверить знания обучающего
34
Работа над ошибками
1
Сделать работу над ошибками, обобщить изученное
35
Повторение, обобщение изученного
Устный счёт
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Наглядная геометрия
11
36
Геометрический словарь
1
Повторение: названия геометрических фигур, изученных в 1-м классе. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20
Различать многоугольники, называть их.
Вычислять длину ломаной.
Различать прямые, острые и тупые углы. Чертить прямой угол с помощью угольника. Различать прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Определять площадь треугольника в единичных квадратах.
Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением.
Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение, нахождение слагаемого, суммы, остатка (рабочая тетрадь).
Вспоминать названия геометрических фигур, составлять словарик «название фигуры — рисунок». Распознавать геометрические фигуры, вычленять их на рисунке. Сравнивать геометрические фигуры, находить общее и различия. Конструировать и разрезать геометрические фигуры в соответствии с условием задания.
Выполнять чертёж в соответствии с инструкцией. Задавать маршрут движения с помощью обозначений, прослеживать заданный маршрут (при работе в парах).
Исследовать простейшие свойства четырёхугольников: измерять стороны и диагонали, сравнивать, делать выводы, проверять их на других фигурах. Моделировать квадрат и ромб с помощью конструктора, экспериментировать с моделями. Экспериментировать с треугольниками (количество прямых и тупых углов).
Конструировать фигуры из частей прямоугольника
37-38
Геометрические фигуры
2
Различение геометрических фигур на рисунках. Формирование умения чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков
39
Углы
1
Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунках. Формирование умения чертить прямые углы с помощью угольника
40
Проектируем
парк Винни-Пуха
1
Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков.
Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков
41
Четырёхугольники
1
Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков
42
Треугольники
1
Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунках. Отработка вычислительных навыков
43
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Называть простейшие геометрические фигуры и их свойства.
Вычислять периметр квадрата, прямоугольника.
Тренироваться в вычислениях, находить выражения с одинаковым значением.
Решать задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание (рабочая тетрадь).
Узнавать новое об истории математики из учебника (рубрики «Разворот истории», «У нас в гостях») и дополнительных источников.
Обсуждать результаты выполнения задания с товарищем, сравнивать
44
Контрольная работа по теме «Наглядная геометрия»
1
Проверить знания обучающего
45
Работа над ошибками
1
Сделать работу над ошибками, обобщить изученное
46
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Вычисления в пределах 100
20
47
Складываем
и вычитаем
по разрядам
1
Знакомство с понятием «разряд». Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Знакомство с формой записи вычислений столбиком
Складывать и вычитать двузначные числа по разрядам: 1) устно; 2) записывая вычисления в строчку; 3) записывая вычисления в столбик.
Выполнять сложение рациональным способом (дополняя одно из слагаемых до десятка).
Решать задачи в 1-2 действия на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, остатка (рабочая тетрадь). Составлять краткую запись условия задачи.
Моделировать условие задачи на схеме «целое – части».
Сравнивать эффективность краткой записи и схемы при решении нетиповых задач.
Находить закономерность в столбиках примеров, выполнять вычисления по аналогии.
Восстанавливать деформированные равенства, предлагать разные варианты решения.
Прогнозировать результат сложения (количество десятков в ответе). Оценивать сумму денег, необходимую для покупки.
Ориентироваться в таблицах, заполнять пустые клетки в таблице.
Расшифровывать задуманное слово (соотносить результаты вычислений с буквами с помощью шифра).
Рассуждать при решении числовых ребусов, обосновывать своё решение.
Предлагать разные способы вычисления суммы, сравнивать свой способ со способом товарища, оценивать эффективность способа сложения
48
Тренируемся
в вычислениях
1
Продолжение формирования умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
49
Переходим
через разряд
1
Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
50
Складываем двузначные числа
1
. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
51
Дополняем
до десятка
1
Знакомство с рациональным способом сложения чисел с переходом через десяток
52
Выбираем
способ сложения
1
Закрепление умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
53
Решаем задачи
1
Формирование умений составлять краткую запись по условию задачи, использовать схемы для решения текстовых задач. Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
54
Вслед за сложением
идёт вычитание
1
. Формирование умения выполнять вычитание из круглого числа
Рассуждать при вычитании чисел. Использовать взаимосвязь сложения и вычитания при вычислениях. Выполнять алгоритм вычислений в столбик. Проверять результат вычитания сложением. Сравнивать числа и величины, отвечая на вопрос: «На сколько больше/меньше?».
Решать задачи разными способами.
Дополнять условие задачи вопросом.
Прогнозировать результат вычитания (количество десятков в ответе).
Читать схемы, иллюстрирующие вычитание с переходом через десяток.
Использовать в ряде случаев рисунки как источник данных, необходимых для решения задачи.
Дополнять схему числовыми данными и формулировать задачу.
Моделировать условие нетиповой задачи произвольной схемой.
Составлять краткую запись условия взаимообратных задач, наблюдать за их решением, сравнивать и делать выводы.
Формулировать вопросы по аналогии, задавать их товарищу.
Решать задачи с практическим содержанием, приближенным к реальности (ситуация покупки, подсчёта сдачи, оценивания стоимости покупки).
Решать задачи на логику. Экспериментировать с числами (какие числа можно получить на «автомате» с заданной программой) вычислений
55
Занимаем десяток
1
. Формирование умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток
56
На сколько больше?
1
Формирование умения решать текстовые задачи на разностное сравнение. Закрепление умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток
57
Вычитаем и
переходим
через разряд
1
Формирование умения выполнять вычитание двузначного числа из двузначного с переходом через десяток
58
Туда и обратно
1
. Формирование представлений о тесной связи действий сложения и вычитания. Знакомство с обратными задачами.
Формирование умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток
59
Продолжаем вычитать
1
Закрепление умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток
59
Играем с автоматом
1
Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток
60-61
Повторение, обобщение изученного
2
Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток
Складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 с переходом через десяток (устно и письменно).
Выбирать задания из вариативной части: комбинировать слагаемые для получения заданной суммы; участвовать в учебных играх; прогнозировать результат вычислений).
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Вычислительные машины»: узнавать новое о способах счёта; составлять список приборов (или коллаж), фантазировать на заданную тему; моделировать «автомат» для вычислений, конструировать счёты для вычисления сумм одинаковых слагаемых. Планировать своё участие с опорой на шаблон в рабочей тетради
62
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100».
1
Проверить знания обучающихся.
63
Работа над ошибками
1
Сделать работу над ошибками, закрепить изученное
64-66
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Знакомимся с новыми действиями
14
67
Что такое умножение
1
Формирование первоначальных представлений о действии умножения. Запись суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения
Использовать знак умножения для записи суммы одинаковых слагаемых. Вычислять произведение чисел с помощью сложения.
Записывать решение задачи двумя способами (используя сложение и умножение).
Восстанавливать пропущенные числа в равенствах. Проверять верность записанных равенств.
Наблюдать за переместительным свойством умножения.
Придумывать задачу на нахождение произведения
68
Что вдоль,
что поперёк
1
Знакомство с понятиями «множители», «произведение»; переместительное свойство умножения
69
Используем знак умножения
1
. Формирование умений использовать знак умножения при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях
70
Вдвое больше
1
Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза»
Увеличивать числа (величины) вдвое.
Находить половину числа подбором, записывать результат с помощью знака деления.
Различать увеличение/уменьшение «на 2» и «в 2 раза», сравнивать результаты вычислений.
Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза.
Делить на равные части: 1) число, подбирая ответ (одинаковые слагаемые); 2) отрезок на глаз, проверяя себя измерениями.
Доказывать, что умножение и деление — взаимно-обратные действия, составляя равенства.
Наблюдать над свойством чётных чисел «делиться на 2»
71
Половина
1
Формирование первоначальных представлений о делении. Знакомство со знаком деления. Формирование умения уменьшать числа вдвое
72
Делим на равные части
1
Формирование первоначальных представлений о делении на равные части
73
Как раздать лакомство
1
Формирование представлений о делении как действии, обратном умножению
74
Все четыре действия
1
Формирование представлений о смысле четырёх арифметических действий. Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1
Находить произведение с помощью сложения.
Увеличивать/уменьшать числа в 2 раза.
Выполнять умножение с числами 0 и 1.
Находить результат деления, зная результат умножения.
Выполнять вычисления в 2 действия (без скобок) с действиями 1 и 2 ступени.
Решать задачи на увеличение/уменьшение в 2 раза и на 2, нахождение произведения (с помощью сложения), деления на части и по содержанию (подбором).
Узнавать о способах вычислений в Древнем Египте.
Наблюдать за свойством умножения (если увеличить один множитель в 2 раза, а другой уменьшить в 2 раза, то результат не изменится).
Исследовать свойства чисел 0 и 1 (умножение на 0 и на 1). Исследовать изменение площади квадрата при увеличении его сторон в 2 раза.
Решать нестандартные задачи. Комбинировать данные (составлять пары из данных с помощью графов, таблиц, перебором) в соответствии с условием задания.
Работать с указателем имён в конце учебника: находить сведения об известных людях, героях произведений, упоминаемых на страницах учебника (рубрика «У нас в гостях»)
Устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд, соблюдая закономерность
75
Умножение и деление в задачах
1
Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи
76
Варианты
1
Знакомство с графическим способом решения комбинаторных задач и с представлением данных в виде таблицы. Формирование первоначальных представлений о решении комбинаторных задач с помощью умножения
77
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
78
Контрольная работа по теме «Знакомимся с новыми деёствиями».
1
Проверить знания обучающего
79
Работа над ошибками
1
Сделать работу над ошибками, обобщить изученное
80
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Измерение величин
11
81
Среди величин
1
Актуализация представлений о величинах (время, расстояние, объём, масса) и названиях единиц измерения
Измерять длины отрезков, сравнивать их, чертить отрезки заданной длины. Переводить сантиметры в миллиметры и обратно.
Вычислять площадь прямоугольника по числовым данным.
Выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
Находить результат умножения (сложением) и деления (подбором).
Восстанавливать задачи по табличным данным, ставить вопрос к задаче. Соотносить условие задачи с табличной формой, заполнять таблицу.
Решать задачи на разностное сравнение, определение длительности событий.
Соотносить единицы измерения и названия величин (время, длина, масса, температура).
Ориентироваться в ситуации равномерного прямолинейного движения, моделировать движение объекта на схеме.
Использовать умение вычислять площадь прямоугольника при решении задач с практическим содержанием.
Определять время по часам, длительность событий, ориентироваться во времени в течение суток.
Исследовать числовые закономерности на геометрических
моделях.
Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы старшим.
Выбирать задания из вариативной части: исследовать зависимость между скоростью, временем, расстоянием; решать нестандартные задачи.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Свойства площади»: узнавать новое о возникновении геометрии; исследовать свойства площади с помощью наблюдений и экспериментов; конструировать фигуры из частей
82
Измеряем длину
1
Актуализация знаний учащихся: названия единиц измерения длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины. Сантиметр и миллиметр
83
Вычисляем расстояние
1
Формирование пространственных представлений и первоначальных представлений о скорости
84
Вычисляем площадь
1
Формирование представлений о вычислении площади прямоугольника с помощью умножения
85
Как вычислить площадь квадрата?
1
Формирование умения выполнять задание разными способами. Развитие логики, пространственного мышления
86
Определяем время
1
Формирование временных представлений, умений определять время по часам, длительность событий
87
Работаем диспетчерами
1
Формирование временных представлений: длительность событий; соотнесение времени событий с временем суток
88
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
89
Контрольная работа по теме «Измерение величин».
1
Проверить знания обучающихся по данной теме.
90
Работа над ошибками
1
Проанализировать контрольную работу
91
Урок-проект.
1
Учимся умножать и делить
25
92
Таблица умножения
1
Знакомство с таблицей умножения. Наблюдения над числами, расположенными в таблице
Соотносить умножение чисел с площадью (числом клеток) соответствующего прямоугольника.
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Использовать таблицу умножения в качестве справочника.
Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике.
Наблюдать за числовыми закономерностями
93
Квадраты
1
. Запоминание квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии)
94
Разрезаем квадраты
на части
1
. Формирование представлений о делении числа на 1 и на себя
95
Умножаем
и делим на 2
1
Актуализация умений учащихся удваивать числа и делить пополам. Составление таблицы умножения на 2. Знакомство с признаком деления чисел на 2. Формирование умений решать текстовые задачи на деление
Самостоятельно составлять таблицу умножения на 2, на 3.
Умножать и делить числа на 2 и на 3. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел.
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Решать задачи в 1 действие на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию.
Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике.
Моделировать с помощью схем задачи на деление.
Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях.
Решать нестандартные задачи.
Сотрудничать с товарищами при работе в паре
96
Умножаем на 3
1
Составление таблицы умножения на 3. Формирование умений умножать и делить числа на 3
97
Двойки и тройки
1
. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3
98
Тройки и двойки
1
. Формирование первичных представлений об операциях увеличения и уменьшения чисел в несколько раз. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3
99
Считаем четвёрками
1
Составление таблицы умножения на 4. Формирование умений выполнять умножение чисел на 4
Самостоятельно составлять таблицу умножения на 4.
Умножать и делить числа на 4. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел.
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в… (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями.
Решать задачи на нахождение произведения, деление на части, деление по содержанию, на увеличение/уменьшение на несколько единиц» и в несколько раз.
Моделировать табличные случаи умножения на прямоугольнике.
Исследовать изменение площади прямоугольника при увеличении его сторон вдвое.
Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях.
Восстанавливать задачи по табличным данным, по схемам.
100
Как разделить
Число на 4
1
Знакомство с приемом деления чисел на 4. Формирование умений выполнять деление чисел на 4
101
Увеличиваем
и уменьшаем...
1
Формирование умений увеличивать и уменьшать числа в несколько раз
102
...в несколько раз
1
Формирование умений выполнять умножение и деление чисел в пределах изученного. Формирование умений решать задачи на увеличение и уменьшение
103
Счёт пятёрками
1
оставление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5
Самостоятельно составлять таблицу умножения на 5.
Умножать и делить числа на 5. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел.
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Различать речевые обороты «увеличение/уменьшение на … (несколько единиц)» и «увеличение/уменьшение в… (несколько раз)» и соотносить их с математическими действиями.
Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение).
Планировать решение задачи в 2 действия.
Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях.
Решать нестандартные задачи.
Сотрудничать с товарищами при работе в паре.
Находить информацию с помощью взрослых
104
Опять 25
1
Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5
105
Тренируемся
в вычислениях
1
Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5
106
Решаем задачи
по действиям
1
Формирование умений решать задачи в два действия
107
Умножаем
и делим на 10
1
.Знакомство с приемами умножения и деления чисел на 10. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
108
Умножаем на 9
1
Знакомство с приемом умножения чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
Умножать и делить числа в пределах 50. Соотносить взаимо-обратные случаи умножения и деления чисел.
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Решать задачи в 2 действия (увеличение/уменьшение в несколько раз, нахождение суммы, разностное сравнение).
Наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях.
Планировать решение задачи в 2 действия.
Моделировать условие задачи на схеме.
Решать нестандартные задачи.
Узнавать о способах вычислений в Древнем Вавилоне.
Комбинировать данные для проведения вычислений.
Выбирать задания из вариативной части: решать примеры и числовые ребусы, выполнять вычисления по цепочке, рисовать прямоугольники заданной площади, группировать числа; решать нестандартные задачи
109
Большие квадраты
1
Знакомство с квадратами чисел 6, 7, 8, 9 и 10
110
Трудные случаи
1
. Знакомство со случаями умножения
6 7, 6 8 и 7 8. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
111
Ещё раз
про деление
1
. Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения
112
Умножение
в геометрии
1
. Формирование умений применять знание таблицы умножения при решении нестандартных задач
113
Повторение, обобщение изученного
Устный счёт
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
114
Контрольная работа по теме «Учимся умножать и делить».
1
Проверить знания обучающего
115
Работа над ошибками
1
Анализ контрольной работы
116
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках
Действия с выражениями
16
117
Сложение
и умножение
1
Повторение и обобщение знаний о сложении и умножении. Переместительные законы сложения и умножения. Формирование умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи
Правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий.
Сопоставлять свойства сложения и умножения (переместительные законы, действия с числами 0 и 1)..
Выполнять вычисления в 2–3 действия (без скобок).
Решать задачи на все арифметические действия.
Составлять взаимообратные задачи.
Комбинировать данные для проведения вычислений.
Исследовать закономерности при выполнении действий с чётными и нечётными числами.
Сотрудничать с товарищами при работе в паре
118
Ноль и единица
1
Повторение и обобщение знаний о правилах сложения и умножения с числами 0 и 1
119
Обратные действия
1
Повторение и обобщение знаний о вычитании и делении как действиях, обратных сложению и умножению. Формирование представлений об обратных задачах. Отработка вычислительных навыков
120
Выражения
1
Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0
Правильно использовать в речи названия выражений (сумма, разность, произведение, частное).
Определять порядок действий в выражениях без скобок. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений.
Решать задачи на все арифметические действия.
Составлять задачи с опорой на схемы. Составлять выражения для решения задач. Сопоставлять выражение с условием задачи.
Сотрудничать с товарищами при работе в паре
121
Выполняем действия
по порядку
1
Обобщение знаний о правилах действий в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
122
Тренируемся
в вычислениях
1
. Формирование умений выполнять вычисления в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
123
Выражения
со скобками
1
Знакомство с выражениями, содержащими скобки. Формирование первоначальных представлений о порядке действий в выражениях со скобками. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения.
Правильно использовать в речи названия выражений и их компонентов.
Определять порядок действий в выражениях со скобками. Выполнять вычисления в несколько действий. Сравнивать значения выражений.
Группировать слагаемые (множители) для рациональных вычислений.
Решать задачи в 2 действия на нахождение произведения, деление на части и по содержанию, нахождение суммы и остатка, на увеличение/уменьшение в несколько раз, разностное сравнение.
Сопоставлять выражение с условием
задачи.
Составлять выражения для решения задач разными способами.
Наблюдать за изменением значения выражений в зависимости от наличия и места скобок.
Контролировать выполнение вычислений в несколько действий.
Сотрудничать с товарищами при работе в паре.
Выбирать задания из вариативной части.
Пользоваться справочными материалами в конце учебника (таблицей сложения, таблицей умножения, именным указателем)
124
Порядок действий
1
. Формирование представлений о порядке действий в выражениях со скобками
125
Равные выражения
1
. Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
126
Сравниваем выражения
1
. Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
127
Группируем слагаемые
и множители
1
Обобщение накопленного опыта вычислений. Знакомство с сочетательными законами сложения и умножения
128
Составляем выражения
1
Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
129
Повторение, обобщение изученного
1
Отработка знаний и умений, приобретенных на предыдущих уроках.
130
Проверочная работа по теме «Действия с выражениями».