~~Рабочая программа по математике
(4 ч в неделю - 136 ч)
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике
2 класс
Рабочая программа по курсу «Математика» разработана в соответствии Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой (УМК «Планета знаний»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Математика».
Планирование рассчитано на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. Три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).
Развивающие:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Эти положения реализуются в программе и учебно - методическом комплекте по изучению математики.
В данный УМК входят:
Учебник «Математика» 2 класс (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова), АСТ-Астрель, Москва, 2013.
Рабочие тетради по математике для учебника 2 классов (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)
Методическое пособие «Обучение в 2 классе по учебникам «Математика» М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой» (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)
Программа курса «Математика» 1-4 классы (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)
Программа курса «Математика» 1-4 классы (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова).
Содержание программы
2 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Числа до 100. Сотня. Десятичный принцип построения системы чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни). Римскте цифры.
Сравнение количественных характеристик предметов (легче-тяжелее, дешевле-дороже, младше-старше, ближе-дальше).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60ч)
Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка вычитания сложением. Сочетательный закон сложения.
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением. Переместительный и сочетательный законы умножения.
Выражение (произведение, частное). Название компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приемы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи. Составление выражения по условию задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение; нахождение уменьшаемого, вычитаемого, произведения; деление на равные части и по содержанию; увеличение и уменьшение в несколько раз; задачи на стоимость.
Геометрические фигуры и величины (15ч)
Угол. Виды углов (острый прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длинны отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Измерение площади, единичный квадрат. Площадь прямоугольника (в единичных квадратах).
Работа с данными (16ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами (планируется исходя из уровня подготовленности класса). Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
Учащиеся должны знать:
- названия разрядов (единицы, десятки, сотни);
- переместительное и сочетательное свойства сложения;
- названия компонентов сложения (слагаемые) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое);
- табличные случаи умножения чисел на 2, 3, 4 и 5;
- названия числовых выражений (произведение, частное);
- правило перестановки множителей в произведении;
- порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок;
- названия геометрических фигур (угол, прямоугольный треугольник);
- названия единиц измерения времени (час, минута, секунда); Учащиеся должны уметь:
- считать двойками, тройками, четверками, пятерками в пределах таблицы умножения;
- устно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток;
- письменно выполнять сложение и вычитание в пределах 100;
- проверять результат сложения вычитанием и результат вычитания сложением;
- выполнять 4 арифметических действия с числом 0;
- вычислять значения числового выражения, содержащего 3-4 действия (без скобок);
- сравнивать значения числовых выражений;
- решать простейшие текстовые задачи в одно действие на умножение и деление;
Учащиеся могут знать:
- названия компонентов действий умножения (множители) и деления (делимое, делитель);
- правило округления чисел, полученных в результате измерения;
- признаки делимости на 2 и на 5;
- названия единиц измерения длины (метр, километр), площади (квадратный метр), объема (кубический метр) и температуры (градус);
- изученные свойства сторон и диагоналей прямоугольника (в том числе и квадрата);
- отдельные свойства прямоугольного треугольника;
Учащиеся могут уметь:
- складывать и вычитать сотни;
- вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
- округлять данные, полученные путем измерения;
- решать текстовые задачи в 2-3 действия на сложение и вычитание;
- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью таблицы умножения;
- различать прямой, острый и тупой углы;
- упорядочивать предметы по длине, площади, объему, массе;
- определять время по часам.
Тематическое планирование
№ п/п Наименование раздела Всего часов
1. Что мы знаем о числах 16
2. Сложение и вычитание до 20 18
3. Наглядная геометрия 9
4. Вычисления в пределах 100 18
5. Знакомимся с новыми действиями 13
6. Измерение величин 9
7. Учимся умножать и делить 28
8. Действия с выражениями 18
9. Повторение* 7*
Итого 136
*Раздел «Повторение» является сквозным, упражнения на повторение даются в ходе изучения других разделов
Календарно – тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1) урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз;
2) урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву;
3) урок обобщения и систематизации знаний – уосз;
4) урок комплексного использования знаний – укиз;
5) урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз;
6) комбинированный урок – ку;
Для более углубленного изучения предмета «Математика»
в рамках гимназического компонента в содержание программы добавлены темы:
"Знакомство с римскими цифрами и областью их применения". "Сравнение арабских и римских цифр".
"Викторина «Помоги принцессе Турандот придумать и решить задачи»".
"Познакомить с международным обозначением единиц измерения длины, площади, объема".
"Знакомство с понятием «симметрия»". "Творческая работа «Изготовление объемных фигур : цилиндра, куба , параллелепипеда»".
"Знакомство с буквенным обозначением вершин треугольника". "Игра –тренинг «Найди лишнее число»".
"Познакомить с понятием «Уравнения, обозначение неизвестного числа буквой «х»».
"Учимся осуществлять проверку с помощью уравнения".
"Знакомство с единицами измерения площади".
"Знакомство с понятиями скорость, время, расстояние". "Знакомство с приемами деления и умножения на 100".
"Проект «Математика вокруг нас. Узор на посуде»". "Проект «Как считали в древности»". "Проект «Математические Олимпийские игры»". "Проект «Происхождение календаря. Какие календари использовали в древности»".
Таким образом, углубление общеобразовательного курса осуществляется за счет:
*Овладения устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования.
*Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией идей, понимание значимости математики.
*Решения широкого класса задач, поисковой творческой деятельности при решении задач повышенной сложности и нетиповых задач.
*Проверки и оценки результатов своей работы, соотношения их с поставленной задачей, с личным жизненным опытом.
*Самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.