Данный материал содержит планирование работы кружка, который должен быть в каждой школе. Такой кружок ориентирован на средний школьный возраст и рассчитан на то,чтобы его деятельность была продолжена и в последующих классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка "Художественное чтение"»
Программа
кружка «Художественное чтение»
для 7-х классов
Содержание:
Пояснительная записка
Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы
Учебно-тематический план
Основное содержание тематического плана
Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 34 часа,(1 час в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из учащихся 7-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Учебно-тематический план.
№
№
Тема(блок)
1
Введение
1
2
Техника речи
5
3
Правила литературного произношения
3
4
Интонация
7
5
Рассказывание
3
6
Мимика и жестикуляция
3
7.
Формы построения стихотворений
6
8
Средства выразительности
6
Всего часов 34 часа
34
№
Тема (блок)
Кол-во часов
Форма занятия
Учебный материал
Дата
1.
Введение
Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
07.09
2.
Техника речи.
Искусство дыхания
1
1
Беседа (теория)
Стихи А.С.Пушкина
14.09
3
Голос
1
Практическое
Стихи Н.А. Некрасова
21.09
4
Дикция
1
Практическое
Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки
28.09
5
Индивидуальная работа над дикцией учащихся
1
Практическое
Стихи о Родине
05.10
6
Конкурс чтецов (любимые стихи)
1
Конкурс
Стихи о Родине
12.10
7
Правила литературного произношения
Теоретические сведения о логике чтения.
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
19.10
8
Орфоэпическое произношение
1
Практическое
Стихи о родной природе
26.10
9
Тренировочные упражнения
1
Практическое
Стихи А.Блока
09.11
10
Интонация.
Темп. Ритм.
1
Беседа (теория)
Стихи В. Маяковского
16.11
11
Эмоционально-образная выразительность
1
Практическое
Стихи Сергея Есенина
23.11
12
Сопереживание.
1
Практическое
Стихи патриотической тематики
30.11
13
Паузы
1
Практическое
Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова
07.12
14
Чтение по ролям
1
Практическое
А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
14.12
15
Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».
1
Конкурс
Стихи С. Есенина,
Ф. Тютчева, А. Фета и др.
21.12
16
Выразительное чтение прозы
1
Практическое
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
28.12
17
Рассказывание
Виды рассказывания
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
11.01
18
Рассказ близкий к тексту
1
Практическое
И.С. Тургенев «Бежин луг»
18.01
19
Рассказ в сокращении
1
Практическое
И.С.Тургенев «Бирюк»
25.01
20
Рассказ с изменением лица рассказчика
1
Практическое
А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
01.02
21
Импровизированный рассказ
1
Практическое
А.П. Чехов «Хамелеон»
08.02
22
Рассказывание в детской аудитории
1
Практическое
В. Драгунский «Денискины рассказы»
15.02
23
Мимика и жестикуляция
Понятие о мимике и жесте
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
22.02
24
Особенности чтения басни.
1
Практическое
Басни И. С. Крылова.
01.03
25
Чтение оды
1
Практическое
Оды Державина, Ломоносова
15.03
26
Баллады
1
Практическое
Баллады В. А. Жуковского
22.03
27
Конкурс чтецов
1
Конкурс
Произведения разных литературных жанров.
05.04
28
Формы построения стихотворений. Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы.
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
А.Кольцов
« Кольцо»
12.04
29
Эхо рифма
1
Практическое
В.С. Курочкин «Я не поэт…»
19.04
30
Фигурные стихи
1
Практическое
Стихи В. Брюсова
26.04
31
Конкурс чтецов
1
Конкурс
Пейзажная лирика
03.05
32
Средства выразительности
Что такое метафора, олицетворение, аллегория
1
Беседа (теория)
Лекция учителя
10.05
33
Конкурс чтецов ко Дню Победы
1
Практическое
Патриотическая лирика
17.05
34
Конкурс стихов о Ставрополье
Подведение итогов работы.
1
Конкурс
Пейзажная лирика
22.05
34
Информационно-методическое обеспечение
Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год
Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.
А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.
Литература. 7 кл. Учебник - хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2019.
Литер.: 7 -8кл. Учеб.хрест. Авт. Сост. – Ю.В.Лебедев М.: Просвещение,2002