Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Живое слово"
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Живое слово"
Программа работы кружка по литературному чтению.Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Живое слово" »
5
Утверждаю.
Директор МОУ лицей с. Верхний Мамон
_______________/Дудкин В.И./
Дополнительная образовательная программа
социально-педагогической направленности
«Живое слово»
педагога Жиляковой Ирины Васильевны
Срок реализации 4 года
Год разработки 2012
Пояснительная записка.
Внеклассная работа по литературному чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению детей к литературе как искусству слова, пробуждению у детей интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая ученикам лучше усваивать программный материал, повышать их общую языковую культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у школьников интереса к литературному чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе.
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «В гостях у книги» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения.Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Основная цель работы
Совершенствование всех видов речевой деятельности, овладение правильным и выразительным чтением целыми словами, воспитание интереса к книге и чтению, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Задачи
Образовательные
Закрепление изученного на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.
Воспитательные
Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.
Развивающие
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.
Результативность
Умение работать с художественным текстом.
Формирование читательской самостоятельности учеников.
Расширение и углубление читательского кругозора учеников и формирование их эстетического отношения к литературному творчеству.
Воспитание коммуникативной культуры школьников.
Формирование психологических качеств личности школьника: самостоятельности, любознательности, наблюдательности, трудолюбия, воли.
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»
Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.
1. Любишь ли ты читать? 2. Почему ты любишь читать?
-да - можно многое узнать
-нет - интересно
3.Посещаешь ли ты библиотеку? 4. Что ты любишь читать?
-да - стихи
-нет - сказки
- смешные рассказы
- рассказы о животных
5.Что любишь больше всего? 6. Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читать сам - читают
-слушать чтение взрослых - не читают
7..Как ведут себя родители 8. Можешь ли ты назвать книгу,
во время твоего чтения? которую недавно прочитал?
-хвалят -могу
- ругают, сердятся - не могу
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
- пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Проверка читательских умений в 3 классе.
В работе с книгой третьеклассник должен уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
-готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Проверка читательского кругозора
Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
Назовите фамилии отечественных поэтов.
Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
Какие басни вы знаете?
Кто из писателей пишет о природе?
Назовите авторов зарубежной литературы.
Назовите известные вам жанры произведений.
Назовите любимые темы чтения.
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
- устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во 2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара, Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста, созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение - это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Учебно-тематический план.
1 класс
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
1.
2
3
« Клуб почемучек»
1
Беседа, чтение книг учителем.
Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.
« Клуб почемучек»
1
« Клуб почемучек»
1
4.
5.
6.
«Поляна сказок»
1
Драматизация сказки, игры на основе сказок
Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.
«Поляна сказок»
1
«Поляна сказок»
1
7.
8.
Игры с буквами
1
Игровая форма занятия.
Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами
Игры с буквами
1
9.
10.
Малые фольклорные
1
игры и хороводы
Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.
жанры: народные песенки, потешки.
1
11.
Где живут книги?
1
Экскурсия в библиотеку школы.
Знакомство с библиотекарем и библиотекой.
Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг
12.
13.
Малые фольклорные
1
Детское творчество.
Отгадывание загадок, рисование.
жанры: загадки.
1
14.
15.
Стихи о детях и для детей. Мои первые
1
беседа
игра
Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.
книжки».
1
16. 17.
Малые фольклорные жанры: веселые
1
Игры
Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.
скороговорки, забавные считалки.
1
18.
Из чего состоит книга?
1
беседа
Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.
19. 20.
Я рисую книжку.
1
Проектная деятельность.
Изготовление книжки-малышки.
1
21.
22- 23.
Коллективная поездка в театр.
3ч
Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.
24.-27
Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»
1
Игровая программа.
Подготовка к празднику,
мероприятие.
1
1
1
28.
Маленький читатель.
1
Экскурсия в библиотеку поселка.
Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.
29.
30.
31
Писатели-юбиляры.
1
Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.
Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.
1
1
32.
Игра – викторина по прочитанным книгам.
1
викторина
Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.
33.
Летнее чтение
1
беседа
Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
Итого
33
часа
2 класс
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
1.
Самые интересные книги, прочитанные летом.
1
Посещение библиотеки.
Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
2.
Конкурс рисунков по прочитанным книгам.
2
Организация и проведение конкурса.
Выставка рисунков.
3.
Конкурсная программа «Путешествие в морекниг»
2
Конкурсная программа.
Подготовка по группам.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
4.
Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина.
3
Литературная игра- викторина.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
5.
День книги – именинницы.
3
Форма проведения по выбору учителя.
Рассказ о книге по календарю знаменательных дат
6.
Сказки и стихи К.Чуковского.
3
Литературная игра- викторина
Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
7.
Писатели – юбиляры.
3
Устный журнал.
Рассказ о творчестве писателя.
8.
Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена.
2
Литературная игра- викторина
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
9.
«И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова.
2
Конкурс кроссвордистов.
Отгадывание кроссвордов.
10.
Сказки зарубежных писателей.
3
Викторина по сказкам Ш. Перро. Конкурс рисунков.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
11.
Сказки братьев Гримм.
3
Устный журнал.
Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы
12.
Зарубежный фольклор.
1
Беседа, чтение.
Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
13.
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
1
Выставка рисунков и плакатов.
14.
«Папа, мама, я –читающая семья».
4
Проектная деятельность.
Праздник для родителей и детей
* конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
15.
Посещение поселковой библиотеки.
1
Беседа, обзор книг.
Рекомендательный список произведений для летнего чтения
Итого
34
часа
3 класс
№
Тема
Количество часов
Вид занятий
(форма, метод)
Содержание
1.
«Что я читал летом».
2
Проектная деятельность.
Защита читательских дневников.
2.
«Золотая волшебница- осень»
3
Устный журнал.
Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов
3.
Игра «Лего-чтение»
3
практическая работа
Моделирование рассказа, сказки.
4.
Посещение библиотеки.
« День новой книги».
2
Экскурсия
Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста
5.
Писатели – юбиляры.
3
проект
По календарю знаменательных дат.
6.
«Лучшие сказки 20-века».
3
Выставка книг
Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
7.
Конкурс кроссвордистов.
2
проект
Составить кроссворд по произведениям детских писателей.