Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"
Программа литературного кружка
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы И.В. Карпеевой «Что кому нравится». В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н.А. Чураковой. Программа ориентирована на реализацию общеин-теллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте. (Левин В. А.)
Цель программы – создать условия для восприятия художественных ценностей, становление духовного мира человека, создание условий для реализации и развития творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Задачи:
Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым посредством книги;
Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).
Тематическое планирование занятий кружка
№ п/п
Тема
Количество часов всего
(34 ч)
Путешествие в сказку 8 час.
Ребятам о зверятах (Рассказы о животных) 8 час.
Наша дружная семья. (Рассказы о семье, рассказы и стихи
о школьной жизни) 9 час.
Путешествие в мир поэзии 9 час.
Представление и защита творческих проектов.
Итоговое занятие: «Веер творчества»
Содержание программы:
Путешествие в сказку (8 ч.): история создания сказок, виды и структура сказок, характеристика героев, чтение сказок; сочинительство – измени концовку, придумай свою сказку, инсценирование.
Ребятам о зверятах (рассказы о животных) (8 ч): знакомство с писателями – натуралистами, наблюдение и описание животного мира, чтение рассказов, творческая работа: пишем рассказ о любимом животном.
Наша дружная семья (рассказы и стихи о семье и дружбе) (9 ч.): знакомство с писателями (М. Зощенко, В. Голявкин, В. Осеева, В. Драгунский и др.), характеристика героев, обсуждение поступков, инсценирование, знакомство с сатирой.
Путешествие в мир поэзии (9 ч.): общее представление о жанре поэзии, его особенностях, первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме; выразительное чтение и заучивание наизусть; сочинительство.
Планируемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.
Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения разных литературных жанров; сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по литературным произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видовуниверсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы контроля: выставки, инсценирование, концерты, литературные турниры, конкурсы.
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Рекомендации по организации занятий:
Речевые разминки
Речевые разминки могут решать следующие задачи:
развитие артикуляционного аппарата;
формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
формирование умений участия в диалоге;
развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
«чтение» - игра;
«чтение» - рассматривание;
индивидуальное чтение;
слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Организация работы с книгой
Формы деятельности:
Рассматривание книги.
Чтение книг.
Работа с выставкой книг.
Алгоритм рассматривания книги:
Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).
Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается – одно в книге произведение или несколько.
Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
Подведение итогов.
Описание материально-технического обеспечения программы:
Речевые разминки как структурный элемент урока //Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002, с.58-64.
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2001.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" »
Программа литературного кружка
Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы И.В. Карпеевой «Что кому нравится». В основе программы лежат идеи начального литературного образования В. А. Левина, Л. Е. Стрельцовой, Н. Д. Тамарченко, Н.А. Чураковой. Программа ориентирована на реализацию общеин-теллектуального и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения дошкольного художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного образования, подготавливая художественное развитие в подростковом и юношеском возрасте. (Левин В. А.)
Цель программы – создать условия для восприятия художественных ценностей, становление духовного мира человека, создание условий для реализации и развития творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства, постоянном внимании в эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.
Задачи:
Обеспечить удовлетворение потребности детей в чтении, в общении со взрослым посредством книги;
Обогатить эмоциональный опыт новыми разнообразными читательскими переживаниями;
Обеспечить опыт игры с элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).
Программа предоставляет учителю возможность варьировать состав читаемых с детьми произведений при соблюдении логики построения программы.
Тематическое планирование занятий кружка
№ п/п
Тема
Количество часов всего
(34 ч)
Путешествие в сказку 8 час.
1
Истории рождения сказок.
Виды сказок.
1
2
Из чего состоит сказка.
Зачин
Троекратный повтор
Волшебство
Концовка
Добро побеждает зло
1
3
Учимся понимать сказку.
1
4
Учимся читать и слушать сказки.
1
5
Творческие поиски. «Меняем сказку»:
Измени начало
Измени концовку
Измени сюжет
1
6
Русские сказки в наших рисунках.
1
7
Создаём свои сказки.
1
8
Учимся играть сказки. Инсценирование сказок.
1
Ребятам о зверятах (Рассказы о животных) 8 час.
9
Знакомимся с писателями.
2
10
Верные друзья.
2
11
Эти забавные животные (смешные рассказы).
2
12
Братья наши меньшие (творческая работа).
2
Наша дружная семья. (Рассказы о семье, рассказы и стихи
о школьной жизни) 9 час.
13
Знакомимся с писателями и поэтами.
1
14
Рассказы о семье.
3
15
Дважды два – четыре (рассказы и стихи о школьной жизни).
2
16
Вместе весело шагать (мои друзья).
2
17
Читаем и смеёмся (сатирические рассказы и стихи).
1
Путешествие в мир поэзии 9 час.
18
Преображение музыки в слово
1
19
Чудо стихотворного слова
1
20
Волшебство эпитетов, метафоры, сравнения
1
21
Игры в рифму (сочинительство)
1
22
Поэты рядом с нами. Стихи. Слова. Талант
1
23
Учимся читать и слушать стихи
3
24
Представление и защита творческих проектов.
Итоговое занятие: «Веер творчества»
1
34
Содержание программы:
Путешествие в сказку (8 ч.): история создания сказок, виды и структура сказок, характеристика героев, чтение сказок; сочинительство – измени концовку, придумай свою сказку, инсценирование.
Ребятам о зверятах (рассказы о животных) (8 ч): знакомство с писателями – натуралистами, наблюдение и описание животного мира, чтение рассказов, творческая работа: пишем рассказ о любимом животном.
Наша дружная семья (рассказы и стихи о семье и дружбе) (9 ч.): знакомство с писателями (М. Зощенко, В. Голявкин, В. Осеева, В. Драгунский и др.), характеристика героев, обсуждение поступков, инсценирование, знакомство с сатирой.
Путешествие в мир поэзии (9 ч.):общее представление о жанре поэзии, его особенностях, первичные представления об олицетворении, выразительность звукописи, понятие о рифме; выразительное чтение и заучивание наизусть; сочинительство.
Планируемые результаты реализации программы:
Воспитательные результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Ученик научится: читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям; создавать иллюстрации по содержанию.
Ученик получит возможность научиться: отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения разных литературных жанров; сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме); работать в группе, создавая инсценировки по литературным произведениям.
Воспитательные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
У ученика будут сформированы: учебно-познавательный интерес к фольклорным текстам; опыт игры с элементами художественной формы.
Ученик получит возможность для формирования: обогащения эмоционального опыта новыми разнообразными читательскими переживаниями; ценностного отношения к знаниям, общению, чтению, книге, своему собственному внутреннему миру.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видовуниверсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
проявление познавательных мотивов;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы контроля: выставки, инсценирование, концерты, литературные турниры, конкурсы.
Методические рекомендации
Приобщение младшего школьника к искусству обеспечивается тем, что ученик последовательно включается в деятельность: чтение и решение учебно-художественных задач.
Рекомендации по организации занятий:
Речевые разминки
Речевые разминки могут решать следующие задачи:
развитие артикуляционного аппарата;
формирование умений слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос;
формирование умений участия в диалоге;
развитие умений понимать жесты, мимику, воспроизводить жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.
Организация восприятия художественных произведений
Формы деятельности:
совместное «чтение» - слушание художественных произведений, разнообразных по форме и настроению и увлекающих детей и взрослого;
«чтение» - игра;
«чтение» - рассматривание;
индивидуальное чтение;
слушание аудиозаписей или чтение наизусть;
Решение учебно-художественных задач
Формы деятельности:
учебно-художественные игры (игры с художественными средствами, инсценирование, драматизация, этюды мимические и др.);
задания, способствующие повторному переживанию прочитанного (сделай рисунок к прочитанному, вылепи героя сказки и т.п.).
Организация работы с книгой
Формы деятельности:
Рассматривание книги.
Чтение книг.
Работа с выставкой книг.
Алгоритм рассматривания книги:
Сначала рассматривают обложку книги. На первой странице выделяются ведущие надписи (фамилия автора, заглавие) и иллюстрации. Надписи прочитываются. Осознается их смысл (возбуждаются все возможные ассоциации, например: знаком автор или нет, если знаком, то какие его книги помнишь и т.п.). Рассматривается иллюстрация. Сопоставляется содержание надписи и иллюстрации, ассоциации расширяются и уточняются (решается вопрос: может ли быть в этой книге знакомое и нужное произведение).
Для подтверждения предположения книга перелистывается и рассматривается постранично. На страницах выделяются иллюстрации и крупные надписи-заглавия, если они есть. Устанавливается – одно в книге произведение или несколько.
Отыскивается произведение знакомое, нужное. Иллюстрации к этому произведению рассматриваются детально.
Подведение итогов.
Описание материально-технического обеспечения программы:
Речевые разминки как структурный элемент урока //Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Вентана-Графф, 2002, с.58-64.
Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.
Светловская Н.П., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов. – М. Издательский центр «Академия», 2001.