ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Цель:
- развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и уважение к нравственным нормам.
Формы организации внеурочной деятельности:
игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так, как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ
-ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
-заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию
Метапредметные результаты
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
-составлять простой и сложный план текста.
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Предметные результаты
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
- составлять полные предложения;
- объяснение лексического значения слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;
Содержание программы
Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.
Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);
— овладение содержанием;
— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Живое слово»
для учащихся 1класса
(общеинтеллектуальное направление)
Разработала :
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 54» г. Курска
Болотина Марина Константиновна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.
На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Цель:
развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Для достижения указанной цели решаютсяследующие задачи:
1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий; 2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей; 3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану; 4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников; 5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний; 6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире. 8.Воспитание и уважение к нравственным нормам.
Формы организации внеурочной деятельности:
игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ
-ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
-заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию
Метапредметные результаты
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
-составлять простой и сложный план текста.
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Предметные результаты
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
- составлять полные предложения;
- объяснение лексического значения слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;
Содержание программы
Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.
Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:
— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);
— овладение содержанием;
— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.
На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями , формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Характеристика деятельности учащихся (на уровне УУД)
Дата
предметные
метапредметные
личностные
План.
Факт.
1
Москва-столица нашей Родины.
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
-составлять простой и сложный план текста.
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
2
Осень приметы осени.
3
Урожай. Овощи.
4
Фрукты. Труд взрослых в саду.
5
Ягоды.
6
Дары леса: грибы.
7
Деревья в нашем парке, лесу.
- объяснять лексическое значение слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;
-составлять простой и сложный план текста.
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,
-самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ
-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности
8
Перелетные птицы.
9
Домашние животные.
10
Домашние животные и их детеныши.
11
Дикие животные. Подготовка к зиме.
12
Животные севера
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.
13
Зима. Приметы зимы.
14
Зимующие птицы.
15
Зимние забавы
16
Новый год.
- составлять полные предложения;
- объяснение лексического значения слова;
-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ
17
Моя семья.
18
Продукты питания.
19
Одежда.
20
Профессии.
-развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;
-составлять простой и сложный план текста.
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
21
Посуда.
22
Мое Отечество. Защитники Отечества.
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,
- составлять полные предложения
- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
23
Перелетные птицы .
24
Мамин праздник.
25
Весна. Приметы весны
-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности
26
Бытовая техника.
27
Животные жарких стран.
28
Рыбы.
- объяснение лексического значения слова;
- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;
-составлять простой и сложный план текста.
-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ
29
Космос.
30
День Победы.
31
Правила дорожного движения.
32
Цветущие растения леса, сада, луга.
- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план
-выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ