kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов  у учащихся  недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения  высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие  учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются  основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Цель:

- развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и  уважение к нравственным нормам.

Формы организации внеурочной деятельности:

игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.

Описание ценностных ориентиров содержания   учебного предмета.

 Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание  себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так, как ты хотел  чтобы поступали с тобой; не говори  неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

-ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

-заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию

Метапредметные результаты

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

- выбирать основания для  сравнения,  классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Предметные результаты

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

Содержание программы

 Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная  работа  над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических  процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа  по формированию связной речи  проводится методом устного опережения, так как  учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять  развернутое связное высказывание о последовательности  выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

На втором этапе обучения так же  включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия  формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя  навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать  инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять  развернутые  и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы  согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса»





ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Живое слово»

для учащихся 1класса

(общеинтеллектуальное направление)






Разработала :

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 54» г. Курска

Болотина Марина Константиновна











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Цель:

развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и уважение к нравственным нормам.


Формы организации внеурочной деятельности:

игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.


Планируемые результаты



Личностные результаты:

-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

-ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

-заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию



Метапредметные результаты


-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.



Предметные результаты

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



Содержание программы


Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями , формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.



Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).










Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся (на уровне УУД)

Дата

предметные

метапредметные

личностные

План.

Факт.

1

Москва-столица нашей Родины.


- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.




2

Осень приметы осени.




3

Урожай. Овощи.




4

Фрукты. Труд взрослых в саду.




5

Ягоды.




6

Дары леса: грибы.



7

Деревья в нашем парке, лесу.


- объяснять лексическое значение слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


-самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ

-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности




8

Перелетные птицы.




9

Домашние животные.




10

Домашние животные и их детеныши.




11

Дикие животные. Подготовка к зиме.




12

Животные севера

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,


- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.




-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.




13

Зима. Приметы зимы.




14

Зимующие птицы.





15

Зимние забавы



16

Новый год.

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;


-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




17

Моя семья.




18

Продукты питания.




19

Одежда.



20

Профессии.

-развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;




21

Посуда.




22

Мое Отечество. Защитники Отечества.



- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.





23

Перелетные птицы .



24

Мамин праздник.





25

Весна. Приметы весны

-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности




26

Бытовая техника.




27

Животные жарких стран.



28

Рыбы.


- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;


-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




29

Космос.




30

День Победы.



31

Правила дорожного движения.



32

Цветущие растения леса, сада, луга.


- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

-выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




33

Насекомые.




34

Лето.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса

Автор: Болотина Марина Константиновна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование дидактических материалов учащимися  для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» "
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-matierialov-uchashchimisia-dlia-riealizatsii-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "200166"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428741106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) ""Решаем проектные задачи "Живое слово""
    ["seo_title"] => string(38) "reshaem_proektnye_zadachi_zhivoe_slovo"
    ["file_id"] => string(6) "626025"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1676754706"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства