kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов  у учащихся  недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения  высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие  учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются  основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Цель:

- развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и  уважение к нравственным нормам.

Формы организации внеурочной деятельности:

игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.

Описание ценностных ориентиров содержания   учебного предмета.

 Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание  себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так, как ты хотел  чтобы поступали с тобой; не говори  неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

-ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

-заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию

Метапредметные результаты

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

- выбирать основания для  сравнения,  классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Предметные результаты

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

Содержание программы

 Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная  работа  над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических  процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа  по формированию связной речи  проводится методом устного опережения, так как  учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять  развернутое связное высказывание о последовательности  выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

На втором этапе обучения так же  включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия  формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя  навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать  инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять  развернутые  и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы  согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса»





ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Живое слово»

для учащихся 1класса

(общеинтеллектуальное направление)






Разработала :

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 54» г. Курска

Болотина Марина Константиновна











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа внеурочной деятельности « Живое слово » для 1 класса на 2015-2016г.г. составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, Методического конструктора по внеурочной деятельности школьников Д.В.Григорьева и П.В.Степанова, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения.

На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Цель:

развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.


Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и уважение к нравственным нормам.


Формы организации внеурочной деятельности:

игры, беседы, просмотр видеофильмов, ролевое моделирование типовых ситуаций, конкурсы рисунков, стихов, заочные экскурсии.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.


Планируемые результаты



Личностные результаты:

-учебно-познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

-ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

-заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию



Метапредметные результаты


-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.



Предметные результаты

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



Содержание программы


Основным принципом развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

На втором этапе обучения так же включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями , формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизмы согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.



Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю).










Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся (на уровне УУД)

Дата

предметные

метапредметные

личностные

План.

Факт.

1

Москва-столица нашей Родины.


- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,

-составлять простой и сложный план текста.


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.




2

Осень приметы осени.




3

Урожай. Овощи.




4

Фрукты. Труд взрослых в саду.




5

Ягоды.




6

Дары леса: грибы.



7

Деревья в нашем парке, лесу.


- объяснять лексическое значение слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


-самостоятельно работать в группе при выполнении практических работ

-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности




8

Перелетные птицы.




9

Домашние животные.




10

Домашние животные и их детеныши.




11

Дикие животные. Подготовка к зиме.




12

Животные севера

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,


- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.




-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.




13

Зима. Приметы зимы.




14

Зимующие птицы.





15

Зимние забавы



16

Новый год.

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;


-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем,


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




17

Моя семья.




18

Продукты питания.




19

Одежда.



20

Профессии.

-развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;



-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;




21

Посуда.




22

Мое Отечество. Защитники Отечества.



- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения

- выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.





23

Перелетные птицы .



24

Мамин праздник.





25

Весна. Приметы весны

-ориентироваться на понимание причин успеха в речевой деятельности




26

Бытовая техника.




27

Животные жарких стран.



28

Рыбы.


- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;


-составлять простой и сложный план текста.

-уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде,


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




29

Космос.




30

День Победы.



31

Правила дорожного движения.



32

Цветущие растения леса, сада, луга.


- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план

-выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.


-осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

-самостоятельно работать и в группе при выполнении практических работ




33

Насекомые.




34

Лето.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Живое слово» для учащихся 1класса

Автор: Болотина Марина Константиновна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Использование дидактических материалов учащимися  для реализации программы внеурочной деятельности кружка «ОБЖейка» "
    ["seo_title"] => string(134) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-matierialov-uchashchimisia-dlia-riealizatsii-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhka-obzhieika"
    ["file_id"] => string(6) "200166"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428741106"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа по внеурочной деятельности "Живое слово" "
    ["seo_title"] => string(56) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-zhivoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "147890"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419519467"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников "
    ["seo_title"] => string(134) "ekologhichieskoie-vospitaniie-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kak-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskoi-pozitsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "149727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420293455"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "кружок "Детский фольклор" "
    ["seo_title"] => string(25) "kruzhok-dietskii-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "158638"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421770336"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства