Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников
Выполнила: Черкашина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Елизаветинская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области
Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
Л.Н.Толстой
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.
Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики.
Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И моя цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.
Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Программы по окружающему миру, по которому обучаются учащиеся начальной школы, уделяют большое внимание экологическим вопросам. Но этого, конечно, недостаточно. Кроме уроков нужны еще и дополнительные внеклассные занятия.
В начале учебного года (21.09.2013 г.) была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в нашем селе и в стране (таблица 1).
Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны. Вместе с тем, только около половины учащихся считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края.
В течение последних лет веду кружок «Юный натуралист». Убедилась, что кружок позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. В качестве основных критериев роста экологической культуры следует, на мой взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
- овладение практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребенка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам «открытости» педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.
Перспективный тематический план кружковой работы позволял распределить проведение занятий на весь учебный год (таблица 2).
В содержание тематического плана вводится конкретизация целей и задач образовательной работы с детьми: наблюдений, анализа фактов и др. Кроме того, он включает и примерное распределение содержания деятельности детей в течение недели, месяца.
На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. В своей работе я стараюсь подбирать материал богатый возможностями для анализа подобных связей. Отрывки произведений писателей-натуралистов очень интересны детям. В доверительной обстановке ведется беседа, в которой участвует каждый ребенок со своими мыслями, чувствами, выводами. Большое внимание уделяю беседам на тему «В гостях у природы». Обобщая высказывания детей, уточняю, что эти правила помогут сохранить многообразие трав, чистоту лугов и лесов, «братьев наших меньших», зеленый наряд планеты, голоса птиц, лес в котором весной почти нет подснежников и птиц, летом ягод и грибов. Причина многих неблаговидных поступков – незнание и неправильное поведение на природе. Поэтому наша с вами задача – узнавать, почему нужно в природе поступать так, а не иначе. А чтобы все ребята нашей школы знали, как вести себя в гостях у природы, давайте придумаем и нарисуем плакаты-призывы и разместим их в коридоре нашей школы.
За долго до наступления весны мальчикам даю задание: приготовить скворечники для птиц, а с приходом весны устраиваем праздник и укрепляем с помощью взрослых эти домики на территории школы. В зимние морозные дни подкармливаем птичек в школьном сквере.
Мы часто ходим на экскурсии в природу, наблюдаем за растениями и животными. С приходом весны ребята нашего класса, вооружившись мешками для мусора, отправляются в лес, убирают мусор, прибивают щиты с призывами о бережном отношении к природе, которые сами и приготовили. Здесь перед детьми раскрывается не только красота родной природы, ее неповторимость, но и наплевательское отношение жителей к природе своего края. Одновременно мы замечаем неразумное, пагубное влияние человека на природу. Для взрослых мы подготовили щиты с надписями-призывами о сохранении порядка в лесу. Для детей младшего школьного возраста мы придумали сказки для того, чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять. Приведу пример одной из детских сказок.
Медведь-натуралист
Жил-был Медведь. Он очень любил природу и служил ей. И вот однажды Лиса и Волк решили заготовить себе дров, чтобы им зимой было тепло. Они начали рубить зеленые молодые березы. Когда Медведь услышал стук топоров, то сразу прибежал и немедленно остановил Лису и Волка. «Вы зачем природу губите? Как вам не стыдно?», - закричал Медведь. Лиса и Волк рассказали, что им зимой будет холодно, и они хотят дровами топить печку. Медведь объяснил, что для этого надо рубить сухие деревья. Лиса и Волк извинились и больше никогда не вредили природе.
Автор этой сказки Лау Аркадий ученик 4-го класса. Я думаю, что примером для написания является варварское отношении к лесам взрослых. Дети постоянно видят машины, груженные свежеспиленными деревьями, чаще всего – березами. Они видят как взрослые небрежно относятся к местам отдыха когда оставляют после себя горы мусора.
Отсюда следует вывод, что взрослые тоже нуждаются в разъяснительной работе по охране природы. В будущем мы планируем выступать с нашими экологическими праздниками перед односельчанами в КДЦ. Очень хочется, чтобы взрослые тоже почувствовали и поняли – природе нужна наша любовь и помощь.
Одна из задач нашего кружка – подготовка ребенка к восприятию прекрасного в природе, жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, ее территория были притягательными, в чем-то волшебными. В этом отношении ничто не может принести детям такой пользы, как выращивание комнатных растений. Самый близкий «зеленый друг» для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – это живой организм, который, как и ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости.
На одном из занятий кружка я спросила детей: «Как сделать нашу школу еще красивее?» «Посадить много цветов!» - ответили они. Так возникла идея озеленения нашего класса.
Познакомила детей с разнообразием комнатных растений, их особенностями. Дети узнали, какую пользу приносят эти растения, как за ними ухаживать. Мы пришли к выводу, что озеленение своего класса очень интересное, но вместе с тем и сложное дело, но мы все-таки попытаемся осуществить нашу мечту. И мы принялись за дело.
Начали работу с подготовки посадочного материала. Обратились к родителям, учащимся школы с просьбой: поделиться черенками комнатных растений. На нашу просьбу откликнулись многие. Очень интересно было посадить в землю отросток и наблюдать, как тянется вверх его стебелек, укрупняются листья. Мы заготавливали землю, из сподручного материала приготовили контейнеры для наших любимцев, пересадили их. Очень хорошо принялись и пошли в рост многие наши питомцы: бальзамины, бегонии, традесканции, пеларгонии, фиалки, различные кактусы и другие растения. На занятиях кружка дети учились правильно ухаживать за разными растениями (поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли, цветы, листья, пересаживать, сажать новые), наблюдать за их развитием.
За время существования нашего кружка были озеленены классная комната, учительская.
Из специальной литературы мы с детьми узнали о том, что растения способны «чувствовать», что они «реагируют» на обращение с ними хозяев. Ребята очень восприимчивы к такой информации. Эти сведения настраивают их на еще более заботливое и ответственное отношение к растениям.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших школьников»
Экологическое воспитание во внеурочной деятельности как средство формирования гражданской позиции младших школьников
Выполнила: Черкашина Ольга Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Елизаветинская СОШ» Черлакского муниципального района Омской области
Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
Л.Н.Толстой
Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.
Младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания патриотизма, гражданственности.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека. Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики.
Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. И моя цель, цель учителя, - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы.
Крайне беден позитивом опыт взаимодействия ребят с окружающей средой. В поле их зрения постоянно находятся мусорные свалки, загрязненные водоемы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребенок воспринимает его как привычную картину окружающего мира. Программы по окружающему миру, по которому обучаются учащиеся начальной школы, уделяют большое внимание экологическим вопросам. Но этого, конечно, недостаточно. Кроме уроков нужны еще и дополнительные внеклассные занятия.
В начале учебного года (21.09.2013 г.) была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в нашем селе и в стране (таблица 1).
Таблица 1
Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
1. Любишь ли ты отдыхать на природе? | 100% | - | - |
2. Есть ли у тебя любимые уголки природы? | 26% | 50% | 34 % |
3. Знаешь ли ты правила поведения в природе? | 100% | - | - |
4. Знаешь ли ты, зачем надо охранять природу? | 100% | - | - |
5. Считаешь ли ты себя защитником природы? | 58% | - | 42% |
6. Интересуют ли тебя знания о природе? | 30% | 26% | 54% |
7. Готов ли ты принять участие с друзьями в изучении особенностей природы нашего края? | 46% | 16% | 38% |
Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны. Вместе с тем, только около половины учащихся считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края.
В течение последних лет веду кружок «Юный натуралист». Убедилась, что кружок позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор моих учеников, но и развивает, воспитывает их. Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. В качестве основных критериев роста экологической культуры следует, на мой взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;
наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;
овладение практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой;
проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
В числе условий, при которых процесс экологического воспитания обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности, я выделяю его технологическое обеспечение, то есть снабжение его системой форм и методов воздействия на ребенка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников комплексному и деятельностному подходам к воспитательному процессу, принципам «открытости» педагогической системы, организации взаимодействия ребенка с окружающей средой, целенаправленного воздействия на эмоционально-чувственную сферу личности школьника в сочетании с обеспечением развития его интеллектуальной и деятельностной сфер.
Перспективный тематический план кружковой работы позволял распределить проведение занятий на весь учебный год (таблица 2).
Таблица 2
Месяц | Тема: | Цели, задачи: | Форма проведения: |
сентябрь | Сезонные изменения в природе. В поисках родника. | Формирование представлений о зависимости изменений в природе и жизни людей | Создание модели – «Круглый год»; экскурсия на берег Иртыша. Ведение календаря. |
октябрь | Красная книга природы. Секретный разговор. | Формирование гуманного отношения к миру живой природы. | Экскурсия в лес; уход за растениями; сбор семян |
ноябрь | Общаясь с природой. Почему меня так назвали. | Формирование навыков ухода за растениями, знаний о «сигналах тревоги» | Экскурсия в лес; наблюдения; беседы. |
декабрь | Экологические связи. Письмо зеленому другу. | Формирование представлений о природных системах | Экскурсия в поле; наблюдения. |
январь | Вода в жизни живой природы. | Формирование представлений о круговороте воды в природе; о сезонном изменении в природе. | Целевая прогулка на водоем, наблюдения, уход за растениями |
февраль | Средства защиты живой природы | Формирование представлений о способах передвижений, маскировки, защиты животных и растений | Экскурсия в поле; чтение, рассказов; игра «Угадай животное, растение». |
март | Пробуждение Земли. Прилетели птицы. | Формирование представлений об изменениях в природе весной; формирование понятий Земля и земля. | Экскурсия в лес; наблюдения, опыты; ведение календаря; рассматривание коллекций образцов минералов, почв. |
апрель | Природа родного края. Экологический светофор. | Формирование представлений об особенностях природы нашего края. | Экскурсия на речку; наблюдения, опыты; сезонные сравнения |
май | Зеленая аптека. В гостях у природы. | Расширение сведений о лекарственных растениях | Экскурсия в лес: |
В содержание тематического плана вводится конкретизация целей и задач образовательной работы с детьми: наблюдений, анализа фактов и др. Кроме того, он включает и примерное распределение содержания деятельности детей в течение недели, месяца.
На процесс развития экологической культуры младших школьников существенное влияние оказывают ситуации, в которых дети должны совершить самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения. В своей работе я стараюсь подбирать материал богатый возможностями для анализа подобных связей. Отрывки произведений писателей-натуралистов очень интересны детям. В доверительной обстановке ведется беседа, в которой участвует каждый ребенок со своими мыслями, чувствами, выводами. Большое внимание уделяю беседам на тему «В гостях у природы». Обобщая высказывания детей, уточняю, что эти правила помогут сохранить многообразие трав, чистоту лугов и лесов, «братьев наших меньших», зеленый наряд планеты, голоса птиц, лес в котором весной почти нет подснежников и птиц, летом ягод и грибов. Причина многих неблаговидных поступков – незнание и неправильное поведение на природе. Поэтому наша с вами задача – узнавать, почему нужно в природе поступать так, а не иначе. А чтобы все ребята нашей школы знали, как вести себя в гостях у природы, давайте придумаем и нарисуем плакаты-призывы и разместим их в коридоре нашей школы.
За долго до наступления весны мальчикам даю задание: приготовить скворечники для птиц, а с приходом весны устраиваем праздник и укрепляем с помощью взрослых эти домики на территории школы. В зимние морозные дни подкармливаем птичек в школьном сквере.
Мы часто ходим на экскурсии в природу, наблюдаем за растениями и животными. С приходом весны ребята нашего класса, вооружившись мешками для мусора, отправляются в лес, убирают мусор, прибивают щиты с призывами о бережном отношении к природе, которые сами и приготовили. Здесь перед детьми раскрывается не только красота родной природы, ее неповторимость, но и наплевательское отношение жителей к природе своего края. Одновременно мы замечаем неразумное, пагубное влияние человека на природу. Для взрослых мы подготовили щиты с надписями-призывами о сохранении порядка в лесу. Для детей младшего школьного возраста мы придумали сказки для того, чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять. Приведу пример одной из детских сказок.
Медведь-натуралист
Жил-был Медведь. Он очень любил природу и служил ей. И вот однажды Лиса и Волк решили заготовить себе дров, чтобы им зимой было тепло. Они начали рубить зеленые молодые березы. Когда Медведь услышал стук топоров, то сразу прибежал и немедленно остановил Лису и Волка. «Вы зачем природу губите? Как вам не стыдно?», - закричал Медведь. Лиса и Волк рассказали, что им зимой будет холодно, и они хотят дровами топить печку. Медведь объяснил, что для этого надо рубить сухие деревья. Лиса и Волк извинились и больше никогда не вредили природе.
Автор этой сказки Лау Аркадий ученик 4-го класса. Я думаю, что примером для написания является варварское отношении к лесам взрослых. Дети постоянно видят машины, груженные свежеспиленными деревьями, чаще всего – березами. Они видят как взрослые небрежно относятся к местам отдыха когда оставляют после себя горы мусора.
Отсюда следует вывод, что взрослые тоже нуждаются в разъяснительной работе по охране природы. В будущем мы планируем выступать с нашими экологическими праздниками перед односельчанами в КДЦ. Очень хочется, чтобы взрослые тоже почувствовали и поняли – природе нужна наша любовь и помощь.
Одна из задач нашего кружка – подготовка ребенка к восприятию прекрасного в природе, жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, ее территория были притягательными, в чем-то волшебными. В этом отношении ничто не может принести детям такой пользы, как выращивание комнатных растений. Самый близкий «зеленый друг» для младшего школьника – это горшочек с комнатным растением. Каждое растение – это живой организм, который, как и ребенок, растет, развивается, приносит огорчения и радости.
На одном из занятий кружка я спросила детей: «Как сделать нашу школу еще красивее?» «Посадить много цветов!» - ответили они. Так возникла идея озеленения нашего класса.
Познакомила детей с разнообразием комнатных растений, их особенностями. Дети узнали, какую пользу приносят эти растения, как за ними ухаживать. Мы пришли к выводу, что озеленение своего класса очень интересное, но вместе с тем и сложное дело, но мы все-таки попытаемся осуществить нашу мечту. И мы принялись за дело.
Начали работу с подготовки посадочного материала. Обратились к родителям, учащимся школы с просьбой: поделиться черенками комнатных растений. На нашу просьбу откликнулись многие. Очень интересно было посадить в землю отросток и наблюдать, как тянется вверх его стебелек, укрупняются листья. Мы заготавливали землю, из сподручного материала приготовили контейнеры для наших любимцев, пересадили их. Очень хорошо принялись и пошли в рост многие наши питомцы: бальзамины, бегонии, традесканции, пеларгонии, фиалки, различные кактусы и другие растения. На занятиях кружка дети учились правильно ухаживать за разными растениями (поливать, рыхлить землю, удобрять, стирать пыль с листьев, удалять сухие стебли, цветы, листья, пересаживать, сажать новые), наблюдать за их развитием.
За время существования нашего кружка были озеленены классная комната, учительская.
Из специальной литературы мы с детьми узнали о том, что растения способны «чувствовать», что они «реагируют» на обращение с ними хозяев. Ребята очень восприимчивы к такой информации. Эти сведения настраивают их на еще более заботливое и ответственное отношение к растениям.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. Чтобы человек научился этому, прививать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом нас убеждают слова В.А.Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».