Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс
Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Театральный кружок «Там где живут куклы…»
1-4 класс
Духовно-нравственное направление
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Цель программы
- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
мастерская
инсценирование
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Основные задачи работы с детьми
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Воспитывать зрительскую культуру.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Тематическое планирование программы
№
Тема занятия
Кол-во час
Деятельность на уроке
1 класс, 33 часа
Театральные подмостки.
2 класс, 34 часа
Сцена и актёры.
3 класс, 34 часа
Театр начинается с вешалки.
4 класс, 34 часа
Весь мир — театр, а люди в нём актеры.
Итого 135час
Оборудование (ТСО) для проведения занятий:
Интерактивная доска
Компьютер
Магнитофон
Презентации
Рисунки и картины по сказкам
Оборудование:
Костюмы
Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
Краски - акварельные, гуашь
Куклы - персонажи
Маски
Набор для творчества
Сценарии
Книги со сказками.
Ширма.
Литература
Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 85
городского округа Самара
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Театральный кружок «Там где живут куклы…»
1-4 класс
Духовно-нравственное направление
Составитель:
Шмонина Наталья Александровна
учитель начальных классов
Самара, 2014
Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Васильевич Гоголь.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 30-40 минут.
Количество учащихся в группе – 8-15 человек.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Цель программы
- воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
- помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми.
-эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
- раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
мастерская
инсценирование
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
Отличительными особенностями и новизной программы являются:
принцип деятельностного подхода к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературного чтения, музыки, изобразительное искусство, технология, русский язык);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом.
Основные задачи работы с детьми
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Воспитывать зрительскую культуру.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.
Ожидаемый результат
Предполагаемые умения и навыки детей:
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
· потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
· целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
· этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
· осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
· планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
· понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· слушать собеседника;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
· выразительному чтению;
· развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества
Тематическое планирование программы
№
Тема занятия
Кол-во час
Деятельность на уроке
1 класс, 33 часа
Театральные подмостки.
1
Вводное занятие. Виды театра.
1
Знакомство детей с историей театра.
2-3
Театр снаружи и внутри.
2
Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…
4
Художественная мастерская
1
Изображение здания театра.
5-6
Зритель в театре.
2
Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».
7-8
Театральные профессии
2
Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…)
9-13
Виды театральных кукол и способы управления ими.
5
Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими.
14
Художественная мастерская театра.
1
Изображение понравившейся театральной куклы.
15-16
Понятие «кукловод».
2
Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.
17-18
История одной куклы.
2
Просмотр фильма про Буратино
19-20
Художественная мастерская Папы Карло
2
Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас)
21-22
Творческая мастерская.
2
Изготовление простых кукол-перчатки.
23
Просмотр видеофильма кукольного театра.
1
Посещение или просмотр театральной постановки.
24-25
Театры разных стран.
2
Презентация о театрах. Видеоролики.
26-27
Театры города Самара.
1
Знакомство с театрами своего города.
Просмотр видео о театрах. Презентация.
28
Художественная мастерская
1
Изображение фантастического театра кукол.
29
Театральная игра «Приходи сказка»
1
Викторина по сказкам.
30-31
Литературный час « Сказка приходит ночью»
2
Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.
32-33
Скороговорка. Конкурс чтецов.
2
Культура и техника речи.
2 класс, 34 часа
Сцена и актёры.
1
Вводный урок.
1
Знакомство детей со сценой театра.
2
Сказитель Оле Лукойе
1
Знакомство с существом, которое показывает детям сны.
3-6
Сцена и её виды.
4
Знакомство с разновидностями сцен.
7
Конкурс чтецов.
1
Декламировать скороговорки на публику.
8-10
Виды театральных постановок
3
Знакомство с театральными постановками
11-12
Знакомство с понятием «ширма».
2
Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.
13-16
Знакомство с понятием «декорация».
4
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.
17
Первичные навыки работы с ширмой.
2
Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.
18-21
Мастерская декорации
4
Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)
22-25
Чтение пьесы по ролям, анализ текста.
4
Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.
26-28
Театральная игра
3
Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене.
29-31
Чтение пьесы по ролям, анализ текста.
3
Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.
32-34
Театральная игра. Подведение итогов.
3
Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.
3 класс, 34 часа
Театр начинается с вешалки.
1
Вводный урок. Мир театра с наружи.
1
Знакомство с театральными буднями, реквизитами.
2-4
Касса и билеты.
3
Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.
5-8
Афиша.
4
Знакомство, планирование и изготовление афиши.
9
Посещение театра кукол.
1
Посещение театральных постановок в городе.
10-12
Мастерская кукол. Бумажная сказка.
3
Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой