kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа воспитания "Родничок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа "Родничок"  направлена на формирование экологической культуры личности  обучающихся младших классов. В программе имеется пояснительная записка, в котороой раскравается актуальность, цель и задачи программы, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, представлен диагностический инструментарий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания "Родничок"»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА Н.НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА»


«Утверждаю» « Согласовано»

Директор школы: зам. директора по УВР

________ «__»__2015г _______ «___»___2015г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

Кружка по формированию экологической культуры

«Родничок»



603144 Нижний Новгород ИНН 5261036191 КПП 526101001

Анкундиновское шоссе,24

Тел: (831) 465-01-02

e-mail sanlesnaya@mail.ru

sanlesnaya.ru

Направленность: общекультурная

Возраст 10-12 лет

Срок реализации: 1год

Составитель: Зареева Наталья Николаевна-

воспитатель






г. Нижний Новгород

2015г.



Пояснительная запискапппппппзапискаПппПП

ППппппппппппппппппппппппппп

Одним из главных направлений модернизации российской образовательной системы, выделенных в Национальной образовательной инициативе «Наша

новая школа», является переход на новые образовательные стандарты. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития цивилизации в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования и воспитания становятся одной из ключевых задач реформирования системы общего образования. Образование в интересах устойчивого развития формируется в качестве обширной и всеобъёмлющей парадигмы, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы.

В настоящее время ощущается настоятельная потребность трансформации традиционного экологического образования в направлении становления образования для устойчивого развития, учитывая обновление системы общего образования в соответствии стребованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стандартов второгопоколения.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.

Актуальность программы. Данная программа является актуальной и востребованной так как

  • Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.

  • Углубляет знания по разделам биологии,географии,ОБЖ

  • Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.

В ФГОСООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от традиционного обучения (трансляции экологических знаний) к экологически ориентированной модели (формированию экомышления у обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни), в основе которой лежат междисциплинарные знания, базирующиеся на реализации комплексного

подхода к развитию общества, экономики и окружающей среды.

В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениямии через организацию внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-

нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование.

Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы). Для эффективной и качественной организации образовательного процесса программы внеурочной деятельности экологической на-правленности составляются на основе изучения общих вопросов устойчивого развития, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической, географической и социально-экономической среды, способствующих развитию экологической компетенции и экологической культуры обучающихся. Фактически,

внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору дальнейшего направления рофессионального обучения.

Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Важным аспектом реализации внеурочной деятельности экологической направленности, в направлении «образования для устойчивого развития», является его технологическая реализация.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний об экологических проблемах к практико-ориентированному образовательному процессу, направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.

Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательная программа «Родничок» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с примерными образовательными программами по предметным областям «Биология», «География» и «ОБЖ».

Новизна программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «Родничок» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:

познавательный,

нормативный,

ценностный,

эмоционально-эстетический,

деятельностный,

креативный.

Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления обучающихся, творческого применения экосистемной познавательной модели и ценностных ориентаций на устойчивое развитие, определяющих экологическую культуру личности обучающегося.

Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающей одним из главных направлений в образовательном процессе современной школы в условиях введения

ФГОС.


Цели и задачи программы внеурочной деятельности экологической направленности «Родничок» для обучающихся 5-х классов


Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

Задачи программы

Образовательные:

  • Сформировать основные понятия экологии.

  • Сформировать систему знаний об экологических факторах, адаптациях живых организмов по отношению к ним и экологических группах.

  • Сформировать представление о классификации живых организмов.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.

  • сформировать навыки исследовательской деятельности.

  • Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.

  • Развивать творческие способности школьников и их лидерские качества путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.







РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • овладение, на уровне общего образования, законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Метапредметные результаты освоения программы основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовывать свою деятельность;

  • определять её цели и задачи;

  • выбирать средства и применять их на практике;

  • оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • называть методы изучения применяемые в экологии;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • понимать смысл биологических терминов;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.

Содержание программы

Образовательная программа внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «Родничок» рассчитана на 35часов. Недельная нагрузка – 1 час

Психофизиологические и возрастные особенности детей:

Программа рассчитана на возраст учащихся 5 классов. В этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать разнообразную информацию, у них активно происходит процесс мышления и интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому на теоретическую часть программы отводится большая часть времени. Особенно активна словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами (абстрактно-логическое мышление в сочетании со зрительной памятью). Поэтому на практическую и экскурсионную части также отводится достаточно времени. В данном возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению каких-либо практических действий. Практические занятия позволяют сформировать необходимые первичные практические умения и навыки, которые ребята смогут в дальнейшем применять при самостоятельной работе с научной литературой и постановке экспериментов. Поэтому на самостоятельную работу отводится достаточное количества часов. Каждый ребенок в группе индивидуален. Все дети активны, внимательны, любознательны, с хорошим творческим воображением. Развита мелкая моторика. Учащиеся коммуникабельны.

Программа выполняет следующие функции:

  1. Образовательную.

  2. Культурообразующую.

Основное содержание образовательной программы включает 4 тематических блока: введение в экологию, растения, животные, человек

  • при организации образовательного процесса большое внимание уделяется проведению опытов, практических работ и лабораторных практикумов, соответствующих изучаемому разделу.

  • отдельный семинар в каждом блоке посвящен проблемам регионального значения и изучению природных богатств Нжегородской области.

  • После завершения изучения каждого из блоков проводятся тематические акции, а также выделяется время на организацию и проведение индивидуальных и коллективных исследований обучающихся.

  • Итоговой формой контроля полученных знаний и умений выступает олимпиада «Зеленая планета» и конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас».

Последовательность реализации программ по экологии будет следующей:






5

Класс Введение в экологию

Введение в экологию

35 ч

6

Класс Растения

Экология растений

35 ч

7

Класс Животные

Экология животных

35 ч

8

Класс Человек

Экология человека.

Культура здоровья

35 ч











Основные требования к знаниям и умениям

обучающиеся должны знать:

  • Основные понятия экологии.

  • Классификацию растений и животных.

  • Действие каждого из изучаемых факторов на живые организмы, в том числе культурные; экологические группы растений по отношению к различным факторам у культурных растений;

  • Определять экологические и биологические особенности живых организмов. Знать флору и фауну Нижегородской области.

  • Последствия техногенного загрязнения и вмешательства человека в законы природы.

  • Влияние вредных привычек на организм человека.

обучающиеся должны уметь:

  • Проводить простейшие эксперименты самостоятельно, более сложные под руководством педагога.

  • Самостоятельно работать литературой.

  • Проводить наблюдения, фиксировать результаты, доносить их до аудитории.

  • Определять адаптации и принадлежность живых организмов к определенным экологическим группам.

  • Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Этапы реализаци программыи :

  • Организационно-подготовительный.

  • Основной. Учащиеся выполняют творческие задания.

  • Осуществляют практическое знакомство с природой родного края через проведение экскурсий, викторин, конкурсов.

  • Итоговый. Подводятся итоги выполнения творческих заданий.

Формы занятий:

  • Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов, проектов

  • Групповая - при проведении обучающих семинаров и практических работ; практических занятий, наблюдений.

  • Фронтальная - при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин, игр, конкурсов, олимпиад; экологических акций и праздников; выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебныхисследований со сверстниками.


Используемые формы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Методы занятий:

  • словесные: рассказ, беседа.

  • наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).

  • использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.

  • практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);

  • иллюстративное обучение;

  • интерактивное обучение;

  • проектное обучение.

Виды занятий:

  1. Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.

  2. Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.

  3. Практические занятия - используется при изучении и освоении методик по размножению и выращиванию культурных растений.

  4. Игровая форма- проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.

Условия реализации программы.

Методическое обеспечение:

  • Материалы для бесед.

  • Библиотека экологической литературы.

  • Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений, аквариум с рыбками и моллюсками).

  • Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).


Ресурсное обеспечение.

  • Помещение для индивидуальных и групповых занятий.

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор.

  • Диски.

Календарно – тематическое планирование по экологии 5 класс

Тема занятия

Тип занятия

Дата

1

Введение в экологию.

Презентация

7.09

2

Виды экологических проблем

Презентация

7.09

3

Вода-чудо природы.

Презентация

14.09

4

Лес – важнейший фактор экологического равновесия.

Презентация

21.09

5

Правила поведения в лесу.

Презентация-игра

28.09

6

Правила сбора лесных растений и грибов.

Практикум №1

5.10

7

Пожар – экологическое бедствие.

Презентация

12.10

8

Лекарственные растения в жизни человека.

Семинар-практикум

19.10

9

Ядовитые растения и человек.

Презентация

26.10

10

Опустынивание.

Лекция

9.11

11

Влияние человека на загрязнение морей и океанов.

Презентация

16.11


12

Проблемы рек.

Пректы

23.11

13

Проблемы загрязнения озер. Байкал.

Презентация

30.11

14

Проблемы Озера Светлояр и Вадского озера

Презентация (видео)

7.12

15

Кислотные дожди.

Презентация

14.12

16

Проблема утилизации бытовых отходов.

Лекция - Презентация

21.12


17

Зоопарки. Значение зоопарков.

Лекция

11.01

18

Человек – часть живой природы.

Беседа+ презентация

18.01

19



Мир моими глазами

Практкум №2(Эмблема экологических проблем)

25.01


20

Итоговое занятие по теме « Человек и природа»

Игра-путешествие Чудесный лес»

1.02

21

История создания ООПТ.

Презентация

8.02

22

Законы об охране природы.

Презентация-лекция

15.02

23

Заповедники.

Презентация

29.02

24

Заказники

Презентация

14.03

25

Ичалковский заказник

Лекция-презентация

21.03

26

Национальные парки и памятники природы.

Презентация

21.03

27

История создания Красной книги

Беседа-презентация

4.04

28

Растения Красной книги

Презентация

11.04

29

Животные Красной книги

Презентация

11.04

30

Моя Красная книга».

Проект- Практикум

18.04

31

«Что я могу сделать полезного для своей планеты?»

Проект

18.04

32

Операция « Зеленый Дом»

Практикум №3

25.04

33


Обобщение по теме

« Охрана природы»

Олимпиада «Зеленая планета»


16.05

34

Обобщающее итоговое занятие урок по программе

Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас».

23.05

Итого:

34 часа + 1 ч. Резервное время












Список литературы

для учителя:

1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И . География. Начальный курс. 5 класс. Учебник ФГОС 2015г.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

3. Зверев В.П.Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

4. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

5. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое

пособие в 3 ч. – Ч. I / Н. Э. Касаткина [и др.]; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово,

2011. – 91 с.

6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /А. М. Кондаков [и др.]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.

7. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. −

№ 2. – С. 16 – 29.

9. Латчук В.Н. Кузнецов М. Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Учебник ФГОС 2014г.

10. Литвинович А.С., Дегбер С.В. Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

12. Сонин Н.И., Плешаков А.А.. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник. ФГОС ДрофаС.А. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г

13. Шипунова И.П. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

14. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М.: Смысл,

для учащихся:

1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.

2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.

3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684

М.Х.Левитман. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.

4. Красная книга РФ.

5. Н.Ф.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение».

6. Тингусов А.Д. Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994г

7. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, "Академия развития", 1997г.

8. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.

Электронные издания:

  1. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

  2. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

  3. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2014 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

  5. Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).

http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).

http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей.  "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).

http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).

http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).

 http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).

http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).

http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).

ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).

http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").

http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).

http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).  

http://ecoportal.ru/ (ECOportal.ru Всероссийский экологический портал )




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа воспитания "Родничок"

Автор: Зареева Наталья Николаевна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 305838

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(32) "proghramma-kruzhka-rodnoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "277924"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453021584"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "рабочая программа кружка "Родное слово""
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaiaproghrammakruzhkarodnoieslovo"
    ["file_id"] => string(6) "278314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453053580"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Рабочая программа «Моё родное село» Нравственно-патриотическое развитие детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(123) "rabochaia-proghramma-moio-rodnoie-sielo-nravstvienno-patriotichieskoie-razvitiie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "264262"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449676002"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа «Край родной, навек любимый!» "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-krai-rodnoi-naviek-liubimyi"
    ["file_id"] => string(6) "205881"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430049785"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по родному русскому языку"
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_programma_po_rodnomu_russkomu_iazyku_2"
    ["file_id"] => string(6) "614871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1665632047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства