Дополнительная образовательная программа "Родничок" направлена на формирование экологической культуры личности обучающихся младших классов. В программе имеется пояснительная записка, в котороой раскравается актуальность, цель и задачи программы, планируемые результаты в соответствии с ФГОС, представлен диагностический инструментарий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания "Родничок"»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА Н.НОВГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САНАТОРНО-ЛЕСНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю» « Согласовано»
Директор школы: зам. директора по УВР
________ «__»__2015г _______ «___»___2015г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
Кружка по формированию экологической культуры
«Родничок»
603144 Нижний Новгород ИНН 5261036191 КПП 526101001
Анкундиновское шоссе,24
Тел: (831) 465-01-02
e-mailsanlesnaya@mail.ru
sanlesnaya.ru
Направленность: общекультурная
Возраст 10-12 лет
Срок реализации: 1год
Составитель: Зареева Наталья Николаевна-
воспитатель
г. Нижний Новгород
2015г.
Пояснительная запискапппппппзапискаПппПП
ППппппппппппппппппппппппппп
Одним из главных направлений модернизации российской образовательной системы, выделенных в Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа», является переход на новые образовательные стандарты. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития цивилизации в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования и воспитания становятся одной из ключевых задач реформирования системы общего образования. Образование в интересах устойчивого развития формируется в качестве обширной и всеобъёмлющей парадигмы, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы.
В настоящее время ощущается настоятельная потребность трансформации традиционного экологического образования в направлении становления образования для устойчивого развития, учитывая обновление системы общего образования в соответствии стребованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стандартов второгопоколения.
В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.
Актуальность программы. Данная программа является актуальной и востребованной так как
Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.
Углубляет знания по разделам биологии,географии,ОБЖ
Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
В ФГОСООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от традиционного обучения (трансляции экологических знаний) к экологически ориентированной модели (формированию экомышления у обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни), в основе которой лежат междисциплинарные знания, базирующиеся на реализации комплексного
подхода к развитию общества, экономики и окружающей среды.
В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениямии через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-
нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование.
Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы). Для эффективной и качественной организации образовательного процесса программы внеурочной деятельности экологической на-правленности составляются на основе изучения общих вопросов устойчивого развития, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической, географической и социально-экономической среды, способствующих развитию экологической компетенции и экологической культуры обучающихся. Фактически,
внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору дальнейшего направления рофессионального обучения.
Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Важным аспектом реализации внеурочной деятельности экологической направленности, в направлении «образования для устойчивого развития», является его технологическая реализация.
В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний об экологических проблемах к практико-ориентированному образовательному процессу, направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприроднойсреде.
Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательная программа «Родничок» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с примерными образовательными программами по предметным областям «Биология», «География» и «ОБЖ».
Новизна программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «Родничок» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:
познавательный,
нормативный,
ценностный,
эмоционально-эстетический,
деятельностный,
креативный.
Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления обучающихся, творческого применения экосистемной познавательной модели и ценностных ориентаций на устойчивое развитие, определяющих экологическую культуру личности обучающегося.
Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающей одним из главных направлений в образовательном процессе современной школы в условиях введения
ФГОС.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности экологической направленности «Родничок» для обучающихся 5-х классов
Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачи программы
Образовательные:
Сформировать основные понятия экологии.
Сформировать систему знаний об экологических факторах, адаптациях живых организмов по отношению к ним и экологических группах.
Сформировать представление о классификации живых организмов.
Развивающие:
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.
сформировать навыки исследовательской деятельности.
Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.
Развивать творческие способности школьников и их лидерские качества путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
овладение, на уровне общего образования, законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Метапредметные результаты освоения программы основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
называть методы изучения применяемые в экологии;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
определять основные органы растений (части клетки);
понимать смысл биологических терминов;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Содержание программы
Образовательная программа внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «Родничок» рассчитана на 35часов. Недельная нагрузка – 1 час
Психофизиологические и возрастные особенности детей:
Программа рассчитана на возраст учащихся 5 классов. В этом возрасте учащиеся обладают способностью активно усваивать разнообразную информацию, у них активно происходит процесс мышления и интерес к познанию окружающего мира. Именно поэтому на теоретическую часть программы отводится большая часть времени. Особенно активна словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами (абстрактно-логическое мышление в сочетании со зрительной памятью). Поэтому на практическую и экскурсионную части также отводится достаточно времени. В данном возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению каких-либо практических действий. Практические занятия позволяют сформировать необходимые первичные практические умения и навыки, которые ребята смогут в дальнейшем применять при самостоятельной работе с научной литературой и постановке экспериментов. Поэтому на самостоятельную работу отводится достаточное количества часов. Каждый ребенок в группе индивидуален. Все дети активны, внимательны, любознательны, с хорошим творческим воображением. Развита мелкая моторика. Учащиеся коммуникабельны.
Программа выполняет следующие функции:
Образовательную.
Культурообразующую.
Основное содержание образовательной программы включает 4 тематических блока: введение в экологию, растения, животные, человек
при организации образовательного процесса большое внимание уделяется проведению опытов, практических работ и лабораторных практикумов, соответствующих изучаемому разделу.
отдельный семинар в каждом блоке посвящен проблемам регионального значения и изучению природных богатств Нжегородской области.
После завершения изучения каждого из блоков проводятся тематические акции, а также выделяется время на организацию и проведение индивидуальных и коллективных исследований обучающихся.
Итоговой формой контроля полученных знаний и умений выступает олимпиада «Зеленая планета» и конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас».
Последовательность реализации программ по экологии будет следующей:
5
Класс Введение в экологию
Введение в экологию
35 ч
6
Класс Растения
Экология растений
35 ч
7
Класс Животные
Экология животных
35 ч
8
Класс Человек
Экология человека.
Культура здоровья
35 ч
Основные требования к знаниям и умениям
обучающиеся должны знать:
Основные понятия экологии.
Классификацию растений и животных.
Действие каждого из изучаемых факторов на живые организмы, в том числе культурные; экологические группы растений по отношению к различным факторам у культурных растений;
Определять экологические и биологические особенности живых организмов. Знать флору и фауну Нижегородской области.
Последствия техногенного загрязнения и вмешательства человека в законы природы.
Влияние вредных привычек на организм человека.
обучающиеся должны уметь:
Проводить простейшие эксперименты самостоятельно, более сложные под руководством педагога.
Самостоятельно работать литературой.
Проводить наблюдения, фиксировать результаты, доносить их до аудитории.
Определять адаптации и принадлежность живых организмов к определенным экологическим группам.
Сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
Этапы реализаци программыи :
Организационно-подготовительный.
Основной. Учащиеся выполняют творческие задания.
Осуществляют практическое знакомство с природой родного края через проведение экскурсий, викторин, конкурсов.
Итоговый. Подводятся итоги выполнения творческих заданий.
Формы занятий:
Индивидуальная - при проведении отдельными кружковцами экспериментов, подготовке докладов, рефератов, проектов
Групповая - при проведении обучающих семинаров и практических работ; практических занятий, наблюдений.
Фронтальная - при изучении новой темы, проведения контроля над уровнем усвоения знаний, экскурсий, викторин, игр, конкурсов, олимпиад; экологических акций и праздников; выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебныхисследований со сверстниками.
Используемые формы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Методы занятий:
словесные: рассказ, беседа.
наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).
использование наглядных методов (показ, демонстрация) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.
практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);
иллюстративное обучение;
интерактивное обучение;
проектное обучение.
Виды занятий:
Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.
Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.
Практические занятия - используется при изучении и освоении методик по размножению и выращиванию культурных растений.
Игровая форма- проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Условия реализации программы.
Методическое обеспечение:
Материалы для бесед.
Библиотека экологической литературы.
Наглядные пособия (комплекты таблиц по ботаники и зоологии, карта происхождения культурных растений, микроскопы, предметные и покровные стекла, лупы, лейки, секаторы, коллекция неорганических удобрений, коллекция комнатных растений, аквариум с рыбками и моллюсками).
Раздаточный материал (гербарии растений, наборы открыток, фотографий из жизни растений и животных, ватман, фломастеры, карандаши).
Ресурсное обеспечение.
Помещение для индивидуальных и групповых занятий.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Диски.
Календарно – тематическое планирование по экологии 5 класс
№
Тема занятия
Тип занятия
Дата
1
Введение в экологию.
Презентация
7.09
2
Виды экологических проблем
Презентация
7.09
3
Вода-чудо природы.
Презентация
14.09
4
Лес – важнейший фактор экологического равновесия.
Презентация
21.09
5
Правила поведения в лесу.
Презентация-игра
28.09
6
Правила сбора лесных растений и грибов.
Практикум №1
5.10
7
Пожар – экологическое бедствие.
Презентация
12.10
8
Лекарственные растения в жизни человека.
Семинар-практикум
19.10
9
Ядовитые растения и человек.
Презентация
26.10
10
Опустынивание.
Лекция
9.11
11
Влияние человека на загрязнение морей и океанов.
Презентация
16.11
12
Проблемы рек.
Пректы
23.11
13
Проблемы загрязнения озер. Байкал.
Презентация
30.11
14
Проблемы Озера Светлояр и Вадского озера
Презентация (видео)
7.12
15
Кислотные дожди.
Презентация
14.12
16
Проблема утилизации бытовых отходов.
Лекция - Презентация
21.12
17
Зоопарки. Значение зоопарков.
Лекция
11.01
18
Человек – часть живой природы.
Беседа+ презентация
18.01
19
Мир моими глазами
Практкум №2(Эмблема экологических проблем)
25.01
20
Итоговое занятие по теме « Человек и природа»
Игра-путешествие Чудесный лес»
1.02
21
История создания ООПТ.
Презентация
8.02
22
Законы об охране природы.
Презентация-лекция
15.02
23
Заповедники.
Презентация
29.02
24
Заказники
Презентация
14.03
25
Ичалковский заказник
Лекция-презентация
21.03
26
Национальные парки и памятники природы.
Презентация
21.03
27
История создания Красной книги
Беседа-презентация
4.04
28
Растения Красной книги
Презентация
11.04
29
Животные Красной книги
Презентация
11.04
30
Моя Красная книга».
Проект- Практикум
18.04
31
«Что я могу сделать полезного для своей планеты?»
Проект
18.04
32
Операция « Зеленый Дом»
Практикум №3
25.04
33
Обобщение по теме
« Охрана природы»
Олимпиада «Зеленая планета»
16.05
34
Обобщающее итоговое занятие урок по программе
Конференция исследовательских и проектных работ обучающихся «МЫ в экомире – ЭКОмир вокруг нас».
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
3. Зверев В.П.Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
4. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
5. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое
пособие в 3 ч. – Ч. I / Н. Э. Касаткина [и др.]; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово,
2011. – 91 с.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /А. М. Кондаков [и др.]; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с.
7. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
8. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. −
№ 2. – С. 16 – 29.
9. Латчук В.Н. Кузнецов М. Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Учебник ФГОС 2014г.
10. Литвинович А.С., Дегбер С.В. Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
12. Сонин Н.И., Плешаков А.А.. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Учебник. ФГОС ДрофаС.А. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
13. Шипунова И.П. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
14. Ясвин В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. – М.: Смысл,
для учащихся:
1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Москва, "Академия развития" 1998г.
3. Биология. Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 1994.-С.92-684
М.Х.Левитман. Экология - предмет: интересно или нет. С-Петербург, "Союз", 1998г.
6. Тингусов А.Д. Тропой природных достопримечательностей. Новосибирск, 1994г
7. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль, "Академия развития", 1997г.
8. Я познаю мир: Дет. энцикл. Экология / Авт. Сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. – 430 с.
Электронные издания:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2014 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
http://www.aseko.org/ (На сайте представлены русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития).
http://www.ecosafe.nw.ru/ (Учебный сайт по теме охраны окружающей среды).
http://shcol778.narod.ru/ ( На сайте московской школы N 778 представленны дистанционные уроки, информация о школе, работы учащихся и учителей. "Копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания).
http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html ( Ресурс содержит систематизированные материалы, подготовленные учреждениями экологического образования Ярославской области: информационные страницы, научно-педагогическую и практическую информацию, гипертекстовые учебники др.).
http://www.aseko.spb.ru/index.htm (Ресурс, посвященный развитию экологического образования и концепции "устойчивого развития" в России).
http://members.dencity.com/ecoclub/ (Познавательный сайт, для детей и взрослых; содержит исследования экологии Красноярского края).
http://www.biodat.ru/ 9 BioDat - это портал в Интернете, созданный Проектом ГЭФ ""Сохранение биоразнообразия"", для информационной кооперации в сфере охраны живой природы России).
http://www.ecoanalysis.orc.ru (Сборник ресурсов. Анализы воды и почвы. Редкие экологические статьи и ссылки, карты загрязнения).
ttp://www.ecolife.org.ua (Данные по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, книги, журналы и статьи, экологическое законодательство, база данных по фондам, рефераты по экологии, ссылки).
http://zelenyshluz.narod.ru/index-2.html (Путеводитель по экологическим ресурсам "Зеленый шлюз").
http://oopt.info/ (Особо охраняемые природные территории России).
http://list.priroda.ru (Каталог Интернет-сайтов о природных ресурсах и экологии).