Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному русскому языку»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Барабинского района
МКОУ Новочановская СОШ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Атуева М.Э. Женгульдинова И.А.
Протокол № от "" г.
Приказ № от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4191941)
учебного предмета
«Родной язык (русский)»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Андронова Виктория Леонидовна
учитель начальных классов
с. Новочановское 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико- ориентированный характер.
Задачамиданного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини- исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» в 1 классе рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ1.РУССКИЙЯЗЫК:ПРОШЛОЕИНАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально- культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.);
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.). Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектноезадание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливопопросить? Как похвалитьтоварища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения в1классеобучающийся научится:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименованиеразделовитемпрограммы
Количествочасов
Датаизучения
Видыдеятельности
Виды,формыконтроля
Электронные(цифровые)образовательныересурсы
всего
контрольныеработы
практическиеработы
Раздел1.Секретыречиитекста
1.1.
Общение. Устная и письменная речь.
1
0
0
13.01.2023
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций и текста учебника,в ходе которого учащиеся определяют, когда, с какой целью, в какихситуациях люди пользуются речью; Коллективное формулированиевывода о непосредственном речевом сопровождении всех видов деятельности человека;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
1.2.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
1
0
0
20.01.2023
Работа с иллюстрациями учебника Беседа о видах речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо); Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевойдеятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным;
Работа с книгой;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
1.3.
Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; использование в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.
1
0
0
27.01.2023
Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлениюо важности внимательного, вдумчивого отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций учебника, направленный на осмысление роли мимики и жестов в общении людей;
Обсуждение распространенных, часто используемых жестов, которыесопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия, прощания,согласия, одобрения и др.), их роли, ситуаций, когда люди к нимприбегают; Работа в паре: выполнение игровых упражнений, направленных наосмысление роли, места мимики и жестов в человеческом общении,умение распознавать настроение, чувства человека по его мимике;
Анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формулречевого этикета ;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
1.4.
Имена в малых жанрах фольклора
0.5
0
0
03.02.2023
Комментирование значений пословиц о силе слова;
Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлениюо важности внимательного, вдумчивого отношения к слову;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
1.5.
Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание.
0.5
0
0
Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлениюо важности внимательного, вдумчивого отношения к слову;
Учебный диалог на основе анализа иллюстраций учебника, направленный на осмысление роли мимики и жестов в общении людей;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
Итого по разделу:
4
Раздел2.Языквдействии
2.1.
Роль логического уадрения.
1
0
0
10.02.2023
Коллективное формулирование вывода о том, что логическое ударениев предложении может падать на разные слова;
Практическая работа: закрепление умения выделять голосом определённое слово, отработка навыка внимательного восприятия текста(на слух или при самостоятельном чтении);
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
2.2.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
1
0
0
17.02.2023
Практическая работа: закрепление умения выделять голосом определённое слово, отработка навыка внимательного восприятия текста(на слух или при самостоятельном чтении);
Работа в парах (или в группах): нахождение места логического ударения в предложении в зависимости от контекста;
Наблюдение за текстами стихотворений: задача
«услышать» звукстихотворения, который поэты создают, используя звукопись; Рассказ учителя о том, что такое звукопись, что лежит в ее основеи для чего писатели прибегают к этому приему; Практическая работа: анализ стихотворения, объяснение, какуюфункцию в нем выполняет игра со звуками;
Творческое задание: составление рассказа на основе личного жизненного опыта; Учебный диалог, направленный на анализ текста стихотворения; Коллективное формулирование вывода о том, что игра со звукамипомогает передать характер героя; Самостоятельная работа: нахождение приема звукописи в тексте,выбор правильной интонации и темпа при выразительном прочтениистихотворения;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
2.3.
Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов. Смыслоразличительная роль ударения.
1
0
0
03.03.2023
Работа в парах (или в группах): нахождение места логического ударения в предложении в зависимости от контекста;
Наблюдение за текстами стихотворений: задача
«услышать» звукстихотворения, который поэты создают, используя звукопись;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
2.4.
Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов.
1
1
0
10.03.2023
Практическая работа: анализ стихотворения, объяснение, какуюфункцию в нем выполняет игра со звуками;
Творческое задание: составление рассказа на основе личного жизненного опыта; Учебный диалог, направленный на анализ текста стихотворения;
Письменный контроль;
Яндекс. Учебник
Итого по разделу:
4
Раздел3.Русскийязык:прошлоеинастоящее
3.1.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с письменностью.
Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приёмы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
2
0
0
17.03.2023
24.03.2023
Работа с иллюстрациями учебника: нахождение различий оформления текста в древней рукописи и в современном тексте; Рассказ учителяо том, что такое буквица, демонстрация различных вариантов ее оформления в древних книгах, рассказ об истории выражения
«красная строка»; Самостоятельная работа: найти современные книги, где воспроизводится традиция украшать первую букву на странице;
Организация книжной выставки: демонстрация современных книг, в которых красиво украшена первая буква на странице; Практическая работа: оформление буквиц и заставок;
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
3.2.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
2
0
0
07.04.2023
14.04.2023
Групповая работа, направленная на анализ текста, уточнение значениявыделенных слов;
Уточнение значения слов, обозначающих жилища людей, с помощьюсловарной статьи наглядного словаря учебника;
Работа с книгой: совмещение зрительной и вербальной информации,уточнение лексического значения слов, соотнесение иллюстрации итекстового описания;
Упражнение: сравнение словесного описания терема в стихотворениис иллюстрацией, нахождение отличий; Знакомство с
Устный опрос;
Яндекс. Учебник
лексическим значением слов, обозначающих части домов;
Работа с книгой: знакомство с историей выражения «без сучка, беззадоринки» ; Учебный диалог: обсуждение ситуаций, в которых уместно употребить это выражение;
Творческое задание: придумать собственную ситуацию, в которой уместно употребить фразеологизм;
Учебный диалог, направленный на анализ текста сказки, уточнениелексического значения слов кузовок, хоромы;
Творческое задание по сочинению продолжения сказки;
Учебный диалог, направленный на выявление понимания значенияслов горница, светёлка, светлица, сени, чулан, каморка; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова;
3.3.
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики. Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа.
4
0
2
21.04.2023
12.05.2023
Учебный диалог о словах, называющих старинную одежду Обсуждение текстов загадок, анализ особенностей их построения, уточнение лексического значения использованных в них слов и выражений; Использование словарных статей учебника для определения лексического значения слова;
Практическая работа;
Яндекс. Учебник
Итого по разделу:
8
Раздел4.Секретыречиитекста
4.1.
Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. Составление текстов. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных фактов.
1
1
0
19.05.2023
Работа с книгой: чтение и сравнение текстов; Беседа по вопросамк тексту, определение цели создания и особенностей каждого текста; Групповая творческая работа: подготовка рассказа о дожде, ливне,грозе с опорой на прочитанные тексты; Использование словарных статей учебника для уточнения лексического значения слов;
Наблюдение за использованием слов и выражений для описанияразличных явлений природы в текстах;
Письменный контроль;
Яндекс. Учебник
Итого по разделу:
1
Резервное время
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
2
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Темаурока
Количествочасов
Датаизучения
Виды,формыконтроля
всего
контрольныеработы
практическиеработы
1.
Как люди общаются друг сдругом. Общение. Устная иписьменная речь.
1
0
0
13.01.2023
Устный опрос;
2.
Вежливые слова. Какприветствовать взрослогои сверстника? Как вежливопопросить? Как люди приветствуютдруг друга.
1
0
0
20.01.2023
Устный опрос;
3.
Зачем людям имена. Спрашиваем и отвечаем.
1
0
0
27.01.2023
Устный опрос;
4.
Цели и виды вопросов(вопрос-уточнение, вопроскак запрос на новоесодержание).
1
0
0
03.02.2023
Устный опрос;
5.
Выделяем голосом важныеслова.Ударение. Роль логическогоударения. Как можно играть звуками.
1
0
0
10.02.2023
Устный опрос;
6.
Звукопись в стихотворномхудожественном тексте. Где поставить ударение?
Смыслоразличительнаяроль ударения
1
0
0
17.02.2023
Устный опрос;
7.
Как сочетаются слова. Наблюдение засочетаемостью слов.
1
0
0
03.03.2023
Устный опрос;
8.
Обобщение попройденному разделу. Тест по разделу
«Язык вдействии»
1
1
0
10.03.2023
Письменный контроль;
9.
Как писали в старину. Оформления книг вДревней Руси.
1
0
0
17.03.2023
Устный опрос;
10.
Об истории русскойписьменности.
1
0
0
24.03.2023
Устный опрос;
11.
Дом в старину: что какназывалось. Слова, обозначающиепредметы традиционногорусского быта
1
0
0
07.04.2023
Устный опрос;
12.
Дом в старину: землянка,изба, терем, палаты. Дом в старину: горница,светёлка, светлица.
1
0
0
14.04.2023
Устный опрос;
13.
Во что одевались встарину: кафтан, кушак,рубаха, сарафан, лапти и т.д.
1
0
0
21.04.2023
Устный опрос;
14.
Русские народныекостюмы на картинахрусских художников.